Напоминание

Построение урока классического танца


Автор: Матвеева Любовь Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Построение урока классического танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 7»

городского округа Самара

Доклад на тему

«Построение урока классического танца»

Выполнила:

Педагог

дополнительного образования

МБУ ДО «ДШИ№7» г.о. Самара

Матвеева Любовь Николаевна

Самара 2023г.

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА

Сам урок не сразу развертывается во всем объеме: сначала экзерсис у

станка, потом — на середине, adagio и allegro.

Дети, начинающие учиться, делают вначале только экзерсис у станка и

на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В последующем

учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на

середине. Проходят основные позы. Далее легкое adagio, без сложных

комбинаций, направленное лишь к приобретению устойчивости.

Усложнение вносят позы, в которые вводится работа рук, и так

постепенно мы доходим до комбинированного, сложного adagio.

В заключение в комбинации adagio вводятся прыжки, которые подводят

учащихся к окончательному совершенствованию.

В adagio усваиваются также повороты корпуса и головы. Начатое с

самых легких движений, adagio с годами бесконечно усложняется и

варьируется. В последних классах трудности вводятся одна за другой.

Подобное усложненное adagio развивает поворотливость и подвижность

фигуры; когда мы столкнемся в allegro с большими прыжками, нам не

придется терять время на овладение корпусом.

Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной

для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут-то мы и начинаем учиться

танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.

В порыве веселья дети танцуют и прыгают, но их танцы и прыжки — это

еще только инстинктивное проявление радости. Чтобы довести его до

искусства, до стиля, до художественности, надо сообщить ему определенную

форму, — и начинается это оформление при изучении allegro.

Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже вы воротность,

развита и укреплена ступня, сообщена ей эластичность и укреплены

мускулы, — можно приступить к прохождению allegro.

Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от

пола двумя ногами на I, II и V позициях, затем changement de pied и, наконец,

echappe, — для облегчения их вначале проделывают у станка, повернувшись

лицом и держась обеими руками.

Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей

структуре assemble — эта традиция имеет глубокие и веские основания.

Assemble заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы.

Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательно контролировать

каждый момент движения; делая такое раз, устраняется возможность

распущенности мускулатуры. Ученик,

научившийся правильно делать

assemble, не только выучивается этому pas, но приобретает фундамент для

исполнения и других pas allegro, — они покажутся ему легче и не будет

соблазна делать их распущенно, если правильная постановка корпуса была

усвоена с самого начального pas и вошла в привычку.

Бесконечно легче было бы научить ребенка делать, например, balance,

но как внушить ему при этом правильную манеру держать корпус, управлять

мышцами? Невольно, вследствие легкости этого pas, ноги распускаются,

расслабляются, и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в

assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.

После assemble можно перейти на glissade, jete, pas de basque.

Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну

ногу (когда другая нога остается после прыжка sur le cou-de-pied или

открывается), как, например, sissonne ouverte. В этой стадии развития

ученику можно уже давать какой-нибудь легкий танец.

В старших классах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в

воздухе, например, saut de basque. Из них самый трудный — cabriole —

завершает изучение allegro.

В старших классах, когда урок все более и более усложняется, все pas

можно проделывать en tournant, с поворотами. Начиная от простых battements

tendus до всех сложных pas adagio и allegro— все проделывается en tournant,

давая более трудную работу уже развитым и сильным мускулам.

Ежедневный экзерсис с первого года учения и до окончания деятельности

на сцене складывается из одних и тех же pas. Правда, к концу первого года

ученик не делает еще экзерсис полностью, но и самый маленький ребенок,

начинающий учиться, проделывает уже те движения, которые впоследствии

войдут в полный экзерсис танцовщика.

Начинается экзерсис с plie на пяти позициях. То, что plie начинают

проходить в порядке позиций, то есть с I позиции, — вовсе не случайная и не

глупая традиция. Хотя и раздавались голоса, предлагающие начинать plie со

II позиции. Казалось бы, легче первоначально изучать plie со II позиции, как

более устойчивой, но такой подход имеет и свои недостатки, потому что

благодаря более устойчивому положению ног при изучении plie с этой

позиции легко распускается корпус и нет должной собранности всего тела

танцующего. Поэтому правильнее начать изучение plie с I позиции, где менее

устойчивое положение ног заставляет с самого начала делать некоторые

усилия, чтобы держаться той вертикальной оси, вокруг которой строится все

равновесие танцующего. Это заставляет сдерживать мускулы, приседая, не

выпячивать

ягодиц,

вся

фигура

более

сконцентрирована,

положение

правильное, и дается основа для всякого plie.

Гораздо труднее добиться этого на II позиции даже и у более

подвинутых учениц, тем более мы рискуем с начинающими детьми — легко

их приучить к распущенности мускулатуры, тогда как мы добиваемся

сдержанности всей фигуры при расправлении ног для начального demi-plie.

После plie идет battement tendu. Он должен выработать с самых младших

классов такую надежную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в

прыжках, ноги сами принимали отчетливую, правильную V позицию, так как

тогда будет уже не время поправлять. Для этого с первых шагов нужно

требовать, чтобы нога ставилась аккуратно и плотно в V позицию.

За battement tendu идут: rond de jambe par terre, battement fondu, battement

frappe, rond de jambe en 1'air, petit battement developpe, grand battement jete.

Все эти pas могут комбинироваться и осложняться в зависимости от

класса, подхода и метода педагога.

В младших классах не следует заполнять время детей разнообразными

комбинациями. Экзерсис, может быть, и скучноват в своем однообразии.

В младших классах закладывается основание развитию мускулов,

эластичности связок, внедряются основы первоначальных движений. Все это

достигается систематическим повторением одного движения значительное

число раз подряд, например, лучше сделать pas восемь раз подряд, а не

делать

в

восьми

тактах

две-четыре

комбинации.

Разбросанные

и

малочисленные движения не достигнут цели. Надо быть совершенно

уверенным, что учащийся проработал движение и оно пройдет правильно во

всякой комбинации, чтобы без вреда усложнять урок. В противном случае

мы, может быть, и добьемся сообразительности учащегося, но ни одно pas не

будет усвоено до конца.

Словом, если навязывать детям много позирования в ущерб технической

разработке движений, их развитие будет подвигаться туго. В средних классах

(V и VI) допустимы комбинации, но и то с большой осторожностью; нельзя

забывать, что эти средние классы должны выработать ту большую силу,

которая нужна танцовщице и позволит в старших классах сосредоточить все

внимание на развитии ее танцевального образования.

Танцевальные способности следует развивать в равной степени работой

над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и

забываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнуто полной

гармонии движений и не получится должного впечатления от исполнения.

Бывает, что исполнение слишком рассчитано на дешевый эффект и при

позировке рук забывают о ногах — тогда также не получится полной

гармонии движений.

В старших классах экзерсис у палки кажется сравнительно коротким по

времени, но это обманчивое впечатление. В старших классах ежедневно

проделывается весь тот экзерсис, который делается и в младших. Но

благодаря развитой технике он берется в быстром темпе, потому и занимает

меньше времени, успевая все же сообщить мышцам требуемую эластичность.

Литература:

А.Я.Ваганова «Основы классического танца» 1980г.

Н.В.Меднис «Балет и хореографическое исскуство» 2023г.

Т.Барышникова «Азбука хореографии» 1996г.



В раздел образования