Напоминание

"Формирование метапредметных умений на уроках географии"


Автор: Елена Николаевна Белова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных умений на уроках географии"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Черногорск, Республика Хакасия,

«Формирование метапредметных умений на уроках географии»

Учитель географии Белова Е.Н.

2023 год

Проблема – низкая заинтересованность, снижение значимости и востребован-

ности географии среди обучающихся и их родителей, да и в целом у общественно-

сти. При недостаточном понимании мировоззренческой, синтезирующей роли гео-

графии, аккумулирующей в себе не столько знания, сколько формирование умений

прикладного характера, связь научного с человеческими потребностями.

Наблюдается тенденция в снижении креативного потенциала обучающихся – падает

в 10 раз. Если в начальной школе он составляет порядка 30%, то к старшему звену

только 3%.

А ведь ученик, как семя неизвестного растения, создай ему благоприятную

среду, и он прорастет своим путем!

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд за-

дач, решение которых носит перспективный и прогностический характер.

Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися

уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни.

Таким образом, основой школьного образования признается система универ-

сальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.

Концептуальные положения ФГОС по географии:

- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

- ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личност-

ные);

- усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспита-

тельном процессе;

- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;

- реализация компетентностного подхода в образовании;

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро

адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Идея метапредметности

- Метафизика Аристотеля

- Идеи прогрессивных педагогов различных эпох (К. Д. Ушинский и Я. А. Комен-

ский)

- Отечественные философы – Вл. Соловьев (метафизика единства)

- Научная школа Ю. В. Громыко

- Научная школа А. В. Хуторского

Метапредметность – …

- мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следова-

ние за чем-либо, переход к чему-либо другому.

- «выход за учебные предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за пред-

метом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корне-

вой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». –

А. В. Хуторской.

То есть метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной

среды.

Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных

ситуациях.

- Во-первых, в мире информационная революция, информация доступна любому

ученику, наблюдается увеличение объемов содержания, которое необходимо усваи-

вать в процессе обучения, а это приводит к перегрузкам.

- Во-вторых, в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, про-

филизация как отражение всеобщей специализации знаний, в связи с чем теряется

межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира.

- В-третьих, метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное со-

держание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания

для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная

идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку

«умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания

и умения научить применять в деятельности.

- В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть

тьютером, партнером, без ограничения - что можно, что должно для обучающихся.

Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность

ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,

т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей по-

знавательной деятельности и управлению ею.

К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помо-

щью учителя или одноклассников);

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за-

дачей;

- умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их вы-

полнение;

- способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изуча-

емых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических

задач;

- готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, класси-

фикации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем,

принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные умения и УУД ходят парами!

Метапредметные компетенции

- формируются на общеучебных умениях и навыках

- формируются в процессе обучения многим предметам и становятся операциями

для выполнения действий, используемых не только в школе, но и в повседневной

жизни

- обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению

проблемы

- способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и

прочному усвоению

- помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих

учебных предметов

Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд про-

стых

умений и навыков, формирование которыхнеобходимо производить поэтапно на

уроках географии, должна быть выстроена система в работе по их формированию.

Работа с учебником

Почему важно научить ребят работать с учебником?

Учебник – инструмент организации учебного процесса!

В век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информа-

цию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «кли-

пового мышления».

Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необхо-

димо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет от-

личает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения не-

возможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование

Федерального государственного образовательного стандарта.

Девиз – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

И это вторая причина – не каждый школьник придя домой, откроет учебник и повто-

рит материал, сделает домашнее задание, если оно не задано письменно.

Приемы формирования метапредметных умений

Виды дей-

ствий

Содержание и приемы формирования

Работа с тек-

стом учебни-

ка

-найди место в учебнике, где описывается объект, представ-

ленный на рисунке …;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся

(упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на

листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

- создай таблицу (сверни информацию) по…;

- создай диаграмму, схему;

- составь опорный конспект;

-составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависи-

мости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…, используя слова «так, как»,

«потому что», следовательно,», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последо-

вательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием …

Обучение осознанному чтению.

«Читать и не понимать. Читать и понимать.

