Автор: Васильева Нина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ЦДМШ"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов ритмики на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Использование элементов ритмики на уроках фортепиано
(на примере «Детского альбома» П. Чайковского)
Н.В. Васильева, преподаватель МБУДО «ЦДМШ»,
г. Южно-Сахалинск
Трудно назвать в отечественной детской фортепианной литературе сочинение более
популярное, чем «Детский альбом» П.И.Чайковского.
В педагогической практике «Детский альбом» стал классическим образцом
творческого подхода к детскому репертуару. Художественные достоинства этой музыки
развивают у детей хороший вкус.
Благодаря программности можно разбудить фантазию ребенка, что и составляет
одну из основных задач педагога. Пути к этому могут быть самыми различными:
проигрывание пьесы педагогом, образный рассказ, чтение стихов, можно предложить
ребенку двигаться в характере музыки, нарисовать картинку или сделать подтекстовку.
Все это можно использовать и на уроках в классе фортепиано, и на уроках ритмики.
Значительное
место
в
«Детском
альбоме»
Чайковского
занимают
пьесы,
посвященные детским играм. «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки»
отражают настроения «мужского населения» детской.
Первая из этих пьес, представляет собой забавный «марш», под звуки которого дети
на уроке ритмики или в классе фортепиано маршируют, словно отчеканивая шаг, шагая
предельно четко, ровно, строго, легко, в умеренном темпе. Здесь уместно сравнить «Марш
деревянных солдатиков» с «Солдатским маршем» из шумановского «Альбома для
юношества». У Шумана – решительный, мальчишеский, «бравый» военный марш; у
Чайковского – танцевальная, балетная грация, «миниатюрная воинственность и шуточная
лилипутская солдатчина, словно перед нами… не грубые земные солдаты, а нежные,
крошечные и вежливые эльфы» (из рецензии Г. Лароша на более позднее сочинение
композитора Третью сюиту).
Или можно предложить детям маршировать по кругу, изображая маленьких
игрушечных деревянных солдатиков. Очень полезно детям послушать деревянные
духовые инструменты и дробь барабанчика, простучать с ними ритм из тактов 8,9, четко
проговаривая вслух: « ра – та – та – та – та - та».
Надо обратить внимание детей на то, что основные нюансы в «Марше деревянных
солдатиков» - Р и РР (в упомянутой пьесе Шумана - f) Следовательно, и маршировать и
играть на фортепиано надо соответственно динамике и характеру пьесы. При игре на
фортепиано марша Чайковского надо добиваться отчетливой и в то же время прозрачной
звучности, имитирующей тембр деревянных духовых, которые перемежаются «дробью
барабанчика».
Середина пьесы (форма пьесы простая трехчастная) звучит затаенно и даже немного
угрожающе благодаря смене лада (ля минор). Дети, стоя лицом в круг, на месте делают
два шага (17 такт), а на сильную долю с акцентом в 18 такте делают выпад вперед на
правую ногу, изображая «штыковую атаку». При этом обе руки, держащие воображаемое
ружьё, выбрасывают резко вперед. В тактах 19, 20 движения повторяются. В тактах 21 –
24 дети, маршируя на месте, поворачиваются спиной в круг. С 25 по 32 такты движения
такие же, как в тактах с 17 по 24, но только дети поворачиваются лицом в круг. Надо
обратить внимание на тихую звучность марша и в средней части. Третья часть марша
полностью совпадает с первой.
В течение нескольких уроков на примере «Марша деревянных солдатиков» и других
пьес П.И. Чайковского мы с детьми затрагиваем многие темы из программы по ритмике.
Это и темп, и динамика, и метроритм, и фразировка, и форма произведения, и штрихи, и
акценты, и лад и т.д.
1
Мы подбираем цвет карточек, соответствующих характеру частей произведения, и
находим стихи, подтекстовку к отдельным фразам, частям произведения, а начинаем, как
правило, с двигательной импровизации детей под звучащую музыку. Всем этим полезно
заниматься и на уроках фортепиано для того, чтобы учащиеся играли эмоционально,
образно, со своим отношением к исполняемой музыке и, главное, с большим желанием.
«Игра в лошадки»
- бойкое, изобразительное, солнечное скерцо, задорно
мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом, быстрым темпом, легкостью исполнения.
В образно-смысловом, интонационном отношении пьеса довольно проста. Желательно
ощущать мотивное строение: два трехзвучных мотива образуют построение из шести
звуков (3+3) с опорой на четвертый.
Определенную помощь в работе может оказать подтекстовка исключительно из
трехсложных слов. Например: «весело – весело лошади прыгают». Можно придумать и
более удачный с литературной точки зрения вариант.
I
вариант движений.
Можно представить «музыкальную картинку»: разгоряченный игрой мальчик,
вообразив себя лихим всадником, увлеченно раскачивает свою деревянную лошадку –
качалку. Дети, сидя на стульчике или на полу с согнутыми в коленях ногами, держа
«поводья» в вытянутых вперед руках, раскачиваются назад, вперёд с акцентом при
качании вперед (на четвертую восьмую в построении из шести звуков).
