Напоминание

"Использование ИКТ на уроках русского языка как один из аспектов формирования УУД обучающихся с ОВЗ"


Автор: Калелева Любовь Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская школа - интернат № 9"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка как один из аспектов формирования УУД обучающихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Любовь Анатольевна Калелева

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа – интернат № 9», г. Екатеринбург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Учитывая

ограниченные

возможности

восприятия

и

понимания

абстрактных понятий детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее

– ОВЗ) необходимо уделять особое внимание наглядным методам обучения,

среди

которых

огромными

ресурсами

обладают

компьютерные

технологии.

Одним из вариантов этих технологий являются презентации.

Презентации на уроках русского языка могут быть применены как замена

плакатов

или

таблиц,

которые

встречаются

во

всех

разделах

изучаемого

предмета. Посредством одного компьютера и проектора с монитором можно

показывать

обучающимся

различные

плакаты

и

таблицы

с

возможностью

увеличения

или

выделения

какой-либо

части

таблицы

простым

движением

руки.

Отпадает

необходимо сть

в

использовании

всякого

р од а

графопостроителей

и

диапроекторов

старого

типа.

Также

несомненным

удобством такой замены является то, что новые материалы для использования

на уроках не надо заказывать или покупать, потому что посредством программы

Power Point, их легко сделать самому или можно скачать из глобальной сети

Интернет.

Рассмотрим преимущества применения презентации взамен устаревшим

плакатам:

во-первых,

посредством

презентации

легко

показать

графически

правила

правописания, схемы разбора слова или предложения;

во-вторых, одним из преимуществ компьютерных презентаций является их

малогабаритность,

сотни

и

даже

тысячи

презентаций

можно

уместить

на

небольшом диске или флеш-карте. В отличие от больших стопок и рулонов

плакатов;

в-третьих,

если

возникает

необходимость

изменить

какой-то

плакат,

то

приходится покупать новый, а презентации легко могут быть модифицированы,

исходя из современных научных и педагогических требований к ним.

Таким образом, применение презентаций на уроках русского языка в

качестве демонстрационного материала намного выгоднее в плане обучения,

так как внесение новинок и красок в урок делает его более запоминаемым и

понятным.

В своей работе мы применяем средства ИКТ на уроках русского языка

для формирования познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ. На уроках

компьютер

выступает

в

роли

помощника

при

проведении

проверочных

и

творческих

работ,

при

самоподготовке,

для

определения

уровня

усвоения

учебного материала.

При

использовании

компьютера

на

уроках

русского

языка,

можно

выделить следующие цели использования ИКТ:

средство наглядности учебного процесса (использование презентации по

данной

теме,

для

проведения

опытов

можно

использовать

виртуальные

лаборатории);

средство

индивидуализации

учебного

процесса

(использование

компьютерных тестов, подготовка рефератов, докладов);

один из способов поиска информации (использование сети интернет при

подготовке к урокам);

способ

организации

групповой

и

коллективной

работы

(работа

над

проектами);

средство

подготовки

и

разработки

различного

учебно-методического

сопровождения

урока

(использование

компьютера

для

составления

учебно-

тематического планирования, тестов, презентаций и т.д.).

Также

средства

ИКТ

позволяют

расширить

кругозор

обучающихся.

Например, за счёт использования различных электронных словарей, ресурсов

сети Интернет.

При

подготовке

презентации

нами

используется

разнообразный

иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые

поднимают процесс обучения на качественно новый уровень, учитывая при

этом и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее

воспринимать

информацию

именно

в

такой

форме,

нежели

при

помощи

устаревших

схем

и

таблиц.

При

использовании

компьютера

на

уроке

информация

представляется

не

статичной,

не

озвученной

картинкой,

а

динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность

усвоения материала.

Еще один способ использования ИКТ — это компьютерное тестирование,

которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания

путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют

вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками».

Бесспорным остаётся тот факт, что в современной школе компьютер не

решает

всех

проблем,

а

остаётся

многофункциональным

техническим

средством обучения.

Важную

роль

в

обучении

играет

информационно-коммуникационная

компетентность «компьютерная грамотность» как учителя, так и ученика. Даная

компетентность подразумевает:

умение

учиться,

искать

и

находить

нужные

сведения

в

огромных

информационных массивах, в том числе и в Интернете;

способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от

конкретной задачи;

применение полученных навыков и информации в организации процесса

собственного

труда

для

плодотворной

работы

в

группе

и

творческом

коллективе.

Построенная

с

использованием

современных

мультимедиа-технологий

система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих

инициатив учителя:

при индивидуальной работе с обучающимися с ОВЗ (показ презентации,

проектная

деятельность,

проведение

тестов,

игровых

упражнений

на

закрепление приобретенных знаний);

при разработке раздаточного иллюстративного материала;

подача

информации

для

объяснения

новой

темы

или

обсуждения

пройденного материала;

возможность

обеспечения

самостоятельной

работы

учеников

(опрос,

тестирование) по созданным самим учителем материалам теста.

Использование ИКТ позволяет ученику:

проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и

выполнять упражнения,

получать более точное представление сложных для понимания явлений

или процессов,

работать в индивидуальном темпе,

формировать навыки самоконтроля,

осуществлять

самостоятельную

исследовательскую

деятельность

при

написании мультимедиа-рефератов, составлении проектов, создании школьной

библиотеки наглядных пособий.

Мы применяем информационные технологии на уроках русского языка в

следующих направлениях:

мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

подготовка дидактических материалов для уроков;

использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;

работа с электронными учебниками на уроке;

поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к

урокам и внеклассным мероприятиям;

поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

работа на уроке с материалами Web-сайтов;

разрабатываем тесты, используя готовые программы -оболочки;

применяем компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

Особо хочется отметить применение мультимедийных сценариев уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с

применением

программы

Power

Point,

входящей

в

состав

пакета

программ

Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для

урока,

фрагменты

видеофильмов,

анимации.

При

подготовке

презентации

заранее

продумывается

структура

урока,

последовательность

слайдов

предполагает

определенный

темп

и

логику

изложения

материала,

то

есть

создается сценарий проведения урока.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей

учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев

высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для

дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что

компьютерная

демонстрация

физических

явлений

рассматривается

не

как

замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации

используются

при

объяснении

нового

материала,

при

повторении

пройденного

материала

и

при

организации

текущего

контроля

знаний (презентации-опросы).

Литература

1.

Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные

технологии:

современный

урок

физики

и

астрономии//

Первое

сентября.

Физика. 1999. № 20. С. 3.

2.

Кавтрев

А.

Ф.

Методические

аспекты

преподавания

физики

с

использованием

компьютерного

курса

«Открытая

физика

1.0».

М.:

ООО

«Физикон», 2000. [Адрес collegebooklet/1st.html ]

3.

Мачульский,

В.В.

Культура

информационной

деятельности:

Учебное

пособие для основной школы (8 класс). /В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И.

Кадочникова, Е.А. Гвоздева, В.И. Жильцова, В.Г. Мерящеков, А.Г. Мачульская,

Т.В.

Шпота.

Екатеринбург:

Центр

«Учебная

книга»;

Смоленск:

Изд-во

«Ассоциация XXI век», 2004.-480с.

4.

Пёрышкин,

А.В.

Физика.

7

кл.:

учебник

для

общеобразовательных

учреждений/ А.В. Пёрышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. –

192с.:ил.

5.

Семакин,

И.Г.

Информатика

и

информационно-коммуникационные

технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,

С.В. Русаков, Л.В.Шестакова. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,

2006. – 176с.: ил.



В раздел образования