Автор: Ботвина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-26
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка кружка "Развитие элементов логического мышления" для детей 5-7 лет.
Тема: Перспективное планирование занятий в старшей и подготовительной группах
Раздел: дошкольное образование
Методические разработки кружка «Развитие элементарного логи-
ческого мышления » для детей 5-6 лет, 6-7 лет.
Составитель:
воспитатель МДОУ №26
Ботвина Т.В.,
Высшая категория
Перспективное планирование занятий в старшей группе
тема
зада-
чи
методы и приемы вза-
имодействия педагога
с детьми
предметно-про-
странственная среда
результат освое-
ния способов
знаний, умений
детей
№ 1
«Найди
домик
для жи-
вотно-
го»
- познакомить детей с
сериационными отно-
шениями
- учить сравнивать два
ряда объектов, вы-
строенных по принци-
пу тематического на-
растания признака
- и/у «Разложи живот-
ных по порядку»
- и/у «Рассели живот-
ных в домики»
- и/у «Прогулка живот-
ных»
- и/у «Угадай, кто в ка-
ком домике живет»
Д.м. - игрушки: слон,
бегемот, волк, заяц,
белка
Р. м.- 5 квадратиков
разной величины
- 5 карточек с изобра-
жением слона, беге-
мота, волка, зайца,
белки
- ознакомление
детей с сериаци-
онными отноше-
ниями
- сравнивание
двух рядов
объектов
№ 2
«Транс-
порт»
- продолжать учить
строить сериацион-
ный ряд величин из
заместителей
- учить использовать
сериационный ряд в
качестве модели сери-
ационных отношений
между наглядно пред-
ставленными объекта-
ми.
- и/у «Разложи транс-
порт по скорости
передвижения»
- и/у «Замени транс-
порт полосками»
- и/у «Ответь на мой
вопрос»
Д.м. – 7 полосок раз-
ной длины
- картинки с изобра-
жением самолета,
легковой машины,
поезда, грузовика, па-
рохода, трамвая, лод-
ки
Р. м.- по 7 полосок
разной длины
- умение
строить сериаци-
онный ряд ве-
личин из заме-
стителей
- использование
сериационного
ряда в качестве
модели сериаци-
онных отноше-
ний
№ 3
«Ба-
бочки-
красали-
цы»
- продолжать учить
строить сериацион-
ный ряд величин из
заместителей
- учить использовать
сериационный ряд в
качестве модели сери-
ационных отношений
между наглядно пред-
ставленными
и/у «Разложи бабочек
по яркости окраски»
и/у «Разложи кружки»
и/у «Бабочки устали»
и/у «Посади бабочек
на цветы»
Д.м. – 5 карточек с
изображением
разных по яркости ба-
бочек
Р. м.- 5 кружков раз-
ной величины, лист с
условно обозначенны-
ми лесом и поляной с
цвет.
- построение се-
риационого ряда
величин из заме-
стителей
- использование
сериационного
ряда в качестве
модели
№ 4
«Помоги
хозяй-
ке»
- продолжать разви-
вать представления о
сериационных отно-
шениях между объек-
тами
- учить осваивать дей-
ствия по использова-
ния модели сериаци-
онных отношений
между объектами
- и/у «Забывчивая хо-
зяйка»
- и/у «Какой водой бу-
дем что делать»
- и/у «Разложи по по-
рядку»
- и/у «Покажи кру-
жок»
Д.м.- 5 кружков раз-
ной величины флане-
леграф
Р. м.- лист бумаги, раз-
деленный на 5 столб-
цов
- набор карточек с
изображениями зава-
рочного чайника, та-
релки, маленького ре-
бенка, кружки, окна
- развитие пред-
ставления о се-
риационных от-
ношениях между
объектами
- освоение дей-
ствия по исполь-
зования модели
сериационных
отношений меж-
ду объектами
№ 5
«Само-
лет лета-
ет выше
всех»
- продолжать освое-
ние действий по ори-
ентировке в сериаци-
онных отношениях
между понятиями
- и/у «Рассмотри и
расскажи»
- и/у «Найди нужную
картинку
- и/у «Разложи по по-
рядку»
Д.м. – карточки с
изображениями раке-
ты, самолета, птицы,
бабочки
Р. м.- карточки с
условными изобра-
жениями ракеты,
самолета, птицы, ба-
бочки
- освоение дей-
ствий по ориен-
