Автор: Елена Николаевна Белова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных умений на уроках географии"
Раздел: полное образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Черногорск, Республика Хакасия,
«Формирование метапредметных умений на уроках географии»
Учитель географии Белова Е.Н.
2023 год
Проблема – низкая заинтересованность, снижение значимости и востребован-
ности географии среди обучающихся и их родителей, да и в целом у общественно-
сти. При недостаточном понимании мировоззренческой, синтезирующей роли гео-
графии, аккумулирующей в себе не столько знания, сколько формирование умений
прикладного характера, связь научного с человеческими потребностями.
Наблюдается тенденция в снижении креативного потенциала обучающихся – падает
в 10 раз. Если в начальной школе он составляет порядка 30%, то к старшему звену
только 3%.
А ведь ученик, как семя неизвестного растения, создай ему благоприятную
среду, и он прорастет своим путем!
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд за-
дач, решение которых носит перспективный и прогностический характер.
Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися
уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни.
Таким образом, основой школьного образования признается система универ-
сальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Концептуальные положения ФГОС по географии:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личност-
ные);
- усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспита-
тельном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- реализация компетентностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
Идея метапредметности
- Метафизика Аристотеля
- Идеи прогрессивных педагогов различных эпох (К. Д. Ушинский и Я. А. Комен-
ский)
- Отечественные философы – Вл. Соловьев (метафизика единства)
- Научная школа Ю. В. Громыко
- Научная школа А. В. Хуторского
Метапредметность – …
- мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следова-
ние за чем-либо, переход к чему-либо другому.
- «выход за учебные предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за пред-
метом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корне-
вой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». –
А. В. Хуторской.
То есть метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной
среды.
Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
- Во-первых, в мире информационная революция, информация доступна любому
ученику, наблюдается увеличение объемов содержания, которое необходимо усваи-
вать в процессе обучения, а это приводит к перегрузкам.
- Во-вторых, в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, про-
филизация как отражение всеобщей специализации знаний, в связи с чем теряется
межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира.
- В-третьих, метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное со-
держание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания
для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная
идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку
«умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания
и умения научить применять в деятельности.
- В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть
тьютером, партнером, без ограничения - что можно, что должно для обучающихся.
Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,
т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей по-
знавательной деятельности и управлению ею.
К ним относятся:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помо-
щью учителя или одноклассников);
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за-
дачей;
- умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их вы-
полнение;
- способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изуча-
емых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических
задач;
- готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, класси-
фикации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные умения и УУД ходят парами!
Метапредметные компетенции
- формируются на общеучебных умениях и навыках
- формируются в процессе обучения многим предметам и становятся операциями
для выполнения действий, используемых не только в школе, но и в повседневной
жизни
- обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению
проблемы
- способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и
прочному усвоению
- помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих
учебных предметов
Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд про-
стых
умений и навыков, формирование которыхнеобходимо производить поэтапно на
уроках географии, должна быть выстроена система в работе по их формированию.
Работа с учебником
Почему важно научить ребят работать с учебником?
Учебник – инструмент организации учебного процесса!
В век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информа-
цию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «кли-
пового мышления».
Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необхо-
димо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет от-
личает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения не-
возможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование
Федерального государственного образовательного стандарта.
Девиз – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!
И это вторая причина – не каждый школьник придя домой, откроет учебник и повто-
рит материал, сделает домашнее задание, если оно не задано письменно.
Приемы формирования метапредметных умений
Виды дей-
ствий
Содержание и приемы формирования
Работа с тек-
стом учебни-
ка
-найди место в учебнике, где описывается объект, представ-
ленный на рисунке …;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся
(упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на
листе;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
- создай диаграмму, схему;
- составь опорный конспект;
-составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависи-
мости от того, что мы изучаем);
- составь набор понятий темы…;
-составь предложения по теме…, используя слова «так, как»,
«потому что», следовательно,», «если, то»;
-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последо-
вательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием …
Обучение осознанному чтению.
«Читать и не понимать. Читать и понимать.
