Автор: Валентина Анатольевна Селицкая
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Луковниковская СОШ им. вице-адмирала В.А. Корнилова"
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, СТАРИЦКИЙ РАЙОН, ЛУКОВНИКОВО
Наименование материала: коррекционно-логопедическое занятие
Тема: "Омонимы. Использование их в речи"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луковниковская средняя общеобразовательная школа»
Логопедическое занятие, 3 класс.
Тема занятия
: «
Омонимы. Использование их в речи»
Направление: Коррекционные классы. Логопедическое занятие.
Технология:
Здоровьесберегающая.
Автор: Селицкая Валентина Анатольевна
1
Предмет. Класс
Логопедическое занятие, 3 класс.
Тема
Логопедическая: Омонимы. Использование их в речи.
Логопед
Селицкая Валентина Анатольевна
Тип занятия
Изучение нового материала
Время реализации
40 минут
Цель
формировать умение употреблять омонимы в речи.
Задачи:
Образовательные:
1.
учить находить омонимы в речи;
2.
углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
3.
формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
4.
учить понимать и использовать термин «омоним».
Развивающие:
1.
развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
2.
корригировать звуко-буквенный анализ
3.
развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
4.
развивать умение применять новые знания;
5.
активизировать и расширять словарный запас;
6.
корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.
Воспитательные:
1.
воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
2.
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование:
предметные картинки, карточки с заданиями, ИКТ(презентация, мультфильм)
2
Этап занятия
Конспект урока
Деятельность
учащихся
Адаптация учебного
материала для детей
1.
1.Организационн
ый момент .
- Сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол и
приготовимся к занятию.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
- Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наше
занятие.
1 задание: У вас на столах лежат зеркала. К зеркалу прикреплён лист-
бродилка с артикуляционными упражнениями «Упражнения называй и
правильно выполняй». Слайд 2
2 задание. Л.: Открываем тетради, записываем число.
Назовите мне какое сейчас время года, месяц года, день недели.
Ученики садятся
за парты.
Учащиеся
называют
артикуляционное
упражнение и
выполняют его
перед
индивидуальными
зеркалами.
Учащиеся
записывают число
в тетрадях,
вспоминают
время года,
Формирование
здоровьесберегающих
факторов.
3
месяц , день
недели.
2. Постановка
учебной задачи
-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели
договориться.
Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын
подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама
испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»
- Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно
поняли.
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по
звучанию, но разные по значению. Слайд 3
знакомятся с
темой занятия
Развитие
фонематических
процессов
Развитие речеслуховой
памяти.
Формирование мотива
учебной деятельности
4
3.Актуализация
опорных знаний
Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании,
так и написании, но имеют различное значение.
- Ребята, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
значению, называются омонимы. Это и есть новый вид слов, с которыми
мы должны познакомиться на этом занятии.
- Послушайте стихотворение о омонимах.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.
- О чем говориться в стихотворении?
- Что про них сказано?
Высказывают
свои точки зрения
Слайд 2.
.
Ответы учеников.
Развитие умения
анализировать, делать
выводы.
5
4.Этап обобщения
и систематизации
знаний
- На занятии мы будем работать с памяткой. Она нам поможет справиться
с заданиями , которые я приготовила для вас.
- Давайте потренируемся находить омонимы и объяснять их
лексическое значение в шуточном стихотворении Я. Козловского.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
– Где вы были? – У Лисички!
– Что вы ели там? – Лисички.
- Какие омонимичные слова вы нашли?
- Каково значение каждого из этих слов?
Игра « Отгадай слово».
На слайде
Групповая работа.
Находят
омонимы,
объясняют
значение
Ученики
отвечают по
очереди.
Проверка отгадки
по слайду
Учить работать с
памяткой.
Развитие умения
обобщать.
Развитие рече–
мыслительной
деятельности.
6
-Каждая группа получает карточку с заданием. Вам необходимо
отгадать загадки с использованием омонимов. Если возникают сложности,
можно воспользоваться словарём.
В тетради я быв
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка) (Слайд 11)
Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка) (Слайд 12)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Работа со
словарем
Закрепление
зрительного образа
слов
Подбор проверочных
слов по памятке.
Словообразование и
словоизменение
существительных
Активизация
словарного запаса.
7
Физкультминутка
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает? (коса)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Ученики слушают
и выполняют
движения.
Просмотр
8
5. Этап
закрепления
знаний.
Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть фрагмент мультфильма и
ответить на вопрос: «О каких словах идет речь? Что мы о них знаем?»
1.
Составление словосочетаний с омонимами.
-
Найдите
омонимы
на
картинках.
Составьте
с
ними
словосочетания.
2.
Проверка знаний о омонимах.
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?
-Из какого крана нельзя брать воду?
- Какая гусеница не годится для танка?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
А теперь подумайте, какие предметы можно назвать одинаковыми
словами:
Гребешок (часть тела петуха, расческа)
Лисичка (животное, гриб)
Труба (часть дома, музыкальный инструмент)
(Учащиеся вывешивают на доске картинки с изображением предметов и
слова.)
мультфильма.
Проверка
Ответы учеников.
Каждый ученик
ставит нужное
слово.
Проверка по
слайду с
объяснением.
Развитие логического
мышления, связной
речи
Развитие логического
мышления, связной
речи.
Активизация
словарного запаса.
9
6. Рефлексия.
Итог
3. Упражнение «Слова перепутались» (Работа с деформированными
предложениями).
- Слова перепутались. Помогите им – расставьте по порядку, чтобы
получились предложения.
Дети, корзина, лисички, набрали, лес.
Мы , лисичка, встретили, лес, в.
В, поле, колокольчик, расцвел.
Звонко, колокольчик, звенеть.
- Что нового вы узнали?
- Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали
затруднения?
- Если новый материал вам хорошо понятен, возьмите звездочку.
Если вы считаете, что вам нужно над ним поработать еще, возьмите
смайлик.
- Спасибо за занятие! (Слайд 17)
Работают по
слайду
Проверка.
Слайд
Участвуют в
устной беседе,
подводят итоги;
высказывают
собственное
мнение о
проделанной
работе и
достигнутом
результате.
Обогащение и
активизация
словарного запаса .
Формирование навыка
самопроверки
Развитие логического
мышления
Развитие умения
анализировать свои
результаты.
Развитие умения
обобщать.
10
Оценивают себя с
помощью
смайликов.
11
12
13
14
15
Список используемой литературы.
1. Л.Г. Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. (Практическое пособие для логопедов). –
Воронеж: Ч.П.Лакоценин С,С., 2006.-217 с.
2. Л.М. Козырева Тетрадь для логопедических занятий №7. Как образуются слова. Ярославль: Академия Развития 2001г.
3. Е.А.Янушко. Странные слова. Учебно-методическое пособие. И.Д. Карапуз 2008.
16
17