тировке в сериа-
ционных отно-
шениях между
понятиями
№ 6
«День
рожде-
ния
мамы»
- осваивать действия
по построению сериа-
ционного ряда с ис-
пользования его в ка-
честве модели словес-
но обозначенных се-
риационных отноше-
ний между объектами
- и/у «Какой цветок –
такой кружок»
- и/у «Выбери нужный
цветок»
- д/и «Цветочный ма-
газин»
- и/у «Выбери пода-
рок маме»
Д.м. - 2 набора по 5
карточек с изображе-
ниями цветов: лилии,
пиона, ромашки, гла-
диолуса, гвоздики,
нарцисса, астры,
тюльпана
Р. м.- 5 кружков раз-
ной величины, карточ-
ки с условными изоб-
ражениями цветов
- освоение дей-
ствия по по-
строению сериа-
ционного ряда с
использованием
его в качестве
модели словес-
но обозначен-
ных сериацион-
ных отношений
между объекта-
ми
№ 7
«Луч-
ший пе-
вец»
- продолжать освое-
ние действий по по-
строению сериаци-
онного ряда и исполь-
зования его в качестве
модели словесно
обозначенных сериа-
ционных отношений
между объектами
- и/у «Какая полоска,
что будет обозначать»
- и/у «Конкурс птиц»
- и/у «Отметь полоску
нужным цветом»
- и/у «Награды побе-
дителям»
Д.м. – 5 разноцветных
силуэтов птиц (синий,
желтый, коричневый,
зеленый, красный)
Р. м.- листы бумаги,
карандаши
- освоение дей-
ствий по по-
строению сериа-
ционного ряда и
использования
его в качестве
модели
№ 8
«Найди
меня»
- продолжать освое-
ние действий по по-
строению сериаци-
онного ряда и исполь-
зования его в качестве
модели словесно
обозначенных сериа-
ционных отношений
между объектами
(«последовательный
диктант»)
и/у «Сравни по воз-
расту»
и/у «Обозначь детей
полосками»
и/у «Расскажи, кто ка-
кой по возрасту»
Д.м. – 5 карточек с
изображениями личи-
ков (одного размера)
разных детей, доска,
мел, полоски разные
по длине
Р.м. – лист бумаги, ка-
рандаши
- освоение дей-
ствий по по-
строению сериа-
ционного ряда и
использованию
его в качестве
модели
№ 9
«Весе-
лые че-
ловеч-
ки»
- продолжать освое-
ние действий по по-
строению сериаци-
онного ряда и исполь-
зования его в качестве
модели словесно
обозначенных сериа-
ционных отношений
между объектами
и/у «Придумай имя
человечку»
и/у «Кто самый весе-
лый»
и/у «Разложи по по-
рядку»
игра с мячом в кругу
«Назови одним сло-
вом»
«Наоборот»
Д.м. – 4 одинаковых
схематичных изобра-
жений человека
Р. м.- лист бумаги, ка-
рандаши
- освоение дей-
ствий по по-
строению сериа-
ционного ряда и
использования
его в качестве
модели словес-
но обозначен-
ных сериацион-
ных отношений
между объекта-
ми
№ 10
«Кто по-
бедит в
со-
ревно-
ваниях»
- познакомить детей с
классификационными
отношениями между
понятиями
- выявлять умения де-
тей устанавливать
родо-видовые отно-
шения между поняти-
ями
и/у «Загадки человеч-
ков»
и/у «Нарисуй нужную
полоску»
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Какая картинка
лишняя»
и/у «Разложи картин-
ки в обручи»
Д.м. – мяч, 5 карточек
со схематично нарисо-
ванными человечка-
ми
2 обруча, карточки с
изображением посу-
ды и одного животно-
го
- ознакомление
детей с класси-
фикационными
отношениями
между понятия-
ми
- выявление
умения детей
устанавливать
родо-видовые
отношения меж-
ду понятиями
№ 11
«Поса-
дим
цветы»
- продолжать освое-
ние действий по по-
строению и использо-
ванию модели словес-
но обозначенных се-
риационных отноше-
ний между объектами
(«диктант вразбивку»)
и/у «Загадка куклы
Тани»
и/у «Разложи полоски
в нужном порядке»
и/у «Построй ряд из
разноцветных линий»
и/у «Разложи картин-
ки в обручи»
Д.м. – кукла, картинки
с изображением цве-
тов
Р. м.- карандаши крас-
ного, синего, оранже-
вого, желтого и фи-
олетового цвета, ли-
сток
картинки с изображ.
посуды и животных
- освоение дей-
ствий по по-
строению и ис-
пользованию
модели словес-
но обозначен-
ных сериацион-
ных отношений
между объекта-
ми
№ 12»
«Отга-
дай за-
гадки
Не-
знайки»
- продолжать освое-
ние действий по по-
строению и использо-
ванию модели словес-
но обозначенных се-
риационных отноше-
ний между объектами
и/у «Отгадай загадку»
и/у «Обозначь началь-
ной буквой»
и/у «Нарисуй отгадку»
и/у «Раздели живот-
ный на группы»
картинки с изображе-
нием девочек, живот-
ных диких и домаш-
них
2 обруча
карандаши, мел
- освоение дей-
ствий по по-
строению и ис-
пользованию
модели
№ 13
«Отга-
дай, кто
есть
кто»
- закреплять освоение
действий ориентиров-
ки в сериационных от-
ношениях между по-
нятиями
и/у «Отгадай кто стар-
ше»
и/у «Отгадай кто
младше»
и/у «Нарисуй на бума-
ге кто самый …»
Д.м. – три заместите-
ля (кружки или полос-
ки) различной величи-
ны: большой, средний
и маленький
Р. м.- карандаш, лист
бумаги, заместители
- освоение дей-
ствий ориенти-
ровки в сериаци-
онных отноше-
ниях между по-
нятиями
№ 14
«Живот-
ные»
- продолжать зна-
комить детей с графи-
ческим отображением
клоссификационных
и/у « Раздели на груп-
пы»
и/у «Посели картинки
в круги»
10 – 11 карточек с
изображением живот-
ных (по 4 – 5 насеко-
мых и 5 – 6 птиц)
- ознакомление
детей с графиче-
ским отображе-
нием клоссифи-
отношений
- учить сравнивать по-
нятия по их объему
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Наоборот»
кационных отно-
шений
- сравнивание
понятий по их
объему
№ 15
«Мой
веселый
звонкий
мяч»
- закреплять освоение
действий ориентиров-
ки в сериационных от-
ношениях между по-
нятиями
-продолжать зна-
комить детей с графи-
ческим отображением
клоссификационных
отношений
и/у «Здравствуйте жи-
вотные»
и/у «Отгадай у кого
какой мяч»
и/у «Что изменилось»
и/у «Обозначь с помо-
щью кругов»
игрушечный зайчик,
медведь, собака; три
мяча разной величи-
ны
картинки с изображе-
нием видов одежды и
обуви
- освоение дей-
ствий ориенти-
ровки в сериаци-
онных отноше-
ниях между по-
нятиями
№ 16
«Оде-
нем ку-
клу на
прогул-
ку»
- закреплять освоение
действий ориентиров-
ки в сериационных от-
ношениях между по-
нятиями
-продолжать зна-
комить детей с графи-
ческим отображением
клоссификационных
отношений
и/у «Назови одежду»
и/у «Назови обувь»
и/у «Шепни на ушко»
и/у «Раздели картин-
ки на группы»
Д.м. – карточки с
изображением шубы,
зимнего пальто и теп-
лой куртки (в этом по-
рядке карточки распо-
лагаются на доске)
Р. м. – карточки с
условными изображе-
ниями одежды, обуви
- освоение дей-
ствий ориенти-
ровки в сериаци-
онных отноше-
ниях между по-
нятиями
№ 17
«Вол-
шебные
слова»
-продолжать освоение
графического построе-
ния модели классифи-
кационных отноше-
ний между понятиями
- сравнивать понятия
по объемам
- дополнять родовые
понятия видовыми
и/у «Определи побе-
дителя»
и/у «Раздели карточки
на группы»
и/у «Разложи картин-
ки в круги»
и/у «Дострой модель»
по 3 – 4 картинки с
изображением зим-
ней и летней одежды
- фишки.
- круги
- освоение гра-
фического по-
строения моде-
ли классифика-
ционных отно-
шений между
понятиями
- сравнивание
понятий по
объемам
№ 18
«Назови
живот-
ного»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Раздели картин-
ки на группы»
и/у «Найди место
остальным картин-
кам»
и/у «Придумай другие
слова, которые могут
обозначать эти круги»
и/у «
картинки с изображе-
нием ласточки, голу-
бя, вороны, воробья,
жука, муравья, бабоч-
ки, осы.
