Автор: Матвеева Любовь Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Построение урока классического танца
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7»
городского округа Самара
Доклад на тему
«Построение урока классического танца»
Выполнила:
Педагог
дополнительного образования
МБУ ДО «ДШИ№7» г.о. Самара
Матвеева Любовь Николаевна
Самара 2023г.
ПОСТРОЕНИЕ УРОКА
Сам урок не сразу развертывается во всем объеме: сначала экзерсис у
станка, потом — на середине, adagio и allegro.
Дети, начинающие учиться, делают вначале только экзерсис у станка и
на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В последующем
учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на
середине. Проходят основные позы. Далее легкое adagio, без сложных
комбинаций, направленное лишь к приобретению устойчивости.
Усложнение вносят позы, в которые вводится работа рук, и так
постепенно мы доходим до комбинированного, сложного adagio.
В заключение в комбинации adagio вводятся прыжки, которые подводят
учащихся к окончательному совершенствованию.
В adagio усваиваются также повороты корпуса и головы. Начатое с
самых легких движений, adagio с годами бесконечно усложняется и
варьируется. В последних классах трудности вводятся одна за другой.
Подобное усложненное adagio развивает поворотливость и подвижность
фигуры; когда мы столкнемся в allegro с большими прыжками, нам не
придется терять время на овладение корпусом.
Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной
для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут-то мы и начинаем учиться
танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.
В порыве веселья дети танцуют и прыгают, но их танцы и прыжки — это
еще только инстинктивное проявление радости. Чтобы довести его до
искусства, до стиля, до художественности, надо сообщить ему определенную
форму, — и начинается это оформление при изучении allegro.
Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже вы воротность,
развита и укреплена ступня, сообщена ей эластичность и укреплены
мускулы, — можно приступить к прохождению allegro.
Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от
пола двумя ногами на I, II и V позициях, затем changement de pied и, наконец,
echappe, — для облегчения их вначале проделывают у станка, повернувшись
лицом и держась обеими руками.
Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей
структуре assemble — эта традиция имеет глубокие и веские основания.
Assemble заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы.
Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательно контролировать
каждый момент движения; делая такое раз, устраняется возможность
распущенности мускулатуры. Ученик,
научившийся правильно делать
assemble, не только выучивается этому pas, но приобретает фундамент для
исполнения и других pas allegro, — они покажутся ему легче и не будет
соблазна делать их распущенно, если правильная постановка корпуса была
усвоена с самого начального pas и вошла в привычку.
Бесконечно легче было бы научить ребенка делать, например, balance,
но как внушить ему при этом правильную манеру держать корпус, управлять
мышцами? Невольно, вследствие легкости этого pas, ноги распускаются,
расслабляются, и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в
assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.
После assemble можно перейти на glissade, jete, pas de basque.
Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну
ногу (когда другая нога остается после прыжка sur le cou-de-pied или
открывается), как, например, sissonne ouverte. В этой стадии развития
ученику можно уже давать какой-нибудь легкий танец.
В старших классах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в
воздухе, например, saut de basque. Из них самый трудный — cabriole —
завершает изучение allegro.
В старших классах, когда урок все более и более усложняется, все pas
можно проделывать en tournant, с поворотами. Начиная от простых battements
tendus до всех сложных pas adagio и allegro— все проделывается en tournant,
давая более трудную работу уже развитым и сильным мускулам.
Ежедневный экзерсис с первого года учения и до окончания деятельности
на сцене складывается из одних и тех же pas. Правда, к концу первого года
ученик не делает еще экзерсис полностью, но и самый маленький ребенок,
начинающий учиться, проделывает уже те движения, которые впоследствии
войдут в полный экзерсис танцовщика.
Начинается экзерсис с plie на пяти позициях. То, что plie начинают
проходить в порядке позиций, то есть с I позиции, — вовсе не случайная и не
глупая традиция. Хотя и раздавались голоса, предлагающие начинать plie со
II позиции. Казалось бы, легче первоначально изучать plie со II позиции, как
более устойчивой, но такой подход имеет и свои недостатки, потому что
благодаря более устойчивому положению ног при изучении plie с этой
позиции легко распускается корпус и нет должной собранности всего тела
танцующего. Поэтому правильнее начать изучение plie с I позиции, где менее
устойчивое положение ног заставляет с самого начала делать некоторые
усилия, чтобы держаться той вертикальной оси, вокруг которой строится все
равновесие танцующего. Это заставляет сдерживать мускулы, приседая, не
выпячивать
ягодиц,
вся
фигура
более
сконцентрирована,
положение
правильное, и дается основа для всякого plie.
Гораздо труднее добиться этого на II позиции даже и у более
подвинутых учениц, тем более мы рискуем с начинающими детьми — легко
их приучить к распущенности мускулатуры, тогда как мы добиваемся
сдержанности всей фигуры при расправлении ног для начального demi-plie.
После plie идет battement tendu. Он должен выработать с самых младших
классов такую надежную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в
прыжках, ноги сами принимали отчетливую, правильную V позицию, так как
тогда будет уже не время поправлять. Для этого с первых шагов нужно
требовать, чтобы нога ставилась аккуратно и плотно в V позицию.
За battement tendu идут: rond de jambe par terre, battement fondu, battement
frappe, rond de jambe en 1'air, petit battement developpe, grand battement jete.
Все эти pas могут комбинироваться и осложняться в зависимости от
класса, подхода и метода педагога.
В младших классах не следует заполнять время детей разнообразными
комбинациями. Экзерсис, может быть, и скучноват в своем однообразии.
В младших классах закладывается основание развитию мускулов,
эластичности связок, внедряются основы первоначальных движений. Все это
достигается систематическим повторением одного движения значительное
число раз подряд, например, лучше сделать pas восемь раз подряд, а не
делать
в
восьми
тактах
две-четыре
комбинации.
Разбросанные
и
малочисленные движения не достигнут цели. Надо быть совершенно
уверенным, что учащийся проработал движение и оно пройдет правильно во
всякой комбинации, чтобы без вреда усложнять урок. В противном случае
мы, может быть, и добьемся сообразительности учащегося, но ни одно pas не
будет усвоено до конца.
Словом, если навязывать детям много позирования в ущерб технической
разработке движений, их развитие будет подвигаться туго. В средних классах
(V и VI) допустимы комбинации, но и то с большой осторожностью; нельзя
забывать, что эти средние классы должны выработать ту большую силу,
которая нужна танцовщице и позволит в старших классах сосредоточить все
внимание на развитии ее танцевального образования.
Танцевальные способности следует развивать в равной степени работой
над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и
забываются руки, корпус и голова, никогда не будет достигнуто полной
гармонии движений и не получится должного впечатления от исполнения.
Бывает, что исполнение слишком рассчитано на дешевый эффект и при
позировке рук забывают о ногах — тогда также не получится полной
гармонии движений.
В старших классах экзерсис у палки кажется сравнительно коротким по
времени, но это обманчивое впечатление. В старших классах ежедневно
проделывается весь тот экзерсис, который делается и в младших. Но
благодаря развитой технике он берется в быстром темпе, потому и занимает
меньше времени, успевая все же сообщить мышцам требуемую эластичность.
Литература:
А.Я.Ваганова «Основы классического танца» 1980г.
Н.В.Меднис «Балет и хореографическое исскуство» 2023г.
Т.Барышникова «Азбука хореографии» 1996г.