Автор: Соколова Ирина Исаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Заветное"
Населённый пункт: с.Заветное, Энгельсский район
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметный подход в начальной школе
Раздел: начальное образование
Метапредметный подход в начальной школе
Подготовила учитель начальных
классов МБОУ «СОШ с.Заветное»
Соколова Ирина Исаевна
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые,
нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современ-
ного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в
воспитании
школьников,
и
это
связано
с
индивидуально-личностными
и
профессио-
нальными
качествами
учителя,
такими,
как:
организованность,
повышение
самооценки
и
профессиональной
компетенции,
нацеленность
на
результат.
От
профессионализма
педагогов
зависит
и
уровень
развития
творчества де-
тей, их готовность к обучению в школе и к жизни.
– Мы все с вами
учителя-практики, и каждый в своей области новатор.
Сегодня я предлагаю вам окунуться в поиск нового знания для решения загадки
будущего.
(У каждого из участников семинара лежат предметы: пластилин,
доска для работы, ножичек для работы с пластилином).
– Перед вами на столе лежит обычный детский пластилин, с которым дети
на уроках очень любят работать. Сегодня я предлагаю вам из кусочка пластилина
изготовить героя сказки «Колобок». (Время работы 3-5 минут).
– Итак, вы создали замечательных колобков из пластилина, и мне хочется
узнать Ваши мысли, которые возникали в процессе лепки? Как думаете, почему в
начале семинара, мы занялись именно этим?
– Что помогло вам выполнить задание? (Творческий подход, связь с жизнен-
ным опытом, связь с разными предметами и представлениями, и т.д., метапред-
метный поход)
– В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластили-
на», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности мне
метапредметный подход в обучении.
Я согласна со словами
известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа
должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого
исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей,
а также наследственные задатки...»
Меня часто, как и других учителей, волнует вопрос «Как сформировать у
младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»
Передо мной обозначаются проблемы:
1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.
2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной
деятельности.
3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а преж-
де всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬ-
НОГО ОПЫТА.
Для себя я определяю цели работы:
1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества лич-
ности, взгляды и убеждения.
3.
Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,
волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображе-
ние, восприятие.
Решение этих проблем и достижение поставленных целей возможно, осуще-
ствить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в обучении.
Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и
могут прейти к целостному обучению.
Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для
интеллектуального
развития.
Они
могут
мыслить
обобщенно,
если
этому
их
учить.
Именно учитель начальных классов как универсальный специалист спосо-
бен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам вы-
явить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства
обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные
результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
чётко определил приоритетные направления развития образования. МЕТАПРЕД-
МЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и
качественное обновление педагогической деятельности, и повышение каче-
ства образования.
Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существую-
щей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприя-
тию мира, к метадеятельности.
Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое прак-
тики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в
обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уро-
ке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и
учеником.
Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников
базовых способностей:
Мышление
Воображение
Целеполагание
Понимание
Действие
На форуме сайта “Всероссийский педсовет”, часто обсуждается проблема:
Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хо-
рошо учиться?
Я
согласна
с
Бернардом
Шоу,
который
высказал
правильную
мысль:
“Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, я постоянно ищу эф-
фективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы
проблемности, поиска, исследования.
Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности
учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною я ис-
пользую разные образовательные педагогические технологии.
1.
Групповые технологии обучения
Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение
проблемно-познавательной задачи и т.д.
Для успешной работы для себя выделяю, по крайней мере, три группы уча-
щихся:
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.
(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения приме-
нить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению
учебных задач)
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опор-
ных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.
(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого
количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на
уроке).
Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в
основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность
учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказыва-
ет мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверен-
ность.
Когда дети работают в группе , они распределяют роли по силам, то есть каж-
дому ребенку из 3 групп даётся определённая работа. В группе все задействованы.
Например ,на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Корни растений»
ребята работали в группах, проводили исследование.
1
группа-виды
корней(учащиеся
рассматривали
гербарий,
изучали
текст,
рисовали корневые системы, готовили выступление).
Каждому ребенку было задание по силе, один читал, другой рисовал, третий
искал нужные данные, а четвертый готовился к выступлению.
2группа- изучала значение корня для растений( так же каждый ребенок зани-
мался конкретным делом, все были задействованы).
3 группа-корневые системы
4группа- корнеплоды ( с помощью лупы ребята рассматривали корень, нахо-
дили главный корень, боковой, придаточные волоски, рисовали строение корня го-
товили выступление). Эта технология помогает развивать уверенность в своих си-
лах, дети на таких уроках очень активны.
2.
Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных
задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, груп-
повая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Подводящий к теме диалог
Например , чтобы подвести детей к теме урока, выстраиваю цепочку вопросов к
новому знанию.
На уроке русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на кон-
це существительных женского рода» я предлагаю прочитать слова, записанные на
доске в 2 столбика:
Мяч Дочь
Шалаш Ночь
Еж Мышь
Вопросы
-Что заметили общего? (слова оканчиваются на шипящий).
А в чем различие? (В первом столбике имена существительные пишутся без мяг-
кого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова).
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему).
На уроке в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»
Спишите из упражнения слова
«забег, поход, подкоп --записывают слова,
Поставьте ударение. –ставят ударение
Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные
гласные
Найдите безударные гласные,
Обозначьте их. обозначают
Какое правило о безударных
гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в
корне
В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке
Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные в
Приставках
3.
Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня
становятся информационно-коммуникативные технологии.
Используя возможности мобильного класса, вместе с учениками на уроках
мы работаем в программе «Академия младшего школьника» и «Фантазёры». Ис-
пользуем возможности Интерактивной доски и выхода в сеть Интернет.
4. Технологии проектирования.
Позволяет
усилить
межпредметные
связи
общеобразовательных
дисци-
плин не только с информатикой, но и между собой.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возмож-
ности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических
задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных об-
ластей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта.
Совместно с учениками мы создали несколько проектов. Самые яркие это:
«Красная книга»
«Виды корней»
«Моя любимый сказочный герой»
Работая по УМК «Начальная школа 21 века» над темой самообразования
«Создание условий для развития и саморазвития творческой и мыслитель-
ной деятельности учащихся» на своих уроках использую, например, такие за-
дания:
1. Задача: "Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Сарато-
ва?"
Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, исто-
рия, окружающий мир.
2. «Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длин-
нее: Волга или Лена? Каких данных недостает Маше, чтобы ответить на этот во-
прос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?
Связь географии и математики. Из географического атласа Маша узнала, что
длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируй задачу, которую
нужно решить Маше. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ».
3 . Это упражнение содержит интересный и веселый текст из литературного
чтения и задание по русскому языку.
Прочитай отрывки из стихотворения Самуила Маршака «Вот какой, рассеянный»
1) «Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
2) Сел он утром (на) кровать,
Стал рубашку (на/о) девать,
(В ) рукава (про )сунул руки -
(О) к_залось, это брюки.
3) Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»
Устно по цепочке проверьте написание слов во второй части отрывка.
Какие здесь трудности? Надо ли различать приставки и предлоги?
А еще что нужно знать?
Запишите эту часть правильно.
В качестве диагностики сформированности метапредметных результатов
я
использую такие задания: например даётся текст о Петре 1.
Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания
а) Из какого рода был Петр 1?
б)Сколько ремесел имел Петр 1?
в)Чем прославился во время своего правления Петр 1?
1. Поставь ударение в словах: флотилия, ремесло, ботик.
2. Из первого абзаца выпиши три слова, в которых все согласные звуки твердые.
3. Из первого абзаца выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. Опреде-
лите часть речи выписанного слова.
И т.д.
Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов.
Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.
Применение
выше
указанных
технологий
в
образовательном
процессе
способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащих-
ся, среди которых можно назвать следующие:
способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения
практических задач или проблем;
навыки структуризации и классификации поступающей информации;
приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности,
структурности.
Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников
навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реа-
лизации метапредметности.
Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное
мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологи-
ческого, экономического мышления, которое становится целью образования.
Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама
еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить ребенку общекультурное, лич-
ностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и
есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реали-
зовать развивающий потенциал общего среднего образования.
- И вы, наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на
свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как
мы показали ему этот путь”.
-Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит
тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов!
Список использованной литературы
1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащих-
ся младших классов. — М., 1998.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое
руководство
по
освоению
высших
образцов
педагогического
искусства). —
Минск, 2000.
3. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков.
Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М.:
Пушкинский институт, 2001.
4. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся
младших классов. — М., 2001.
5. Мыследеятельностная педагогика в начальной школе: метапредметы. —
М., 2004.
6. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведе-
ния уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 4 классов. —
М., 2005.
7. Из
опыта
освоения
мыследеятельностной
педагогики
(Опыт
освоения
мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред.
Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007