- карточки с изобра-
жением курицы, стра-
уса и мыши
Р. м.- карточки с
условным изображе-
нием этих животных
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 19
«Про-
верь
себя»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Раздели картин-
ки и зарисуй»
и/у «Найди место в
кругах солдатику и ку-
кле»
и/у «Подбери новые
Д.м. – по 4 – 5 карто-
чек с изображением
девочек мальчиков
- картинки с изобра-
жением куклы и сол-
датика
- овладение дей-
ствием нагляд-
ного моделиро-
вания классифи-
кационных отно-
шений между
слова к большому кру-
гу»
и/у «Подбери новые
слова к маленькому
кругу»
- модель клоссифика-
ционных отношений
двух уровней обоб-
щенности
понятиями
№ 20
«Найди
домики
живот-
ным»
-продолжать освоение
графического построе-
ния модели классифи-
кационных отноше-
ний между понятиями
- сравнивать понятия
по объемам
- дополнять родовые
понятия видовыми
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Раздели картин-
ки на группы»
и/у «Вопросы - отве-
ты»
Д.м.- картинки с изоб-
ражением животных
(по 3 – 4 карточки с
изображением насе-
комых, по 6 – 7 карто-
чек с изображением
птиц, рыб и зверей),
фишки
Р.м. – карточки с
условным изображе-
нием животных этих
животных
- освоение гра-
фического по-
строения моде-
ли классифика-
ционных отно-
шений между
понятиями
- сравнивание
понятий по
объемам
№ 21
«Расска-
жем Не-
знайке»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
- овладевать класси-
фикацией понятий по
разным основаниям
- знакомить детей с
условными обозначе-
ниями понятий
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Раздели картин-
ки на группы»
и/у «Вопросы - отве-
ты»
и/у «Отгадай и поме-
сти в нужный круг»
Д.м. – по 3 – 4 картин-
ки с изображением
животных (рыб, зве-
рей и насекомых);
- карточки с условным
обозначением живот-
ных, рыб, насекомых,
зверей
- карточки с изобра-
жением автобуса, иг-
рушечной лисы, пин-
гвина; кукла Не-
знайка
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
- овладение
классификацией
понятий по
разным основа-
ниям
- ознакомление
детей с условны-
ми обозначения-
ми понятий
№ 22
«Празд-
ник ку-
кол»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Раздели картин-
ки на группы»
и/у «Вопросы - отве-
ты»
Д.м. картинки с изоб-
ражением луговых и
садовых цветов
Р. м.- карточки с
условными изображе-
ниями луговых и садо-
вых цветов ( по 4)
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 23
«На-
кроем
стол для
куклы
Кати»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Придумай угоще-
нье к праздничному
столу»
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Построим мо-
дель»
и/у «Чего меньше,
чего больше
Д.м. - картинки с
изображением раз-
личных кондитерских
изделий
- фишки
Р. м.- карточки с
условным изображе-
нием различных кон-
дитерских изделий
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 24
«Дикие
и до-
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
и/у «Назови одним
словом»
и/у «Раздели картин-
Д.м. картинки с изоб-
ражением животных
(по 2 - домашние жи-
- овладение
действием на-
глядного моде-
машние
живот-
ные»
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
ки на группы»
и/у «Раздели картин-
ки по-другому»
и/у «Сравни и
обозначь»
вотные, дикие живот-
ные, животные жар-
ких стран)
Р. м.- карточки с
условными изображе-
нием животных
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 25
«Помо-
жем Не-
знайке»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями трех
уравней обобщенно-
сти
- закреплять умение
использования услов-
ных обозначений по-
нятий
и/у «Расскажи, что ви-
дишь в кругах»
и/у «Расскажи Не-
знайке про животное»
и/у «Раздели на груп-
пы только диких жи-
вотных»
и/у «Придумай
обозначение»
Д.м. - карточки с
условными изображе-
ниями понятий «жи-
вотные», «дикие жи-
вотные», «домашние
животные», «дикие
животные наших
мест», «дикие живот-
ные жарких стран»
Р. м.- тот же
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
трех уравней
обобщенности
- закрепление
умения исполь-
зования услов-
ных обозначе-
ний понятий
№ 26
«Это все
люди»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Раздели картин-
ки»
и/у «Придумай как
можно обозначить
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
и/у «Придумай слова
к модели»
Д.м. карточки с изоб-
ражением бабушки,
дедушки, женщины,
девочки, мальчика
Р. м.- лист бумаги, ка-
рандаши
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 27
«Вол-
шебные
круги»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и и/у «Раздели кар-
тинки»
и/у «Нарисуй с помо-
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
Д.м.- рисунки (по 3 –
4), выполненные крас-
ками и карандашами
или графические ри-
сунки
- овладение дей-
ствием нагляд-
ного моделиро-
вания классифи-
кационных отно-
шений между
понятиями
№ 28
«Отга-
дай за-
гадку»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и/у «Раздели картин-
ки»
и/у «Нарисуй с помо-
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
и/у «Добавь к каждой
модели еще транс-
порт»
Д.м. - картинки с
изображением авто-
буса, троллейбуса,
трамвая, грузового ав-
томобиля, товарного
поезда, теплохода,
самолета
Р. м.- карточки с изоб-
ражением автобуса,
троллейбуса, трамвая,
грузового автомоби-
ля, товарного поезда,
теплохода, самолета
- овладение дей-
ствием нагляд-
ного моделиро-
вания классифи-
кационных отно-
шений между
понятиями
№ 29
«Мы
едем,
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
и и/у «Раздели кар-
тинки»
и/у «Нарисуй с помо-
Д.м. - картинки с
изображением само-
лета, вертолета, паро-
- овладение
действием на-
глядного моде-
едем,
едем…»
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по - другому»
и/у «Добавь к каждой
модели еще транс-
порт»
хода, катера, грузови-
ка, автобуса, троллей-
буса
Р. м.- карточки с изоб-
ражением самолета,
вертолета, парохода,
катера, грузовика, ав-
тобуса, троллейбуса
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 30
«Наши
млад-
шие
друзья»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и и/у «Раздели кар-
тинки»
и/у «Нарисуй с помо-
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
По 4 картинки с изоб-
ражением диких и до-
машних млекопитаю-
щих, диких и домаш-
них птиц (по 2 картин-
ки водоплавающих и
не водоплавающих)
- овладение
действием на-
глядного моде-
лирования клас-
сификационных
отношений меж-
ду понятиями
№ 31
«Отга-
дай, что
я приду-
мала»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и и/у «Раздели кар-
тинки»
и/у «Нарисуй с помо-
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
Д.м. – карточки с
изображением чашки
заварочного чайника,
блюдца; 2 – 3 ка-
стрюли; модель в
виде кругов, фишки
Р. м.- тот же
- продолжать
овладевать дей-
ствием нагляд-
ного моделиро-
вания классифи-
кационных отно-
шений между
понятиями
№ 32
«Кто ста-
нет по-
беди-
телем»
- продолжать овладе-
вать действием на-
глядного моделирова-
ния классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
и и/у «Раздели кар-
тинки»
и/у «Нарисуй с помо-
щью кругов и приду-
май обозначения
и/у «Раздели картин-
ки по другому»
Д.м. – модели в виде
кругов
Р. м.- тот же
- продолжать
овладевать дей-
ствием нагляд-
ного моделиро-
вания классифи-
кационных отно-
шений между
понятиями
Перспективное планирование занятий для детей подготовительной груп-
пы (6-7 лет)
тема
задачи
методы и приемы взаи-
модействия педагога с
детьми
предметно-про-
странственная среда
результат освоения
способов знаний, уме-
ний детей
№ 1
«Ма-
- выявить умения детей
устанавливать родо-
видовые отношения
- игра с мячом в слова
(родовое понятие - видо-
вое;
видовое
понятие
-
- карточки с изобра-
жением посуды: та-
релка, чашка, ка-
- выявление умения
детей устанавливать
родо-видовые отно-
мины
по-
мощ-
ники»
между понятиями
- ознакомить детей с
графическим обозначе-
нием классификацион-
ных отношений с помо-
щью классификаци-
онного древа
родовое)
-
показ
принципа
по-
строения
классификаци-
онного древа
- и/у «Найди место каж-
дой картинки»
-
и/у
«Назови
каждую
точку»
стрюля, сковорода,
кружка
- карточки с услов-
ными изображения-
ми посуды
шения между поняти-
ями
- ознакомление детей
с графическим
обозначением класси-
фикационных отноше-
ний с
№ 2
Одна-
жды
хо-
зяйка
с
б а-
зара
при-
шла»
- учить детей принци-
пам построения моде-
ли понятийных отноше-
ний с помощью класси-
фикационного древа
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий «овощи» и
«фрукты»
- и/у «Рассмотри и назо-
ви признаки»
-
и/у
«Обозначь
слова
точками»
- и/у «Чего больше, чего
меньше»
- карточки с изобра-
жением овощей и
фруктов: апельсин,
лимон, груша, мор-
ковь, помидор, репа
- карточки с услов-
ными изображения-
ми овощей и фрук-
тов
- освоение принципов
построения модели
понятийных отноше-
ний
- развитие представ-
лений о содержании
понятий «овощи» и
«фрукты»
№ 3
«Цве-
точ-
ная
поля-
на»
- учить действиям по-
строения простейшей
модели отношений в
форме классификаци-
онного древа
- и/у «Рассмотри, назови,
обозначь»
- и/у «Каждый цветок на
свое место»
-
и/у
«Помоги
дорисо-
вать»
- и/у «Найди место елоч-
ке на своей модели»
- карточки с изобра-
