Автор: Наумова Любовь Ивановна
Должность: сициальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения неслышащих школьников младшего возраста
Раздел: начальное образование
Обеспечение социально-психологических условий для успешного
обучения неслышащих школьников младшего возраста
Знание учителем особенностей личности каждого ребенка является одним
из важных требований, как и владение приемами индивидуального обучения и
воспитания, организации личностно значимой деятельности.
В этой связи в качестве приоритетных выступают направления работы:
•
гуманизация педагогического сознания членов коллектива;
•
создание модели сотрудничества детей и взрослых, исключающей развитие
неадекватного
отношения
к
детям
с
особенностями
развития
как
к
инвалидам (пренебрежительно-барского, умилительно-снисходительного);
•
достижение
качественно
нового
уровня
дифференциации
и
индиви-
дуализации
образовательного
процесса,
организация
обучения
с
максимальной
индивидуализацией
приемов,
оптимальным
сочетанием
индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности;
•
обеспечение
успешной
учебной
деятельности
как
основной
психоло-
гической предпосылки формирования положительной направленности и
социализации ребенка, подростка;
•
введение мониторинга обучаемости, обученности, личностного развития,
рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет
обучения в школе;
•
оказание
медико-психолого-педагогической
помощи
в
зависимости от
сложностей,
которые
будут
испытывать
дети,
реализация
здоровье-
сберегающих технологий;
•
забота о взаимопонимании и взаимоподдержке родителей, стимуляция
положительного опыта взаимоотношений, вовлечения родителей в оценку
результативности личностного развития ребенка.
Вышесказанное
позволяет
особенно
подчеркнуть
важность
качес-
твенного
психолого-педагогического
сопровождения обучения
и
развития
детей с нарушением слуха. Оно выступает как важнейшее условие успешной
интеграции этих детей в обществе и развитии коммуникативных компетенций и
рассматривается как процесс пролонгированного, систематического изучения
развития ребенка и действий по предупреждению возможных трудностей при
решении постоянно усложняющихся образовательно-воспитательных задач.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
обеспечивает раннюю
коррекцию отклоняющегося развития, обязательную коррекционную помощь
каждому ребенку.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежат принципы:
• дифференциации и единства содержания (информационного, средового,
личностного);
•
адаптации физического окружения к нуждам учеников;
•
ориентации на индивидуальные потребности личности;
• синхронности, согласованности мер поддержки со стороны команды в
составе
психолога,
учителя,
учителя-дефектолога,
администрации,
родителей.
• прогностического подхода в определении программы сопровождения, ее
стратегии и тактики.
Содержание
психолого-педагогического
сопровождения д е т е й
с
нарушением слуха определяется с опорой на такие положения:
• ученик воспринимается как самоценность, и в первую очередь учи-
тываются его потребности и когнитивные возможности;
• более всего задаче раскрытия когнитивного потенциала и осознания
ребенком
себя
как
личности
соответствует
технология
личностно
ориентированного обучения.
В
содержании
психолого-педагогического
сопровождения
отражается
единство средового, информационного и личностного компонентов.
Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-
развивающей
направленностью
требует
определенных
управленческих
действий,
направленных
на
создание
таких
ее
компонентов,
которые
в
совокупности
составляли
бы
систему
комплексной
психолого-медико-
педагогической поддержки определенным образом организованной учебной и
внеклассной деятельности.
Администрация
школы
обеспечивает
необходимую
базу,
создает
положительный
эмоциональный
фон,
обеспечивает
продуктивное
взаимодействие
всех
лиц,
заинтересованных
в
положительном
эффекте
обучения.
Информационное
сопровождение
предполагает
информационное
обеспечение формирования адекватных представлений о детях с нарушением
слуха,
об
особенностях
коррекционных
методик,
о
системе
социально-
бытовой адаптации и роли участников сопровождения (особенно родителей)
в этом процессе.
Обучение
детей
с
нарушением
слуха
требует
систематического
отслеживания
психолого-педагогического
статуса
детей
класса
с
точки
зрения актуального состояния и перспектив (зоны ближайшего развития).
При
этом
учитываются
и
общие
закономерности,
и
особенности
психического развития в условиях полной или частичной, врожденной, рано
или
поздно
наступившей
слуховой
депривации.
Мониторинг
динамики
психического состояния осуществляется постоянно.