II
вариант движений.
В I части дети прямым галопом двигаются по кругу, слегка «подчёркивая» сильную
долю четных тактов, отражая мотивное строение шести звуков (3+3) с опорой на
четвертый.
При исполнении музыки на крещендо амплитуда движений увеличивается, на
диминуэндо – уменьшается.
В средней части пьесы (с 25 такта) происходит смена лада (сначала си-минор, затем
ми-минор).
Дети стоят лицом в круг и на каждую сильную долю «бьют копытом», т.е. ударяют
носок правой ноги об пол, также соблюдая динамику и мотивное строение.
После набежавшей тени особенно светло и напористо звучит Ре мажор в репризе.
Движения здесь те же, что и в первой части.
Можно разнообразить движения на последних 16 тактах, делая поклон головой
вперед на каждые два такта, стоя лицом в круг, держа согнутые в локтях руки перед собой
(кисти рук свободно опущены).
Работа в фортепианном классе (5 кл. ДМШ) над этой миниатюрной токкатой,
построенной на непрерывном аккордовом движении, может представить техническую
сложность
и
для
взрослых
пианистов.
Можно
воспользоваться
советом
А.
Гольденвейзера: «… не следует при взятии каждого аккорда делать специальное движение
руками: у пианиста должно быть ощущение, что он как бы от одного толчка играет все
три аккорда»
1
.
Вся пьеса должна звучать отчетливо, остро. Стаккато извлекать небольшим скачком
от клавиши, выделяя верхние звуки аккордов.
После «Марша деревянных солдатиков» Чайковский помещает значительный эпизод
с куклами, где явно ощущается психология «женского населения» детской. Лирика здесь
скорбная: «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Более просветленный момент –
искристый, оживленный «Вальс», изобразительное скерцо «Новая кукла».
При работе над «Болезнью куклы» (конец 2 кл.) можно предложить детям частично
подтекстовать мелодию. Например, начало: «как мне больно!». Педагоги и дети любят
«Болезнь куклы» прежде всего за яркость и предельную доступность образного
содержания. Грустная девочка, баюкающая «заболевшую куклу», как бы роняет слезинки
на личико куклы. Детям можно предложить укачивать «больную» куклу, начиная
1 Гольденвейзер Е.Н. Записи уроков А.Б. Гольденвейзера // В классе А.Б. Гольденвейзера. М. , 1986. с. 143
2
движение вправо на сильную долю, влево – на слабую долю. Надо поговорить о характере
музыки, о динамике, о том, что здесь нельзя исполнять музыку четко, как марш, а
наоборот, можно делать небольшие ускорения и оттяжки, замедления темпа в конце I
части (14, 15, 16 такты) и на последних четырех тактах (кукла «умирает»), но делать это
очень незаметно. Надо помнить, что музыка «живая», и у нее, как и у человека, есть
сердце, которое при волнении начинает биться чуть быстрее, при печальном настроении –
чуть медленнее. Т.е. эта пьеса в дальнейшем может быть одним из примеров при
разговоре с учеником об агогике.
При работе над «Болезнью куклы» в фортепианном классе надо, прежде всего, уяснить
себе развитие мелодии, ее членение на фразы, разделы, интонационные точки. Мелодия
идет ровными четвертями, разделенными четвертными паузами. Опорная точка фразы в
третьем такте нота «ре».
Подтекстовка: «как мне больно» поможет почувствовать
движение мелодии от «соль» к «ре». Мелодию исполнять путем мягкого пластичного
погружения слегка вытянутого пальца в клавишу. Кульминация всей пьесы в 21 такте.
Рекомендуется поучить в аккомпанементе виолончельный бас одной рукой, а альтовые
аккорды – другой (для тембровой окраски).
В пьесе «Похороны куклы» дети впервые знакомятся с жанром похоронного
марша. Ребенок должен почувствовать мерность торжественного траурного шествия.
Дети ходят по кругу печально, ровно. Цвет карточки черный. Прочувствовать форму
этого произведения помогут следующие движения:
Первые 16 тактов (I часть) дети идут по кругу. На каждой половинной ноте мелодии в
конце фраз они делают остановку, не приставляя правую ногу к левой или левую к
правой. Во II части (17-20 такты) дети идут к центру воображаемого круга с остановкой на
половинной ноте, с 21 по 24 такты – идут из круга. С 25 по 32 такты дети идут к центру
круга маленькими шагами, чтобы рассчитать все это расстояние на большую, самую
«горестную» фразу. Это кульминация (такт 29), прощание с «умершей куклой». С 33 такта
до конца – полное повторение I части. Дети идут снова по кругу, как бы возвращаясь
домой с «похорон» куклы. На уроке в классе фортепиано помимо выше изложенного
необходимо добиваться плавного движения мелодии в первой фразе к «ми» четвертого
такта. Ритм в пьесе должен быть очень точным и строгим. Нужно добиваться, чтобы
шестнадцатая нотка исполнялась точно, то есть была бы неукороченной и неудлиненной.
