Напоминание

Метапредметный подход в начальной школе


Автор: Соколова Ирина Исаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Заветное"
Населённый пункт: с.Заветное, Энгельсский район
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметный подход в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Метапредметный подход в начальной школе

Подготовила учитель начальных

классов МБОУ «СОШ с.Заветное»

Соколова Ирина Исаевна

Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые,

нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современ-

ного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в

воспитании

школьников,

и

это

связано

с

индивидуально-личностными

и

профессио-

нальными

качествами

учителя,

такими,

как:

организованность,

повышение

самооценки

и

профессиональной

компетенции,

нацеленность

на

результат.

От

профессионализма

педагогов

зависит

и

уровень

развития

творчества де-

тей, их готовность к обучению в школе и к жизни.

– Мы все с вами

учителя-практики, и каждый в своей области новатор.

Сегодня я предлагаю вам окунуться в поиск нового знания для решения загадки

будущего.

(У каждого из участников семинара лежат предметы: пластилин,

доска для работы, ножичек для работы с пластилином).

– Перед вами на столе лежит обычный детский пластилин, с которым дети

на уроках очень любят работать. Сегодня я предлагаю вам из кусочка пластилина

изготовить героя сказки «Колобок». (Время работы 3-5 минут).

– Итак, вы создали замечательных колобков из пластилина, и мне хочется

узнать Ваши мысли, которые возникали в процессе лепки? Как думаете, почему в

начале семинара, мы занялись именно этим?

– Что помогло вам выполнить задание? (Творческий подход, связь с жизнен-

ным опытом, связь с разными предметами и представлениями, и т.д., метапред-

метный поход)

– В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластили-

на», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности мне

метапредметный подход в обучении.

Я согласна со словами

известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа

должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого

исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей,

а также наследственные задатки...»

Меня часто, как и других учителей, волнует вопрос «Как сформировать у

младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»

Передо мной обозначаются проблемы:

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.

2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной

деятельности.

3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а преж-

де всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬ-

НОГО ОПЫТА.

Для себя я определяю цели работы:

1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества лич-

ности, взгляды и убеждения.

3.

Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,

волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображе-

ние, восприятие.

Решение этих проблем и достижение поставленных целей возможно, осуще-

ствить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в обучении.

Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и

могут прейти к целостному обучению.

Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для

интеллектуального

развития.

Они

могут

мыслить

обобщенно,

если

этому

их

учить.

Именно учитель начальных классов как универсальный специалист спосо-

бен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам вы-

явить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства

обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные

результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения

чётко определил приоритетные направления развития образования. МЕТАПРЕД-

МЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и

качественное обновление педагогической деятельности, и повышение каче-

ства образования.

Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существую-

щей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприя-

тию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое прак-

тики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в

обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уро-

ке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и

учеником.

Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников

базовых способностей:

Мышление

Воображение

Целеполагание

Понимание

Действие

На форуме сайта “Всероссийский педсовет”, часто обсуждается проблема:

Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хо-

рошо учиться?

Я

согласна

с

Бернардом

Шоу,

который

высказал

правильную

мысль:

“Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”

Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, я постоянно ищу эф-

фективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы

проблемности, поиска, исследования.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности

учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною я ис-

пользую разные образовательные педагогические технологии.

1.

Групповые технологии обучения

Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение

проблемно-познавательной задачи и т.д.

Для успешной работы для себя выделяю, по крайней мере, три группы уча-

щихся:

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.

(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения приме-

нить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению

учебных задач)

2-я группа – учащиеся со средними способностями.

(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опор-

ных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.

(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого

количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на

уроке).

Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в

основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность

учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказыва-

ет мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверен-

ность.

Когда дети работают в группе , они распределяют роли по силам, то есть каж-

дому ребенку из 3 групп даётся определённая работа. В группе все задействованы.

Например ,на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Корни растений»

ребята работали в группах, проводили исследование.

1

группа-виды

корней(учащиеся

рассматривали

гербарий,

изучали

текст,

рисовали корневые системы, готовили выступление).

Каждому ребенку было задание по силе, один читал, другой рисовал, третий

искал нужные данные, а четвертый готовился к выступлению.

2группа- изучала значение корня для растений( так же каждый ребенок зани-

мался конкретным делом, все были задействованы).

3 группа-корневые системы

4группа- корнеплоды ( с помощью лупы ребята рассматривали корень, нахо-

дили главный корень, боковой, придаточные волоски, рисовали строение корня го-

товили выступление). Эта технология помогает развивать уверенность в своих си-

лах, дети на таких уроках очень активны.

