Напоминание

"Организация выставок в дополнительном образовании"


Автор: Аида Георгиевна Тедеева
Должность: зав.методическим отделом
Учебное заведение: Республиканской Станции Юных Техников
Населённый пункт: Республики Южная Осетия
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация выставок в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Республиканская Станция Юных Техников

«Организация выставок в дополнительном образовании»

(методические рекомендации)

Составитель:

Тедеева Аида Георгиевна

методист РСЮТ города Цхинвал.

Республика Южная Осетия, г. Цхинвал, 2023

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………3

Методика организации и проведения выставки:

Этапы организации и проведения выставки………………………….........4

Организация пространства выставки, особенности оформления……..….7

Заключение………..………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………10

Введение

Выставка

это

организованное

педагогическое

массовое

воспитательное мероприятие.

Выставка обычно рассматривается как кратковременное мероприятие,

периодически проводимое в определенном месте и формате, в определенные

сроки, которое имеет свое целевое назначение, тему, целевую аудиторию,

решает определенные задачи, демонстрирует через яркие формы подачи

материла актуальную информацию для потенциальных потребителей. В

учебном заведении это одна из традиционных форм отчета, инструмент для

выявления, обобщения и передачи педагогического опыта, для повышения

творческой активности педагогов и учащихся. Для каждого юного автора

участие в выставке — это возможность увидеть результаты своего труда как

социально принятые и признанные обществом, это глубокое переживание

своей причастности к общему делу — большому и важному, осознание

значимости и уникальности своей личности.

Достоинства

предлагаемых

методических

материалов

состоят

в

разработке последовательных действий практической деятельности по

организации выставки.

Актуальность данных методических рекомендаций очевидна, опыт

работы по оформлению выставок на различных уровнях показывает, что

большинство педагогов, участвующих в такой работе, не очень хорошо

представляют себе принципы построения экспозиции, приемы и способы

монтажа экспонатов.

Цель выставок:

обмен идеями, теориями, знаниями. Она дает

возможность в полной мере представить результаты обученности детей,

достигаемые в процессе их творчества, направляемого и корректируемого

педагогом. Выставка, созданная по итогам, например, учебного года, реально

позволяет увидеть, как постепенно совершенствуется их знание технических

приемов творчества и навыки использования изобразительных средств.

Задачи:

Развить у детей интереса к выставке, как источнику получения

познавательной

информации

и

эмоционально-эстетического

впечатления.

Повысить уровень вовлеченности детей в деятельность ДДТ;

Создать

условия

для

формирования

внешнего

благоприятного

воспитательного пространства.

Работа

над

любой

выставкой

складывается

из

определённых

технологических

моментов.

Методика

организации

выставок

совокупность

методов,

приёмов

и

средств

выставочной

работы,

направленных на достижение конкретных целей.

Методика организации и проведения выставки.

Этапы организации и проведения выставки:

1.

Определение темы, места и времени проведения выставки.

При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и

учебный

период,

актуальные

задачи

детского

объединения

и

образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный

зал, коридор, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на

стендах, в шкафах, на столах и т. д. Время проведения выставки может

колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее

назначения.

2.

Составление тематико-экспозиционного плана выставки.

Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит

максимально содержательно и организованно подготовить, и провести

выставку любого уровня.

1.

Подбор и оформление экспонатов выставки.

Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим

образом:

работы могут быть взяты у учащихся детского объединения на период

проведения выставки;

может осуществляться систематический отбор выставочных работ

(формируется выставочный фонд детского объединения);

можно выполнить коллективные работы.

При

отборе

выставочных

работ

можно

провести

их

конкурсное

представление, а также коллективное обсуждение.

Правила

оформления

выставочных

работ

воспитанников

детского

объединения:

каждая

работа

должна

иметь

законченный

вид,

необходимое

оформление (рамку, паспарту, фон и т. д.),

должна быть приложена этикетка со следующей информацией:

название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное

учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы

педагога.

2.

Оформление выставки и сопутствующих материалов.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые

информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление,

каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

последовательно от простых работ начинающих воспитанников до

сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а,

возможно, и педагога детского объединения;

композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим

тематическим композициям;

работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения)

могут быть расположены отдельно;

работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам

деятельности.

3.

Открытие выставки.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово

педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию

содержания выставки, представление участников выставки, организационные

вопросы.

4.

Проведение выставки.

Проведение выставки можно организовать следующим образом:

организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

подготовить экскурсии по выставке;

организовать опрос мнений посетителей о выставке.

