Автор: Мазанова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Большеболдинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Большое Болдино, Нижегородская область
Наименование материала: презентация педагогического опыта
Тема: Игровые технологии в развитии речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
«Игровые
технологии
в
развитии
речевого
общения
у
старших
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи»
Выполнила:
Учитель-логопед
МБДОУ
Большеболдинского
детского
сада
«Солнышко»
Мазанова
Елена
Николаевна
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Актуальность
Речь- это средство общения и орудие мышления
Речь- это средство общения и орудие мышления
Дети с общим недоразвитием речи имеют особые сложности в
плане
речевого
общения,
формирования
коммуникативной
компетентности
Дети с общим недоразвитием речи имеют особые сложности в
плане
речевого
общения,
формирования
коммуникативной
компетентности
В
решении
задач
развития
речевого
общения
главное
место
принадлежит игре – основному виду деятельности дошкольников
В
решении
задач
развития
речевого
общения
главное
место
принадлежит игре – основному виду деятельности дошкольников
Игра оказывает влияние на весь ход психического развития детей
и специфическое воздействие на становление речевого общения
Игра оказывает влияние на весь ход психического развития детей
и специфическое воздействие на становление речевого общения
Ребёнок, способный свободно вступать в общение, будет активен и
успешен в детском саду, а затем и в школе. Речь – самый простой и
самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная
наука и немалое искусство
Ребёнок, способный свободно вступать в общение, будет активен и
успешен в детском саду, а затем и в школе. Речь – самый простой и
самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная
наука и немалое искусство
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Цель работы: использование игровых технологий для
развития речевого общения у старших дошкольников с
ОНР, повышение их коммуникативной компетентности
Цель работы: использование игровых технологий для
развития речевого общения у старших дошкольников с
ОНР, повышение их коммуникативной компетентности
Задачи:
проанализировать методическую литературу по теме;
подобрать игровые технологии для развития у детей
речевого общения;
формировать у детей мотивацию и потребность в
речевом общении с окружающими;
формировать коммуникативные навыки;
формировать представления о правилах общения;
научить родителей использованию дома игр,
развивающих речевое общение.
Основные направления работы:
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Выявление уровня речевого общения
Методики:
1.«Методика для выявления уровня развития коммуникативной
деятельности детей 3-7 лет» М.И.Лисиной ( Выявление уровня
коммуникативной деятельности: 1) Ситуативно-деловое –совместная
игра; 2) Внеситуативно-познавательное – чтение книг; 3)
Внеситуативно-личностное-беседа).
Методы диагностики: - индивидуальное обследование с
использованием наглядного материала.
2. «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет» Е.П.Кольцовой, О.А.
Романович. – для диагностики речевого общения.
(Эмоциональность; Средства общения; Невербальные средства
общения; Речевое высказывание по сюжетным картинкам;
Монологическая речь- рассказ по серии картин; Связная речь –
пересказ сказки.)
Методы диагностики: - наблюдение за свободным общением детей
в играх, на прогулках, на занятиях.
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
По итогам диагностики были подобраны игровые технологии,
способствующие развитию у детей эмоциональности и интонационной
выразительности речи, словесно-логического мышления и повышению
уровня коммуникативности.
По итогам диагностики были подобраны игровые технологии,
способствующие развитию у детей эмоциональности и интонационной
выразительности речи, словесно-логического мышления и повышению
уровня коммуникативности.
Цель технологий:
развитие
речевого
общения
у
дошкольников
с
ОНР
посредством
формирования
коммуникатив ных
нав ыков
чере з
и н т е г р а ц и ю
образовательных областей и взаимодействия с семьями воспитанников
Цель технологий:
развитие
речевого
общения
у
дошкольников
с
ОНР
посредством
формирования
коммуникатив ных
нав ыков
чере з
и н т е г р а ц и ю
образовательных областей и взаимодействия с семьями воспитанников
Основные задачи технологий:
1
. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать детей способам конструктивного взаимодействия с окружающими
людьми.
3. Развивать способности детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию.
5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию
всех видов деятельности.
Основные задачи технологий:
1
. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать детей способам конструктивного взаимодействия с окружающими
людьми.
3. Развивать способности детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к сопереживанию.
5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию
всех видов деятельности.