Читать и понимать даже то, что не написано»
Я. Б. Княжнин
Задача: прочитать абзац и придумать репродуктивные вопросы к первому предложе-
нию? Продолжение чтения - усложняем и придумываем вопросы творческие (Поче-
му?), затем переходим к вопросам, которые возникают в процессе чтения, но в дан-
ном тексте абзаца на них нет ответа, или ищем вопросы «между строк».
При возникновении вопросов без ответов, предлагаем найти ответы дома с помо-
щью привлечения других источников информации/на уроке прибегнув к картам ат-
ласа.
Задача: сравнить тексты двух абзацев, в которых говорится, например, (5 класс), о
небесных телах – астероидах и кометах. Определить какие сведения есть об астерои-
дах и каких сведений не хватает о кометах. Тем самым определяем мудрость авто-
ров – замысел в том, чтобы сами в книгах об этом поискали. И действительно в ра-
бочей тетради такое творческое задание есть.
Параллельно обращаемся и к рисункам – в них также заложена информация, наводя-
щая на размышления.
Такие уроки сложны в подготовке для учителя, но результат того стоит.
Такие уроки приведут к тому, что ученики не только научатся задавать вопросы, но
и внимательно читать текст, понимая и осмысливая его содержание. Порой они бу-
дут видеть в обычных текстах учебника такую глубину, которую не видит взгляд
взрослого человека.
Работа с текстом
В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём
синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение со-
стоит из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существи-
тельным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.
Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно
глаголами.
Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.
Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философ-
ское обобщение, повторяющее суть темы.
Пример синквейна:
11 класс
8 класс
Индия
Река
Древняя, красивая
Широкая, полноводная
Увлекает, оживляет, притягивает
Протекает, изменяет, восхищает
Самая необычная страна мира
Удивительный водный объект России
Чудесная.
Водная артерия.
Вопросы, заставляющие думать: ключевые слова, вопросы и задания в конце каж-
дого параграфа.
Уроки-практикумы.
Практические работы.
Интеграция с литературой.
Интеграция с историей.
Интеграция с математикой.
Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с внетексто-
вым материалом учебника
Виды дей-
Содержание и приемы формирования
ствий
Работа с диа-
граммами
1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображе-
но на диаграмме.
2. Знакомимся с условными обозначениями.
3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на
вопросы учителя, задания на постановку вопросов, зада-
ния на сравнения различных составляющих диаграммы,
объяснение причин различий.
Работа с гра-
фиками.
Порядок работы.
1. Прочитать название графика. Определить какая зависи-
мость отражена, в каких единицах.
2. Определить цифровые показатели графических изобра-
жений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам
продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о
направлении развития явления
3. Объяснить причины изменения процесса. Таким об-
разом, учащихся надо научить следующим умениям чте-
ния графиков и диаграмм: считывать цифровые показате-
ли (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные ве-
личины), сопоставлять их, завершая сопоставление выво-
дом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с опреде-
ленными причинами и закономерностями.
Работа с внетекстовым материалом учебника
Некоторые таблицы требуют выполнения практических заданий, в том числе в атла-
се или контурной карте. Таким образом безликие цифры, не привлекавшие внима-
ния могут быть более осмысленны в ходе самостоятельного изучения материала, как
дома, так и в классе.
Схемы
Видеофайлы
В 6 классе при просмотре видеофайлов я предлагаю учащимся заполнить таблицы.
Это не только формирует познавательный интерес к предмету, но и метапредметное
умение выделять главное, преобразовывать аудио и видео информацию в текстовой
файл.
Задание. По ходу просмотра видеофрагментов, заполнить таблицу.
Часть
внутреннего
строения
Земли
глубина
Температура
(tºС)
Особенности
Из документа «Требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования», «Федеральный государственный
образовательный стандарт ООО», М. Просвещение. 2011 г. с. 9.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной програм-
мы основного общего образования должны отражать:умение определять поня-
тия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоя-
тельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при-
чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин-
дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
1) Умение давать определения
Географическое понятие, как и любое другое научное понятие, имеет свое содержа-
ние, которое выражается в его признаках.
Правила:
- определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть не слишком ши-
роким, ни слишком узким по смыслу.
- определение должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны ука-
зываться признаки, которыми оно обладает.
