Напоминание

Человек Общество Мир


Автор: Татьяна Анатольевна Бровкина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Верхняковская СОШ
Населённый пункт: х. Верхняковский
Наименование материала: учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: Человек Общество Мир
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Верхняковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Верхняковской СОШ

Приказ от __17.06.2022__ года № 67_

______________________ Яшкина Е. Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____________________внеурочной деятельности__________________

«Человек общество мир»__________________

(указать учебный предмет, курс)

___________________________ 9 класс_________________________

Учитель ____________________Бровкина Татьяна Анатольевна, первая_

(ФИО, квалификационная категория)

х. Верхняковский

2023г.

1

Пояснительная записка

Цели курса:

углубление знаний обучающихся по разделам школьного курса обществознания;

формирование интереса к изучаемому предмету;

развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

предпрофильное самоопределение школьников.

Задачи курса:

формирование представлений о науках, входящих в курс обществознания

( психологии, антропологии, логике, экономике, религиоведении, социологии);

овладению умениями получать и критически осмысливать социальную

информацию, систематизировать и анализировать полученные данные;

осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической

деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и

правового государства;

развитию социального кругозора и формированию познавательного интереса к

изучению общественных дисциплин;

формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных отношений; гражданской и

общественной деятельности; межличностных отношений; отношения между

людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-

бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других

людей с нравственными ценностями и нормами поведения.

Рабочая программа ориентирована на «Основы правовых знаний»: В 2 кн.: Учеб. Для

8-9 кл. Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. и др. М 2017.

По учебному плану на внеурочную деятельность отводится 35 часов по годовому

календарному графику 31 час

Срок реализации рабочей программы – 2023-2024 уч.год

2

Планируемые результаты освоения предмета.

В результате освоения предметного содержания у обучающихся формируются:

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей

этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего

народа, так и других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности,

поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные

формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение

начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3

использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные

способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному

мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с

учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать

предметное содержание и условия деятельности.

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов

сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

формирование относительно целостного представления об обществе и о

человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах

деятельности людей;

овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук:

социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,

этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций

явления социальной действительности;

формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для

сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей

в пределах своей дееспособности;

сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных

источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие

термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей

(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся

данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам,

подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном

российском обществе социальных ценностей;

формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и

правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,

умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных

социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими

нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

4

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму

и гражданственности;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с

другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации,

позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение

различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

При изучении темы «Я гражданин своего государства»

обучающийся научится основам государственного строя страны. Определять свою

роль в государстве, согласно возрасту. Анализировать свои поступки относительно

законодательства.

Получит возможность научиться выполнять практические задания, связанные с

темой

При изучении темы «Стать личностью»

обучающийся научится рассматривать особенности личности. Различным формам

общения. Предупреждению конфликтов. Рассматривать школу как место

самоопределения личности.

Получит возможность научиться выполнять практические задания, связанные с

темой

При изучении темы «Правовая культура»

обучающийся научится основам экономики, предпринимательской деятельности,

основам трудовых отношений. Анализировать свои поступки.

Получит возможность научиться выполнять практические задания, связанные с

темой

Содержание учебного курса

Тема 1. Я гражданин своего государства.

5

Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни

человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство.

История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах

общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма

выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция – основной закон

государства.

Кто такой гражданин и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине.

Честность и порядочность – общечеловеческие ценности. Общество. Общественное

участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы

государственной символики. Гражданин – достойный сын своего Отечества.

Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское

поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.

Тема 2. Стать личностью.

Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина.

Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и

мотивов.

Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение.

Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности.

Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении

правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной

группы на личность.

Право и бесправие. Наличие прав – признак свободы. Психологический климат в

семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье.

Родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный

кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.

Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование.

Школа – место самоопределения личности. Деятельность ученик – учитель.

Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании».

Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.

Тема 3. Правовая культура.

Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство.

Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок.

Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги.

Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.

Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость.

Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от

предпринимательства. Цель предпринимателя – прибыль. Особенности уголовно-

правовой и гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав

потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности.

Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской

деятельности.

Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности

работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному

6

трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних.

Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время

отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним

работникам. Условия расторжения трудового договора.

Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства

осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и

демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе.

Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность

политической апатии граждан.

Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнения

гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии.

Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской

службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.

Для чего принимаются законы. Склонность-стремление заниматься определенной

деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление.

Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс.

Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность.

Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая,

дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо

важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала

полиция, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.

.

Тематическое планирование

Номера

уроков

Темы,

раскрывающие

основное

содержание

программы

Число

часов,

отводимых

на каждую

тему

Основные виды деятельности

1-10

Я гражданин своего

государства.

10

Разберут правовой статус гражданина

России. Вспомнят историю

возникновения первых государств,

первые законники.

Выяснят кто такой гражданин, его роль

в жизни общества государства.

Рассмотрят правовой статус

гражданина России.

Изучат основы Конституции РФ.

Вспомнят историю символики страны.

Права и обязанности

несовершеннолетних.

Практическая работа работа в группах.

Анализ материалов из газет и журналов,

7

Интернет-ресурсов и телевизионных

передач о нарушениях и соблюдении

конституционного права.

Практикум «Создание своего

государства»

11-22

Стать личностью.

11

Рассмотрят прирожденные и

приобретаемые качества человека.

Проанализируют роль семьи и

социальной среды в воспитании

ребенка. Представление о человеческой

личности, особенностях и

противоречиях ее становления. Роль

моральных норм и духовных ценностей

в развитии личности. Понятие

«внутренний мир» человека. Семья как

фундаментальный институт общества и

малая группа. Жизненный цикл семьи.

Проанализируют мотивы учения,

значение образования.

Практикум «Создание модели

идеального гражданина своей страны.»

22-32

Правовая культура

11

Рассмотрят роль экономики в жизни

общества.

Выяснят что такое ресурсы и

потребности, причины ограниченности

ресурсов.

Рассмотрят значение альтернативной

стоимости (цена выбора).

Раскроют экономические основы

защиты прав потребителя.

Изучат функции и формы денег.

Проанализируют процесс инфляции.

Раскроют роль предпринимательства в

экономике.

Рассмотрят себя как

налогоплательщика.

Трудовой

кодекс

РФ.

Основные

принципы

правового

регулирования

труда в РФ. Особенности правового

поведения работников и работодателей.

Юридические правила, регулирующие

трудовую деятельность.

Выяснят что такое выборы, основные

законы выборов.

Проанализируют значение армии, ее

8

роль в государстве, ее необходимость.

Важность

соблюдения

закона

и

уважения права в стране. Проблемы

преступности

и

наказуемости.

Обстоятельства,

исключающие

преступность

деяний

(необходимая

оборона,

крайняя

необходимость,

задержание

лица,

совершившего

преступление,

причинение

вреда

в

результате физического принуждения и

проч.). Важность правовых знаний у

граждан РФ.

Практическая

работа:

Разработать

систему

мероприятий

по

борьбе

с

правонарушениями

и

их

предупреждению.

(проект – презентация)

Итого 32

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Верхняковской С О Ш _______________Долгова Л.А

от 31.08. 2023 года №8

подпись

подпись руководителя МС 31.08.2023 года

____________Долгова Л.А.

дата

Календарное планирование «Человек общество мир» 9 кл

Дата

Тема

9

9 класс

Я гражданин своего государства

1

Возникновение государств

2

Возникновение государств

3

История создания Конституции

4

Кто такой гражданин и как им стать?

5

Общечеловеческие ценности

6

Общечеловеческие ценности

7

Гражданин в произведениях литературы

8

Гражданин в истории

Стать личностью

9

Я-личность

10

Я-личность

11

Я и общество

12

Я и общество

13

Моя семья

14

Моя семья

15

Мое образование

16

Мое образование

Правовая культура

17

Экономика и общество

18

Экономика и общество

19

Структура экономики

20

Структура экономики

21

Мир денег

22

Мир денег

23

Трудовые отношения

24

Трудовые отношения

25

Власть

26

Власть

27

Власть

28

Выборы

29

Армия

30

Обобщение материала

31

Викторина «Я знаю свои права»

10



В раздел образования