Содержание коррекционной работы
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Направления коррекционной работы
I. научить детей воспринимать
и узнавать эмоциональное
состояние человека (игры
«Подбери картинку»,
«Выбери девочку»)
I. научить детей воспринимать
и узнавать эмоциональное
состояние человека (игры
«Подбери картинку»,
«Выбери девочку»)
II. научить детей использовать
невербальные средства
общения (игры «Через
стекло», «Магазин игрушек»)
II. научить детей использовать
невербальные средства
общения (игры «Через
стекло», «Магазин игрушек»)
IV. формировать представления
о правилах общения (беседа
«Зачем быть вежливым»,
игра «Волшебные слова»)
IV. формировать представления
о правилах общения (беседа
«Зачем быть вежливым»,
игра «Волшебные слова»)
III. развитие коммуникативных
способностей у детей с ОНР
(игра «Опиши друга», диалог
«День рождения»)
III. развитие коммуникативных
способностей у детей с ОНР
(игра «Опиши друга», диалог
«День рождения»)
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Правила проведения
игр и упражнений:
включение игр и упражнений в
педагогический процесс ежедневно;
соблюдение принципа:
от простого к сложному;
продумывание содержания
инструкции и способа её подачи;
соблюдение оговорённых правил на
протяжении игры;
прогнозирование возможных
реакций детей на условия и
результат;
постоянное поддерживание
эмоционального интереса к игре.
Формы организации детей:
применение игр и упражнений
на занятиях;
проведение игр в парах, со
всей группой, в микрогруппах;
применение игр и упражнений
в самостоятельной
деятельности;
ролевые игры;
дискуссии, беседы;
драматизации, проигрывание,
анализ ситуации.
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Организация взаимодействия
с семьями воспитанников
Сентябрь
Анкетирование.
Родительское
собрание
« Учимся,
играя»
Октябрь
Консультация
«Азбука общения
для родителей»
Ноябрь
Индивидуальные
беседы о речевых
играх дома
Декабрь
Совместное с
родителями
занятие
«Играйка»
Февраль
Открытое
занятие для
родителей «До
свидания,
зимушка-зима!»
Март
Семинар « Роль
родителей в
развитии
речевого
общения»
Апрель
Посещение
родителями игр,
занятий в
рамках «Дня
открытых
дверей»
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Сравнительная диагностика
40
20
40
Начало года
30
20
50
Середина года
10
40
50
Конец года
Эмоциональность речи, выразительность
Развитие связной речи (пересказ сказки)
100
Начало года
60
40
Середина года
60
40
Конец года
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Итоги коррекционной работы к концу года
Дети стали внимательнее друг к другу, стали учитывать эмоциональное
состояние собеседника.
В процессе общения стали чаще пользоваться невербальными
средствами, это сделало общение более интересным.
Сформировались представления о правилах общения . Дети чаще стали
пользоваться этикетными формулами ( «волшебными» словами).
Дети приобрели коммуникативные способности: стали активнее
вступать в диалог, охотнее задавать вопросы, регулировать своё
поведение в общении.
Родители отметили, что их дети стали более общительными, стали
легче знакомиться с новыми детьми и взрослыми, стали более чуткими,
речь их стала богаче и выразительнее.
Игровые технологии в развитии речевого общения
у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
введение специальных коррекционно-педагогических приёмов
(игровых технологий), направленных на повышение уровня речевого
общения в основные разделы программы;
реализация личностно-ориентированного подхода в общении педагогов
и родителей с детьми, основанного на принципах гуманистической
психологии и педагогики;
создание условий для формирования позитивности и адекватности
самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки в процессе
речевого общения;
создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной
атмосферы речевого общения в ДОУ и в семье.
введение специальных коррекционно-педагогических приёмов
(игровых технологий), направленных на повышение уровня речевого
общения в основные разделы программы;
реализация личностно-ориентированного подхода в общении педагогов
и родителей с детьми, основанного на принципах гуманистической
психологии и педагогики;
создание условий для формирования позитивности и адекватности
самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки в процессе
речевого общения;
создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной
атмосферы речевого общения в ДОУ и в семье.
Коррекционно-педагогические условия
повышения уровня развития речевого общения и
коммуникативной готовности к школе детей с ОНР: