Напоминание

Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения неслышащих школьников младшего возраста


Автор: Наумова Любовь Ивановна
Должность: сициальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения неслышащих школьников младшего возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Обеспечение социально-психологических условий для успешного

обучения неслышащих школьников младшего возраста

Знание учителем особенностей личности каждого ребенка является одним

из важных требований, как и владение приемами индивидуального обучения и

воспитания, организации личностно значимой деятельности.

В этой связи в качестве приоритетных выступают направления работы:

гуманизация педагогического сознания членов коллектива;

создание модели сотрудничества детей и взрослых, исключающей развитие

неадекватного

отношения

к

детям

с

особенностями

развития

как

к

инвалидам (пренебрежительно-барского, умилительно-снисходительного);

достижение

качественно

нового

уровня

дифференциации

и

индиви-

дуализации

образовательного

процесса,

организация

обучения

с

максимальной

индивидуализацией

приемов,

оптимальным

сочетанием

индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности;

обеспечение

успешной

учебной

деятельности

как

основной

психоло-

гической предпосылки формирования положительной направленности и

социализации ребенка, подростка;

введение мониторинга обучаемости, обученности, личностного развития,

рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет

обучения в школе;

оказание

медико-психолого-педагогической

помощи

в

зависимости от

сложностей,

которые

будут

испытывать

дети,

реализация

здоровье-

сберегающих технологий;

забота о взаимопонимании и взаимоподдержке родителей, стимуляция

положительного опыта взаимоотношений, вовлечения родителей в оценку

результативности личностного развития ребенка.

Вышесказанное

позволяет

особенно

подчеркнуть

важность

качес-

твенного

психолого-педагогического

сопровождения обучения

и

развития

детей с нарушением слуха. Оно выступает как важнейшее условие успешной

интеграции этих детей в обществе и развитии коммуникативных компетенций и

рассматривается как процесс пролонгированного, систематического изучения

развития ребенка и действий по предупреждению возможных трудностей при

решении постоянно усложняющихся образовательно-воспитательных задач.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей

обеспечивает раннюю

коррекцию отклоняющегося развития, обязательную коррекционную помощь

каждому ребенку.

В основе психолого-педагогического сопровождения лежат принципы:

• дифференциации и единства содержания (информационного, средового,

личностного);

адаптации физического окружения к нуждам учеников;

ориентации на индивидуальные потребности личности;

• синхронности, согласованности мер поддержки со стороны команды в

составе

психолога,

учителя,

учителя-дефектолога,

администрации,

родителей.

• прогностического подхода в определении программы сопровождения, ее

стратегии и тактики.

Содержание

психолого-педагогического

сопровождения д е т е й

с

нарушением слуха определяется с опорой на такие положения:

• ученик воспринимается как самоценность, и в первую очередь учи-

тываются его потребности и когнитивные возможности;

• более всего задаче раскрытия когнитивного потенциала и осознания

ребенком

себя

как

личности

соответствует

технология

личностно

ориентированного обучения.

В

содержании

психолого-педагогического

сопровождения

отражается

единство средового, информационного и личностного компонентов.

Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-

развивающей

направленностью

требует

определенных

управленческих

действий,

направленных

на

создание

таких

ее

компонентов,

которые

в

совокупности

составляли

бы

систему

комплексной

психолого-медико-

педагогической поддержки определенным образом организованной учебной и

внеклассной деятельности.

Администрация

школы

обеспечивает

необходимую

базу,

создает

положительный

эмоциональный

фон,

обеспечивает

продуктивное

взаимодействие

всех

лиц,

заинтересованных

в

положительном

эффекте

обучения.

Информационное

сопровождение

предполагает

информационное

обеспечение формирования адекватных представлений о детях с нарушением

слуха,

об

особенностях

коррекционных

методик,

о

системе

социально-

бытовой адаптации и роли участников сопровождения (особенно родителей)

в этом процессе.

Обучение

детей

с

нарушением

слуха

требует

систематического

отслеживания

психолого-педагогического

статуса

детей

класса

с

точки

зрения актуального состояния и перспектив (зоны ближайшего развития).

При

этом

учитываются

и

общие

закономерности,

и

особенности

психического развития в условиях полной или частичной, врожденной, рано

или

поздно

наступившей

слуховой

депривации.

Мониторинг

динамики

психического состояния осуществляется постоянно.

Учитель

класса

получает

исчерпывающую

информацию

о

психике

ребенка с нарушением слуха; об особенностях установления контакта с таким

ребенком,

о

специальных

средствах

общения

неслышащих

(жестовой

и

дактильной

речи),

которыми

в

принципе

он

должен

овладеть;

о задачах

обучения и воспитания детей с нарушением слуха,

о

путях

реализации

коррекционной направленности

обучения;

об

основных

трудностях

в

изучении

предметов,

о

технологии

воспитания

детей, о

содержании

и

согласованности работы с родителями.

Родители

детей

с

нарушением

слуха постоянно

информируются

о

содержании обучения и воспитания, получают консультацию по изучению

программного материала (как важному условию предупреждения трудностей

при изучении нового материала на уроке), по содержанию семейно-бытовой

компетенции и роли родителей в ее постижении неслышащим ребенком, о

конкретных путях ее достижения; родителям предоставляется возможность

овладеть

специальными

коммуникативными

средствами

(дактильной

и

жестовой речью) как условием полноценного общения в семье (и особенно

понимания сказанного неслышащим ребенком).

Такое сопровождение позволяет в определенной мере ослабить негативные

проявления особенностей психического дизонтогенеза детей с нарушением

слуха:

замедленность

приема

восприятия,

трудности

переработки

и

сохранения информации, ее оперативного использования, проблемы речевой

коммуникации и словесного регулирования и др.

Ученики с нарушением слуха получают помощь в установлении контактов

со

слышащими,

в

овладении

моделями

поведения

в

разных

учебных

и

жизненных

ситуациях,

совершенствование

чтения

с

губ,

развитие

прогностических способностей, развитие самостоятельности и рефлексии).

Учителъ-дефектолог реализует

технологии

коррекционной

поддержки,

использует

весь

комплекс

средств,

необходимых

для

предупреждения и

преодоления трудностей овладения фондом знаний и умений, формирования

качеств

личности;

совместно

с

психологом

способствует

нормализации

межличностных

отношений,

координирует усилия

ведущего

педагога

и

родителей в решении задач социально-бытовой адаптации и формирования

жизненной компетентности детей с нарушением слуха.

Средовое

сопровождение

рассматривается

как

создание

адаптивной

среды, обеспечивающей комфортные условия для самореализации ученика с

особыми образовательными потребностями. Составляющие образовательной

среды

рассматриваются

в

не скольких

аспектах:

п р ед м е т н ом ,

пространственном, организационном, социально-психологическом.

Предметный аспект включает требования к освещенности, оформлению

помещения, его оборудованию. В отношении оборудования особого внимания

заслуживают: учебно-методические комплексы (учебники, учебные пособия,

хрестоматии,

атласы,

наглядный

и

раздаточный

материал)

и

средства

коррекции

(звукоусиливающая

аппаратура, индивидуальные

слуховые

аппараты и т. п.).

Социально-психологический

аспект функционирования

адаптивной

образовательной среды отражает социальную ситуацию развития (социальные

роли, ожидания и потребности, эмоциональный фон и т. п.).

Важнейшим элементом адаптивной образовательной среды для детей с

нарушением слуха являются учебно-методические комплексы (учебные и

учебно-методические пособия).

В обучении детей с нарушением слуха на первый план выступают такие

элементы: языковая способность и речевая деятельность.

Необходимость

в

условиях

речевого

дефицита

сосредоточиться

на

семантике языкового материала (особенно в упражнениях, составленных из

отдельных, не связанных по смыслу фраз), его обязательном осмыслении

увеличивает время на выполнение грамматических заданий, составляющих

их

операций.

При

игнорировании

же

смысла

фраз возникает опасность

формального

анализа

-

установления

только

грамматических

и

иных

языковых

закономерностей.

Проблематичным

оказывается

достижение

главной

цели

уроков

языка

для

неслышащих

-

овладение

языком

как

средством общения, орудием мышления. Предупреждение такого положения

входит в круг забот учителя-дефектолога. Он обеспечивает коррекционно-

развивающую направленность обучения русскому языку.

При изучении любой из программных тем внимание учащихся с на-

рушением слуха направляется на ее практический смысл, прежде всего роль в

коммуникативных

актах.

Наблюдения

над

с л о в о с оч е т а н и я м и ,

предложениями,

текстом

позволяют

актуализировать

лексический

запас

учащихся

с

нарушением

слуха.

