Автор: Пашкова Вера Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств
Населённый пункт: город Белогорск Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные формы работы на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Школа искусств»
«Основные формы работы на уроках сольфеджио
в ДМШ и ДШИ»
Разработала: Пашкова В.В.
Белогорск 2023г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава1. Развитие вокально-интонационных навыков……………………….5
Глава 2. Воспитание чувства метроритма……………………………………12
Глава 3. Воспитание музыкального восприятия…………………………….17
Глава 4. Воспитание творческих навыков…………………………………....20
Глава 5. Музыкальный диктант……………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………. 34
Приложение …………………………………………………………………….35
Введение
«Сольфеджио - самая черновая и одновременно
самая великая из всех дисциплин музыканта.
Она посвящена святая святых музыкальной профессии,
ее главному инструменту - музыкальному слуху».
И. Земцовский
В системе дополнительного образования детей особое место принадлежит
детским музыкальным школам (ДМШ) и детским школам искусств (ДШИ), в
которых приобщение к музыкальному искусству начинается в младшем
школьном возрасте. Многочисленные исследования психологов и педагогов
показывают, что музыкальные занятия при правильной их организации играют
важную роль в творческом и общем развитии личности. В исполнительской
практике и процессе восприятия музыкальных произведений, каждый ребенок
открывает в себе способность эстетического отношения к миру.
Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в
учебных планах детских музыкальных школ и школ искусств, определяющих
своеобразие
и
универсальность
отечественной
системы
музыкального
образования.
Сольфеджио
-
практическая
дисциплина,
направленная
на
развитие
музыкальных способностей. С сольфеджио связаны все предметы, входящие в
курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению
других дисциплин, с другой - опирается на эти дисциплины.
Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием
всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и
эстетического вкуса. Музыкальные способности детей, включающие названные
компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Они тесно
связаны с общими свойствами личности: внимание, память, восприятие,
мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания
дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального
3
вида деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и
развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.
В методике преподавания сольфеджио существуют основные формы работы:
интонационно-слуховые упражнения, анализ на слух, пение по нотам, куда
входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с листа,
ритмические упражнения, музыкальный диктант. Все эти формы
взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе я остановлюсь на особенностях обучения и
воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
4
Глава 1. Развитие вокально-интонационных навыков
Пение – основа сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей
петь, научить слушать себя при пении. Развитие вокально-интонационных
навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на уроках
сольфеджио.
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать
попевки, мелодии, цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов,
аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую
базу для перехода к формированию навыков чтения с листа, заучиванию
наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных
упражнений – укрепить полученные на уроке теоретические сведения.
Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому
педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные
упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, следить за качеством
пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с
закрытыми губами.
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
- правильная удобная посадка – это установка на внимание,
- правильное дыхание - поможет выработать ровный звук.
Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя
диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. Следует
помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые
песенки и попевки должны основываться на пропевании гласных.
Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду»
или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Гласная «а»: «Падают,
падают листья, в нашем саду листопад».
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны
поются на «у» вверх и вниз сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя, нужно петь тихо, не форсируя звук.
Развитие навыка чистого пения следует начинать с небольших попевок,
5
построенных на отдельных интонационных оборотах. Затем мелодические
обороты
постепенно
усложняются,
добавляются
ступени,
расширяется
диапазон попевок.
Для каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для
пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных
звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые
формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а
творчески.
Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать
внимание. Игра для ребёнка –
это доступная ему форма активной
деятельности.
Интересные
игры,
позволяющие
закрепить
отдельные
интонационные обороты, предложены в работе Т. Л. Стоклицкой «100 уроков
сольфеджио для самых маленьких». (Приложение 1)
Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, необходимо начальные упражнения
использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы.
Плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому
мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим
поступенным движением. Большое значение для правильной интонации имеет
организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять
равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Аккорд дает
возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения,
способствует более чистому интонированию. Поэтому важно использовать
гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого
раздела. При повторении минорного лада и минорных гамм отработать
интонирование
III,
VI,VII
ступеней.
Наиболее
ярко
запоминаются эти
интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
6
Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В
первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада.
Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно
устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых
ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу полезно пение характерных ступеневых
последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-
I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных
ступеней вразбивку и пение тональных секвенций. Можно использовать
различные наглядные приемы показа ступеней (столбица, «лесенка»), ладовые
игры. (Приложение 2)
В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических
трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации
терцового тона.
