Автор: Сухоросова Екатерина Евгеньевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Свердловская область, ГО ЗАТО Свободный
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Выполнила:
Сухоросова Екатерина Евгеньевна
концертмейстер МБУ ДО «ДШИ»
ГО ЗАТО Свободный
Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и
скрипичного ансамбля в ДМШ и ДШИ
Если говорить о работе концертмейстера в классе струнно-смычковых
инструментов в целом, то способность «вживания» в звучность смычковых
инструментов – одна из самых сложных проблем для пианиста. Если
струнники в классе специальности сталкиваются с фортепиано в качестве
аккомпанирующего инструмента, то для большинства пианистов работа со
скрипачом часто является неизведанной областью. Начнем с того, что в
процессе концертмейстерской работы необходимо владеть определёнными
специфическими навыками, отличными от сольного исполнения. Это и
навыки
необходимы
концертмейстеру
в
любом
классе
(вокалисты,
инструменталисты).
Вот основные из них:
1. Следить за вокальной или инструментальной строчкой, видеть и
слышать партию солиста, знать её во всех подробностях.
2. Уметь фразировать партию аккомпанемента в соответствии с партией
солиста.
3. Соизмерять звучность аккомпанемента со звучанием сольной партии.
4. Слушать и слышать солиста, «дышать» и произносить (мысленно) его
партию вместе с ним.
5. Уметь менять характер звучанию фортепианной партии в зависимости
от распределения сольных эпизодов и сопровождения
Необходимо познакомится так же и со специфическими принципами
звукоизвлечения, присущему каждому инструменту. При этом важно
учитывать степень звукового насыщения фортепианного сопровождения в
зависимости от тембра солирующего инструмента. Так, если иметь ввиду
любые из многочисленных оттенков шкалы динамических градаций, то при
аккомпанементе скрипке возможно более громкая звучность, чем при
аккомпанементе альту или виолончели (здесь присущи более глубокая,
«бархатная» звучность). Так же необходимо помнить пианисту о способе
«добывания» красивого, тянущегося звука, когда следует не тыкать в
клавишу, а извлекать звук из рояля как бы лаская клавишу.
Обязательные
требования
к
профессионализму
концертмейстера
скрипичного класса: наличие музыкальной одаренности, владение навыками
игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые
представления,
эрудированность
в
вопросах
музыкальных
стилей,
музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало,
знание
основ
скрипичного
искусства,
понимание
исполнительской
специфики
струнных
инструментов.
Концертмейстер
должен,
помимо
музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и
хорошей интуицией. Умение транспонировать полезно, но не жизненно
необходимо, как в вокальном или духовом классах. Умение импровизировать
и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки первоклашек. Даже игра
гамм может превратиться в удовольствие. Рассмотрим подробнее работу
концертмейстера в классе скрипки.
Итак, первейшая задача концертмейстера – это раскрытие некоторых
особенностей исполнения фортепианной партии в работе с солистом-
инструменталистом. Специфика эта заключается в следующем:
1. Пианист должен пересмотреть вопросы динамики в сторону её
смягчения. Пианистическое звучание в совместной игре со скрипачом ни
когда не достигает той силы, которая возможно при исполнении сольной
программы или концерта с оркестром. Научиться слушать партнёра и
установить правильный баланс звучания – основной закон ансамблевой игры.
Важно также уберечься от увлечения форсированным звуком.
2. Концертмейстер должен более тонко пользоваться педалью. Так
называемая «жирная» педаль, как правило, противопоказана струнным
инструментам. Она как бы затапливает их. Конечно, нет правил без
исключений, например, в некоторых произведениях современной музыки или
импрессионистов. В произведениях, связанных с полифоническим развитием,
педаль сводится до минимума. Очень точно следует снимать педаль при
окончаниях общих фраз или совместных снятий, когда прекращении звука
должно быть одновременным с остановкой смычка.
3. Пианист - концертмейстер должен приспосабливаться к совместному
исполнению аккордов. Как известно, инструменталисты их «ломают», и надо
подхватить верхнюю часть аккорда, пропустив нижнюю. Следует так же
учитывать моменты переходов со струны на струну или смену позиций при
скачках.
4. Необходимо устанавливать общность фразировочных лиг и штрихов с
тем, чтобы в аналогичных местах они точно совпадали.
5. Пианист - концертмейстер должен знать технологию струнных
инструментов, их штриховую специфику, чтобы в соответствующих местах
приближать звучание фортепиано к характеру извлечения звука струнника, а
так же учитывать регистр в котором исполняется данная фраза или штрих.
