Напоминание

Методические рекомендации по использованию деловой игры в процессе активизации познавательной деятельности учащихся


Автор: Кошкарова Валентина Гаффоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Ивановская СОШ" УМР
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по использованию деловой игры в процессе активизации познавательной деятельности учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Методические рекомендации по использованию деловой игры в процессе

активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках обществознания в 8 классе

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как в

мире происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический

прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства,

который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся

потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Одной из основных задач современного образования на данный момент становится

создание условий для развития школьника, которые помогают ему не только успешно

адаптироваться в современном обществе, но и помогут расширить способности и

приобрести жизненные навыки. Эту сложную задачу решает такой предмет как

обществознание, так как на занятиях учащиеся получают не только знания в области

обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни,

которые помогают успешно адаптироваться в современном обществе.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается

(содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в

авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память

или на весь личностный потенциал, с помощью репродуктивных или активных методов

обучения.

Особое место, среди форм уроков, используемых на обществознании, занимают

дидактические игры, например, деловые.

Деловая игра – это средство обучения, моделирующее ситуации, которые происходят или

могут произойти в современном мире. Такие игры, помогают решать практические задачи,

связанные с умением сотрудничать и работать индивидуально и в группах, формировать

деловые качества.

На уроках обществознания с помощью деловых игр могут быть реализованы следующие

цели:

развитие умения применять полученные знания для решения практических

задач в различных областях;

развитие умения находить и анализировать необходимую информацию;

формирование навыков групповой деятельности;

повышение коммуникативной культуры;

овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, и была управляемой, необходимо соблюдать или

разработать для удобства планирования урока структуру деловой игры. Например, в такой

форме, которая представленная на рис.1.

Рис. 1. Структура деловой игры

Обычно

задание

сформировать

группы,

учащиеся получают

заранее.

При

этом

оговаривается примерное количество членов группы.

Формирование групп осуществляется двумя способами:

1.

по желанию;

2.

лидер, который формирует группу или назначается, или выбирается (данный

способ обычно используется в случае, если роль лидера в деятельности группы особенно

важна).

Каждая группа получает задание, при этом дополнительно оговаривается время для

подготовки и регламент выступлений.

Как по итогам урока, так и по итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Для

оценки работы преподавателю необходимо заранее продумать системы оценивания.

Рассмотрим примеры вариантов оценивания.

Первая система оценки учащихся наиболее проста и банальна, и чаще всего используется

педагогами при оценивании. Так по итогам оценка ставится всей группе, и каждый

ученик группы получает аналогичную оценку в журнал. Этот более общий вариант

оценивания имеет значительный минус. В данном случае неприлежные ученики имеют

возможность попасть в группу с сильными учениками и получить незаслуженную оценку.

Вторая

система

оценивания

может

выглядеть

так.

За

работу

группа

получает

определённое количество баллов, а учащиеся затем сами распределяют баллы между

собой соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным

участием ученика в деятельности группы. Некоторые ученики при такой системе могут

получить больше баллов, чем 5 или меньше 3х.

При использовании данной системы оценивания, в ситуации, когда у учащихся низкие

баллы, даётся дополнительное домашнее задание, с помощью которого они могут набрать

ещё баллы и повысить оценки.

Дополнительно, по окончанию игры, учащимся можно предложить анкету, которая

поможет учителю проанализировать полученный результат.

Уроки обществознания – это поле для деятельности в применении игровых форм,

особенно в применении деловой игры.

Примеры уроков деловой игр (названия игр могут быть интерпретированы по-

разному):деловая игра, «Островитяне», цель которой сформировать потребность в

экономических знаниях; деловая игра-аукцион «Мир рыночной экономики» – цель

формирование активной творческой личности на занятиях экономики; деловая игра

«Местный бюджет» – цель: научить применять знания на практике; «Личность и мораль»,

цель: определение и понимание моральных норм, как образец правильного поведения.