Примеры:
Спеть цепочки ступеней:
I - V- IV -II -III - I -VI -V -VII - I
III - I - V - III - VI - IV - V - VII - II -I
V - VII -II -I -V -II - VII -I - VI - V - III -I
Групповое или индивидуальное пение с названием ступеней, с названием
звуков и знаков альтерации в заданной тональности; использование для
слухового анализа.
Последовательности интервалов в ладу:
3 2 5 6 8 6 5 3
III IV II I VI VII VII I
7
4 5 6 6 4 3 8 3 6 5 6
V IV IV III II I I VI V V III
3 4 6 5 6 4 6 6 4 5 7 5
I II III V IV IV III II III III VII I
Пение мелодически; двухголосно; один голос петь – другой играть; для
слухового анализа.
Последовательности аккордов ладу:
Т53- D64 - T6 –T53 –S53 –S6 –D53 -T53 -S64 -T53
T53 -D6–T53 –S6-T64-S53 –D53—T53 – S64 –T53
T53 -S64 –D6 –T53-S6 –K64-D7 –T3 –S64 –T53
D6 –T53-T6 - S53 – D53 –D7 - T3
Пение мелодически; трехголосно; петь один из голосов, другие играть; играть в
разных тональностях; для слухового анализа.
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое
значение: правильно слышать и точно интонировать интервалы в тональности и
от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе
работы над интервалами очень важно: запомнить мелодию интервала; уметь
различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию
интервала по названию.
При
слуховом изучении интервалов давно и прочно вошли в практику
сравнение
интервала
с
животным,
цветком.
За
каждым
интервалом
закрепляется яркий зрительный образ. Образы эти разные (и ослики, и
жирафы). Педагог выбирает правильный, по его мнению, набор ассоциаций.
Я на уроках использую карточки: на одной стороне изображение животного,
на другой обозначение интервала. (Приложение 3)
8
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо
для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако
овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на
протяжении всего курса сольфеджио.
Пение аккордов
Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3,
S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3,
Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять
внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его
целиком.
При слуховом изучении трезвучий снова можно использовать карточки:
мажорное трезвучие (Б5/3) – солнечный день, минорное трезвучие (М5/3) –
дождик, уменьшённое трезвучие (Ум5/3) – Баба-Яга, увеличенное трезвучие
(Ув5/3) – Снежная Королева. Все дети любят сказки. Через сказочные
образы
легче
освоить
азы музыкальной
грамоты. Так же как и в
интервальных карточках на одной стороне обозначение трезвучия, на другой -
ассоциативная картинка.
Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении
всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные
певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к
музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.
Один из важнейших практических навыков, которым должны овладеть
учащиеся - чтение нот с листа. Исполнение по нотам незнакомой мелодии
требует наличия значительного слухового опыта, умения ориентироваться в
ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи (правила группировки
длительностей).
9
В работе над развитием навыка чтения с листа необходимо: научить учащихся
мысленно представить мелодию, проанализировать ее структурные, ладовые,
метроритмические особенности.
В 1 классе пение с листа, как правило, начинается в конце первого полугодия.
Чтобы научиться петь с листа, надо владеть азами нотной грамоты, иметь
слуховые представления о восходящем и нисходящем движении мелодии,
паузах, длительностях и т.д. При пении с листа сначала нужно
проанализировать мелодию, определить ее тональность, размер, структуру
мелодии (фразы, их повторность или варьирование), указать на особенности
движения мелодии (поступенное, по трезвучию и т.д.), обратить внимание на
темп и динамические оттенки. На начальном этапе необходимы
подготовительные упражнения - настройка на тональность, пропевание
устойчивых звуков и их опевание, интервалов, которые присутствуют в данной
мелодии. При пении с листа очень полезно дирижирование. В качестве
подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации.
Музыкальные примеры для чтения нот с листа должны быть легче
разучиваемых в классе, с преобладанием знакомых мелодических и
ритмических оборотов. В младших классах сольфеджировать выученные
примеры и петь мелодии с листа следует коллективно, группами, в старших
классах - переходить к сольному исполнению.
Формы чтения с листа разнообразны:
- пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;
- пение с тактированием под аккомпанемент преподавателя;
- пение в различных темпах выученного примера;
- пение с транспонированием;
- пение «цепочкой»;
- пение индивидуально;
- пение на слоги и с текстом.
10
Пение с листа дает возможность проверить уровень интонационно-слуховых
навыков каждого ученика, поэтому является одной из необходимых форм
работы на уроке сольфеджио.
Развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая
стоит перед педагогом на уроках сольфеджио. Вокально-интонационные
упражнения развивают умение интонировать, подготавливают музыкально-
слуховую базу для перехода к формированию навыков чтения с листа,
заучиванию наизусть, сочинению и импровизации, укрепляют полученные на
уроке теоретические сведения.
Работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом
уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией
невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как
сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.
11
Глава 2. Воспитание чувства метроритма
Чувство
музыкального
ритма
имеет
не
только
моторную,
но
и
эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности
музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может не
пробудиться, не развиться.
Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной
деятельности.
П
ервое и самое важное в развитии чувства метроритма – это воспитание
чувства
метричности.
В
музыке
это
имеет
большое
значение
и
для
художественной выразительности и для технического исполнения.
В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, наступление
дня и ночи, биение сердца. Главные помощники в изучении ритма - слух и
музыкальная память, физическое ощущение движения.
В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности
метроритмического строения мелодии. После такого предварительного этапа
переходят к сознательному усвоению метроритма на основе изучения нотной
грамоты.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная
с самых первых уроков, и в течение всего первого года обучения используем
задание «Хлопай в такт». Детям важно уловить и воспроизвести хлопками
метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Простейшие рисунки можно предложить прохлопать или пройти шагами. Такие
задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память,
координацию. Подойдут любые детские стихотворения (А. Барто, С. Маршак,
Б. Заходер), детские песни.
На первых занятиях важно добиться осознания равномерности музыкального
пульса, мерного следования метрических долей или, как мы говорим, «шагов».
12
С этой целью мы обращаемся к доступным песенкам: «Мы идем с цветами»,
«Красная коровка», «Как у нашего кота», «Пастушок», «Ёлочка», «Весёлые
гуси», «Курочка» и др. Дети должны услышать равномерную пульсацию, мерно
прошагать или простучать, чередуя правую и левую руку.
Используемые приемы работы:
- ходить под музыку (марш, полька, вальс), при этом прохлопывать
метрические доли или только сильную;
- показ 2-х дольности и 3-х дольности метра;
- игра с мячом: передавать мяч друг другу, под музыку (2-х дольный, 3-х
дольный метр).
Хорошим методом является использование различных приемов ритмического
«эха».
Например: прохлопать или сыграть мелодию и дать задание воспроизвести
ритмический рисунок. Или повторить ритм знакомой мелодии по памяти.
Долговременную ритмическую память развивает игра «Угадай песенку»
(педагог хлопает ритмический рисунок, дети должны узнать песню).
Для
облегчения
изучения
длительностей
и
ритмоформул
необходимо
использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между
словесной речью и музыкальной.
Начинать можно с ритмизации имен,
придумывать слова к простейшим
ритмическим рисункам.
Дальше мы обращаемся к исполнению ритмических рисунков мелодии в
движении. Это очень полезный способ тренировки ритмических способностей.
В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности
метроритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки,
чередование сильных и слабых долей). Затем постепенно вводится понятие
долгих и коротких звуков.
Удобнее начинать работу
с детских песенок и
попевок, для которых
характерно чередование простейших длительностей, четвертей и восьмых: «Я
13
иду с цветами, я несу их маме», «Петушок, петушок, золотой гребешок»,
«Андрей, воробей, не гоняй голубей», «Василек» и др.
Материал подбирается по степени возрастающей трудности: от простых к более
сложным ритмическим рисункам.
Поем песенки со словами, хлопая короткие звуки - в ладоши, длинные - по
коленям. И закрепляем ритмические рисунки со зрительными ощущениями:
выкладываем ранее разученные песенки полосочками - короткими и длинными,
или пуговками (белыми и черными).
Так мы подходим к графическому изображению долгих и коротких звуков, к
нотной записи.
В
дальнейшей
работе
пользуемся системой
ритмослогов. Длинный
звук
обозначается «та», короткий - «ти».
Начав ритмическое воспитание
с ощущения равномерной пульсации, мы
подходим к чередованию сильных и слабых долей. И здесь нам большую
помощь окажет стихотворный текст (любые детские стихи):
На - ша Та - ня гром - ко пла - чет.
Дальше можно говорить о такте и тактовой черте, которая ставится перед
сильной долей. Знакомим с понятием размера, затакта, темпа.
Затем детям можно предложить прохлопать простейшие ритмические рисунки.
Подобные задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и
внимание,
память,
координацию.
Природа
чувства
метра
требует
его
закрепления в тех или других двигательных процессах. Этому способствует
моторный процесс исполнения.
При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь
между метром и ритмом.
Поем, одновременно отмечая метрические доли. Дети уясняют, что четверть
длится одну долю, восьмые - по две на долю, а половинная тянется две доли.
Осознанию
ритмического
рисунка
на
раннем
этапе
помогает
использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется слоговое
название: половинные - «ту», четверти - «та», восьмые - «ти - ти».
14
Используем такие приемы в работе:
читаем ритмическую строчку ритмослогами;
исполняем ритмический рисунок ритмослогами, глядя в нотный текст;
простукиваем ритмический рисунок разучиваемой песенки;
простукивание
ритмических
рисунков,
написанных
на
доске,
по
карточкам, ритмоблокам;
подбор и запись ритмических рисунков к стихам.
Например: «Я купила кошке, к празднику сапожки»;
чтение нотного текста с показом длительностей или с тактированием;
ритмические диктанты (устные и письменные);
исполнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в
том числе в виде остинатного ритмического движения;
ритмическое двухголосие.
Игра «Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и
слабых долей. Дети разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в
разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс». Сильную долю
каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в
«ладушки». Вначале, бывает путаница, но потом дети с удовольствием
играют и легко выполняют задание.
Игра «Поломанный телефон»
Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Педагог придумывает
ритмический рисунок, простукивает этот ритм по спине стоящего перед
ним ученика, а тот в свою очередь передает дальше. Последний ученик
прохлопывает ритм, если правильно, записывает рисунок на доске. Затем вся
группа прохлопывает ритм, проговаривает ритмослогами.
15
Музыкально-ритмическое чувство развивается в процессе музыкальной
деятельности. Для более успешного результата развития этого чувства
необходимо
отдельно
прорабатывать
и
осмысливать
метроритмические
трудности, применяя специальные ритмические упражнения.
Необходимо,
чтобы каждая новая метроритмическая трудность была воспринята учеником
эмоционально, через живое музыкальное звучание и лишь потом, теоретически
обоснована и практически проработана.
16
Глава 3. Воспитание музыкального восприятия
Любое
понимание
начинается
с
восприятия,
которое
создает
необходимую основу для изучения и осознания разнообразных музыкальных
явлений и понятий.
Постоянная
работа
по
слуховому
анализу
развивает
у
учащихся
музыкальное мышление, память и позволяет накопить внутренние слуховые
представления.
К окончанию курса сольфеджио в детской музыкальной школе, учащиеся
должны уметь:
эмоционально воспринимать музыкальное произведение;
определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру
(гомофония, полифония);
узнавать знакомые мелодические, гармонические обороты, ритмические
рисунки,
типы
каденционных
оборотов,
повторность,
хроматизм,
модуляции, секвенции.
Музыкальный материал, предлагаемый учащимся для анализа, должен быть
ярким, художественным, доступным по содержанию, сравнительно небольшим
по объему. Полезно использовать произведения из репертуара самих учеников.
Это соединит предмет «Сольфеджио» с музыкальной практикой учащихся и, в
свою очередь, поможет им осознанно и грамотно исполнять произведения в
классе по инструменту.
Наряду с целостным анализом произведения, учащиеся должны уметь
определять на слух отдельные элементы музыкальной речи: ступени лада,
звукоряды различных ладов, ритмические рисунки, интервалы (от звука и в
ладу), интервальные последовательности, аккорды (от звука и в ладу),
аккордовые последовательности.
Некоторые формы работы в 1 классе:
17
Определение на слух:
2-х, 3-х-дольности метра;
характера звучащего произведения (устно, письменно в виде рисунка, или
просто выразить в цвете);
жанров (марш, танец, песня);
лада (мажор, минор);
динамических оттенков, темпа;
мажорного, минорного трезвучий;
интервалов (работа по карточкам индивидуально, у доски, по цепочке –
педагог играет – учащийся быстро отвечает).
Узнавание на слух мелодических движений:
поступенного вверх, вниз;
повторности звука;
опевание звуков;
движение по трезвучию.
Произведения для слухового анализа, которые я использую в своей практике:
П. Чайковский «Детский альбом»
Р. Шуман «Альбом для юношества»
А. Гречанинов «Детский альбом»
Ж. Металлиди, А. Перцовская «Методическое пособие по сольфеджио для
подготовительного класса»
Т. Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Хрестоматия»
Некоторые формы работы в 2 классе:
Определение на слух и осознание:
характера и жанра звучащего произведения (устно, письменно в виде
рисунка);
лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);
элементов синтаксиса и формы (реприза, секвенция, песня - запев, припев);
размера, темпа, динамических оттенков.
Узнавание на слух:
18
мелодических оборотов;
ступеней лада (устно, письменно);
ритмических рисунков в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
интервалов:
мелодических
и
гармонических
(по
карточкам,
устно,
письменно);
обращений мажорного и минорного трезвучий;
трезвучий главных ступеней.
Произведения для слухового анализа, которые я использую в своей практике:
П. Чайковский «Детский альбом»
Р. Шуман «Альбом для юношества»
А. Гречанинов «Детский альбом»
В. Коровицын «Два клоуна (рыжий и блондин)», «Емеля на печке едет»,
«Первая проталинка»
С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Ходит месяц над лугами», «Сказочка»
М. Глинка «Полька»
Л. Моцарт «Волынка»
А. Хачатурян «Вечерняя сказка»
Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»
Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна. В ней
объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. Но
самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются,
понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи
между ними. Поскольку в музыке основным является звучание всех изучаемых
элементов, постольку слушание их, осознание и запоминание лежит в основе
всего обучения музыке.
19
Глава 4. Воспитание творческих навыков
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную
роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному
отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие
возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является
необходимой
предпосылкой
для
успешного
его
освоения,
помогает
в
исполнительской практике.
В
психологии
творческая
деятельность
человека
называется
воображением. Воображение - это основа творческой деятельности. М.Т.
Картавцева выделяет воображение воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение помогает мысленно представить услышанный
ранее мотив, напев, гармонический оборот, а в высшей степени - целое
произведение; т.е. воссоздает образ того, что мы когда-то восприняли и
запомнили. Музыкально-творческое воображение чаще всего проявляется в
способности создавать нечто новое на основе предыдущего музыкально-
слухового опыта (на базе активной работы внутреннего слуха и музыкальной
памяти).
Развитие
музыкально-творческого
воображения
способствует
более
эмоциональному отношению детей к музыке, дает выход их активности,
воспитывает музыкальность.
Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому
практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ, ДШИ состоит
не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально
развить творческие способности каждого ребенка.
В творческом развитии детей обязательно должна быть система - движение от
простого к сложному. Малыши гораздо лучше включаются в творческий
процесс, чем учащиеся средних и старших классов, и эту особенность
активности возраста нужно всецело поощрять и развивать. Воспитание
20
творческих навыков должно начинаться с донотного периода и основываться на
опыте, приобретенном детьми в процессе общения с музыкой, т.к. в раннем
возрасте эмоциональное начало играет ведущую роль.
Слушание музыки и ее обсуждение развивает творческую фантазию,
помогает понять, какими средствами выразительности композитор создает
соответствующий образ или настроение. Дети не только рассказывают о
музыке, но и передают в рисунках свои впечатления.
Вначале творческие задания лучше проводить на уроке. Каждое задание
педагог подробно объясняет, показывает свои примеры. Предложенные детям
мелодии обязательно анализируются, обсуждаются.
Сочинение музыкальных ответов, допевание мелодии до тоники, импровизация
ритмического аккомпанемента с использованием пройденных ритмических
групп и другие творческие задания позволяют преподавателю проверить, как
ученики усвоили то или иное понятие, тот или иной ритм.
Нужной и важной работой является подбирание аккордового аккомпанемента.
Внимание детей должно быть обращено на то, чтобы созвучия были красивы,
логичны и дополняли мелодию.
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует
слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха (ладо-
интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную
память), а также развивают вкус и наблюдательность.
Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе
обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает
индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что
является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе
«Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся.
Творческие
упражнения
на
уроках
Сольфеджио
психологически
раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют
слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны
быть тесно связаны с основными разделами курса, закрепляя творчески
21
теоретические знания учащихся. Творческие задания должны быть доступными
по трудности.
Виды творческих заданий:
допевание мелодии до тоники;
сочинение ответной фразы;
сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный
текст;
сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием
заданных выразительных средств;
сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
сочинение второго голоса к мелодии;
игра аккомпанемента по цифровке.
Примеры заданий 1 класс:
Одним из первых творческих заданий в младших классах может быть задание
"Нарисовать рисунок" к песне или произведению, которое слушали на уроке.
Главное, чтобы музыка была образной, яркой и интересной (например, Ж.
Металлиди "Кораблик", Ф. Рыбицкий «Кот и мышь», и др.).
Допевание мелодии до тоники.
Сочинение музыкальных ответов.
Досочинить мелодию.
Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или
стихотворный текст.
22
Примеры заданий 2 класс:
1.Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.
2.Сочинение: мелодических вариантов фразы; мелодий на стихотворный
текст; мелодий на данный ритмический рисунок.
3. Сочинение мелодии из предложенных ступеней лада:
Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в тональности Ре мажор.