Различают три группы основных штрихов: плавные, отрывистые,
прыгающие.
Плавные: legato, detache, portato. Примеры: Массне «Элегия», Форэ
«Жалоба», Бах «Ариозо», Чайковский «Ноктюрн» и др.
Отрывистые:
martele,
staccato.
Примеры:
Арутюнян
«Экспормт»,
Боккерини «Менуэт» и д.р.
Прыгающие (или «бросаемые»): spiccato, «летучее» staccato,ricochet.
Примеры: Гоэнс «Скерцо», Айвазян «Грузинский танец», «Концертный
этюд» и д.р.
Знание струнных штрихов, умение максимально воспроизводить их
характер на фортепиано безусловно залог успеха единого штрихового
ансамбля в игре с солистом-инструменталистом.
Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе скрипки.
Можно
выделить
четыре
основных
компонента
в
работе
концертмейстера:
1) Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)
2) Работа концертмейстера с учеником
3) Работа концертмейстера с педагогом
4) Самостоятельная работа концертмейстера
Компонент первый. Педагог – ученик – концертмейстер. Педагог
выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в
творческий замысел коллеги, параллельно, выгрываясь в текст, отмечает
важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих
начального этапа освоения произведения для концертмейстера – помочь
ребёнку
разучить
его
партию.
Поэтому
вначале
пианисту
придётся
совмещать подыгрывание партии с собственно партией аккомпанемента.
Необходимо помнить, что скрипка – инструмент с нефиксированным
интонационным строем, поэтому помощь фортепиано (по возможности
хорошо настроенного) здесь очень велика.
Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с
учащимся. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с
педагогом – отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится
мероприятие.
Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого
урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности,
накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи,
развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.
Компонент второй. Концертмейстер – ученик. Иногда концертмейстеру
по ряду причин приходится оставаться с учащимся или ансамблем тет-а-тет.
Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению
произведения. Концертмейстер берёт на себя активную педагогическую роль
в подобной ситуации. Вместе с учащимися проучивает текст, трудные места,
находит общие точки соприкосновения, выстраивает агогику, отождествляет
штрихи, выверяет темпы (на более поздних этапах работы). Если это разбор,
помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и
интонационную точность.
В течение учебного года приходится работать с детьми разного возраста
и уровня подготовки. С учащимися младших классов концертмейстер
прослушивает, стучит ритм, пропевает голосом, играет пиццикато, затем
смычком. С ребятами постарше, которые уже накопили достаточный
слуховой
опыт,
можно
поработать
над
стилистикой
и
осознанным
созиданием художественного образа.
В
работе
с
ансамблем
также
следует
учитывать
возраст
и
разноуровневую
подготовку.
Пианист
в
силу
наличия
своих
сугубо
пианистических
знаний
не
всегда
может
указать
учащемуся
на
специфические скрипичные ошибки – это работа педагога. Но он вполне в
состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале занятия,
подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмические
ошибки, подсказать мелизматику, объяснить её особенности на примере
данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории
создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.
Ансамбль – это единый организм. Проученная, слаженная игра ансамбля
воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Мы должны и внешне
помочь этой целостности. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль (в
т.ч. концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также
очень важны выход на сцену и уход, выстроенность, одновременный поклон
до
и
после
выступления.
Внешние
атрибуты
производят
хорошее
впечатление при условии качественного исполнения. Отработка совместного
начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два
года
обучения
–
камень
преткновения
для
многих
детей.
Задача
концертмейстера: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест,
движение корпуса, даже мимика – здесь может работать что угодно, лишь бы
ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха) и научить давать
ауфтакт – коротким лёгким поднятием грифа скрипки. В работе с детским
коллективом ориентируемся на первую скрипку – концертмейстера ансамбля.
По его знаку все одновременно поднимают инструменты, а концертмейстер
кладёт
руки
на
клавиатуру.
В
процессе
индивидуальной
работы
концертмейстер с ансамблем может проучить отдельно с каждой группой их
партию, подыгрывая ее на рояле отдельно или вместе с аккомпанементом.
Роль концертмейстера в большом коллективе – объединяющая, дирижёрская,
на пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогику, за
образ и общую целостность произведения.
Компонент
третий.
Концертмейстер
–
педагог.
