Автор: Кравцова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ''ДШИ им. С. С. Прокофьева''
Населённый пункт: г. Пионерский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние раннего обучения на скрипке на развитие творческих способностей ребенка и мотивацию к дальнейшему обучению в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Российская Федерация
Калининградская область
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
‘’Детская школа искусств им С.С. Прокофьева’’
Пионерский городской округ’’
Методическое сообщение
Влияние раннего обучения на скрипке на
развитие творческих способностей ребенка и мотивацию
к дальнейшему обучению в ДШИ
Выполнила: Кравцова Е.А.
преподаватель I категории
по классу скрипки
г. Пионерский 2023
Пояснительная записка
Раннее приобщение к занятиям на музыкальном инструменте создаёт
необходимые
условия
для
всестороннего
развития
личности
ребенка.
Очень важно с раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и
творческие
способности.
Неслучайно
с
древних
времен
каждая
педагогическая система не представлялась без изучения иностранного
языка, музыки, рисования. Ученые, согласно своим последним исследованиям,
доказали, что занятия именно музыкой оказывают стимулирующее влияние
на развитие
головного
мозга,
совершенствуют процессы развития связи
между сенсорной и моторной зоной мозга, что создает базу, на которую
далее и опирается весь последующий процесс обучения.
Организация в школах искусств раннего (дошкольного) обучения
способствует развитию творческих способностей детей, помогает решать ряд
организационных
и
методических
задач
музыкального
образования,
в
частности проблему набора учащихся в ДШИ, а также выявить музыкально
одаренных детей на ранней стадии развития.
Цель
методического
сообщения
состоит
в
рекомендациях
по
приобретению начальных навыков игры на скрипке, развитию творческих
способностей начинающего музыканта.
Общие принципы работы рекомендуется применять на уроках с
учащимися 5-6 лет в соответствии с реализуемой в МБУ ДО ‘’ДШИ им. С.С.
Прокофьева’’
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой художественной направленности «Бусинки – скрипка».
Учебные
задачи
и
примерный
учебный
репертуар
по
предмету
составлены на 9 месяцев обучения ребенка и систематизированы с учетом
постепенного
и
последовательного
его
усложнения
в
соответствии
с
психическими и физическими возможностями детей.
Обучение на скрипке дошкольников должно отличаться более детальной
и неторопливой проработкой каждого элемента постановки и техники
исполнения раздельно руками с последующим их соединением в целостный
исполнительский
комплекс.
Поспешное
прохождение
материала,
его
завышение, желание быстрее научить ребенка играть на скрипке может дать
отрицательный результат – потерю интереса к занятиям.
Организация учебно - воспитательного процесса и методы раннего
обучения на скрипке
Как правило, дошкольников, желающих заниматься на инструменте,
принимают в любое время учебного года, без отбора по способностям. Задача
их выявления решается в ходе учебного процесса. Хорошо, если ребенок
захотел заниматься музыкой по своему желанию. Часто это происходит после
прослушивания
концертов
в
детском
саду,
которые
производят
яркое
впечатление на воспитанников.
Методика
занятий
со
школьниками
неприемлема
в
занятиях
с
дошкольникам. Необходимо помнить, что психологические и физиологические
уровни развития у них разные. Если школьнику легко дается запоминание нот,
то дошкольник осваивает их труднее, зато образная память у него сильнее. В
работе с постановкой школьнику достаточно словесной подсказки, дошкольник
же осваивает постановку больше копируя действия педагога.
Цель программы обучения – предложить учебный минимум, доступный
ребенку дошкольного возраста, в определенной последовательности и в
достаточном
объеме.
Учебные
задачи
и
репертуар
построены
по
дидактическому принципу постепенного и последовательного усложнения.
Дети старше пяти лет уже способны научиться держать скрипку, смычок
и выполнять простейшие игровые движения на инструменте. Опыт работы в
классе скрипки с детьми раннего дошкольного возраста показывает, что
преподавателю на уроках нельзя ограничиваться только обучением игре на
инструменте. Ввиду возрастных особенностей психики и еще ограниченного
физического и общего развития маленьких учеников - скрипачей, на уроках
предлагается
комплексно
и
системно
решать
задачи
всестороннего
музыкального развития детей.
Ребенок с самых первых шагов сначала надо увлечь музыкой, игрой в
звуки, а уже потом он сам потянется к инструменту.
Сохраняет интерес в работе на уроке частая смена заданий. Например,
сложные игровые движения и постановку рук на скрипке и смычке ребенок с
большим интересом и вниманием осваивает предварительно на образных
подготовительных
упражнениях
без
инструмента.
Применение
игровых
сюжетов с персонажами из сказок и стихов, а также ролевых функций пальцев
и смычка активизируют интерес в занятиях, облегчают и ускоряют усвоение
ребенком музыкальной грамоты и технических навыков.
Вызывает большой интерес детей игра в «музыкальные загадки», когда
учитель на уроке дает задание отгадывать знакомые мелодии. Очень важен
принцип наглядности, который применяется в разнообразных видах.
Это умение преподавателя подобрать для маленького ученика интересно
иллюстрированный материал, связанный с близким ему миром игры, сказки,
фантазии – со всем, что активизирует его образное мышление.