жением цветов:
роза, гвоздика, оду-
ванчик;
ель
- карточки с услов-
ными изображения-
ми цветов
освоение действия
построения модели
отношений между по-
нятиями с помощью
классификационного
древа
- развитие представ-
лений о содержании
понятий «цветы», «де-
ревья»
№ 4
«Учи
мся
рисо-
вать
моде-
ли»
- учить действиям по-
строения простейшей
модели отношений в
форме классификаци-
онного древа
- учить детей действию
по использования мо-
дели классификацион-
ных отношений между
понятиями
- и/у «Назови одним сло-
вом»
- и/у «Обозначь с помо-
щью точек»
- и/у «Найди место цвет-
ку»
- и/у «Я назову одну точ-
ку, а вы дадите названия
остальным точкам»
- карточки с изобра-
жением деревьев;
ромашка
- карточки с услов-
ными изображения-
ми дерева
модель классифика-
ционного древа
- листы бумаги
- простые карандаши
- освоение действия
построения простей-
шей модели отноше-
ний между понятия-
ми с помощью класси-
фикационного древа
- освоение действий
по использованию мо-
дели классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
№ 5
«По-
мо-
жем
ку-
клам
»
- продолжать учить
действиям построения
простейшей модели от-
ношений в форме клас-
сификационного древа
- закрепить представле-
ния детей о содержа-
нии понятий
- развивать умения под-
бирать родовое поня-
тие к видовому и до-
страивать ряд видовых
- и/у «Раздели картинки
на группы»
- и/у « Обозначь точка-
ми»
- рассказы детей куклам
-
игра
в
кругу
с
мячом
«Продолжи ряд»
- карточки с изобра-
жением карандаша,
ручки, цветка «Аню-
тины глазки»
- карточки с услов-
ными изображения-
ми посуды
- две куклы
- мяч
- освоение принципов
построения простей-
шей модели понятий-
ных отношений с по-
мощью классифика-
ционного древа
- закрепление пред-
ставления детей о со-
держании понятий
- выявление умения
подбирать родовое
понятие к видовому и
понятий
достраивать ряд видо-
вых понятий
№ 6
«Науч
им
Не-
знайк
у»
- продолжать учить де-
тей действиям по ис-
пользованию модели
классификационных от-
ношений между поня-
тиями
- и/у «Расставь карточки
по местам»
-
и/у
«Покажи
нужную
карточку»
-
и/у
«Подбери
нужное
слово»
- карточки с изобра-
жением гриба, яго-
ды, капусты
- карточки с услов-
ными изображения-
ми овощей
- модель . .
модель :
- освоение действий
по использованию мо-
дели классификацион-
ных отношений меж-
ду понятиями
№ 7
«Жи-
вот-
ные»
- учить детей действию
по построению и ис-
пользованию графиче-
ской модели классифи-
кационных отношений
- развивать представле-
ние о содержании по-
нятий
- и/у «Назови и обозначь
с помощью точек»
- и/у «Разложи карточки
на группы»
-
сл/и
«Расскажи
про
кита»
- и/у «Задай вопрос»
- карточки с изобра-
жением птиц, зверей
и насекомых; кита
- карточки с услов-
ными изображения-
ми животных, птиц,
зверей, насекомых
- освоение детей дей-
ствий по построению
и использованию гра-
фической модели
классификационных
отношений
- развитие представ-
ление о содержании
понятий
№ 8
«Про-
дол-
жаем
учить
Не-
знайк
у»
- закрепить принципы
построения модели по-
нятийных отношений с
помощью классифика-
ционного древа
- закрепить представле-
ния детей о содержа-
нии понятий
- и/у «Раздели животных
на группы»
- и/у «Назови признаки»
- и/у «Дострой модель»
-
и/у
«Найди
место
на
модели автобусу»
-
и/у
«Докажем
Н е-
знайке»
- карточки с изобра-
жением рыб, автобу-
са
- игрушечный утенок
- карточки с услов-
ными изображения-
ми рыб
- платок
- кукла Незнайка
- освоение принци-
пов построения моде-
ли понятийных отно-
шений с помощью
классификационного
древа
- закрепление пред-
ставлений о содержа-
нии понятий
№ 9
«Чья
ко-
манд
а
по-
бе-
дит»
- продолжать учить
действию по использо-
вания содержательных
признаков понятий для
включения новых поня-
тий к категории
- продолжать учить
действию по использо-
ванию наглядной моде-
ли
- и/у «Расскажи, что на
модели»
-
и/у
«Отгадай
с
помо-
щью вопросов»
- сл/и «Кто больше назо-
вет слов по представлен-
ной модели»
- карточки с изобра-
жением бабочки
«поликсены»
- модель животных
- освоение действий
по использования со-
держательных при-
знаков понятий для
включения новых по-
нятий к категории
- освоение действий
по использованию на-
глядной модели
№ 10
«За-
гадки
Не-
знайк
и»
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
классификационных от-
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
-
и/у
«Назови
общие
признаки»
-
и/у
«Нарисуй
с
помо-
щью точек, какая у тебя
посуда»
- и/у «Отгадай загадку»
- и/у «Задай вопрос»
-
и/у
«Докажем
Н е-
знайке»
- карточки с изобра-
жением кухонной и
чайной посуды
- молочник
- карточки с услов-