Педагог
с
концертмейстером всегда найдут время для совместной работы. Это
методическая работа – совместное создание рабочих, экспериментальных
программ, планирование открытых уроков; инновационная деятельность –
поиски
нового,
актуального
репертуара,
в
том
числе
издаваемого
современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и,
как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с листа
найденных
композиций,
обсуждение
и
планирование
предстоящей
концертной деятельности учащихся. Приветствуется совместная концертная
деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно
обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный
уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую
атмосферу в процессе занятий с детьми.
Компонент
четвёртый.
Концертмейстер.
Концертмейстер
должен
постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого
попросту трудно и неинтересно работать.
Концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки
исполнить сольную программу, на нём груз ответственности – начинающий
музыкант,
требующий
повышенного
внимания,
помощи,
мощной
эмоциональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные
занятия пианиста за инструментом, будь то проучивание концертного
репертуара скрипачей, чтение с листа или работа над собственной сольной
программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо
продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством построения
музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист ищет образ, продумывает
исполнительский план, оттачивает детали, выгрывается в текст, пропевая
партию солиста или партии ансамбля поочерёдно. Репертуар в скрипичном
классе достаточно объёмен и разнообразен, поэтому часто концертмейстеру
приходится играть какие-то произведения только на уроке, много читать с
листа. Всё это будет делаться легко и с ходу, при условии регулярных
самостоятельных занятий.
Подытожив выше написанный материал можно сделать следующие
выводы. Наиболее сложным можно считать воплощение на фортепиано
специфики звучности струнно-смычковых инструментов. Нужно пытаться,
по возможности, смягчить атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно
осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев, а скорее способом
«поглаживания»
клавиш,
добиваться
мягкости
при
исполнении
гармонических и мелодических оборотов. Надо заметить, что не всегда
найденный прием становится универсальным. Здесь необходимо учитывать
характер произведения, историческую эпоху, в которую оно было создано,
природный тембр рояля или фортепиано, степень изношенности инструмента
и другие факторы. Например, в произведениях старинных мастеров уместно
осторожно пользоваться педалью, ее применение должно быть строго
ограничено. В пьесах романтического периода наоборот, педаль будет
фактурно-необходимой, обогащающей звучание солирующего инструмента.
Репертуар юных скрипачей состоит не только из пьес, этюдов, но и
концертов. Именно при исполнении произведений крупной формы нужно
стремиться «оркестровать рояль», то есть пианист – концертмейстер будет
выступать в роли оркестра. Знание тембров инструментов симфонического
оркестра и умение передать их многокрасочную палитру на рояле – задача не
из легких. От воображения концертмейстера зависит, сможет ли он ясно
представить легкое стаккато флейты, мягкое обволакивающее звучание
валторн, гнусавость английского рожка, яркость и праздничность труб,
ворчание контрабасов, раскаты литавр. Если концертмейстер сможет
передать звуки оркестра, то исполнение заиграет яркими красками, если нет
– то произведение получится плоским, одномерным. Характер оркестровых
вступлений (интродукций), проигрышей, заключений тоже целиком и
полностью
зависит
от
концертмейстера.
Мастерство
концертмейстера
проявляется в точном определении темпа, в котором будет исполнять
произведение ученик, характера и общего тонуса. Здесь особое значение, по
мнению автора, имеет партия левой руки, которая придает звучности глубину
и
объемность.
Особенно
это
касается
подходов
к
кульминациям,
кульминационных tutti.
Концертмейстерская
интуиция
–
способность
предсказывать
дальнейший ход музыки (при читке с листа), предугадывать намерения
учащегося-солиста, помогать выкручиваться из сложных (с потерей текста)
ситуаций на сцене, ощущение совместного «кривого поля». Опытный
концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого места начнёт учащийся
после остановки. Разумеется, проще работать с тем учащимся, которого
знаешь не первый год.
Интуиция, помогающая создать из разрозненных инструменталистов
единый организм исполнителя – это результат многолетней наработки
специфических знаний и умений. Это практика читки, транспорта, подбора,
импровизации, композиции, теории, гармонии. Концертмейстер обязан не
бояться за себя и должен быть спокоен за солиста или ансамбль. А посему
необходимо быть уверенным в тексте, знать назубок партитуру, быть
готовым к любому повороту событий, обладать огромной выдержкой.
Концертмейстер
в
классе
скрипки
и
скрипичного
ансамбля
в
современных
условиях
–
важная
составляющая
процесса
реализации
личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к
формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет
большую роль в приобщении учащихся ДМШ, ДШИ к академической
музыке – вплоть до профессионализации, музицированию, творческому
поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане.