Автор: Шапиянова Галия Уахасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: г. Красный Кут Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как перспективное направление образовательного процесса
Раздел: полное образование
Наставничество
как перспективное направление образовательного процесса
В условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль наставника,
повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его
активной социальной и профессиональной позиции. Система наставничества представляет
собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий
процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.
Слово «наставник» происходит из греческого языка и основано на мифологии.
Прежде чем отправиться в эпическое путешествие, Одиссей доверил заботу о сыне
Телемахе своему старому и надёжному другу Ментору. Так возникли первые отношения
между наставником и подопечным. С тех пор понятие «наставник» развивалось, и на
сегодняшний день оно приобрело различные значения.
Президент Российской Федерации В.В.Путин дал такое определение наставника:
«Наставник – это как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и
Харибдой молодым людям, молодым душам, помочь не потерпеть кораблекрушение в
море этих вызовов и опасностей».
Какие же понятия включает в себя модель наставничества:
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу
опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие
личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной
деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной
организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной
организации.
Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по
образовательным программам, либо организации из числа партнеров, который отвечает за
реализацию программы наставничества.
Можно выделить следующие направления наставничества:
Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной
организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам,
чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций
обучающихся;
Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной
общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей
обучающихся к творчеству и т.д.
Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную
жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без
попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на
разных видах учета).
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста:
наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и
навыки, надлежащее исполнение должностей, обязанностей, ознакомление с
особенностями работы ОО.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Разработчиками программы выделено несколько форм наставничества, это:
«студент – студент»
«студент – ученик»
«учитель – учитель»
«работодатель –студент»
В чём же сущность каждой из форм.
Студент – студент
Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один
из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние
на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Студент - наставник
Студент - наставляемый
уверенный в себе;
коммуникабельный;
ответственный;
не адаптированный к социуму;
низкая успеваемость;
подавленность;
лидер;
компетентный (знает нормативно-правовую базу
образовательной организации, традиции и
неформальные правила организации)
нерешительность
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с
особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в
адаптации к новым условиям обучения.
Какими могут быть формы взаимодействия?
• взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для
достижения лучших образовательных результатов;
• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
• взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками,
например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый -
креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Результат правильной организации работы наставников - высокий уровень включенности
наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации.
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и
образовательной организации;
• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;
• снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;
• снижение числа жалоб, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами
внутри коллектива обучающихся.
Область применения: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы,
волонтерство.
Студент – ученик
Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации
(ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организаци (студент)
помогает с профессиональным и личностным самоопределением и способствует
ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной
траектории.
Цель - успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени
образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение
метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей
личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Студент - наставник
Ученик - наставляемый
ответственный;
социально активный студент с выраженной
гражданской и ценностной позицией;
мотивированный к самосовершенствованию и
преобразованию окружающей среды и т.д.
дезадаптированный;
проблемы с успеваемостью;
не мотивирован на будущие достижения
дезориентированный
Как сформировать пару: анкетирование, психологическое тестирование на
совместимость работы в паре, личные встречи
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня
мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового
возраста.
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
образовательной организации;
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой
наставничества направления подготовки.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности.
Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание
совместных проектных работ.
Учитель – учитель
Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового
сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками
педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цель - успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.
Учитель - наставник
Учитель - наставляемый
опытный;
имеет профессиональные
успехи;
лидерские и коммуникативные навыки;
участник педагогического сообщества
молодой специалист;
в процессе адаптации на новом месте
работы;
испытывающий дефициты;
стремящийся повысить свой
профессиональный уровень в
определенном направлении
педагогической деятельности
Вариантами взаимодействия могут быть разными:
• взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант
поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных
навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
• взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий
проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти
общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив;
• взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы"
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
• взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого
опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск
пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
Результатом правильной организации работы будут:
• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в
собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
• повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
• рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
данном коллективе (образовательной организации);
• качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым
классах (группах);
• сокращение числа конфликтов;
• рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических
практик молодого специалиста.
Работодатель – студент
Взаимодействие обучающегося (студента) и представителя регионального предприятия
(организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный
и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и
самореализации.
Работодатель
СТУДЕНТ
статусный;
компетентный;
профессионал;
опытный;
заинтересован в преемственности
дезориентирован или не мотивирован в выборе
профессии;
не осведомлен о своей профессиональной
пригодности;
дезориентирован
активный, одаренный обучающийся
Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации
личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов
и навыков обучающихся.
Варианты взаимодействия могут различаться в зависимости от потребностей самого
наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника:
• взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", Мотивационная,
ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и
профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора
карьерной траектории;
Взаимодействие «Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» -
Краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет
студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места
работы.
• взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию
творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать
существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и
куратора;
• взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка,
направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для
будущего трудоустройства.
Результатом правильной организации работы наставников будет
• улучшение образовательных результатов студента;
• численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и
практического характера в образовательной организации;
• увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные
тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;
• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности совместно с наставником;
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на
региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных
организаций.
Заключение
Наставничество в современной системе Российского образования стало одним из
актуальных трендов, которое широко используется в ходе профессиональной подготовки
студентов и адаптации молодых специалистов. При этом в среднем профессиональном
образовании наставничество занимает особое место.
В новых экономических условиях система наставничества для профессиональных
образовательных организаций выполняет следующие функции:
− повышение конкурентоспособности;
−формирование команды высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на
достижение более высоких результатов;
−повышение культурного и профессионального уровень педагогического коллектива;
−развитие системы внутренней оценки качества и экспертизы деятельности.
Профессиональные образовательные организации среднего профессионального
образования Воронежской области и мы в том числе, будем продолжать активно внедрять
систему наставничества, что будет способствовать качеству подготовки выпускников.