ными изображения-
ми кухонной и чай-
ной посуды
- освоение действий
по построению и ис-
пользованию графи-
ческой модели клас-
сификационных отно-
шений
№ 11
«Урок
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
и/у «Назови общие при-
знаки»
- и/у «Расскажи, что на-
рисовано»
- карточки с изобра-
жением капусты, по-
мидор, свеклы,
апельсина, шапки,
- освоение действий
по построению и ис-
пользованию графи-
ческой модели клас-
в
шко-
ле»
классификационных от-
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
-
и/у
«Нарисуй
с
помо-
щью точек»
- и/у «Задай вопрос»
шубы, варежек, пла-
тья, рубашки;
- карточки с услов-
ными изображения-
ми овощей, фруктов,
одежды
сификационных отно-
шений
- развитие представ-
ление о содержании
понятий
№ 12
«Та-
кие
разн
ые
жи-
вот-
ные»
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
классификационных от-
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
и/у «Раздели на группы»
- и/у «Зарисуй модель»
- и/у «Раздели по- друго-
му»
- и/у «Раздели по-друго-
му»
-
докажем,
чем
отлича-
ются
3
модели
и
что
у
них общего
- карточки с изобра-
жением животных
- карточки с услов-
ными изображения-
ми диких и домаш-
них животных, юж-
ных и северных ши-
рот, хищников и тра-
воядных
освоение действий по
построению и исполь-
зованию графической
модели классифика-
ционных отношений
- развитие представ-
ление о содержании
понятий
№ 13
«По-
мо-
жем
Не-
знайк
е»
- продолжать учить
действию по использо-
ванию содержательных
признаков понятий для
включения новых поня-
тий к категории
- учить детей действию
самостоятельного по-
строения графической
модели в форме древа
- Незнайка рассказывает
о животном «самолет»
-
и/у
«Расскажем
Не-
знайке о страусе»
- и/у «Что спрятано под
платком»
- и/у «Задай вопрос»
- и/у «Построй модель»
- карточки с изобра-
жением цветов:
роза, гвоздика, оду-
ванчик
- барабан
- карточки с услов-
ными изображения-
ми цветов
- Незнайка, игрушеч-
ный пингвин, платок
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятий
- освоение действий
самостоятельного по-
строения графической
модели
№ 14
«На-
ри-
суем
моде-
ли
для
мамы
»
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
классификационных от-
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
и/у
«Раздели
картинки
разными способами»
- и/у «Зарисуй решение
и
разложи
условные
изображения»
- и/у «Отгадай загадку»
- и/у «Задай вопрос»
- и/у «Найди на модели
место
кукле
и
солдати-
ку»
- карточки с изобра-
жением женщины,
бабушки, девочки,
мужчины, дедушки,
мальчика
- куклы, игрушечный
солдатик
- карточки с услов-
ными изображения-
ми человека
- листы бумаги, про-
стой карандаш
- освоение действий
по построения и ис-
пользованию графи-
ческой модели клас-
сификационных отно-
шений
- развитие представ-
лений о содержании
понятий
№ 15
«Са-
до-
вые и
поле-
вые
цве-
ты»
- учить действию по по-
строению графической
модели классификаци-
онных отношений под
последовательный дик-
тант
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
и/у «Раздели на группы»
-
и/у
«Догадайся,
что
обозначает
изображе-
ние»
-
и/у
«Напиши
первые
буквы цветов»
- и/у «Диктант»
-
и/у
«Найди
место
на
модели герани»
- карточки с изобра-
жением цветов:
роза, гвоздика, оду-
ванчик, колокольчик,
ромашка, герань
- карточки с услов-
ными изображения-
ми полевых и садо-
вых цветов
- освоение действий
по построению графи-
ческой модели клас-
сификационных отно-
шений под последова-
тельный диктант
№ 16
«Пти-
цы»
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
классификационных от-
и/у «Назови признак»
и/у «Раздели на группы»
чтение рассказа о птице
- кто такой зяблик, дока-
жи, что это птица
- карточки с изобра-
жением гуся, утки,
курицы, индюка
буквы: П, В, Н, К, У, Г
листы бумаги, моде-
- умение построения
и использования гра-
фической модели
классификационных
отношений
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
- и/у «Найди зяблику ме-
сто на модели»
ли, карандаши
карточка с изобра-
жением зяблика
№ 17
«Про-
гулка
в
лес»
- продолжать учить
действию по построе-
ния и использованию
графической модели
классификационных от-
ношений
- развивать представле-
ния о содержании по-
нятий
и/у «Какие бывают дере-
вья»
и/у «Разложи карточки
на моделях»
и/у «Придумай слова к
модели»
и/у «Придумай свою мо-
дель»
карточки с условны-
ми изображениями
хвойных деревьев
карточки с изобра-
жением сосны, ели,
березы, модели
- умение построения и
использования графи-
ческой модели клас-
сификационных отно-
шений
- представление о со-
держании понятий
№ 18
«За-
гадки
-отгад
ки»
- закрепить освоение
действий по выделе-
нию признака - основа-
ния классификации
- закрепить умение
подбирать родовое по-
нятие к видовому и до-
страивать ряд видовых
понятий
работа по командам –
одна команда делит кар-
тинки, другая – отгады-
вает, как они их раздели-
ли
- и/у «Доскажи ряд сло-
вечек»
- наборы картинок,
которые можно
классифицировать
по разным основа-
ниям
- условные обозна-
чения к этим картин-
кам
- мяч
- освоение действий
по выделению при-
знака - основания
классификации
- умение подбирать
родовое понятие к ви-
довому
№ 19
«По-
мо-
жем
Бура-
тино»
- закрепить умение
самостоятельно строить
модель в форме клас-
сификационного древа
под прямой диктант
- учить осваивать дей-
ствие по использова-
нию содержательных
признаков понятия для
включения новых поня-
тий к категории
с/и «Какая бывает оде-
жда»
и/у «Раздели одежду на
группы»
и/у «Пишем диктант»
и/у «Отгадай, что мы за-
гадали»
игра «Да-нетки»
- модель с буквен-
ным обозначением
понятий
- листы бумаги
- простой и цветные
карандаши
- карточки с изобра-
жением
разных видов мебе-
ли, птиц, музыкаль-
ных инструментов,
одежды
- закрепление умения
самостоятельно
строить модель в фор-
ме классификаци-
онного древа под пря-
мой диктант
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятия для
включения новых по-
нятий к категории
№ 20
«Что
такое
туе-
сок»
- закрепить умение
самостоятельно строить
модель в форме клас-
сификационного древа
под прямой диктант
- учить осваивать дей-
ствие по использова-
нию содержательных
признаков понятия для
включения новых поня-
тий к категории
с/и «Какая бывает
обувь»
и/у «Раздели обувь на
группы»
и/у «Пишем диктант»
чтение рассказа
с/и «Докажи»
- листы бумаги
- карандаши
- отрывок из расска-
за со словами туесок
и котомка
-умения самостоя-
тельно строить мо-
дель под прямой дик-
тант
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятия
№ 21
«Игра
-
сорев
нова-
ние»
- продолжать учить
освоению
действий по самостоя-
тельному построению
графической модели в
форме классификаци-
онного древа
- и/у «Рассмотри и по-
строй»
- и/у «Обозначь точки
буквами»
- игра – соревнование
«Кто больше назовет
слов к каждой модели»
- мяч, прыгалки,
бадминтон, шашки,
игра типа «Лото»
- модели
- листы бумаги
- простые карандаши
освоение действий по
самостоятельному по-
строению графиче-
ской модели в форме
классификационного
древа
- освоение действий
- продолжать учить
освоению действий по
использованию графи-
ческой модели в форме
классификационного
древа
- и/у «Измени модель»
по использованию
графической модели в
форме классификаци-
онного древа
№ 22
«Праз
днич-
ный
стол»
- продолжать учить
освоению
действий по самостоя-
тельному построению
графической модели в
форме классификаци-
онного древа под дик-
тант «вразбивку»
- учить осваивать дей-
ствие по использова-
нию содержательных
признаков понятия для
включения новых поня-
тий к категории
- и/у «Выбери на чем ты
полетишь»
- и/у «Нарисуем и отпра-
вим Незнайке модель»
- чтение рассказа
- и/у «Докажи»
- карточки с изобра-
жением самолета,
вертолета, катера
- карточки с услов-
ными обозначения-
ми транспорта вод-
ного и воздушного
- листы бумаги
- рассказ о дне ро-
ждения
- картинка с изобра-
жением бисквита
освоение действий по
самостоятельному по-
строению графиче-
ской под диктант
«вразбивку»
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятия для
включения новых по-
нятий к категории
№ 23
«Кто
побе-
дит»
- учить осваивать дей-
ствия по использова-
нию содержательных
признаков понятия для
включения новых поня-
тий к категории
- игра «Угадай-ка»
- и/у «Задай вопрос»
- игра «Да-нетки»
- зарисовать схему само-
стоятельно
- карточки с изобра-
жением: воздушного
транспорта, птиц, на-
секомых,
- игрушечная маши-
на, уточка
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятия для
включения новых по-
нятий к категории
№ 24
«За-
дания
Мик-
ки
Мау-
са»
- продолжать учить
осваивать действия по
использованию содер-
жательных признаков
понятия для включения
новых понятий к катего-
рии
- продолжать освоение
действий по использо-
ванию графической мо-
дели в форме класси-
фикационного древа
- и/у «Посмотри и назо-
ви»
- и/у «Задай вопрос»
- и/у «Придумай слова,
подходящие к рисунку»
- игра «Угадай-ка»
- картинки с изобра-
жением животного, с
неизвестным детям
названием
- модель на доске
- освоение действий
по использованию со-
держательных при-
знаков понятия для
включения новых по-
нятий к категории
- освоение действий
по использованию
графической модели в
форме классификаци-
онного древа