«Своя-игра»– деловая игра, охватывающая все разделы учебника обществознания 8 класс,

как форма подведения итогов на конец учебного года.

С целью проверки гипотезы данной работы: органическое применение деловой игры на

уроках

обществознания

способствует

активизации

познавательной

деятельности

учащихся 8 классов, было проведено исследование на базе 8 класса.

Задачи исследования: определить уровень познавательной активности, на основании

которого разработать деловые игры и провести их на практике в процессе изучения

обществознания, сделать анализ и оценку результатов экспериментальной работы.

Итак, в исследовании можно выделить следующие этапы:

I.Первичная диагностика уровня познавательной активности.

II.Разработка и проведение деловых игр.

III.Вторичная диагностика уровня познавательной активности.

IV.Подведение итогов, анализ и оценка результатов экспериментальной работы.

V.Методические рекомендации по проведению деловых игр

I

этап. Первичная диагностика уровня познавательной активности

Для первичной диагностики уровня познавательной активности учащихся был

выбран опросник исследования тревожности у подростков и юношей (разработка –

Ч.Д.Спилбергер, адаптация – А.Д.Андреева). Данный опросник направлен на определение

уровня познавательной активности, гнева и тревожности как состояний и наличных

свойств личности (Приложение 1).

Под

познавательной

активностью

здесь

понимается

присущая

человеку

любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный

интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Он делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности,

тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные

свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния человека в

конкретный момент.

Согласно данному тесту были получены следующие результаты относительно

уровня познавательной активности: высоким уровнем познавательной активности

обладают 6 учащихся данного класса, средним – 9 учащихся и низким – 5. Эти данные

рассчитаны по усредненному показателю между обычным уровнем и на уроке. В

процентном соотношении показатели уровня познавательной активности учащихся

выглядит следующим образом: 47,5% учащихся имеют средний уровень, 31% – высокий и

26.5 % – низкий.

Результаты опроса говорят о том, что в данном классе у учащихся преобладает

средний уровень познавательной активности – интерпретирующей активности. Кроме

того, более чем у четверти класса низкий уровень познавательной активности –

воспроизводящей. Эти показатели говорят о том, что в классе необходимо работать с

творческим подходом, чтобы личность учащегося развивалась с интересом и стремлением

не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой

цели новый способ. Именно это и будет отличать учащегося с высоким уровнем

познавательной активности.

II

этап. Разработка и проведение уроков с применением деловых игр

Разберем варианты применения деловой игры на уроке обществознания из раздела

«Экономика».

1.

Разработка урока по теме: «Рыночная экономика».

Цель урока:

Формирование представления об экономических отношениях в условиях рыночной

экономики между производителями и потребителями.

Задачи:

1.

Дать представление об экономических отношениях между производителями и

потребителями в условиях рыночной экономики и их поведении на рынке;

2.

Закрепить знания о видах экономической деятельности, факторах производства;

3.

Сформировать умение самостоятельно и ответственно принимать решение в

моделируемой ситуации, действовать в соответствии с правилами деловой этики.

Форма урока – деловая игра.

Материалы для проведения:

бейджи: «производитель»,«потребитель».

карточки, имитирующие: природные, трудовые и производственные ресурсы, а так

же денежные знаки.

Ход урока:

Учитель:

Сегодня у нас – деловая игра. Игровым полем является рыночная экономика, главными

действующими лицами – производители (предприниматели) и потребители (покупатели).

Вспомним, основной материал, необходимый для проведения игры:

Производители – это те, кто приобретает необходимые для производства товаров и услуг

ресурсы

сырье,

машины,

оборудование,

нанимает

рабочих,

затем

продает

произведенную продукцию и получает прибыль.

Потребители покупают товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. При

этом те и другие стараются действовать рационально с наибольшей выгодой для себя.

(Важно напомнить ученикам, чтобы в процессе игры они принимали правильные

решения).

Условия игры:

В соответствии с условиями игры класс делится на две команды (можно рассмотреть

такой вариант, например, составить две команды из более сильных учеников, из

остальных учащихся сформировать третью команду – аналитиков).

