Автор: Лущиков Валерий Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО «ЦРТДиЮ «Победа» г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: План-конспект воспитательного занятия
Тема: Известные шахматисты России — вдохновляющий пример успеха
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Победа» г. Челябинска»
(МБУДО «ЦРТДиЮ «Победа» г. Челябинска»)
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Известные шахматисты России — вдохновляющий пример успеха»
Лущиков Валерий Владимирович,
педагог дополнительного образования
Челябинск
2023
План-конспект воспитательного занятия
Тема: «Известные шахматисты России — вдохновляющий пример успеха»
Группа: 11 (2-й год обучения)
Возраст: 10–11 лет.
Время проведения: 10.00–10.45
Количество обучающихся: 12
Форма проведения занятия: занятие исследование
Цель: сформировать патриотизм и гордость за достижение русской шахматной школы
Задачи:
Образовательные:
расширять кругозор, пополнять знания о дебютных началах шахматных партиях
известных российских шахматистов, активизировать мыслительную деятельность
школьника, изучать наследие российской шахматной школы
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение;
способствовать критическому мышлению.
Воспитательные:
Способствовать формированию знаний (обучающая задача) о российской шахматной
школе и патриотизму у обучающихся
Материально-техническое обеспечение: кабинет, шахматные наборы, столы, раздаточный
материал, ПК.
Формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Задачи: рассказать достижения великих русских шахматистов и о становлении великой
шахматной школы, а также о роли и вкладе каждого шахматиста.
Ход занятия:
Этапы занятия
Содержание деятельности
Время (мин)
Организационный
приветствие; цель занятия; результат занятия, к которому
придет каждый обучающийся; подготовка рабочего места,
инструктаж;
10.00-10.05
Основной
определение хода занятия, его этапов, творческих заданий
для обучающихся;
Обоснование необходимости знаний о отечественных
шахматистах
Последовательно излагается история российских шахмат
и шахматистов из России.
10.05-10.30
Заключительный
подведение итогов с обязательными вопросами по теме
занятия и предполагаемыми ответами; самооценка;
10.35-10.40
Рефлексия
Рефлексивный. Проводится анализ полученной
обучающимися информации. Оценивается
работоспособность и психологическое состояние
обучающихся после занятия.
10.40-10.45
Ход занятия
(краткое описание проведения занятия)
1.
Организационный момент (10 мин.)
Подготовка рабочего места, инструктаж по технике безопасности.
«В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь
собственные ошибки и слабости, точно, как в жизни»
Александр Алехин.
«Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во
всяком благоустроенном семействе…»
А.С. Пушкин.
- Здравствуйте, ребята! (Организация внимания и участия обучающихся).
Для того, чтобы быть хорошим шахматистом необходимо иметь много различных
качеств. Как Вы считаете какие личные качества необходимы для того, что хорошо играть
в шахматы?
«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой
профессии…» - такие слова сказал, наш с вами соотечественник, девятый чемпион мира
Петросян Тигран Вартанович, 1963–1969 гг, кандидат философских наук.
- Анализируя слова гроссмейстера, как мы можем объяснить «все применимость»
шахмат в трудовой деятельности людей?
Сегодня на занятии мы рассмотрим российскую шахматную школу, отметим ее
великих шахматистов и определим роли России в мировом шахматном первенстве, а
также на практике освоим шахматный дебют, названный честь российских шахматистов.
По итогу занятия, обучающиеся должны знать историю появления шахмат в России,
основных чемпионов мира выходцев Российской империи, СССР и современной России.
2.
Основной этап (20 мин)
Обучающимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями (таблица) и
фотокарточками шахматистов.
В 19-м веке появились первые русские мастера шахмат. Наиболее влиятельным из
них был Александр Петров (1799–1867), наиболее известный как изобретатель защиты
Петрова (сейчас чаще используется название «Русская партия»). Петров написал одно из
первых руководств по шахматам на русском языке: "Шахматная игра, приведённая в
систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечание на оные".
Книга была издана в пяти томах и оставалась главным шахматным учебником в течение
почти столетия. У А.С. Пушкина в библиотеке было два экземпляра этой книги, в том
числе один с подписью автора (видимо, Пушкин купил первый экземпляр до того, как
Петров подарил его самому поэту).
У А.С. Пушкина тематика шахмат присутствует в произведении Евгений Онегин:
где Ольга и Ленский за шахматами:
«Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотись, порой сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою».
Наверное, не случайно, из тринадцати официальных чемпионов мира восемь —
наши с вами соотечественники.
- Раз в несколько лет появляется новый чемпион мира по шахматам Раз в несколько
лет появляется новый чемпион мира по шахматам. Можете ли вы назвать чемпионов мира,
наших соотечественников (Ответы учащихся)
Чемпионы мира по шахматам (произносят участники мероприятия)
Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г (почетный гражданин г.
Златоуст)
Серге
́
й Алекса
́
ндрович Каря
́
кин (род. 12 января 1990, Симферополь, Крымская
область, Украинская ССР, СССР) — российский шахматист, гроссмейстер (2003).
Теперь давайте рассмотрим наследие великих шахматистов России на практике.
Российские
шахматисты
внесли
в
мировую
шахматную
школу
огромное
количество вариантов игры, которые часто имеют название в честь этих шахматистов. К
примеру, русская партия названа в честь русских шахматистов.
Ру
́
сская па
́
ртия — один из самых популярных открытых дебютов, возникающий
после следующих ходов:
1. e2-e4 e7-e5
2. Kg1-f3 Kg8-f6.
В западной шахматной литературе чаще употребляется другое название дебюта:
«защита Петрова».
