Напоминание

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»


Автор: Мавлютова Альбина Фанисовна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 им. 70 летия нефти Татарстана"
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лесно-Калейкинская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

«Принято»

Педагогическим советом

протокол № ____ от _______ августа 20______г.

Введено приказом от _____ августа 20______г.

Директор МБОУ «Лесно-Калейкинская СОШ»

_____________ / Злобина Ф.Л. /

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

(для детей 11-14 лет, количество часов в неделю – 1, в год – 35)

Составитель: Мавлютова Альбина Фанисовна

Согласовано

Зам.директора ____________ / Тимофеева М.Н./ от «______»________________20______ г.

.

(подпись)

Рассмотрено

На заседании МО, протокол от _____ ______ 20____ №_____

Руководитель МО ____________ / Яковлева С.В./ от «____»________________20_______г.

.

(подпись)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

действие в соответствии с этическими нормами поведения;

формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные

Познавательные:

знание основных видов логических задач и способов их решения;

знание основных приёмов мнемотехники;

умение выявлять закономерности, проводить сравнение, аналогию, классификацию, сравнение и обобщение;

познание основ реализации проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться давать оценку собственной деятельности и работе других.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других, оформив мысль в устной и письменной форме;

слушать и понимать собеседника;

договариваться о правилах коммуникации и поведения, следовать им;

учиться выполнять определённую роль в группе единомышленников;

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Развитие интеллектуальных

1.1. Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта.

Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее общее –

частное ( в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий.

Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово

(родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания, развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины

и следствия. Установление причинно-следственых связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявления сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка,

противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным

признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия.

Умение проводить аналогии. Развивающие игры

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам.

Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы

деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении

доказательству. Практические задания, развивающие игры.

Закономерность.

Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах

(аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-

2

следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий,

близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных

предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие

смысл предложений.

Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнения. Уяснение содержание текста. Смысловые

сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания,

развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла.

Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания, развивающие

игры.

1.2. Развиваем творческое мышление

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и

методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания, развивающие игры.

Воображение.

Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ.

Ассоциации. Приемы развития: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками

и т.д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по

заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей

пространственных фигур. Практические задания, развивающие игры.

Оценка явление и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть

положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций:

мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории

возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к

решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм

его применения. Практические задания, развивающие игры.

3

Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм

применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогия; сущность метода. Использование

данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций:

условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода.

Практические задания,

развивающие игры.

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Коли-

чество

часов

Дата проведения

Содержание

По плану

По факту

1

Секреты и методы

творчества

2

Как развивать творческие способности. Практические задания,

развивающие игры

2

3

Поиск закономерностей

2

Поиск закономерностей. Представление законо-

мерностей в различных видах.

Практические задания, развивающие игры

4

5

Логические цепочки

2

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений

между понятиями. Сравнение. Аналогия

6

7

Логические цепочки.

Причинно-следственные

связи

2

Установление причинно - следственных связей. Логические

рассуждения. Умозаключения. Практические задания,

развивающие игры

8

9

Как решать изобретательские

задачи

2

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем.

Мозговой штурм. Практикум изобретателя

10

11

Мы наблюдатели.

Развитие наблюдательности

2

Тренинг внимания.

Умение быть наблюдательным.

Правила наблюдения

12

13

Развитие воображения

2

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по

вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи

14

15

Учимся оценивать и

применять альтернативные

стратегии действия

1

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение,

действие

5

16

Изобретательское

творчество

2

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред

Нобель.

Практические задания, развивающие игры

17

18

Методы решения

Изобретательских задач.

Метод разрешения

противо

речий

2

Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок.

Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и

противоположные функции предметов.

Практические задания, развивающие игры

19

20

Решение задач методом

разрешения

противоречий

1

Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски,

предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки»,

приём «наоборот». Практические задания, развивающие игры

21

Решение задач методом

разрешения противоречий

1

Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве,

в воздействии.

Практические задания, развивающие игры

22

Творчество и фантастика

2

Что такое фантастика. Фантастика в литературных

произведениях. Изобретательские приёмы в литературных

произведениях

23

24

Методы решения творческих

задач

2

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод

25

26

Методы решения творческих

задач: преобразование

свойств

1

Метод преобразования свойств: сущность метода.

Практические задания, развивающие игры

27

Методы решения творческих

задач: метод фокальных

объектов

1

Метод фокальных объектов: сущность метода. Практические

задания, развивающие игры

28

Методы решения творческих

задач: идеальный конечный

результат

2

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения

творческих задач. Практические задания, развивающие игры

29

30

Методы решения творческих

задач: морфологический

ящик

2

Метод морфологического ящика: сущность метода

31

6

32

Решение творческих задач

2

Творческие задачи

(проводятся по задачам, предложенным учащимися)

34

35

Резерв

1

7



В раздел образования