Напоминание

Наставничество как перспективное направление образовательного процесса


Автор: Шапиянова Галия Уахасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: г. Красный Кут Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как перспективное направление образовательного процесса
Раздел: полное образование





Назад




Наставничество

как перспективное направление образовательного процесса

В условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль наставника,

повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его

активной социальной и профессиональной позиции. Система наставничества представляет

собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий

процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

Слово «наставник» происходит из греческого языка и основано на мифологии.

Прежде чем отправиться в эпическое путешествие, Одиссей доверил заботу о сыне

Телемахе своему старому и надёжному другу Ментору. Так возникли первые отношения

между наставником и подопечным. С тех пор понятие «наставник» развивалось, и на

сегодняшний день оно приобрело различные значения.

Президент Российской Федерации В.В.Путин дал такое определение наставника:

«Наставник – это как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и

Харибдой молодым людям, молодым душам, помочь не потерпеть кораблекрушение в

море этих вызовов и опасностей».

Какие же понятия включает в себя модель наставничества:

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу

опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие

личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной

деятельности с наставником.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с

наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и

профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и

компетенции.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт

вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый

поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов

самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной

организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной

организации.

Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по

образовательным программам, либо организации из числа партнеров, который отвечает за

реализацию программы наставничества.

Можно выделить следующие направления наставничества:

Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной

организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам,

чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций

обучающихся;

Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной

общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей

обучающихся к творчеству и т.д.

Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе

психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную

жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без

попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на

разных видах учета).

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста:

наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и

навыки, надлежащее исполнение должностей, обязанностей, ознакомление с

особенностями работы ОО.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию

работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной

ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Разработчиками программы выделено несколько форм наставничества, это:

«студент – студент»

«студент – ученик»

«учитель – учитель»

«работодатель –студент»

В чём же сущность каждой из форм.

Студент – студент

Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один

из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает

организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние

на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Студент - наставник

Студент - наставляемый

уверенный в себе;

коммуникабельный;

ответственный;

не адаптированный к социуму;

низкая успеваемость;

подавленность;

лидер;

компетентный (знает нормативно-правовую базу

образовательной организации, традиции и

неформальные правила организации)

нерешительность

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с

особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в

адаптации к новым условиям обучения.

Какими могут быть формы взаимодействия?

• взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для

достижения лучших образовательных результатов;

• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в

коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

• взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками,

например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый -

креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Результат правильной организации работы наставников - высокий уровень включенности

наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации.

Результат

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и

образовательной организации;

• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и

творческих проектов;

• снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;

• снижение числа жалоб, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами

внутри коллектива обучающихся.

Область применения: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы,

волонтерство.

Студент – ученик

Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации

(ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организаци (студент)

помогает с профессиональным и личностным самоопределением и способствует

ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной

траектории.

Цель - успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени

образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение

метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей

личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

Студент - наставник

Ученик - наставляемый

ответственный;

социально активный студент с выраженной

гражданской и ценностной позицией;

мотивированный к самосовершенствованию и

преобразованию окружающей среды и т.д.

дезадаптированный;

проблемы с успеваемостью;

не мотивирован на будущие достижения

дезориентированный

Как сформировать пару: анкетирование, психологическое тестирование на

совместимость работы в паре, личные встречи

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня

мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового

возраста.

Результат

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри

образовательной организации;

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и

присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой

наставничества направления подготовки.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности.

Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание

совместных проектных работ.

Учитель – учитель

Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового

сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками

педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Цель - успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого

специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.

Учитель - наставник

Учитель - наставляемый

опытный;

имеет профессиональные

успехи;

лидерские и коммуникативные навыки;

участник педагогического сообщества

молодой специалист;

в процессе адаптации на новом месте

работы;

испытывающий дефициты;

стремящийся повысить свой

профессиональный уровень в

определенном направлении

педагогической деятельности

Вариантами взаимодействия могут быть разными:

• взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант

поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных

навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

• взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий

проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти

общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с

профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и

инициатив;

• взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого,

возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы"

овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

• взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого

опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск

пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).

Результатом правильной организации работы будут:

• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую

работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в

собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;

• повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение

психоэмоционального состояния;

• рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в

данном коллективе (образовательной организации);

• качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым

классах (группах);

• сокращение числа конфликтов;

• рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических

практик молодого специалиста.

Работодатель – студент

Взаимодействие обучающегося (студента) и представителя регионального предприятия

(организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный

и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и

самореализации.

Работодатель

СТУДЕНТ

статусный;

компетентный;

профессионал;

опытный;

заинтересован в преемственности

дезориентирован или не мотивирован в выборе

профессии;

не осведомлен о своей профессиональной

пригодности;

дезориентирован

активный, одаренный обучающийся

Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации

личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов

и навыков обучающихся.

Варианты взаимодействия могут различаться в зависимости от потребностей самого

наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника:

• взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", Мотивационная,

ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и

профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора

карьерной траектории;

Взаимодействие «Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» -

Краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет

студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места

работы.

• взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию

творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой

наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать

существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и

куратора;

• взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка,

направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для

будущего трудоустройства.

Результатом правильной организации работы наставников будет

• улучшение образовательных результатов студента;

• численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и

практического характера в образовательной организации;

• увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные

тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;

• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной

деятельности совместно с наставником;

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и

присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на

региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных

организаций.

Заключение

Наставничество в современной системе Российского образования стало одним из

актуальных трендов, которое широко используется в ходе профессиональной подготовки

студентов и адаптации молодых специалистов. При этом в среднем профессиональном

образовании наставничество занимает особое место.

В новых экономических условиях система наставничества для профессиональных

образовательных организаций выполняет следующие функции:

− повышение конкурентоспособности;

−формирование команды высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на

достижение более высоких результатов;

−повышение культурного и профессионального уровень педагогического коллектива;

−развитие системы внутренней оценки качества и экспертизы деятельности.

Профессиональные образовательные организации среднего профессионального

образования Воронежской области и мы в том числе, будем продолжать активно внедрять

систему наставничества, что будет способствовать качеству подготовки выпускников.



В раздел образования