Автор: Иванов Игорь Анатольевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1561"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Углубленное изучение общественно-значимых событий XIX века и их влияния на жизнь и творчество писателей-современников для учеников 10 класса гуманитарного профиля
Тема: «Восстание 14 декабря 1825 года, его участники как реальные люди и литературные персонажи; отклик в литературе»
Раздел: полное образование
Методическая разработка
ПЛАН-КОНСПЕКТ
совместного урока, проводимого учителями истории и литературы
в 10 классе гуманитарного профиля
«Восстание 14 декабря 1825 года, его участники как реальные люди и
литературные персонажи; отклик в литературе»
Тема: «Настроения в российском обществе после разгрома восстания
декабристов»
Пояснения по целям урока и форме проведения: при обращении на уроках
литературы к биографиям и произведениям писателей XIX
века учителя часто
ссылаются как минимум на 3 общественно значимых события этого столетия: война
1812 года, восстание декабристов в 1825 году и отмена крепостного права в 1861 году.
Каждое из этих событий повлияло как на жизнь писателей-современников, так и на их
творчество. При этом декабрьское восстание не получило в литературе такого яркого
отражения, как война 1812 года.
Как известно, роман-эпопея Л.Н.Толстого возник из замысла писателя создать
роман о декабристе, возвращающемся из ссылки спустя десятилетия и попадающем в
изменившееся со времён его молодости общество. Отодвинув хронологические рамки
начала романа до 1805 года, Толстой в результате в эпилоге показывает нам Пьера
Безухова как потенциального декабриста, но само историческое событие не
становится литературным фактом. При этом «Война и мир» для читающей части
общества даёт самое убедительное представление о войне 1812 года. И следует
признать,
что
соответствующей
общеизвестной
литературно-художественной
иллюстрации событий 14 декабря 1825 года российскими писателями создано не было.
На данный момент наиболее ярким воплощением этих исторических событий является
художественный фильм «Звезда пленительного счастья» (1975г., реж.В.Мотыль),
созданный, в том числе, на основе поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» и
романа А.Дюма «Учитель фехтования».
Цели предлагаемого урока: 1) взглянуть с разных точек зрения на события декабря
1825 года и на реакцию общества на последствия этого неудавшегося восстания; 2)
учиться анализировать поэтические и прозаические художественные тексты, а также
мемуарную литературу; 3) поставить вопрос о неизменности морально-нравственных
категорий в разные исторические периоды
ХОД:
I.
Объявление
темы
урока;
обратить
внимание
на
необычную,
экспериментальную форму проведения урока: два учителя, документальные и
художественные материалы, вопросы исторические и литературные.
II.Подготовленное чтение учениками стихотворений А.С.Пушкина «Во
глубине сибирских руд…» и Ф.И.Тютчева «14 декабря 1825» (тексты
высвечиваются на доске-экране и/ или раздаются на парты)
А.С.Пушкин. 1827
Ф.И.Тютчев. 1826
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Вас
развратило
Самовластье,
И меч
его
вас
поразил,
—
И в неподкупном
беспристрастье
Сей
приговор
Закон
скрепил.
Народ,
чуждаясь
вероломства,
Поносит
ваши
имена
—
И ваша
память
для
потомства,
Как
труп
в земле,
схоронена.
О жертвы
мысли
безрассудной,
Вы уповали,
может
быть,
Что
станет
вашей
крови
скудной,
Чтоб
вечный
полюс
растопить!
Едва,
дымясь,
она
сверкнула
На вековой
громаде
льдов,
Зима
железная
дохнула
—
И не осталось и следов.
Учитель литературы: Выделить основные идеи стихотворений двух поэтов:
- Как вы понимаете слова Тютчева «Вас развратило самовластье»?
- сравнить позиции поэтов, оценить их, к какой позиции, к какому бы взгляду на
этих людей (героев стихотворений), на их деяния вы бы присоединились?
(Строки двух великих русских поэтов-философов, заочно спорящих друг с другом,
сразу показывают, на какие крайние позиции развели современников события
декабрьского восстания и последовавших за ним следствия и расправы над его
участниками)
III.
Учитель
истории
знакомит
учащихся
со
свидетельствами
современников о поведении арестованных декабристов.
(Факты добровольной дачи показаний, «выдачи» сообщников, «передачи»
родственников в руки правосудия).
- Как совместить кодекс дворянской чести и поведение декабристов на
допросе?
Объяснение Ю.Лотмана: столкновение в сознании культа дружбы,
верности единомышленникам и долга офицера перед старшими по званию и
чину, обязанности присяге, чести дворянина.
Литературная иллюстрация:
Учитель литературы зачитывает отрывок из пьесы «Лунин, или смерть Жака»
драматурга Э.Радзинского (монолог графа Чернышова)(можно выборочно)
«ПЕРВЫЙ
МУНДИР.