Основная идея дебюта — активная защита посредством контрнападения. Черные
предпочитают не защищать пешку e5, а атаковать пешку e4. Такой подход в ряде случаев
приводит к живой и интересной борьбе.
Показ видеоролика шахматного поединка Ян Непомнящий – Санан Сюгиров, Сочи,
2016 год.
Далее обучающимся предлагается сыграть русскую партию в шахматы.
По окончании этой шахматной партии предлагается проанализировать игру.
3.
Заключительный этап (5 мин).
Подводятся итоги занятия. Проводится опрос обучающихся по проведенному
занятию.
Предлагаемые вопросы:
- Где появились шахматы (в Индии);
- Какие оригинальные названия шахматных фигур имеется в русских шахматах
(ладья, ферзь, слон);
- Кто был создателем русской партии? (Александр Петров);
- В каком произведении Евгений Онегин упоминается игра в шахматы? (Евгений
Онегин)
- Вспомните российских шахматистов чемпионов мира?
- Какая шахматная партия названа в честь русских шахматистов? (Русская партия)
- Как вы считаете, почему русская земля дала столько великих шахматистов?
- Почему вам нравится играть в шахматы?
Домашнее задание:
Сыграть дома русскую партию. Подумать над особенностями игры, плюсами и
минусами данного дебютного построения?
4.
Рефлексия. (5 мин).
Предусматривает выявление трудностей в ходе работы. Рассматриваются вопросы,
связанные с усвоением материала обучающимися, затруднения в шахматной игре.
Оценивается работоспособность и психологическое состояние обучающихся после
занятия. Производится оценка и сравнение с другими дебютными построениями.
Давайте поиграем в игру «Не скажу, а покажу…»
На мои вопросы вы будете отвечать жестом (палец вверх – верно, палец вних –
«неверно»)
1.Мы относимся в российской шахматной школе?
2.В России было много чемпионов по шахматам?
3.Мне понравилось занятие?
4.России есть чем гордиться в сфере шахмат?
5.Я узнал много интересного?
6.Я люблю шахматы?
7.Шахматы — это круто?
8.Я буду продолжать заниматься шахматами?
Подводя итог занятия хотелось привести высказывание В.В. Путина «Шахматы – это не
просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно
оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед».
Д.А. Медведев сказал так: « Шахматы – интеллект Российской державы».
Шахматист Сергей Карякин высказался о поддержке России. Он подчеркнул, что не мог
промолчать, так как является патриотом своей страны.
Международная
шахматная
федерация
(ФИДЕ)
отстранила
гроссмейстера
Сергея
Карякина на шесть месяцев за то, что он поддержал спецоперацию России. Спортсмен не
жалеет о своём решении.
Я в первую очередь патриот своей страны, я гражданин России. И когда сложная ситуация
в нашей стране, конечно, я считаю, что в первую очередь я должен поддержать страну, а
там уже дальше разберемся. Я просто не мог молчать,
- сказал шахматист.
Он уточнил, что его никто не просил высказываться публично. Это была инициатива
самого спортсмена.
Да, я действительно этим порчу себе карьеру. Но с другой стороны, моя шахматная
карьера - ещё не вся моя жизнь,
Приложение 1
Биографии великих шахматистов России
Александр Александрович Алехин (1892–1946) — выдающийся российский и
французский шахматист, первый победитель первенства РСФСР, IV чемпион мира,
широко известный атакующим и глубоким комбинационным стилем игры. Был
непревзойденным мастером игры вслепую, многократно обновляя собственные
достижения, лучшее из которых сеанс на 32 досках.
Михаил Нехемьевич Таль (1936-1992) — выдающийся советский и латвийский
шахматист, VIII чемпион мира по шахматам, шестикратный чемпион Советского союза,
многократный победитель шахматных олимпиад в составе сборной СССР, шестикратный
чемпион Европы. В течение 10 лет возглавлял журнал «Шахматы».
Анатолий Карпов один из самых титулованных шахматистов, 12-й чемпион мира, трижды
становившийся чемпионом мира по версии ФИДЕ (1993, 1996, 1998). В его копилке шесть
побед в шахматных олимпиадах в составе советской сборной и две виктории в командном
чемпионате мира (1985, 1989). Он девятикратный обладатель шахматных «Оскаров»,
трехкратный чемпион Советского союза, четырехкратный чемпион Европы. Карпов имеет
около 170 побед в различных международных турнирах, включая престижнейшие
соревнования в Линаресе, Тилбурге и Вейк-ан-Зее.
Серге
́
й Алекса
́
ндрович Каря
́
кин (род. 12 января 1990, Симферополь, Крымская область,
Украинская ССР, СССР) — российский шахматист, гроссмейстер (2003).
В возрасте 12 лет и 211 дней стал самым молодым гроссмейстером в истории, внесён в
Книгу рекордов Гиннесса (в 2021 году этот рекорд Карякина побил Абхиманью Мишра).
В 2016 году одержал победу в турнире претендентов, но проиграл действующему
чемпиону мира Магнусу Карлсену в матче за звание чемпиона мира по шахматам 2016
года. Обладатель Кубка мира ФИДЕ 2015 года. Чемпион мира по быстрым шахматам
(Астана, 2012), чемпион мира по блицу (Доха, 2016), двукратный победитель командного
чемпионата мира в составе команды России (2013 и 2019).
Заслуженный мастер спорта Украины (2005). Заслуженный мастер спорта России (2014),
гроссмейстер России (2011).