5.

Закрытие выставки.

Закрытие выставки может включать следующие элементы:

вступительное слово педагога или администрации образовательного

учреждения; подведение итогов выставки;

награждение участников выставки;

заключительное слово педагога или администрации образовательного

учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности

детского объединения).

6.

Последействие.

Этап последействия — это подведение итогов и определение перспектив

на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для

каждого ребенка – участника выставки. Для этого можно провести

награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью

учащимся от администрации за организацию и проведение выставки.

Организация пространства выставки и особенности его оформления.

Первый шаг – выработка идейного замысла и определение общей темы,

которой должна быть посвящена экспозиция. Второй шаг – разработка

тематической структуры экспозиции, ее основных разделов.

Одновременно с определением тематической структуры необходимо

продумать примерное размещение экспозиции в предполагаемом для

выставки помещении. Желательно составить небольшой чертеж – примерный

план размещения будущих разделов экспозиции. Это даст первоначальное

представление о размерах площади для каждого раздела, что будет

учитываться при монтаже экспонатов.

Начало выставки призвано настраивать зрителей на восприятие

основной идеи, концепции, темы. Первое впечатление — всегда самое

сильное. Поэтому творческие работы, открывающие экспозицию, призваны

наиболее глубоко и точно отвечать замыслу, задавать эмоциональный тон,

вовлекать зрителей.

Наиболее комфортно воспринимается выставка, размещенная в виде

«острова».

Такое

размещение

позволяет

организовать

пространство,

визуально отделить экспозицию от других объектов, направить внимание

зрителей. Желательно заранее продумать, где разместится экспозиция: на

стенах, стеллажах, столах, на поверхности окон и дверей или в стеклянных

витринах.

Наиболее

удачным

является

комбинированный

вариант,

позволяющий сочетать разные приемы размещения творческих работ,

дополняя их переносными стендами и ширмами.

Общая

композиция

выставки

обычно

строится

на

одном

или

нескольких художественных принципах: симметрии или асимметрии, на

контрасте или нюансе (цвета, размера). Но при этом желательно учитывать

соразмерность объектов, представленных в экспозиции. Важно, чтобы они

производили впечатление ансамбля. Одна из самых распространенных

ошибок неопытных устроителей выставки — желание разместить как можно

больше экспонатов на ограниченной площади. Следует помнить о том, что

свободное пространство, так называемый «воздух», — важный элемент

любой композиции и экспозиции. Для качественного освещения детских

творческих работ (как плоскостных, так и рельефных, объемных) желательна

комбинация искусственного и дневного света.

При организации коллективной выставки следует придерживаться

одного стиля в оформлении творческих работ. Все они должны быть

подписаны. Описание включает: название, фамилия и имя автора работы,

возраст, год создания экспонируемой работы, группа и наименование

образовательной организации, фамилия, имя и отчество, должность педагога.

По возможности, желательно указать художественные материалы и техники,

в которых выполнены творческие работы. Подписи выполняют на листках

одного формата и цвета, одним шрифтом и размером букв. Общий

информационный блок можно дополнить и другими элементами, связанными

с темой выставки: стихотворениями, небольшими рассказами, детскими

высказываниями.

Заключение:

Выставочная

экспозиция

представляет

собой

единую

систему,

включающую

в

себя

экспонат

или

экспонаты,

особым

образом

структурированное

пространство

и

элементы

среды,

обеспечивающие

понятийную и образную целостность выставки. Она характеризуется своими

дизайнерскими,

эстетическими,

информационными,

художественными

качествами, являясь одновременно средством показа произведений искусства

и самостоятельным произведением искусства.

В результате использования выставочной деятельности в работе

педагогов ДПИ наметились положительная реакция и эмоциональный отклик

детей на знакомство с разными видами искусства, дети проявляют интерес и

желание; научились выражать восхищение результатами и продуктами своей

деятельности, Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в

оценке своего труда. В этом нуждаются и наши дети «Похвала полезна хотя

бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф.

Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте

хвалить своих учащихся.

Список литературы.

1.

Быков В. В. Агитационно-оформительское искусство. Материалы и

техника. М., 1978.

2.

Ленкова, Н. И., Зелинская, О. В. Методика организации и проведения

выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Справочник методиста – Иркутск, 2009 - С. 44

3.

Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов -

Гриф МО.-М.: Владос 2008.-144с.

4.

Тумарь, В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений: учебно-

методическое пособие – 2003. – № 2. – С. 78.



В раздел образования