Напоминание

Патриотическое воспитание детей


Автор: Шалова Людмила Музакировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3" (с углубленным изучением английского языка) ДОУ №30
Населённый пункт: г.о.Нальчик,Республика Кабардино-Балкария
Наименование материала: "Краеведение как форма патриотического воспитания дошкольников"
Тема: Патриотическое воспитание детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКУ Департамент образования местной администрации г.о.Нальчик

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка"

Образовательное структурное подразделение ДОО № 30 "Искорка"

"Согласовано": "Утверждаю":

Заведующий образовательным Директор МКОУ "СОШ №3

структурным подразделением с углубленным изучением

английского языка"

___________ Шадова С.А. ___________ Муравьев И.В.

"_____" ___________ 2015г. "_____" ___________ 2015г.

Краеведение

как форма патриотического воспитания дошкольников

Старший воспитатель:

Шалова Л.М.

Нальчик

2015г.

1

Краеведение как форма патриотического воспитания дошкольников.

Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада является

систематическая,

целенаправленная

деятельность

по

ознакомлению

старших

дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний мы исходим из учёта

требований

научности,

доступности,

возрастных

возможностей

детей,

логической

последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса

детей

к

той

или

иной

информации,

возможности

отражения

полученных

знаний

в

деятельности дошкольников.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного

возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с

детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям

дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе наших занятий по ознакомлению

старших дошкольников с родной страной, являются:

- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и

гордости за свой народ, его историю, культуру;

- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-

положительного отношения к окружающему;

-

формирование

стремления

и

готовности

отразить

полученные

знания

в

деятельности.

Основными формами нашей работы по ознакомлению детей старшего дошкольного

возраста с явлениями общественной жизни являютсяпознавательные занятия, экскурсии,

целевые

прогулки,

которые

мы

чаще

используем

при

ознакомлении

дошкольников

с

родным городом. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют

возможность

непосредственно

знакомиться

с

городом,

но

и

тем,

что

на

основе

возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии

легче формируются знания о республике и стране. А так же мы проводим занятия в форме

игры. Они очень интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких

занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что

знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие

игры.

Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники:

периодическую печать (газеты, журналы);

художественную литературу;

архивные фонды;

фонды музеев;

всякого рода планы и карты;

материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

материалы статистики;

устные свидетельства старожилов.

Основными принципами краеведческой работы считаем:

системный подход;

предельную достоверность фактов;

синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края

нельзя рассматривать вне исторического контекста).

2

Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в каждой группе

мини-музея, основными задачами которого является:

формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;

расширение представления у детей о достопримечательностях города и края;

формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;

помощь

ребенку

в правильном ориентировании в работе с предметами материальной

культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;

формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной

культуры;

воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край

Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к

животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Мы считаем, что работа с мини-музеем также способствует воспитанию любви к

малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств,

речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что

создание

в

группе

мини-музея

имеет

большое

значение

для

сотрудничества

нашего

дошкольного

учреждения

с

семьей.

Дети

с

гордостью

представляют

«семейные

экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству

детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются

нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме

этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее

задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а

также

привозить

старинные

вещи

и

предметы.Представленный

материал

позволяет

познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего

народа, города и края.

Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые

можно используют воспитатели нашего детского сада

«История возникновения города Нальчик»;

«Старый-новый город» (фото - и видео-материалы);

«Природа нашего края»;

«Красная книга нашего края»;

«Гордость нашего города и края» (Герои ВОВ);

«Семейные реликвии»;

«Семейный музей»;

«В мире старинных вещей» и т. д.

Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного

метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение

анализировать

собранный

материал,

заинтересованность

в

конечном

результате.

Вот

некоторые темы проектов разработанных и реализованных нашими педагогами:

«Мир животных нашего края» (макет);

«Мир растений нашего края» (фото-коллаж);

«Голубые озера Кабардино - Балкарии» (фотовыставка);

«В мире старинных вещей» (экспозиция);

«Ими гордится наша семья» (экспозиция);

«Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д.

3

Предлагаемая

тематика

способствует

постепенному,

последовательному

расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного

отношения к полученным знаниям.

Наш многолетний опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше

приобщать

к

истории

родного

края.

Такая

необходимость

продиктована

духовно-

нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы

ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким,

бережное отношение

к

окружающим,

любовь

к

своей

Родине.

А

любовь

к

Родине

начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше

дошкольники

будут

знать

о

своем

городе,

тем

больше

будут

его

любить.

Задача

воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь

рассказать об этом.

В связи с этим дети обучаются искусству описательного повествования, проводятся

экскурсии по экспозициям мини-музеев, презентации детских работ, оформления игровых

помещений и т. д. Руководство ДОУ и воспитатели организуют выходы в музеи города, а

также

посещение

семей

воспитанников,

с

целью

ознакомления

с

семейными

мини-

музеями. Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных

технологий.

Практика

показывает,

что

только

целенаправленная

и

систематическая

работа

в

данном

направлении

помогает

воспитывать

у

детей

чувства

патриотизма.

Сила

воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине,

мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные,

духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы

в

жизни

общества

и

судьбе

Отечества

проявляется

у

каждого

из

нас

в

личном

заинтересованном,

неравнодушном

отношении

к

ней.

Возможно,

что

благодаря

мероприятиям, реализованным в условиях нашего детского сада, дошкольники, ставшими

взрослыми,

в

зависимости

от

сферы

своей

деятельности

и

социального

статуса,

постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов

России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к своим национальным

символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

4



В раздел образования