Учитель
класса
получает
исчерпывающую
информацию
о
психике
ребенка с нарушением слуха; об особенностях установления контакта с таким
ребенком,
о
специальных
средствах
общения
неслышащих
(жестовой
и
дактильной
речи),
которыми
в
принципе
он
должен
овладеть;
о задачах
обучения и воспитания детей с нарушением слуха,
о
путях
реализации
коррекционной направленности
обучения;
об
основных
трудностях
в
изучении
предметов,
о
технологии
воспитания
детей, о
содержании
и
согласованности работы с родителями.
Родители
детей
с
нарушением
слуха постоянно
информируются
о
содержании обучения и воспитания, получают консультацию по изучению
программного материала (как важному условию предупреждения трудностей
при изучении нового материала на уроке), по содержанию семейно-бытовой
компетенции и роли родителей в ее постижении неслышащим ребенком, о
конкретных путях ее достижения; родителям предоставляется возможность
овладеть
специальными
коммуникативными
средствами
(дактильной
и
жестовой речью) как условием полноценного общения в семье (и особенно
понимания сказанного неслышащим ребенком).
Такое сопровождение позволяет в определенной мере ослабить негативные
проявления особенностей психического дизонтогенеза детей с нарушением
слуха:
замедленность
приема
восприятия,
трудности
переработки
и
сохранения информации, ее оперативного использования, проблемы речевой
коммуникации и словесного регулирования и др.
Ученики с нарушением слуха получают помощь в установлении контактов
со
слышащими,
в
овладении
моделями
поведения
в
разных
учебных
и
жизненных
ситуациях,
совершенствование
чтения
с
губ,
развитие
прогностических способностей, развитие самостоятельности и рефлексии).
Учителъ-дефектолог реализует
технологии
коррекционной
поддержки,
использует
весь
комплекс
средств,
необходимых
для
предупреждения и
преодоления трудностей овладения фондом знаний и умений, формирования
качеств
личности;
совместно
с
психологом
способствует
нормализации
межличностных
отношений,
координирует усилия
ведущего
педагога
и
родителей в решении задач социально-бытовой адаптации и формирования
жизненной компетентности детей с нарушением слуха.
Средовое
сопровождение
рассматривается
как
создание
адаптивной
среды, обеспечивающей комфортные условия для самореализации ученика с
особыми образовательными потребностями. Составляющие образовательной
среды
рассматриваются
в
не скольких
аспектах:
п р ед м е т н ом ,
пространственном, организационном, социально-психологическом.
Предметный аспект включает требования к освещенности, оформлению
помещения, его оборудованию. В отношении оборудования особого внимания
заслуживают: учебно-методические комплексы (учебники, учебные пособия,
хрестоматии,
атласы,
наглядный
и
раздаточный
материал)
и
средства
коррекции
(звукоусиливающая
аппаратура, индивидуальные
слуховые
аппараты и т. п.).
Социально-психологический
аспект функционирования
адаптивной
образовательной среды отражает социальную ситуацию развития (социальные
роли, ожидания и потребности, эмоциональный фон и т. п.).
Важнейшим элементом адаптивной образовательной среды для детей с
нарушением слуха являются учебно-методические комплексы (учебные и
учебно-методические пособия).
В обучении детей с нарушением слуха на первый план выступают такие
элементы: языковая способность и речевая деятельность.
Необходимость
в
условиях
речевого
дефицита
сосредоточиться
на
семантике языкового материала (особенно в упражнениях, составленных из
отдельных, не связанных по смыслу фраз), его обязательном осмыслении
увеличивает время на выполнение грамматических заданий, составляющих
их
операций.
При
игнорировании
же
смысла
фраз возникает опасность
формального
анализа
-
установления
только
грамматических
и
иных
языковых
закономерностей.
Проблематичным
оказывается
достижение
главной
цели
уроков
языка
для
неслышащих
-
овладение
языком
как
средством общения, орудием мышления. Предупреждение такого положения
входит в круг забот учителя-дефектолога. Он обеспечивает коррекционно-
развивающую направленность обучения русскому языку.
При изучении любой из программных тем внимание учащихся с на-
рушением слуха направляется на ее практический смысл, прежде всего роль в
коммуникативных
актах.
Наблюдения
над
с л о в о с оч е т а н и я м и ,
предложениями,
текстом
позволяют
актуализировать
лексический
запас
учащихся
с
нарушением
слуха.