Читать и понимать даже то, что не написано»

Я. Б. Княжнин

Задача: прочитать абзац и придумать репродуктивные вопросы к первому предложе-

нию? Продолжение чтения - усложняем и придумываем вопросы творческие (Поче-

му?), затем переходим к вопросам, которые возникают в процессе чтения, но в дан-

ном тексте абзаца на них нет ответа, или ищем вопросы «между строк».

При возникновении вопросов без ответов, предлагаем найти ответы дома с помо-

щью привлечения других источников информации/на уроке прибегнув к картам ат-

ласа.

Задача: сравнить тексты двух абзацев, в которых говорится, например, (5 класс), о

небесных телах – астероидах и кометах. Определить какие сведения есть об астерои-

дах и каких сведений не хватает о кометах. Тем самым определяем мудрость авто-

ров – замысел в том, чтобы сами в книгах об этом поискали. И действительно в ра-

бочей тетради такое творческое задание есть.

Параллельно обращаемся и к рисункам – в них также заложена информация, наводя-

щая на размышления.

Такие уроки сложны в подготовке для учителя, но результат того стоит.

Такие уроки приведут к тому, что ученики не только научатся задавать вопросы, но

и внимательно читать текст, понимая и осмысливая его содержание. Порой они бу-

дут видеть в обычных текстах учебника такую глубину, которую не видит взгляд

взрослого человека.

Работа с текстом

В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём

синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение со-

стоит из пяти строк.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существи-

тельным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.

Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно

глаголами.

Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.

Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философ-

ское обобщение, повторяющее суть темы.

Пример синквейна:

11 класс

8 класс

Индия

Река

Древняя, красивая

Широкая, полноводная

Увлекает, оживляет, притягивает

Протекает, изменяет, восхищает

Самая необычная страна мира

Удивительный водный объект России

Чудесная.

Водная артерия.

Вопросы, заставляющие думать: ключевые слова, вопросы и задания в конце каж-

дого параграфа.

Уроки-практикумы.

Практические работы.

Интеграция с литературой.

Интеграция с историей.

Интеграция с математикой.

Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с внетексто-

вым материалом учебника

Виды дей-

Содержание и приемы формирования

ствий

Работа с диа-

граммами

1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображе-

но на диаграмме.

2. Знакомимся с условными обозначениями.

3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на

вопросы учителя, задания на постановку вопросов, зада-

ния на сравнения различных составляющих диаграммы,

объяснение причин различий.

Работа с гра-

фиками.

Порядок работы.

1. Прочитать название графика. Определить какая зависи-

мость отражена, в каких единицах.

2. Определить цифровые показатели графических изобра-

жений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам

продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о

направлении развития явления

3. Объяснить причины изменения процесса. Таким об-

разом, учащихся надо научить следующим умениям чте-

ния графиков и диаграмм: считывать цифровые показате-

ли (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные ве-

личины), сопоставлять их, завершая сопоставление выво-

дом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с опреде-

ленными причинами и закономерностями.

Работа с внетекстовым материалом учебника

Некоторые таблицы требуют выполнения практических заданий, в том числе в атла-

се или контурной карте. Таким образом безликие цифры, не привлекавшие внима-

ния могут быть более осмысленны в ходе самостоятельного изучения материала, как

дома, так и в классе.

Схемы

Видеофайлы

В 6 классе при просмотре видеофайлов я предлагаю учащимся заполнить таблицы.

Это не только формирует познавательный интерес к предмету, но и метапредметное

умение выделять главное, преобразовывать аудио и видео информацию в текстовой

файл.

Задание. По ходу просмотра видеофрагментов, заполнить таблицу.

Часть

внутреннего

строения

Земли

глубина

Температура

(tºС)

Особенности

Из документа «Требования к результатам освоения основной образовательной

программы основного общего образования», «Федеральный государственный

образовательный стандарт ООО», М. Просвещение. 2011 г. с. 9.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной програм-

мы основного общего образования должны отражать:умение определять поня-

тия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоя-

тельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при-

чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин-

дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

1) Умение давать определения

Географическое понятие, как и любое другое научное понятие, имеет свое содержа-

ние, которое выражается в его признаках.

Правила:

- определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть не слишком ши-

роким, ни слишком узким по смыслу.

- определение должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны ука-

зываться признаки, которыми оно обладает.

- понятие нельзя определять через само это понятие. В этом случае говорят, что

определение не должно делать круга.

- определение научного термина должно быть ясным и понятным.

Этапы:

1. Разбор хорошо известного определения понятия, его структуры:

понятие – что такое? / ближайший род (частью чего является?) + существенные при-

знаки.

Географическая карта – изображение земной поверхности (или её частей).

Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других?

Какие признаки этого изображения существенны, т.е. неизменны?

- обобщенное;

- на плоскости;

- в масштабе;

- с помощью условных знаков.

2. Рассмотреть структуры еще нескольких известных определений с анализом при-

знаков понятия (существенные, необходимые, все ли названы).

3. Составьте определения понятий:

1) меридиан и нулевой меридиан;

2) географический полюс и Северный полюс.

А теперь проанализируем проделанную работу.

Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз нахо-

дим, частью какого более широкого по смыслу термина оно является: карта — вид

изображения местности...; меридиан — воображаемая линия...; нулевой меридиан —

один из меридианов, который...

Во-вторых, мы находим, какими существенными признаками эта часть отличается

от других.

В-третьих, делаем вывод: определение понятия можно построить по следующей схе-

ме

Понятие – что такое?/ ближайший род (частью чего является?) + существенные при-

знаки.

2)Умение классифицировать

Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам.

Действуют правила:

- необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на груп-

пы – основание классификации.

- выбранный признак должен сохраняться до конца классификации.

- деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существую-

щие группы предметов, которые определяются по этому признаку.

- члены деления должны взаимно исключать друг друга.

- деление предметов на группы должно проводиться постепенно, последовательно

Примеры:

- Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.

- Роса, град, иней, туман

- Найти ошибку в предложенной схеме.

- Из предложенного списка составить схему.

- Предложить основание для классификации – государств мира, географических карт

и т. д.

- Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское,

Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.

3) Умение сравнивать.

Общие правила:

- понимание учащимися сущности сравнения как приема учебной работы, позволяю-

щего выяснить черты сходства и различия в изучаемом материале;

- знание как фактического материала, так и причинно-следственных связей, геогра-

фических закономерностей, умение самостоятельно взять нужные сведения из кар-

ты, текста учебника, наглядных пособий и других источников знаний;

- понимание того, что признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть

одинаковыми;

- умение выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях.

Все эти условия одинаковы для многих учебных предметов.

Сложность сравнения во многом зависит от того, по скольким признакам предлага-

ется

его выполнить. Начинать учить этому ребят надо с одного признака, данного в зада-

нии

и конечный результат работы обучающихся будет ВЫВОД.

Затем переходить к усложнению от класса к классу – учим давать развернутые

сравнения.

Это умственные действия, которые с трудом осознаются школьниками. Поэтому

необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками,

помогающими их осознанию.

Например:

Отберите признаки для сравнения

Высота Уральских и Кавказских гор.

Сопоставьте их максимальные высо-

ты

Высота Кавказских гор – 5642 м,

Уральских – 1894 м.

Сделайте вывод о сходстве и раз-

личии

Кавказские горы выше Уральских

Объясните причины сходства и раз-

личия, если это необходимо

Кавказские горы более молодые и ме-

нее разрушены, поэтому они выше

Формулирование вывода: делая выводы, следует использовать сравнительную сте-

пень прилагательного, замечая, насколько один объект длиннее/короче/выше/ниже и

т.д. другого.

Задание – на основе художественных репродукций в учебнике выяснить, чем рав-

нинная река отличается от горной.

Признаки реки

Равнинная река

Горная река

Скорость течения

Характер течения

Долина

Берега

4) Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в

природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может

идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот. При этом второй

вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труд-

нее, чем объяснять причины.

Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственные связи целесообраз-

но отражать на доске в схематическом виде.

Действие постоянных ветров → Возникновение океанических течений

Причина

Разная подстилающая поверхность

Следствие

(как нагревается земная поверхность?)

Причина

(?)

Следствие

(?)

Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река ЮжнойАмерики? Ответ дайте в

виде схемы!

На разрыве известных учащимся причинно-следственных связей можно конструиро-

вать проблемные ситуации, которые при осознании учащимися логического проти-

воречия превращаются в проблемные вопросы и задания.

5) Умение делать выводы и умозаключения

Форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выво-

дится новое знание. Выделяется 3 вида мышления: индуктивное (от частного к об-

щему), дедуктивное (от общего к частному), умозаключение по аналогии.

Умозаключение – это система суждений – высказываний о предметах и явлениях,

состоящих из утверждения или отрицания чего-либо.

Мыслить – значит высказывать суждение. Чтобы правильно сделать вывод, необхо-

димо иметь знания по данной теме, выявить логические/необходимые признаки/

условия, провести анализ развития ситуации и в результате получить новое знание.

Задача на прием «дедукция»:что общего между перечисленными фактами, найди

географические аналоги - города: Санкт-Петербург, Стамбул, Сан-Паулу, Хельсин-

ки, Рио-де-Жанейро.

Санкт – Петербург – Стамбул (бывшие столицы), Сан-Паулу (начальныебуквы),

Хельсинки (на берегу Балтийского моря), Рио-де-Жанейро (оба

занимают 2 место по численности населения в своей стране) и т.д.

Задача на работу с картой:

1)

Северная часть Баренцева моря мелководная. (Это суждение.)

2)

Северная часть Баренцева моря замерзает. (Это тоже суждение.)

Формулируем новое суждение – умозаключения – на основе двух предыдущих.

«Баренцево море замерзает в своей мелководной части».

6) Умение экспериментировать

Это метод исследования, предполагающий воздействие на объектисследования.

Кроме того, при поиске решения проблемы, могут использоватьсяумение делать вы-

воды, умозаключения, классификации.

Обязательно инструкция/алгоритм выполнения опыта, четко сформулированноеза-

дание, необходимое оборудование.

Задание:

Почему летом одежде белых тонов дается большее предпочтение, азимой, наоборот

– темным? Проведите эксперимент и заодно узнайте, почемуповерхность земли на-

гревается неодинаково.

Выполнение:в солнечный день положите два листка бумаги (белый и черный) на

солнцепеке.

Через 10-15 минут потрогайте оба листа бумаги. Черный ощутимо теплее белого.

Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, асветлые его

отражают. (можно предложить найти объяснение самим, используядополнительные

источники).

Поэтому в одежду темного цвета теплее, а в светлой – прохладнее!

Создание географического образа территории

Исследовательская работа: «Ассоциации»

Цель – создание виртуального образа территории государств отдельных государств

мира.

Оценка метапредметных умений

Оценка метапредметных умений проводится в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированныхдиагностических задач, нацеленных на

оценку уровнясформированности конкретного вида универсальныхучебных дей-

ствий;

- при анализе выполнения проверочных заданий попредмету, когда на основе харак-

тера ошибок, допущенныхребёнком, можно сделать вывод о сформированности

метапредметных умений.

- данные умения проявляются и в успешностивыполнения комплексных заданий на

межпредметной основе.

Метапредметность или предметность?

Задание 1

Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следую-

щие планеты земной группы:

1. Венера

2. Марс

3. Меркурий

а) 58 млн.

км

б) 108 млн.

км

в) 150 млн.

км

г) 228 млн.

км

Что я знаю?

Расстояние до Земли 150 млн. км

Порядок планет от Солнца…

Результат предметный или метапредметный?

Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

- оценивать работу одноклассников.

Познавательные учебно-логические:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- выявлять причинно-следственные связи;

- решать проблемные задачи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Учебно-информационные:

- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:выделение главной мысли, поиск

определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на во-

просы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составле-

ние по тексту таблицы, схемы;

- качественное и количественное описание объекта;

- классификация и организация информации;

- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

- ставить учебные задачи,

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной зада-

чи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, зада-

чами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные учебно-логические:

- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- структурировать информацию;

- определять проблему и способы ее решения;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза.

Учебно-информационные:

- поиск и отбор необходимых источников информации;

- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана,

выводов, конспекта, тезисов выступления;

- перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и

т.п.);

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными

задачами;

- составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступле-

нии;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Источники информации:

1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. Учебник

для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.

2. Баринова И.И., Карташева Т.А. Методическое пособие к учебнику 5 класса. – М.:

Дрофа, 2013.

3. Журналы «География в школе», 2011- 2013 гг.

4. О преподавании учебного предмета география в условиях введения федерального

компонента государственного стандарта общего образования. Министерство образо-

вания РФ, Москва, 2011.



В раздел образования