2.

Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных

задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, груп-

повая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Подводящий к теме диалог

Например , чтобы подвести детей к теме урока, выстраиваю цепочку вопросов к

новому знанию.

На уроке русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на кон-

це существительных женского рода» я предлагаю прочитать слова, записанные на

доске в 2 столбика:

Мяч Дочь

Шалаш Ночь

Еж Мышь

Вопросы

-Что заметили общего? (слова оканчиваются на шипящий).

А в чем различие? (В первом столбике имена существительные пишутся без мяг-

кого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова).

-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему).

На уроке в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Спишите из упражнения слова

«забег, поход, подкоп --записывают слова,

Поставьте ударение. –ставят ударение

Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные

гласные

Найдите безударные гласные,

Обозначьте их. обозначают

Какое правило о безударных

гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в

корне

В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке

Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные в

Приставках

3.

Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня

становятся информационно-коммуникативные технологии.

Используя возможности мобильного класса, вместе с учениками на уроках

мы работаем в программе «Академия младшего школьника» и «Фантазёры». Ис-

пользуем возможности Интерактивной доски и выхода в сеть Интернет.

4. Технологии проектирования.

Позволяет

усилить

межпредметные

связи

общеобразовательных

дисци-

плин не только с информатикой, но и между собой.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возмож-

ности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических

задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных об-

ластей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора,

эксперта, консультанта.

Совместно с учениками мы создали несколько проектов. Самые яркие это:

«Красная книга»

«Виды корней»

«Моя любимый сказочный герой»

Работая по УМК «Начальная школа 21 века» над темой самообразования

«Создание условий для развития и саморазвития творческой и мыслитель-

ной деятельности учащихся» на своих уроках использую, например, такие за-

дания:

1. Задача: "Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Сарато-

ва?"

Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, исто-

рия, окружающий мир.

2. «Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длин-

нее: Волга или Лена? Каких данных недостает Маше, чтобы ответить на этот во-

прос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?

Связь географии и математики. Из географического атласа Маша узнала, что

длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируй задачу, которую

нужно решить Маше. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ».

3 . Это упражнение содержит интересный и веселый текст из литературного

чтения и задание по русскому языку.

Прочитай отрывки из стихотворения Самуила Маршака «Вот какой, рассеянный»

1) «Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

2) Сел он утром (на) кровать,

Стал рубашку (на/о) девать,

(В ) рукава (про )сунул руки -

(О) к_залось, это брюки.

3) Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!»

Устно по цепочке проверьте написание слов во второй части отрывка.

Какие здесь трудности? Надо ли различать приставки и предлоги?

А еще что нужно знать?

Запишите эту часть правильно.

В качестве диагностики сформированности метапредметных результатов

я

использую такие задания: например даётся текст о Петре 1.

Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания

а) Из какого рода был Петр 1?

б)Сколько ремесел имел Петр 1?

в)Чем прославился во время своего правления Петр 1?

1. Поставь ударение в словах: флотилия, ремесло, ботик.

2. Из первого абзаца выпиши три слова, в которых все согласные звуки твердые.

3. Из первого абзаца выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. Опреде-

лите часть речи выписанного слова.

И т.д.

Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов.

Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.

Применение

выше

указанных

технологий

в

образовательном

процессе

способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащих-

ся, среди которых можно назвать следующие:

способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения

практических задач или проблем;

навыки структуризации и классификации поступающей информации;

приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности,

структурности.

Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников

навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реа-

лизации метапредметности.

Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное

мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологи-

ческого, экономического мышления, которое становится целью образования.

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама

еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить ребенку общекультурное, лич-

ностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и

есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реали-

зовать развивающий потенциал общего среднего образования.

- И вы, наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на

свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как

мы показали ему этот путь”.

-Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит

тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов!

Список использованной литературы

1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащих-

ся младших классов. — М., 1998.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое

руководство

по

освоению

высших

образцов

педагогического

искусства). —

Минск, 2000.

3. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков.

Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М.:

Пушкинский институт, 2001.

4. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся

младших классов. — М., 2001.

5. Мыследеятельностная педагогика в начальной школе: метапредметы. —

М., 2004.

6. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведе-

ния уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 4 классов. —

М., 2005.

7. Из

опыта

освоения

мыследеятельностной

педагогики

(Опыт

освоения

мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред.

Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007



В раздел образования