Использование
языкового
материала,
отражающего разные явления окружающего мира в контексте социально-
бытовой ориентировки учащихся - важнейшая особенность коррекционно-
направленного
процесса
обучения языку,
в
котором
усвоение
смысла
лингвистических категорий и развитие речи - единый процесс.
Постоянное внимание уделяется смыслу предложных и беспредложных
словосочетаний, подбору лексически сочетаемых пар, достигается понимание
управления
одного
и
того
же
глагола
разными
падежами,
обращается
внимание
на
существующие
синонимические
варианты (лексические,
грамматические). Среди востребованных - задания на смысловую догадку
(восстановление
пропущенных
в
предложении
слов,
«рассыпанного»
предложения,
«рассыпанного»
текста).
Несомненна
ценность
заданий
«Редактор», позволяющих развивать грамматическую зоркость, критичность
мышления
учащихся.
Побуждение
к
обобщениям,
выводам
на
основе
наблюдений,
установление
логических
зависимостей
-
обязательный
компонент
коррекционных
занятий. Работе
с
текстом
придается
особый
смысл, так как она позволяет формировать умение связно излагать мысли,
оценивать полноту информации, восполнять имеющиеся в ней пробелы,
выделять элементы нового в информации, использовать перифразы, искать
доказательства истинности высказанного суждения.
Ценным приемом является исследование представленных либо моде-
лируемых речевых ситуаций, которые позволяют определять речевую задачу и
воссоздавать
атмосферу
реального
общения.
В
связи
с
этим
ин-
тенсифицируется развитие диалоговой речи. От упражнений в продолжении
диалога,
восстановлении
пропущенных
реплик
учащиеся
переходят
к
составлению диалогов по воображаемой ситуации, совершенствуют умение
инициативно вести диалоги на житейски значимые темы.
Под контролем учителя дефектолога совершенствуется и монологическая
речь учащихся с нарушением слуха.
Специальную
задачу
составляет
развитие
умений
делового
письма.
Значительное число грамматических тем может изучаться на материале
деловых бумаг (записки, телеграммы, объявления, заявления, аннотации,
отзывы и др.). Совершенствование навыков делового письма и их успешное
применение - важнейший показатель социально-бытовой адаптированности
учащихся.
В
структуре
коррекционных
услуг
для
неслышащего
важное
место
отводится
индивидуальным
занятиям
по
развитию
речевого
слуха,
со-
вершенствованию произносительных навыков, развитию речемыслительной
деятельности.
Их
эффективность
находится
в
прямой
зависимости
от
качества первичного обследования речеслуховых трудностей и возможностей,
определения индивидуальной стратегии коррекционной работы и грамотного
выбора тактики.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), владеющий методикой слухо-речевой
реабилитации,
регулярно
проводит
индивидуальные
занятия. Родители
получают необходимые рекомендации по развитию у детей мотивации к
совершенствованию произношения, просодической стороны речи, к ведению
диалогов, к составлению связных высказываний по материалу программных
тем и связанному с осмыслением жизненных ситуаций.
Таким
образом,
специальные
социально-педагогические
условия
успешного обучения и развития детей со слуховой депривацией включают в
себя:
•
согласованную работу команды (педагогов, психолога), направляемую
учителем-дефектологом;
•
обеспечение
конвергентности
усилий
педагогического
коллектива
и
администрации;
•
сотрудничество с семьей;
•
индивидуализацию
процесса
обучения,
предполагающую
развитие
личности в ее неповторимости и исключительности при учете как ее
сильных, так и слабых сторон;
•
создание развивающей среды, в которой учитываются психологические
особенности
детей,
их
актуальные
интересы
и
потребности,
по-
тенциальные
возможности;
предупреждаются,
преодолеваются
при-
чины
внутренних
и
внешних
конфликтов,
ситуации
личностной
неуспешности сейчас и в будущем; оказывается помощь каждому в
поиске своей социальной ниши.
Критерии
результативности
образовательного
процесса
выступают
как
критерии положительной динамики в личностном развитии ребенка. При
этом
и
уровень
обученности
включается
постоянно
в
содержание
сравнительного педагогического анализа.
Качественные
изменения
системы
специального
образования
требуют
нового типа педагогического мышления и высокий уровень компетентности,
профессионализма в сочетании с инновационными технологиями.