Для этого полезно прохлопать ритм хотя бы одной фразы.
После такой печальной музыки очень радостно дети воспринимают пьесу «Новая
кукла».
Радостная взволнованность ребенка передана стремительными волнами мелодии и
прерывистым,
трепетным
сопровождением.
Можно
предложить
детям
танцевать
поскоками по кругу, держа перед собой «Новую куклу». Со сменой фраз можно менять
направление движения. В среднем разделе на сильную долю 18 такта можно поднять
куклу вправо–вперед, на сильную долю 20 такта – влево–вперед (как бы любуясь). Затем
четыре такта покружиться и «уложить» куклу спать (рр). Очень полезно попросить детей
самим придумать движения.
На
уроках
фортепиано
нужно
обратить
внимание
на
тонкую
фразировку.
«Взлетающие» мотивы темы объединены лигами по четыре такта, «ниспадающие» -
разделены по два звука. В порхающих мотивах среднего раздела второй звук,
приходящийся на сильную долю, как бы исчезает, растворяется в паузе, что в сочетании с
гибкой динамикой придает мелодии изящество и грацию.
При
знакомстве
детей
с
«Вальсом»
после
прослушивания
обычно
детям
предлагается самим подвигаться в характере музыки, выбрать цветные карточки,
соответствующие характеру музыки.
3
Можно, например, представить танец снежинок вокруг елки в лесу, прочитать два
отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
I «Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
II «Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно!
Дети сами выбирают первый отрывок к первой и третьей частям «Вальса», а второй
отрывок – к средней части «Вальса». Затем детям предлагается взять ленточки или
мишуру и разучить движения, соответствующие характеру и фразировке I части «Вальса».
I часть состоит из двух веселых танцев. Характер первого танца
I части – нежный,
ласковый, мечтательный, плавный, мягкий, изящный. Цвет карточки розовый. Звучит на
р. Снежинки танцуют на месте, делая плавные движения поднятых рук с мишурой вправо
и влево на сильные доли тактов, затем то же самое - с опущенными вниз руками. Подул
легкий ветерок, и искристые снежинки взмыли к солнышку: - это второй танец I части.
Характер веселый, искристый. Звучит сначала на mf (цвет карточки ярко-розовый), затем
на f (цвет карточки красный).
Второй танец I части:
19 такт – на сильную долю обе руки поднимаем вверх.
20 такт - на сильную долю обе руки опускаем вниз.
21, 22 такты - кружимся вправо легкими шажками по долям. При этом руки согнуты
в локтях на уровне груди и на каждый шажок кистью делаем движения вниз (мишура при
этом колышется волнами). Такты 23-26 – те же движения, что и в тактах 19-22, только
кружимся влево. Такты 27-34 повторяют 19-26.
В средней части сменился лад с мажорного светлого на минорный темный. Дети бегают
врассыпную, делая движения кистями рук, опущенных вниз, сохраняя пульсацию
четвертями (вьюга, мгла).
III часть повторяет I часть, только на последних двух тактах при небольшом замедлении
дети приседают, а голову опускают вниз.
На примере этого «Вальса» можно с детьми поговорить о форме произведения, о делении
музыки на фразы, предложения, о темпе и, конечно, о характере частей.
Все выше сказанное лишь один из многих вариантов работы над произведением. На
уроках фортепиано приходится решать много исполнительских задач: это работа и над
сопровождением, и над мелодией, и над штрихами, и над полиметрией в средней части с
сохранением размера ¾, и над педализацией и т.д.
При знакомстве с пьесой «Баба-яга» можно предложить подтекстовку:
«Баба-яга, Баба-яга, Баба-яга костяная нога» и попросить детей протопать этот ритм. А с
10 такта дети, сидя на палке-метле, стремительно скачут прямым галопом по кругу и т.д.
Суховатая звучность создаёт образ жестокости, колючести свирепой ведьмы. Яростные
наскоки восьмых на аккорды сфорцандо придают этому образу оттенок тупости. При
работе над стаккато вначале надо поучить всё легато, затем портаменто.
В «Детском альбоме» красиво сплелись картины детского быта, народные сценки,
сфера сказочности, занимательные игры и песенные иллюстрации жизни далеких стран.
4
Творческая
работа
над
«Детским
альбомом»,
требующая
больших
затрат
интеллектуальной
и
эмоциональной
энергии,
с
лихвой
окупаются
высоким
художественным наслаждением и сознанием того, что наставник приобщает учащихся к
миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры.
Литература:
1.
И. С. Зарецкая «Детский альбом» П.И. Чайковского в педагогическом репертуаре
музыкальных школ». (методические указания в помощь педагогам – пианистам),
М., 1972 г.
2.
С.А. Айзенштадт «Детский альбом П.И. Чайковского». Классика – XXI. М., 2003 г.
3.
Гольденвейзер Е.Н. Записи уроков А.Б. Гольденвейзера // В классе А.Б.
Гольденвейзера. М., 1986.
5