Формирование команд: прикрепляются бейджики, команды рассаживаются по рядам,

первая команда садится за 1 ряд, вторая – 3 ряд, середина – 2 ряд будет местом купли-

продажи.

Исходные данные каждой команды:

Команда №1 – команда производителей – команде производителей дается 1200 у.е. по 100

у.е.;

Команда №2 – команда потребители – команде потребителей дается по три вида ресурсов

– природные ресурсы (материалы для производства товара, н-р, дерево), трудовые

ресурсы (рабочая сила, работники) и производственные ресурсы (машины, оборудование).

Всего 12 единиц ресурсов (по 4 каждого вида).

Раздаются карточки имитирующие ресурсы и деньги.

Основные правила игры – игра состоит из трех этапов.

На каждом этапе игры участники должны самостоятельно принимать экономические

решения. При этом каждый сам делает свой выбор, не советуясь с другими участниками,

т.к. являются конкурентами.

Следует обратить внимание учащихся, что действовать надо быстро, рационально, с

наибольшей выгодой для себя, поэтому надо быть внимательными.

В процессе игры надо соблюдать правила деловой этики.

Игра:

Первый этап – Обмен:

Производители обменивают свои условные единицы (у.е.) на ресурсы для того, чтобы

наладить производство товаров(на это необходимо обратить внимание учеников, для

того, чтобы они правильно осуществили куплю-продажу ресурсов).

При условии, что одну единицу ресурсов любого вида можно купить за 100 у.е. Покупать

ресурсы можно не только у одного потребителя, можно и у нескольких.

Задача

потребителей

продать

как

можно

больше

ресурсов(на

этом

важно

акцентировать внимание учащихся) и как можно больше получить прибыль (выручить

денег). Продавать, как и покупать, можно не одному, а нескольким производителям.

Таким образом, происходит обмен ресурсов на деньги.

Второй этап – Производство:

На втором этапе, производители налаживают производство, и купленные ресурсы

превращают в товары.

Для производства товаров необходимо три вида ресурсов – комплект, иначе производство

наладить невозможно.

Купленные ресурсы необходимо сформировать и разложить по комплектам таким

образом, чтобы в каждый комплект состоял из одной единицы природного, трудового и

производственного ресурса (у невнимательных учеников чащу всего остаются лишние

ресурсы).

Из каждого комплекта ресурсов производится одна партия товара, состоящая из 4 единиц

товара по 100 у.е. Стоимость одной партии – 400 у.е.

Значит, стоимость партии готовой продукции выше, чем стоимость затраченных на

производство товаров ресурсов, т.к. ресурсы на этапе производства перерабатываются, и

для этого затрачиваются дополнительные средства и рабочая сила.

Таким образом, заменяем один комплект ресурсов на одну партию товара стоимостью 400

у.е.

Третий этап – Обмен:

На данном этапе производители продают свой товар, причем желательно весь, и получить

максимальную прибыль. При этом одну партию товара можно продать как целиком, так и

по частям.

Потребители же должны купить как можно больше товара.

Таким образом, происходит обмен товаров на деньги.

Учитель: Проводитанализ действия производителей и потребителей на каждом этапе

игры. Рационально ли было их поведение.

Анализ первого этапа:

1.

Какое количество единиц ресурсов могли купить производители? (12)

2.

Какие именно ресурсы и сколько было приобрести, что бы наладить производство

товаров? (по 4 ресурса каждого вида)

3.

Сколько ресурсов мог продать один потребитель и почему? (Потребитель мог

продать все ресурсы, но нескольким производителям, т.к. ресурсов у них было больше,

чем денег у производителей)

4.

Какую сумму денег потребитель мог максимально выручить от продажи ресурсов?

(1200 у.е.)

Анализ второго этапа:

1.

Какое количество комплектов ресурсов максимально должно быть у каждого

производителя, в 1 комплекте – 3 вида ресурсов разного вида (всего 4 комплекта).

