Автор: Трошева Юлия Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №80"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа КОП "Речевое дыхание"
Раздел: дошкольное образование
Программа краткосрочной образовательной практики в детском саду
«Речевое дыхание».
Учитель – логопед Трошева Ю.Ю.
№ Разделы
Содержание
1
Пояснительная записка
Основной направленностью программы «Речевое дыхание»,
является знакомство детей с комплексом упражнений для
формирования правильного речевого дыхания.
Используя дыхательную гимнастику в сочетании с
релаксационными упражнениями, можно обеспечить
предупреждение нервного перенапряжения, восстановить
правильное речевое дыхание, создать положительный
эмоциональный настрой на обучение, помочь справиться с
нагрузкой, а также преодолеть речевые расстройства
воспитанника.
2
Содержание, цель и задачи
программы КОП
Содержание программы позволяет за короткие сроки
вызвать у воспитанников стойкий интерес к правильному
речевому дыханию.
Цель: обучение детей комплексу дыхательных,
расслабляющих упражнений и самомассажу.
Задачи:
- формировать длительный плавный выдох
- активизировать работу мышц дыхательного аппарата
- вызвать интерес у детей к дыхательному процессу
3
Структура программы
Форма: КОП направлен на формирование координации
движений дыхательных мышц с органами артикуляции, что
обеспечивает формирование правильного речевого дыхания.
Структура КОП:
1 часть – организационная
2 часть – релаксационные упражнения
3 часть - показ, объяснение, разучивание
4 часть - дыхательные упражнения, глоточные упражнения
5 часть – самомассаж
6 часть – релаксационные упражнения
7 часть - итог
Основной метод – показ, помощь воспитателя, тактильный
и зрительный ориентиры.
Словесный – указания, объяснения.
Практический – отработка правильного речевого дыхания
Длительность: 25 минут.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Количество занятий: 2 занятия в неделю по 20 – 25 минут.
Материально – техническое обеспечение: физкультурная
форма, ковер, аудиозапись (спокойные лирические
музыкальные произведения), мешочки с песком (для
контроля за диафрагмальным дыханием).
Дидактическое сопровождение: картотеки дыхательных и
расслабляющих упражнений.
4
Список используемой
литературы
О.В. Бурлакина. Комплексы упражнений для формирования
правильного речевого дыхания.
И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская.
Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.
М.И. Чистякова. Психогимнастика.
5
Ожидаемый результат
Дети научились выполнять комплекс дыхательных
упражнений в положении лежа и расслаблять мышцы.
Технологическая карта КОП «Речевое дыхание»
№
тема
задачи
содержание
1
Путешествие
ветерка.
1.
Научить детей расслаблять мышцы
тела.
2. Познакомить с:
- фиксированным выдыхом (плавным
и коротким)
- теплым
- «звучащим»
1
.
Выполнение
релаксационных
упражнений «Кулачки», «Олень».
2
.
Разучивание
дыхательных
упражнений № 1а, б, 2, 3, 4.
2
Самолетики.
1.Закреплять
умение
расслаблять
мышцы тела.
2 . П р од о л ж ат ь
у ч и т ь
д о л г о м у
фиксированному и теплому выдоху.
1
.
Выполнение
релаксационных
у п р а ж н е н и й
« П р у ж и н к и » ,
«Загораем».
2
.
Разучивание
дыхательных
упражнений № 5а, б, в, 6,7.
3
Ветерок и
тучка.
1.Закреплять
умение
расслаблять
мышцы тела.
2 . П р од о л ж ат ь
у ч и т ь
д о л г о м у
фиксированному и теплому выдоху.
3.Учить
координации
движений
дыхательных
мышц
с
органами
артикуляции.
1
.
Выполнение
релаксационных
у п р а ж н е н и й
« Ш т а н г а » ,
«Кораблик».
2
.
Разучивание
дыхательных
упражнений № 6, 7, 8, 9, 10, 12.
3. Разучивание речевого материала
(потешки, стихи, скороговорки).
4
Летний
ветерок.
1.Закреплять
умение
расслаблять
мышцы тела.
2 . П р од о л ж ат ь
у ч и т ь
д о л г о м у
фиксированному и теплому выдоху.
3.Учить
координации
движений
дыхательных
мышц
с
органами
артикуляции.
1
.
Выполнение
релаксационных
у п р а ж н е н и й
« Л ю б о п ы т н а я
Варвара», «Конкурс лентяев».
2
.
Разучивание
дыхательных
упражнений № 9, 10, 12, 13, 14.
3. Разучивание речевого материала
(потешки, стихи, скороговорки).