Пропеваем их одинаковыми длительностями, ритм можно изменить, но
порядок ступеней не нарушать, можно повторять отдельные ступени.
4. Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок, лад, размер, текст.
5. Сочинение второго голоса к мелодии.
6.Сочинение ритмического аккомпанемента.
В средних и старших классах творческие задания становятся более
разнообразными.
Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в
творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне
естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".
Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, поэтому он
психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении
практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения,
23
аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально
перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.
Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на
развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует
созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление
детей, их музыкальные способности в целом.
24
Глава 5. Музыкальный диктант
Музыкальный диктант – наиболее важная, ответственная и сложная
форма работы на уроках сольфеджио. Диктант, как и слуховой анализ, является
итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового
развития ученика.
Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся
даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую
отметку может отбить у таких детей интерес к этой форме работы.
Подготовительная работа к написанию диктанта ведется уже в 1 классе.
Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом
описаны в теоретической литературе достаточно широко. Это работы Е. В.
Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и др.
В процессе работы над диктантом развивается комплекс музыкально-
слуховых представлений, память и музыкальное мышление учащихся. С самых
первых шагов
встает вопрос развития памяти. И далее проблема памяти
должна оставаться в центре работы над диктантом. На развитие навыка
запоминания диктанта влияют: материал диктанта, личность учащегося,
процесс восприятия.
Материал для диктанта оказывает существенное влияние на его запоминание.
Процесс восприятия (слушания) – важное звено навыка запоминания
диктанта. Педагогу принадлежит здесь важная роль в организации слушания.
Важно учесть индивидуальные особенности восприятия учащихся и направить
их внимание на слушание диктанта, то есть создать психологическую
установку. Е. Давыдова отмечала важность на начальном этапе диктанта (в
момент установки) предварительного анализа элементов, учитывая при этом
25
индивидуальность подхода к ученикам, постановку разных вопросов и задач
для каждого.
При работе с младшими классами педагог должен во время анализа направлять
мысли
учащихся,
указывая,
что
следует
определять
при
каждом
прослушивании. В старших классах при анализе лучше всего идти от общего к
частному: форма в целом, её разделы, границы фраз, функциональное значение
каденций,
наличие
секвенций,
скрытое
двухголосие,
пройденные
интонационные элементы, ритмы и т. д.
При подборе диктантов должен применяться дифференцированный подход.
Трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики
тоже могли полностью произвести запись, тогда как в сложных диктантах для
них это не всегда доступно.
Рассматривая психологические аспекты организации процесса записи диктанта,
нельзя обойти вниманием важный момент местоположения диктанта в уроке
сольфеджио. Диктант требует много времени. Для того чтобы оптимизировать
работу над музыкальным диктантом, лучше проводить его не в конце урока, а в
середине.
Все теоретики едины во мнении, что диктанту должны предшествовать
подготовительные
упражнения.
Причем
необходимость
предварительной
подготовки к диктанту относится и к начинающим, и к учащимся старших
классов.
В
таких
подготовительных
упражнениях
(ритмические
и
интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ) выявляются
индивидуальные способности учащихся, степень их готовности к работе над
будущим диктантом. Во время таких подготовительных упражнений педагог
может определить трудность диктанта, наметить план работы над ним.
Формы работы:
устный диктант;
запись выученной наизусть мелодии;
запись знакомой мелодии;
запись прочитанной с листа мелодии;
26
фрагментарный диктант (запись пропущенных фраз, тактов);
ритмический диктант;
диктант с предварительным анализом;
диктант без предварительного анализа с определенным количеством
проигрываний;
гармонический диктант (запись последовательностей интервалов, аккордов).
В зависимости от класса и уровня группы, необходимо выбирать для диктанта
мелодии доступные по степени трудности, устанавливать время для записи и
количество проигрываний.
Полезно выучивать написанные диктанты наизусть, транспонировать в другие
тональности, играть на инструменте, подбирать к ним аккомпанемент.
Формы работы в 1 классе:
записать ритмический рисунок мелодии, предварительно можно выложить
ритмическими карточками;
записать небольшую мелодию, выученную наизусть;
записать мелодию, предварительно пропеть с названием нот;
дописать мелодию (1, 2 такта);
«разрезной диктант» - собрать мелодию из кусочков (тактов) правильно. Мы
называем эту форму диктанта «музыкальный пазл», детям нравится собирать
мелодию. Как показывает практика, практически все справляются с данной
формой диктанта.
Примеры заданий, которые я использую в 1 классе:
1.
Расставить такты в указанных размерах
27
2.
Дописать мелодию, используя заданные ступени и ритм
3.
4.
Дописать мелодию
28
5.«Разрезной» диктант, ритмический, диктант по памяти (мелодия
выученная наизусть).
Формы работы во 2 классе:
Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха
с использованием подготовительных упражнений к диктанту. Запись мелодий,
подобранных на слух на фортепиано.
ритмический диктант;
записать мелодию, выученную наизусть;
дописать мелодию (2-4 такта);
«разрезной диктант»;
диктант с ошибками (найти и исправить ошибки, ошибки могут быть
ритмические, интонационные);
диктант с предварительным анализом (в объеме 4-8 тактов, включающий
пройденные мелодические обороты, ритмические фигуры в размерах
2/4,3/4,4/4).
Данные формы работы над диктантом применяю на своих уроках. Использую
учебное пособие Г. Калининой «Музыкальные занимательные диктанты».
(Приложение 4)
Диктант – одна из самых сложных форм работы в курсе «Сольфеджио», в
которой синтезируются все знания и навыки, полученные учащимся за время
обучения.
Умение записать услышанное определяется уровнем слухового развития
ученика, его музыкальной памятью, способностью анализировать звучащую
мелодию: определить строение мелодии, деление ее на предложения, фразы;
услышать повторность, вариантность, секвентность; почувствовать остановки
на устое или неустое; выявить метроритмическую структуру, особенности
ритмического рисунка и т. д.
29
Заключение
Задача детской школы искусств, детской музыкальной школы приобщить
детей
к
сокровищнице
музыкального
искусства,
создать
условия
для
формирования и развития их художественного вкуса, выявить и развить
творческие задатки детей, обучить их игре на музыкальных инструментах.
Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для
всестороннего, гармоничного развития личности. Весь комплекс занятий в
ДМШ
и
ДШИ
(«Сольфеджио»,
«Хор»,
«Инструмент»,
«Музыкальная
литература»)
развивает
у
учащихся
художественное
мышление
и
художественные
представления,
стимулирует
творческую
активность,
воспитывает любовь к классической и народной музыке.
Предмет «Сольфеджио» является одним из обязательных в учебных
планах
детских
музыкальных
школ
и
школ
искусств,
определяющих
своеобразие
и
универсальность
отечественной
системы
музыкального
образования.
Сольфеджио
создает
необходимые
предпосылки
для
исполнительского и композиторского творчества, а для этого необходимо
развитие музыкального мышления, музыкальности и творческой активности,
всех сторон музыкального слуха, памяти, внутренних слуховых представлений,
а также выработку всего комплекса навыков, необходимых для музыкальной
деятельности,
и
углубление
теоретических
знаний.
Все
это
должно
закладываться уже на начальном этапе обучения.
При обучении сольфеджио эффективным является единовременное сочетание
различных разделов данного курса, использование комбинированных форм
30
работы. На каждом уроке должны быть задействованы все основные разделы
сольфеджио: слуховой анализ, различные упражнения в целях тренажа
(интонационные, ритмические и т.д.), разнообразные певческие и творческие
(исполнительские и сочинительские) формы работы, диктант, работа над
усвоением основных теоретических положений.
Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и
навыков возможно при условии всех форм работы на уроке «Сольфеджио».
Необходим
выбор
яркого
музыкального
материала.
Показ
высокохудожественных
музыкальных
примеров,
иллюстрирующих
определенные теоретические знания, вызывает у учеников интерес к предмету,
способствует
лучшему
усвоению
материала,
укрепляет
связь
между
исполнительской практикой учащихся и изучением музыкально- теоретических
дисциплин.
Все теоретические сведения даются в возрастании: от простого к сложному и
тесно связаны с музыкально- слуховым опытом и практическими навыками
учащихся. Теоретические сведения, опирающиеся на слуховые представления,
способствуют развитию музыкального мышления, вырабатывают сознательное
отношение к изучаемому музыкальному явлению.
Важная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий
найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его
потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их
исполнения. Учитывая возрастные особенности детей разных классов, важно
использовать различные приемы и формы работы. Так, в младших классах
необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров,
движений,
и
только
постепенное
выведение
из
практики
некоторых
теоретических
знаний.
В
средних
классах
–
на
основе
имеющегося
музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и
выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование
знаний и навыков. В старших классах – усиление работы над освоением чтения
31
с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой
активности в применении на практике полученных знаний и навыков.
Целесообразно применять различные формы работы на уроках сольфеджио в
комплексе, что способствует развитию личности ученика в процессе
воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Список литературы
1.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке 2003 год
2.