2.

Какая ситуация возникла у производителя, если он приобрел какого-то ресурса

(например, производственного) больше, чем других ресурсов (у него избыток данного

ресурса, соответственно товаров будет произведено меньше).

Анализ третьего этапа:

1.

Какое количество единиц товара максимально мог купить один потребитель?

Почему? (15 единиц)

2.

Сколько денег максимально мог выручить один производитель за свой товар (1600

у.е.)

3.

Вспомните, сколько денег было у производителей в начале игры (1200 у.е.). Как

называется разница между доходами и расходами? (прибыль). Какую максимальную

прибыль могли получить производители? (400 у.е.)

Подведение итогов:

Перед учащимися ставится задача посчитать прибыль и количество купленных товаров, а

также выяснить, где была допущена ошибка (происходит обсуждение).

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Она является одним из

современных

средств

обучения,обладающим

образовательной,

воспитательной,

развивающей функциями, которые действуют в ограниченном единстве.

2.

Разработка урока по теме: «Бизнес и предпринимательство»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: деловая игра «Бизнес».

Цели урока:

образовательная: обобщение и систематизация знаний по темам: «Спрос и

предложение», «Рынок», «Производство»; «Конкуренция»;

развивающая:

способствовать

формированию

развития

навыков

экономического мышления, умений применять теоретические знания на практике и

осуществлять экономические расчеты;

воспитательная:

способствовать

совершенствованию

навыков

сотрудничества;

воспитанию

самостоятельности

и

жизненной

активности,

ответственности при принятии важных решений, доброжелательности к другим.

Основные

понятия:

Предпринимательство,

прибыль,

конкуренция,

себестоимость,

цена,

выручка,

чистая

прибыль,

бухгалтерская

прибыль,

экономическая прибыль,

экономические

издержки,

налог.

Оборудование урока: таблицы, презентация, калькуляторы; тесты.

Эпиграф к уроку: Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи

которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих

фон Хайек)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1.

Приветствие;

2.

Проверка отсутствующих;

3.

Проверка готовности обучающихся к уроку(работа с картой обратная связь);

II. Вступительное слово учителя

Приём «Необъявленная тема». Учитель предлагает учащимся поразмыслить над

высказыванием о бизнесе (слайд 1).

Бизнес – это на самом деле профессия, требующая не меньших знаний и навыков,

чем юриспруденция или медицина. (Уолтер Бэгхот)

Учитель спрашивает:

Согласны ли учащиеся с данным утверждением, что бизнес — это профессия?

(Ответы учащихся)

Почему вы считаете, что занятие бизнесом это профессия?

Учитель: Большинство считают, что предприниматель – это не профессия, а вид

деятельности. Предпринимателем может стать человек любого образования и профессии.

Предполагаемый ответ учащихся: Предприниматель занят своим делом, он

выполняет такие же трудовые функции – создает товар или услуги, с целью получения

прибыли.

Учитель ставит задачу перед учащимися попытаться сформулировать тему урока.

После дискуссии по определению темы, учитель объявляет, что тема урока:

«Бизнес и предпринимательство».

Учитель предлагает сыграть в деловую игру «Бизнес», которая даёт возможность

вспомнить и применить на практике, закрепить и расширить знания по пройденным

темам:

«Спрос и предложение»;

«Рынок»;

«Производство»;

«Конкуренция».

Условия игры: каждый учащийся будет выступать в качестве предпринимателя и

партнера по бизнесу, экономиста и бухгалтера в одном лице.

Каждая

пара

это

фирма

кафе.

Вы

конкуренты.

Деятельность фирмы имеет смысл для её владельцев лишь в случае получения им дохода

в форме прибыли.

Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, главный источник

средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Основная задача

учащихся в ходе игры состоит в получении наибольшей прибыли.

Прежде чем начать игру учитель обращается к «Корзине экономических понятий»

(рис.2).

III. Актуализация опорных знаний

Прием «Корзина экономических понятий»

Рис. 2. Экономические понятия.

Предпринимательство

-

самостоятельная,

инициативная

экономическая

деятельность, направленная на получение прибыли.

Фирма –коммерческая организация, приобретающая факторы производства с

целью создания и продажи благ и получение на этой основе прибыли.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами

производства.

Конкуренция – соперничество между участниками экономической деятельности за

наиболее выгодные условия купли продажи на рынке.

Себестоимость – финансовые и материальные затраты предприятия, которые

возникают в связи с расходами на изготовление товара

Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров и услуг.

Экономические издержки – затраты на приобретение факторов производства.

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя

товаров и услуг

Цена – количество денег в обмен на которые продавец готов продать единицу

товара.

Тестовые задания.

Определите, какое (какие) из перечисленных утверждений является верными:

1. Чистая прибыль – это:

А) доход управляющего фирмой;

Б) доход фирмы от реализации продукции;

В) выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства;

Г) выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства,

налогов и других обязательных платежей.

2. Уменьшение, какого показателя способствует росту прибыли:

А) объем реализации;

Б) цена

В) рентабельность;

Г) себестоимость.

3. Выручка – это:

А) сумма поступлений из всех источников, полученная физическим лицом;

Б) разность между доходами, полученными фирмой, и понесенными ею затратами;

В) сумма поступлений, полученных фирмой от продажи товаров и оказания услуг;

Г) то же самое что и прибыль фирмы.

4. Цены в рыночной экономике:

А) растут в первую очередь из-за стремления продавцов получить более высокую

прибыль;

Б) устанавливаются производителями;

В) определяются потребителями;

Г) меняются в результате взаимодействия спроса и предложения.

5. Работа со схемой (рис. 3

Рис. 3. Целевые установки.

Задача. Определить цели деятельности фирмы:

1. Максимальная прибыль;

2.Максимизация объема продаж;

3. Максимизация темпов роста.

6. Работа со схемой (рис. 4):

Рис. 4. Целевые установки.

Большинство людей чаще всего думают, что экономист и бухгалтер – это в

принципе одна и та же специальность, только называется по-разному. Но на самом деле

все далеко не так – это две абсолютно разные профессии, которые хоть и относятся к

одной сфере, тем не менее, сильно отличаются по своему содержанию, функциям и

задачам.

Сообщение учащегося, подготовленное заранее на тему: «Основные отличия двух

профессий».

IV. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Деловая игра «Бизнес» моделирует работу конкурирующих фирм, производящих

одинаковую продукцию.

Порядок проведения игры:

Обучающиеся работаю в парах. Каждая группа – это фирма – кафе.

Участники группы определяют название кафе.

Владельцы каждого кафе принимают решение об уровне цен по таблице,

представленной на слайде «Цена обеда», помня, что цель фирмы – получение

максимальной прибыли.

Ведущий согласно установленной цене сообщает количество обедов.

Владельцы кафе производят расчёты в таблице для подсчета результатов.

Размер чистой прибыли, полученный в данном месяце, записывают в

сводную таблицу «Результаты деятельности фирм» представленную на слайде.

Подведение итогов.

Анализ результатов деятельности кафе.

V. Деловая игра «Бизнес»

Предлагаемая игра «Бизнес» связана с целым комплексом экономических понятий

и законов, относящихся к деятельности фирмы на рынке. В ходе игры приходится

вспоминать и о законе спроса, и об эффективности масштаба производства, и о формулах

расчёта таких характеристик бизнеса, как себестоимость, выручка, общая и чистая

прибыль, налог на прибыль. Обучающиеся работают в интерактивных группах по 2

человека. Они являются конкурентами.

Каждая группа – это фирма – кафе. Их цель – заработать большую прибыль, так

как основной принцип деятельности любой фирмы состоит в стремлении к максимизации

прибыли.

У учителя находится таблица «Зависимость количества обедов от цены».На доске

представлен только первый столбец таблицы «Цена обеда». (рис. 5).

Зависимость количества обедов от цены:

Рис. 5. Зависимость количества обедов от ценовой установки.

Каждая группа, посовещавшись и сохраняя коммерческую тайну, проставляет цену

в таблице для подсчета результатов. Цену можно менять один раз в месяц. В ходе игры

владельцы кафе находят оптимальную цену за обед. Подсчет результатов деятельности

кафе.

В зависимости от выбранной цены ведущий, втайне от других команд, используя

данные таблицы «Зависимость количества обедов от цены», сообщает им о количестве

обедов в месяц. Затем владельцы кафе подсчитывают чистую прибыль за месяц.

Себестоимость одного обеда в течение всей игры будет 70,00 рублей. Ставка

налога на прибыль – 24%.

Результаты каждого месяца записываются в сводную таблицу «Результаты

деятельности фирм», представленную на слайде (рис. 6).

Рис. 6. Итоговая таблица.

Выигрывает то кафе, которое получило наибольшую сумму чистой прибыли за весь

период работы.

Результаты игры обсуждаются по следующим вопросам:

1. Фирма, заработавшая большую прибыль, сообщает, как этого добилась.

2. Фирма, заработавшая меньшую прибыль, анализирует причины отставания.

(Ошибки в расчетах, либо не рационально т.е не разумно определены цены обедов, не

сразу с ориентировались что можно поменять цену обеда, низкий спрос на высокую цену).

3. Какие мероприятия вы бы провели, чтобы обогнать конкурентов?

4.Какие качества как предпринимателя вам сейчас потребовались (обладать

знаниями,

стремление

добиться

успеха,

упорство,

умение

сотрудничать,

умение

самостоятельно принимать решения на свой риск).

5.Как определяли:

Выручка = цена х количество

Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость

Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки

Чистая прибыль = бухгалтерская прибыль – налоги.

3.

Разработка урока по теме: «Распределение доходов».

Цель урока: научить понимать причины социального неравенства, необходимость

перераспределения доходов и анализировать основные направления социальной политики

государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня

населения.

Задачи урока:

1.

Сформировать

представления

о

социальном

неравенстве

и

социальной

несправедливости, мерах государства по выравниванию доходов населения.

2.

Развивать

умение

самостоятельно

искать

пути

решения

проблемы,

аналитические способности, навыки общения.

3. Определять своё отношение к проблемам общественного развития.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: Деловая игра «Местный бюджет г. Тобольска»

Материалы:Карточки с названием команды, карточки, имитирующие деньги.

Ход урока

Организационный этап. Учитель приветствует класс, проверяет отсутствующих.

Объявляет тему урока, ставит цели и задачи.

Этап проверки и актуализации знаний.При помощи «мозгового штурма»

проверяются такие понятия как «бюджет», «доход», «расход», «социальная политика»,

«прожиточный минимум», «потребительская корзина», «дефицит» и «профицит».

Организация и проведение игры «Местный бюджет г. Тобольска»:

Цель игры: научить применять знания на практике.

Задачи:

сформировать способность видеть проблему;

научить выбирать способы решения проблемы;

сформировать навыки работы в группе, взаимопомощи, отказываясь от

индивидуального соперничества в целях эффективного решения задачи;

работа над понятием «бюджет».

Ход игры

Класс разбить на группы.

Время обсуждения вопроса в группах – 7 мин.

Сущность проблемы: город Тобольск в 2017 г. получил в бюджет 100 млн руб.

Эти деньги должны быть распределены на решение проблем в следующих социальных

сферах: образование, помощь бедным и пенсионерам, досуг молодёжи, здравоохранение,

культура

Каждая группа называет сумму, которая нужна для решения проблем в «своей» сфере.

Конфликт ситуации: в совокупности 5 команд требуют денег больше, чем в бюджете.

Обсуждается 2 пути решения конфликта:

Где заработать деньги?

Как разделить бюджет?