Использование

языкового

материала,

отражающего разные явления окружающего мира в контексте социально-

бытовой ориентировки учащихся - важнейшая особенность коррекционно-

направленного

процесса

обучения языку,

в

котором

усвоение

смысла

лингвистических категорий и развитие речи - единый процесс.

Постоянное внимание уделяется смыслу предложных и беспредложных

словосочетаний, подбору лексически сочетаемых пар, достигается понимание

управления

одного

и

того

же

глагола

разными

падежами,

обращается

внимание

на

существующие

синонимические

варианты (лексические,

грамматические). Среди востребованных - задания на смысловую догадку

(восстановление

пропущенных

в

предложении

слов,

«рассыпанного»

предложения,

«рассыпанного»

текста).

Несомненна

ценность

заданий

«Редактор», позволяющих развивать грамматическую зоркость, критичность

мышления

учащихся.

Побуждение

к

обобщениям,

выводам

на

основе

наблюдений,

установление

логических

зависимостей

-

обязательный

компонент

коррекционных

занятий. Работе

с

текстом

придается

особый

смысл, так как она позволяет формировать умение связно излагать мысли,

оценивать полноту информации, восполнять имеющиеся в ней пробелы,

выделять элементы нового в информации, использовать перифразы, искать

доказательства истинности высказанного суждения.

Ценным приемом является исследование представленных либо моде-

лируемых речевых ситуаций, которые позволяют определять речевую задачу и

воссоздавать

атмосферу

реального

общения.

В

связи

с

этим

ин-

тенсифицируется развитие диалоговой речи. От упражнений в продолжении

диалога,

восстановлении

пропущенных

реплик

учащиеся

переходят

к

составлению диалогов по воображаемой ситуации, совершенствуют умение

инициативно вести диалоги на житейски значимые темы.

Под контролем учителя дефектолога совершенствуется и монологическая

речь учащихся с нарушением слуха.

Специальную

задачу

составляет

развитие

умений

делового

письма.

Значительное число грамматических тем может изучаться на материале

деловых бумаг (записки, телеграммы, объявления, заявления, аннотации,

отзывы и др.). Совершенствование навыков делового письма и их успешное

применение - важнейший показатель социально-бытовой адаптированности

учащихся.

В

структуре

коррекционных

услуг

для

неслышащего

важное

место

отводится

индивидуальным

занятиям

по

развитию

речевого

слуха,

со-

вершенствованию произносительных навыков, развитию речемыслительной

деятельности.

Их

эффективность

находится

в

прямой

зависимости

от

качества первичного обследования речеслуховых трудностей и возможностей,

определения индивидуальной стратегии коррекционной работы и грамотного

выбора тактики.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог), владеющий методикой слухо-речевой

реабилитации,

регулярно

проводит

индивидуальные

занятия. Родители

получают необходимые рекомендации по развитию у детей мотивации к

совершенствованию произношения, просодической стороны речи, к ведению

диалогов, к составлению связных высказываний по материалу программных

тем и связанному с осмыслением жизненных ситуаций.

Таким

образом,

специальные

социально-педагогические

условия

успешного обучения и развития детей со слуховой депривацией включают в

себя:

согласованную работу команды (педагогов, психолога), направляемую

учителем-дефектологом;

обеспечение

конвергентности

усилий

педагогического

коллектива

и

администрации;

сотрудничество с семьей;

индивидуализацию

процесса

обучения,

предполагающую

развитие

личности в ее неповторимости и исключительности при учете как ее

сильных, так и слабых сторон;

создание развивающей среды, в которой учитываются психологические

особенности

детей,

их

актуальные

интересы

и

потребности,

по-

тенциальные

возможности;

предупреждаются,

преодолеваются

при-

чины

внутренних

и

внешних

конфликтов,

ситуации

личностной

неуспешности сейчас и в будущем; оказывается помощь каждому в

поиске своей социальной ниши.

Критерии

результативности

образовательного

процесса

выступают

как

критерии положительной динамики в личностном развитии ребенка. При

этом

и

уровень

обученности

включается

постоянно

в

содержание

сравнительного педагогического анализа.

Качественные

изменения

системы

специального

образования

требуют

нового типа педагогического мышления и высокий уровень компетентности,

профессионализма в сочетании с инновационными технологиями.



В раздел образования