- понятие нельзя определять через само это понятие. В этом случае говорят, что
определение не должно делать круга.
- определение научного термина должно быть ясным и понятным.
Этапы:
1. Разбор хорошо известного определения понятия, его структуры:
понятие – что такое? / ближайший род (частью чего является?) + существенные при-
знаки.
Географическая карта – изображение земной поверхности (или её частей).
Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других?
Какие признаки этого изображения существенны, т.е. неизменны?
- обобщенное;
- на плоскости;
- в масштабе;
- с помощью условных знаков.
2. Рассмотреть структуры еще нескольких известных определений с анализом при-
знаков понятия (существенные, необходимые, все ли названы).
3. Составьте определения понятий:
1) меридиан и нулевой меридиан;
2) географический полюс и Северный полюс.
А теперь проанализируем проделанную работу.
Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз нахо-
дим, частью какого более широкого по смыслу термина оно является: карта — вид
изображения местности...; меридиан — воображаемая линия...; нулевой меридиан —
один из меридианов, который...
Во-вторых, мы находим, какими существенными признаками эта часть отличается
от других.
В-третьих, делаем вывод: определение понятия можно построить по следующей схе-
ме
Понятие – что такое?/ ближайший род (частью чего является?) + существенные при-
знаки.
2)Умение классифицировать
Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам.
Действуют правила:
- необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на груп-
пы – основание классификации.
- выбранный признак должен сохраняться до конца классификации.
- деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существую-
щие группы предметов, которые определяются по этому признаку.
- члены деления должны взаимно исключать друг друга.
- деление предметов на группы должно проводиться постепенно, последовательно
Примеры:
- Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.
- Роса, град, иней, туман
- Найти ошибку в предложенной схеме.
- Из предложенного списка составить схему.
- Предложить основание для классификации – государств мира, географических карт
и т. д.
- Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское,
Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.
3) Умение сравнивать.
Общие правила:
- понимание учащимися сущности сравнения как приема учебной работы, позволяю-
щего выяснить черты сходства и различия в изучаемом материале;
- знание как фактического материала, так и причинно-следственных связей, геогра-
фических закономерностей, умение самостоятельно взять нужные сведения из кар-
ты, текста учебника, наглядных пособий и других источников знаний;
- понимание того, что признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть
одинаковыми;
- умение выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях.
Все эти условия одинаковы для многих учебных предметов.
Сложность сравнения во многом зависит от того, по скольким признакам предлага-
ется
его выполнить. Начинать учить этому ребят надо с одного признака, данного в зада-
нии
и конечный результат работы обучающихся будет ВЫВОД.
Затем переходить к усложнению от класса к классу – учим давать развернутые
сравнения.
Это умственные действия, которые с трудом осознаются школьниками. Поэтому
необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками,
помогающими их осознанию.
Например:
Отберите признаки для сравнения
Высота Уральских и Кавказских гор.
Сопоставьте их максимальные высо-
ты
Высота Кавказских гор – 5642 м,
Уральских – 1894 м.
Сделайте вывод о сходстве и раз-
личии
Кавказские горы выше Уральских
Объясните причины сходства и раз-
личия, если это необходимо
Кавказские горы более молодые и ме-
нее разрушены, поэтому они выше
Формулирование вывода: делая выводы, следует использовать сравнительную сте-
пень прилагательного, замечая, насколько один объект длиннее/короче/выше/ниже и
т.д. другого.
Задание – на основе художественных репродукций в учебнике выяснить, чем рав-
нинная река отличается от горной.
Признаки реки
Равнинная река
Горная река
Скорость течения
Характер течения
Долина
Берега
4) Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в
природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может
идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот. При этом второй
вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труд-
нее, чем объяснять причины.
Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственные связи целесообраз-
но отражать на доске в схематическом виде.
Действие постоянных ветров → Возникновение океанических течений
Причина
Разная подстилающая поверхность
↓
Следствие
(как нагревается земная поверхность?)
↓
Причина
(?)
↓
Следствие
(?)
Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река ЮжнойАмерики? Ответ дайте в
виде схемы!
На разрыве известных учащимся причинно-следственных связей можно конструиро-
вать проблемные ситуации, которые при осознании учащимися логического проти-
воречия превращаются в проблемные вопросы и задания.