Задача преподавателя во время начального периода упрощенной работы по
открытым струнам – подобрать доступный для ребенка интересный образный
репертуар, не усложненный нотной грамотой.
Особенно этого требует репертуар для самых младших учеников. На каждом
уроке преподаватель решает разнообразные учебно-воспитательные задачи, но
в то же время урок должен быть целенаправленным и спланированным.
В планировании урока следует учитывать быструю утомляемость детей
при однообразии заданий и затянувшемся ритме работы. Заниматься скрипкой
на уроке надо столько времени, сколько ребенок испытывает к этому интерес.
Если интерес пропал, то надо переключаться на другие виды работы: пение,
движение под музыку, отгадывание музыкальных загадок. Необходимо умело
чередовать задания, требующие умственного напряжения, и более легкие виды
работы, новый материал – с повторением пройденного. Следует помнить, что
ребенку нравится только то, что вызывает положительные эмоции.
При раннем обучении детей важно не торопиться с темпами освоения
игры на инструменте. Для исполнения на скрипке даже легкой мелодии
необходим довольно сложный комплекс музыкальных знаний и двигательных
навыков. Поэтому с маленьким учеником начинать игру на скрипке надо в
самой простой форме. Самый доступный способ – это игра щипком на
открытых струнах. Она займет в занятиях ребенка продолжительное время,
пока он не освоит смычком необходимые движения.
Осваивать начальную работу со скрипкой и смычком следует поэтапно:
сначала раздельно правой и левой рукой, начиная с подготовительных
упражнений, а затем совместно, давая маленькому ученику представление о
целостном игровом процессе. В занятия по общему музыкальному развитию
следует включить подготовительные упражнения для выработки свободной и
естественной постановки. Так называемая «Гимнастика скрипача» поможет
более естественно приспособиться ребенку к инструменту. Упражнения
выполняются в игровом виде и имеют образные названия. Маленькие ученики
делают
гимнастику
с
большим
удовольствием.
Упражнения
помогают
ориентироваться в состоянии мышц, вырабатывают свободу всего корпуса, ног,
плечевого пояса, рук, ловкость пальцев и координацию. Начальный период
занятий на скрипке особенно важен для формирования будущего мастерства.
Поэтому все упражнения сначала без инструмента, а затем на скрипке следует
прорабатывать тщательно и неторопливо на протяжении всего периода
обучения. Целесообразно сначала выполнять упражнения крупными частями
руки, освобождая весь корпус, а потом мелкими. Все упражнения осваиваются
постепенно и выполняются регулярно.
Игра смычком – технически сложное задание для маленького скрипача. На
первых занятиях необходимо ученику помогать, поддерживая смычок
и
направляя его движения параллельно подставке, добиваться плавной смены
движений в разных его частях и нужного нажима на струну для качественного
извлечения звука, приучая ребенка к слуховому контролю.
Мотивация дошкольника - скрипача к дальнейшему обучению в ДШИ
Дети 3-6 лет очень любознательны, у них есть огромное желание
познавать мир, а также потребность в общественно значимой деятельности.
Педагог должен
быть
тонким
психологом,
уметь переключать
и
заинтересовывать ребенка, не давая ему заскучать и переутомиться. Очень
важно и необходимо сразу же расположить его к себе, завоевать его доверие.
Одни дети общительны, и вы для них легко становитесь другом, другие дети
замкнуты и относятся к вам как к «чужому». Нельзя оставлять без внимания
настроение ребенка. Занятия следует начинать только в обстановке доверия и
этим
вызвать
рабочее
настроение
ученика.
Учитывая
возрастные
и
физиологические особенности ребенка,
отходить от стандартных форм
проведения уроков, развивать его музыкальный интерес, влюбить учащихся в
музыку и сделать её их потребностью.
Необходимо постоянно искать и
находить те способы, приемы и методы, которые помогут создать ситуацию
успеха и значимости ребенка.
Так, например, детям интересно входить в музыку через коллективные
формы музицирования. Каждый ребенок, независимо от своих музыкальных
данных, играя в ансамбле, может ощутить радость от коллективной работы,
ответственность за свой личный вклад в общую красоту звучания музыки.
Поэтому, ставя целью своей работы повышение интереса ученика, педагог
вынужден
корректировать
программу
обучения,
являться
проводником
культуры для своих учеников.
В дальнейшем обучении хорошей мотивацией является, например,
желание ученика сольно сыграть на концерте, конкурсе. Посещение концертов,
игра в ансамбле, в дуэте, все это входит в комплекс под названием
«Мотивация», которая является неотъемлемой частью обучения.
Список литературы
1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб., 2000.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь: О методике «донотного» этапа в
музыкальном
обучении
ребенка.
М.,
1973.
3.
5.
Выготский
Л.С.
Вопросы
детской
психологии.
СПб.,
1999.
4. Гертович Р. Работа над освобождением мышц у скрипача. // Вопросы
методики начального музыкального образования. М., 1981. С.166 -175.
5. Готсдинер А. Начальное обучение на скрипке и развитие музыкальных
способностей.
Кишинев,
1965
6.
Пудовочкин
Э.
Скрипка
раньше
букваря
СПб.,2005.
7. Третьяченко В. Педагогический репертуар и задачи начального обучения
скрипачей. // Вопросы музыкальной педагогики. М., 1986. С. 97-122.
8. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб 2023.