Неугодникова Е. Этот волшебный мир музыки. – М ., 2001
3.
Светличная Л. Сказка о музыке. – М., 2003
4.
Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 2000г.
5.
Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 2003.
6. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса
обучения. 1 класс. – М., 2008.
7. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса
обучения. 2 класс. – М., 2002.
8. Алексеева Л. Музыкальная грамота. – М., 2000
9. Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001
10. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. –
М.,2009
11. Калмыков Б. и Фридкин Г. Одноголосие.- М., 2001
12. Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио». – М., 2003.
13. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Подготовительный класс: учебное пособие.
Ростов н/Д; 2008.
14. Фролова Ю.В. Сольфеджио. 1 класс Ростов н/Д; 2002.Фролова Ю.В.
Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.
15. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей, МГК им Чайковского,
2004
32
16. Агапова И., Давыдова М.. Развивающие музыкальные игры. М., 2007.
17. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, 2010.
18. Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. С-
Петербург, 2014.
Приложение 1
Интонация
III-I
«Ку-ку» М. Красев
1.Педагог исполняет всю песню, а детям оставляет для ответа только
«кукование кукушки».
2.Игра «кукушка, отзовись!» Задача в этой творческой игре усложняется тем,
что кукушка будет прятаться в разных местах, на разной высоте. «Прятать»
кукушку будет педагог, провоцируя детей на разные ответы. Для этого перед
ответом кукушки педагог на сильную долю играет различные неустойчивые
гармонии с тем, чтобы ответы детей прозвучали в разных тональностях.
Тоническая терция в мажоре и миноре.
«Кошка» Т. Стоклицкая
1.Дети сочиняют ответы в разных тональностях (миноре и мажоре). Все
вопросительные фразы направлены на то, чтобы дети отвечали тонической
терцией.
2. Вопросы детям: можно ли по тонической терции узнать звучит она в мажоре
или в миноре? В каких тональностях звучит каждая фраза?
Интонация
III-II-I
«Мамочка» Т. Стоклицкая
Педагог исполняет запев, а дети – припев со словами. Педагог поет свой
вопрос, а дети по отдельности пропевают свой ответ.
Интонация
I-V,
V-I
Игра в клоунов «Скатунок» и «Прыгунок»
33
Один игрок «скатывается с определенной ноты на квинту вниз, (то есть поет
подряд пять нот), а другой с того же звука «прыгает» на квинту вниз.
Первоначальную ноту дает педагог. То же самое можно сделать и при
движении вверх.
Октава
Игра «Октавная дразнилка»
Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот
звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.
Интонация
V-VI-V-III-II
«Игра в гости» Т. Стоклицкая
Вся эта песня построена на диалоге педагога и ответах детей. Возможен
вариант, когда диалог ведется между двумя группами детей.
Развитию вокально-интонационных навыков у младшеклассников
способствуют задания, построенные по принципу вопрос педагога – ответ
ученика.
1 вариант:
Учитель задает вопрос, например – Зайчик, зайчик, где ты был?
Ученик отвечает – За морковкой я ходил.
При этом ученик должен точно повторить мелодию, спетую учителем. Это
задание удобно тем, что дает возможность подстроиться под каждого ученика,
учесть его индивидуальные возможности.
2 вариант:
В случае, когда дети достаточно чисто интонируют, в задания такого рода
можно добавить элементы импровизации, когда ребенок сам сочиняет свой
ответ.
На ранних этапах музыкального образования особенно хороши различные
наглядные приемы в развитии вокально-интонационных навыков – столбица,
лесенка, ручные знаки.
34
Использование ярких наглядных пособий, музыкальных игр пробуждают
чувство радости, удовольствия, развивают интерес к теоретическим предметам.
Игра побуждает ребёнка к самостоятельной и добровольной деятельности.
Приложение 2
Ладовые игры
«Угадай мелодию»
Игра хорошо активизирует внутренний слух учащихся.
Преподаватель показывает ступени на большой лесенке, учащиеся про себя
пропевают ступени. Тот, кто первым узнал песенку, исполняет ее нотами в
указанной тональности.
«Живое пианино»
Дети выстраиваются в линию, каждый из них - «живая клавиша».
Учитель или ученик играет знакомую песенку, гамму, трезвучие,
последовательность ступеней, как бы «нажимая» на клавиши, т.е.
показывая на участника игры, который пропевает свой звук.
35
Приложение 3
Карточки для слухового анализа интервалов
М
2
Б
2
36
М
3
Б
3
Ч
4
37
Ч
5
М
6
Б
6
38
М
7
Б
7
39
Ч
8
Приложение 4
40
41