5) Умение делать выводы и умозаключения
Форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выво-
дится новое знание. Выделяется 3 вида мышления: индуктивное (от частного к об-
щему), дедуктивное (от общего к частному), умозаключение по аналогии.
Умозаключение – это система суждений – высказываний о предметах и явлениях,
состоящих из утверждения или отрицания чего-либо.
Мыслить – значит высказывать суждение. Чтобы правильно сделать вывод, необхо-
димо иметь знания по данной теме, выявить логические/необходимые признаки/
условия, провести анализ развития ситуации и в результате получить новое знание.
Задача на прием «дедукция»:что общего между перечисленными фактами, найди
географические аналоги - города: Санкт-Петербург, Стамбул, Сан-Паулу, Хельсин-
ки, Рио-де-Жанейро.
Санкт – Петербург – Стамбул (бывшие столицы), Сан-Паулу (начальныебуквы),
Хельсинки (на берегу Балтийского моря), Рио-де-Жанейро (оба
занимают 2 место по численности населения в своей стране) и т.д.
Задача на работу с картой:
1)
Северная часть Баренцева моря мелководная. (Это суждение.)
2)
Северная часть Баренцева моря замерзает. (Это тоже суждение.)
Формулируем новое суждение – умозаключения – на основе двух предыдущих.
«Баренцево море замерзает в своей мелководной части».
6) Умение экспериментировать
Это метод исследования, предполагающий воздействие на объектисследования.
Кроме того, при поиске решения проблемы, могут использоватьсяумение делать вы-
воды, умозаключения, классификации.
Обязательно инструкция/алгоритм выполнения опыта, четко сформулированноеза-
дание, необходимое оборудование.
Задание:
Почему летом одежде белых тонов дается большее предпочтение, азимой, наоборот
– темным? Проведите эксперимент и заодно узнайте, почемуповерхность земли на-
гревается неодинаково.
Выполнение:в солнечный день положите два листка бумаги (белый и черный) на
солнцепеке.
Через 10-15 минут потрогайте оба листа бумаги. Черный ощутимо теплее белого.
Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, асветлые его
отражают. (можно предложить найти объяснение самим, используядополнительные
источники).
Поэтому в одежду темного цвета теплее, а в светлой – прохладнее!
Создание географического образа территории
Исследовательская работа: «Ассоциации»
Цель – создание виртуального образа территории государств отдельных государств
мира.
Оценка метапредметных умений
Оценка метапредметных умений проводится в ходе различных процедур:
- с помощью специально сконструированныхдиагностических задач, нацеленных на
оценку уровнясформированности конкретного вида универсальныхучебных дей-
ствий;
- при анализе выполнения проверочных заданий попредмету, когда на основе харак-
тера ошибок, допущенныхребёнком, можно сделать вывод о сформированности
метапредметных умений.
- данные умения проявляются и в успешностивыполнения комплексных заданий на
межпредметной основе.
Метапредметность или предметность?
Задание 1
Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следую-
щие планеты земной группы:
1. Венера
2. Марс
3. Меркурий
а) 58 млн.
км
б) 108 млн.
км
в) 150 млн.
км
г) 228 млн.
км
Что я знаю?
Расстояние до Земли 150 млн. км
Порядок планет от Солнца…
Результат предметный или метапредметный?
Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- оценивать работу одноклассников.
Познавательные учебно-логические:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:выделение главной мысли, поиск
определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на во-
просы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составле-
ние по тексту таблицы, схемы;
- качественное и количественное описание объекта;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебные задачи,
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной зада-
чи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, зада-
чами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные учебно-логические:
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- определять проблему и способы ее решения;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана,
выводов, конспекта, тезисов выступления;
- перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и
т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными
задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступле-
нии;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Источники информации:
1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. Учебник
для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
2. Баринова И.И., Карташева Т.А. Методическое пособие к учебнику 5 класса. – М.:
Дрофа, 2013.
3. Журналы «География в школе», 2011- 2013 гг.
4. О преподавании учебного предмета география в условиях введения федерального
компонента государственного стандарта общего образования. Министерство образо-
вания РФ, Москва, 2011.