Игра посвящена конкретным проблемам, поэтому направлена на формирование у

учащихся навыков решения практических задач и применения имеющихся знаний на

практике.

В целом, проведение деловых игр оказалось успешным: ребята с радостью

принимали участие активно в них, обсуждали, предлагали свои идеи, если не получалось

что-либо – задавали вопросы. Кроме того, вовлечены в игровой процесс были все

учащиеся класса. Эффект влияния на уровень их познавательной активности можно

определить с помощью проведения вторичной диагностики и сравнения её результатов с

результатами первичной диагностики.

III

этап. Вторичная диагностика уровня познавательной активности

Для вторичной диагностики был выбран опросник познавательной активности

учащихся, разработанный Б.К. Пашневым

i

(Приложение 2).

Он состоит из 52 вопросов: 42 вопроса на выявление уровня познавательной

активности и 10 – расследование социальной нежелательности ответа или неискренности

учащегося. За каждое совпадение с «ключом» начисляется 1 балл.

Согласно полученным данным, у 12 учащихся высокий уровень познавательной

активности,

у

6

средний,

у

одного

учащегося

сохранился

низкий

уровень

познавательной активности. В процентном соотношении данные выглядят следующим

образом: у 63% учащихся высокий уровень познавательной активности, у 32 % – средний

и у 5 % – низкий.

IV этап.

Подведение

итогов,

анализ

и

оценка

результатов

экспериментальной работы

Для сравнения необходимо занести данные первичной и вторичной диагностик в

таблицу:

№ диагностики

Количество участников/ Показатель

уровня

познавательной

активности в %

Высокий

Средний

Низкий

1

31,5

47,5

26,5

2

63

32

5

Таблица

3.

Сравнительная

характеристика

результатов

диагностик

уровня

познавательной активности учащихся

Согласно полученным данным, можно отметить, что уровень познавательной

активности учащихся возрос: снизилось количество учащихся с 5 до 1 с низким

показателем, снизилось и количество со средним показателем – с 9 до 6, возросло

количество учащихся с высоким показателем – 12 учащихся. Это было заметно и во время

проведения деловых игр: учащиеся стали активней, с ними стало проще работать, не

приходилось повторять по многу раз правила игры и требования – они стали

внимательней слушать учителя и запоминать его слова, появилась мотивация заработать

дополнительные оценки. При решении задач, они вспоминали и приводили примеры из

жизни, задавали вопросы, касаемо «ежедневной» экономики. После проведения деловых

игр, дети высказывали свое пожелание почаще проводить уроки в таком виде.

В итоге, можно отметить, что данные факты подтверждают гипотезу, что

органическая организация уроков с помощью деловых игр способна повысить уровень

познавательной активности учащихся.

V

этап. Методические рекомендации по проведению деловых игр

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым

учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое

количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения

расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко

воспроизводима.

Например,

огромная

популярность

рожденных

на

телевидении

интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо

истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма,

которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для

умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального

развития, интерпретировать и видоизменять. Творчество в обучении начинается с

разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых, деловых игр, то, используя

способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и

правила подготовки таких уроков, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что

творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя

другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников,

их свободной фантазией.

Любой учитель не обязательно самостоятельной в одиночку, а непосредственно может с

помощью своих помощников-учеников получить хороший комплект игрового материала

по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной

деятельности.

Таким образом, для использования и применения игровых методик не только на уроках

обществознания, а в принципе в обучении, преподавателю можно порекомендовать

придерживаться таких правил или рекомендаций.

Первое, в ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов,

необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в

большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

Второе, необязательна предварительная подготовка к игре, не надо, чтобы в процессе

присутствовали моменты заучивания определенных ролей;

Третье, игра должна вызвать интерес учащихся;

Четвертое, игра должна выполнять определенные образовательные задачи (преподавателю

следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники

в результате занятия и как это соотносится с целями образования).

Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по

приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым

признаком игры;

игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от

них разрушает саму игру.

i



В раздел образования