Автор: Шалова Людмила Музакировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3" (с углубленным изучением английского языка) ДОУ №30
Населённый пункт: г.о.Нальчик,Республика Кабардино-Балкария
Наименование материала: "Краеведение как форма патриотического воспитания дошкольников"
Тема: Патриотическое воспитание детей
Раздел: дошкольное образование
МКУ Департамент образования местной администрации г.о.Нальчик
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка"
Образовательное структурное подразделение ДОО № 30 "Искорка"
"Согласовано": "Утверждаю":
Заведующий образовательным Директор МКОУ "СОШ №3
структурным подразделением с углубленным изучением
английского языка"
___________ Шадова С.А. ___________ Муравьев И.В.
"_____" ___________ 2015г. "_____" ___________ 2015г.
Краеведение
как форма патриотического воспитания дошкольников
Старший воспитатель:
Шалова Л.М.
Нальчик
2015г.
1
Краеведение как форма патриотического воспитания дошкольников.
Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада является
систематическая,
целенаправленная
деятельность
по
ознакомлению
старших
дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний мы исходим из учёта
требований
научности,
доступности,
возрастных
возможностей
детей,
логической
последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса
детей
к
той
или
иной
информации,
возможности
отражения
полученных
знаний
в
деятельности дошкольников.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного
возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с
детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям
дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Основными задачами, которые решаются в ходе наших занятий по ознакомлению
старших дошкольников с родной страной, являются:
- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и
гордости за свой народ, его историю, культуру;
- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-
положительного отношения к окружающему;
-
формирование
стремления
и
готовности
отразить
полученные
знания
в
деятельности.
Основными формами нашей работы по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с явлениями общественной жизни являютсяпознавательные занятия, экскурсии,
целевые
прогулки,
которые
мы
чаще
используем
при
ознакомлении
дошкольников
с
родным городом. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют
возможность
непосредственно
знакомиться
с
городом,
но
и
тем,
что
на
основе
возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии
легче формируются знания о республике и стране. А так же мы проводим занятия в форме
игры. Они очень интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких
занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что
знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие
игры.
Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники:
периодическую печать (газеты, журналы);
художественную литературу;
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
материалы статистики;
устные свидетельства старожилов.
Основными принципами краеведческой работы считаем:
системный подход;
предельную достоверность фактов;
синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края
нельзя рассматривать вне исторического контекста).
2
Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в каждой группе
мини-музея, основными задачами которого является:
формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;
расширение представления у детей о достопримечательностях города и края;
формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;
помощь
ребенку
в правильном ориентировании в работе с предметами материальной
культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;
формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной
культуры;
воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край
Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к
животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Мы считаем, что работа с мини-музеем также способствует воспитанию любви к
малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств,
речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что
создание
в
группе
мини-музея
имеет
большое
значение
для
сотрудничества
нашего
дошкольного
учреждения
с
семьей.
Дети
с
гордостью
представляют
«семейные
экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству
детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются
нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме
этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее
задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а
также
привозить
старинные
вещи
и
предметы.Представленный
материал
позволяет
познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего
народа, города и края.
Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые
можно используют воспитатели нашего детского сада
«История возникновения города Нальчик»;
«Старый-новый город» (фото - и видео-материалы);
«Природа нашего края»;
«Красная книга нашего края»;
«Гордость нашего города и края» (Герои ВОВ);
«Семейные реликвии»;
«Семейный музей»;
«В мире старинных вещей» и т. д.
Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного
метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение
анализировать
собранный
материал,
заинтересованность
в
конечном
результате.
Вот
некоторые темы проектов разработанных и реализованных нашими педагогами:
«Мир животных нашего края» (макет);
«Мир растений нашего края» (фото-коллаж);
«Голубые озера Кабардино - Балкарии» (фотовыставка);
«В мире старинных вещей» (экспозиция);
«Ими гордится наша семья» (экспозиция);
«Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д.
3
Предлагаемая
тематика
способствует
постепенному,
последовательному
расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного
отношения к полученным знаниям.
Наш многолетний опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше
приобщать
к
истории
родного
края.
Такая
необходимость
продиктована
духовно-
нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы
ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким,
бережное отношение
к
окружающим,
любовь
к
своей
Родине.
А
любовь
к
Родине
начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше
дошкольники
будут
знать
о
своем
городе,
тем
больше
будут
его
любить.
Задача
воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь
рассказать об этом.
В связи с этим дети обучаются искусству описательного повествования, проводятся
экскурсии по экспозициям мини-музеев, презентации детских работ, оформления игровых
помещений и т. д. Руководство ДОУ и воспитатели организуют выходы в музеи города, а
также
посещение
семей
воспитанников,
с
целью
ознакомления
с
семейными
мини-
музеями. Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных
технологий.
Практика
показывает,
что
только
целенаправленная
и
систематическая
работа
в
данном
направлении
помогает
воспитывать
у
детей
чувства
патриотизма.
Сила
воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине,
мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные,
духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы
в
жизни
общества
и
судьбе
Отечества
проявляется
у
каждого
из
нас
в
личном
заинтересованном,
неравнодушном
отношении
к
ней.
Возможно,
что
благодаря
мероприятиям, реализованным в условиях нашего детского сада, дошкольники, ставшими
взрослыми,
в
зависимости
от
сферы
своей
деятельности
и
социального
статуса,
постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов
России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к своим национальным
символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
4