Автор: Аида Георгиевна Тедеева
Должность: зав.методическим отделом
Учебное заведение: Республиканской Станции Юных Техников
Населённый пункт: Республики Южная Осетия
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация выставок в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
Республиканская Станция Юных Техников
«Организация выставок в дополнительном образовании»
(методические рекомендации)
Составитель:
Тедеева Аида Георгиевна
методист РСЮТ города Цхинвал.
Республика Южная Осетия, г. Цхинвал, 2023
Содержание
Введение…………………………………………..…………………………3
Методика организации и проведения выставки:
Этапы организации и проведения выставки………………………….........4
Организация пространства выставки, особенности оформления……..….7
Заключение………..………………………………………………………….8
Список литературы…………………………………………………………10
Введение
Выставка
–
это
организованное
педагогическое
массовое
воспитательное мероприятие.
Выставка обычно рассматривается как кратковременное мероприятие,
периодически проводимое в определенном месте и формате, в определенные
сроки, которое имеет свое целевое назначение, тему, целевую аудиторию,
решает определенные задачи, демонстрирует через яркие формы подачи
материла актуальную информацию для потенциальных потребителей. В
учебном заведении это одна из традиционных форм отчета, инструмент для
выявления, обобщения и передачи педагогического опыта, для повышения
творческой активности педагогов и учащихся. Для каждого юного автора
участие в выставке — это возможность увидеть результаты своего труда как
социально принятые и признанные обществом, это глубокое переживание
своей причастности к общему делу — большому и важному, осознание
значимости и уникальности своей личности.
Достоинства
предлагаемых
методических
материалов
состоят
в
разработке последовательных действий практической деятельности по
организации выставки.
Актуальность данных методических рекомендаций очевидна, опыт
работы по оформлению выставок на различных уровнях показывает, что
большинство педагогов, участвующих в такой работе, не очень хорошо
представляют себе принципы построения экспозиции, приемы и способы
монтажа экспонатов.
Цель выставок:
обмен идеями, теориями, знаниями. Она дает
возможность в полной мере представить результаты обученности детей,
достигаемые в процессе их творчества, направляемого и корректируемого
педагогом. Выставка, созданная по итогам, например, учебного года, реально
позволяет увидеть, как постепенно совершенствуется их знание технических
приемов творчества и навыки использования изобразительных средств.
Задачи:
Развить у детей интереса к выставке, как источнику получения
познавательной
информации
и
эмоционально-эстетического
впечатления.
Повысить уровень вовлеченности детей в деятельность ДДТ;
Создать
условия
для
формирования
внешнего
благоприятного
воспитательного пространства.
Работа
над
любой
выставкой
складывается
из
определённых
технологических
моментов.
Методика
организации
выставок
–
совокупность
методов,
приёмов
и
средств
выставочной
работы,
направленных на достижение конкретных целей.
Методика организации и проведения выставки.
Этапы организации и проведения выставки:
1.
Определение темы, места и времени проведения выставки.
При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и
учебный
период,
актуальные
задачи
детского
объединения
и
образовательного учреждения.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.
Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный
зал, коридор, холл первого этажа образовательного учреждения.
Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на
стендах, в шкафах, на столах и т. д. Время проведения выставки может
колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее
назначения.
2.
Составление тематико-экспозиционного плана выставки.
Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит
максимально содержательно и организованно подготовить, и провести
выставку любого уровня.
1.
Подбор и оформление экспонатов выставки.
Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим
образом:
работы могут быть взяты у учащихся детского объединения на период
проведения выставки;
может осуществляться систематический отбор выставочных работ
(формируется выставочный фонд детского объединения);
можно выполнить коллективные работы.
При
отборе
выставочных
работ
можно
провести
их
конкурсное
представление, а также коллективное обсуждение.
Правила
оформления
выставочных
работ
воспитанников
детского
объединения:
каждая
работа
должна
иметь
законченный
вид,
необходимое
оформление (рамку, паспарту, фон и т. д.),
должна быть приложена этикетка со следующей информацией:
название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное
учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы
педагога.
2.
Оформление выставки и сопутствующих материалов.
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые
информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление,
каталог.
Возможные варианты расположения выставочных работ:
последовательно от простых работ начинающих воспитанников до
сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а,
возможно, и педагога детского объединения;
композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим
тематическим композициям;
работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения)
могут быть расположены отдельно;
работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам
деятельности.
3.
Открытие выставки.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово
педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию
содержания выставки, представление участников выставки, организационные
вопросы.
4.
Проведение выставки.
Проведение выставки можно организовать следующим образом:
организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;
подготовить экскурсии по выставке;
организовать опрос мнений посетителей о выставке.
5.
Закрытие выставки.
Закрытие выставки может включать следующие элементы:
вступительное слово педагога или администрации образовательного
учреждения; подведение итогов выставки;
награждение участников выставки;
заключительное слово педагога или администрации образовательного
учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности
детского объединения).
6.
Последействие.
Этап последействия — это подведение итогов и определение перспектив
на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для
каждого ребенка – участника выставки. Для этого можно провести
награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью
учащимся от администрации за организацию и проведение выставки.
Организация пространства выставки и особенности его оформления.
Первый шаг – выработка идейного замысла и определение общей темы,
которой должна быть посвящена экспозиция. Второй шаг – разработка
тематической структуры экспозиции, ее основных разделов.
Одновременно с определением тематической структуры необходимо
продумать примерное размещение экспозиции в предполагаемом для
выставки помещении. Желательно составить небольшой чертеж – примерный
план размещения будущих разделов экспозиции. Это даст первоначальное
представление о размерах площади для каждого раздела, что будет
учитываться при монтаже экспонатов.
Начало выставки призвано настраивать зрителей на восприятие
основной идеи, концепции, темы. Первое впечатление — всегда самое
сильное. Поэтому творческие работы, открывающие экспозицию, призваны
наиболее глубоко и точно отвечать замыслу, задавать эмоциональный тон,
вовлекать зрителей.
Наиболее комфортно воспринимается выставка, размещенная в виде
«острова».
Такое
размещение
позволяет
организовать
пространство,
визуально отделить экспозицию от других объектов, направить внимание
зрителей. Желательно заранее продумать, где разместится экспозиция: на
стенах, стеллажах, столах, на поверхности окон и дверей или в стеклянных
витринах.
Наиболее
удачным
является
комбинированный
вариант,
позволяющий сочетать разные приемы размещения творческих работ,
дополняя их переносными стендами и ширмами.
Общая
композиция
выставки
обычно
строится
на
одном
или
нескольких художественных принципах: симметрии или асимметрии, на
контрасте или нюансе (цвета, размера). Но при этом желательно учитывать
соразмерность объектов, представленных в экспозиции. Важно, чтобы они
производили впечатление ансамбля. Одна из самых распространенных
ошибок неопытных устроителей выставки — желание разместить как можно
больше экспонатов на ограниченной площади. Следует помнить о том, что
свободное пространство, так называемый «воздух», — важный элемент
любой композиции и экспозиции. Для качественного освещения детских
творческих работ (как плоскостных, так и рельефных, объемных) желательна
комбинация искусственного и дневного света.
При организации коллективной выставки следует придерживаться
одного стиля в оформлении творческих работ. Все они должны быть
подписаны. Описание включает: название, фамилия и имя автора работы,
возраст, год создания экспонируемой работы, группа и наименование
образовательной организации, фамилия, имя и отчество, должность педагога.
По возможности, желательно указать художественные материалы и техники,
в которых выполнены творческие работы. Подписи выполняют на листках
одного формата и цвета, одним шрифтом и размером букв. Общий
информационный блок можно дополнить и другими элементами, связанными
с темой выставки: стихотворениями, небольшими рассказами, детскими
высказываниями.
Заключение:
Выставочная
экспозиция
представляет
собой
единую
систему,
включающую
в
себя
экспонат
или
экспонаты,
особым
образом
структурированное
пространство
и
элементы
среды,
обеспечивающие
понятийную и образную целостность выставки. Она характеризуется своими
дизайнерскими,
эстетическими,
информационными,
художественными
качествами, являясь одновременно средством показа произведений искусства
и самостоятельным произведением искусства.
В результате использования выставочной деятельности в работе
педагогов ДПИ наметились положительная реакция и эмоциональный отклик
детей на знакомство с разными видами искусства, дети проявляют интерес и
желание; научились выражать восхищение результатами и продуктами своей
деятельности, Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши дети «Похвала полезна хотя
бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф.
Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте
хвалить своих учащихся.
Список литературы.
1.
Быков В. В. Агитационно-оформительское искусство. Материалы и
техника. М., 1978.
2.
Ленкова, Н. И., Зелинская, О. В. Методика организации и проведения
выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Справочник методиста – Иркутск, 2009 - С. 44
3.
Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов -
Гриф МО.-М.: Владос 2008.-144с.
4.
Тумарь, В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений: учебно-
методическое пособие – 2003. – № 2. – С. 78.