«Вы
изобличены
показаниями
государственного
преступника Пестеля, а также ваших родственников Никиты и Матвея
Муравьевых... Речь пойдет о замысле цареубийства». Я допрашивал тебя сразу по
прибытии в Петропавловскую крепость... О, как я боялся вначале этой своей
должности. Судить благороднейших людей, вчерашних героев... Но постепенно
от ежедневного решения человеческих судеб во мне вырабатывались и поступь
иная, и взгляд... и осанка. И главное, я с изумлением увидел вокруг – уважение! Да!
Да! Был либералом – не уважали. Чего только обо мне вокруг не говорили на балу!
А тут зауважали и даже начали подмечать «этакие черты». На суде зауважали!
И вот я, граф Чернышев, бывший либерал, а ныне министр и князь... И за это
время, Лунин, никто и никогда не завопил мне в физиономию: «Убийца! Он послал
на каторгу наших детей! Убийца!» О нет, был только ропот почтения. Я никогда
не забуду, как привели тебя на допрос, Лунин. Я ведь всегда завидовал твоему
дуэльному взгляду, успехам у женщин, богатству... И вот ты, бывший светский
лев, стоял передо мной навытяжку в кандалах. И я все мог с тобой сделать! И
это было на моем челе. (Взглянул на часы.) Но звон брегета нам доносит, что до
стены тебе лететь... почти ничего. Мне пора спросить тебя о том... что уже
упоминалось у нас, но между делом... Но коли следствие и суд, Лунин... Поэтому
еще одну деталь... мучительную... я хотел бы обсудить с тобою поподробнее.
Отчего же они... все эти наши Бруты да Гракхи... выдавали друг дружку на
следствии? Отчего? Лунин?!
ЛУНИН (кричит). Ложь! Я свидетельствую! А Пущин? А Фонвизин? А
Якушкин?! Пройдя через все допросы, они были герои! Я назову с десяток
фамилий! Я...
ПЕРВЫЙ МУНДИР (хохочет). Я согласен! Я согласен! Я готов быть щедрее:
пусть их будет пятнадцать! (Хохочет.) Итак, кроме пятнадцати. (Хохочет.)
Если бы ты знал, как это оказалось просто... Какой все-таки несложный
инструмент человек. Нет, Гамлет не прав: на простой флейте куда труднее
научиться играть... а на человеке – просто... Простого проще! Когда ко мне на
допрос приводили этих пылких мальчишек... каждый из которых считал меня
фанфароном... горел от пылкости, глядел волком... Как же мы их легко
охлаждали... Мы сажали их в одиночку, в душную, смердящую...
ЛУНИН. Да! Да! После обожавших семей, маменек... после развращающего
«все могу» они впервые постигали, что такое не мочь, что такое унижение!
ПЕРВЫЙ МУНДИР. Как странно мы говорим с тобой.
ЛУНИН. Это вечный наш разговор с чертом... Голова – а из головы лезет черт!
Лезет! Черт! Черт!
ПЕРВЫЙ
МУНДИР
(спокойно).
На
третий
допрос
они
приходили
изменившимися. Оказывалось: геройство – это долго... это грязь... холод... и
главное – неизвестность. И еще: они видели перед собой не врагов... тут им было
бы все понятно... а вчерашних отцов-командиров. И вот тогда мы начали на них
кричать. Нет, как просто устроен человек. Вскоре они уже меня не презирали...
Нет, смотрю – ловят... ловят взгляд... точнее, мягкость в глазах... и радуются,
коли находят... то есть признают, да-с, признают во мне отца-командира! Тогда
мы их через разочек и погладим: весточку от семей или еще что передадим, а
потом опять... крик! Крик, вопль! И тут-то и начиналась в них подмена. Они
приходили к нам с естественной верой, что трусость – это выдать друзей... Мы
же заставляли их уверовать, что трусость – это не подчиниться своим
командирам (а они ведь уже признали нас командирами!). То есть трусость– это
испугаться выдать друзей. И самое смешное: мы им даже избавление не обещали
за это! Они сами хотели прочесть в наших глазах: выдашь – и весь этот ужас
минет, канет, как дурной сон... И разум их начинал мутиться – усталое тело
кричало: уступи... И тут достаточно было сказать: «Другой выдал» – и они
выдавали!»
IV.
Учитель истории приводит свидетельства современников, историков
о потрясении, испытанном современниками при известии о разгроме восстания,
о перерождении былых вольнодумцев, о падении нравственного уровня
общества.
Учитель литературы: коллективное чтение отрывка из произведения
Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»:«На очень холодной площади в
декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали
существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время
вдруг переломилось; раздался хруст костей у Михайловского манежа –
восставшие бежали по телам товарищей – это пытали время…»
Предложить ученикам объяснить, расшифровать художественные образы,
употреблённые писателями при характеристике поколения двадцатых годов
XIXвека.
V.
Личность Николая I(обсуждение будет продолжено на последующих
уроках истории)
Учитель истории о личных качествах великого князя Николая до
воцарения (по свидетельствам современников).
Разбор «Норовской истории». (Можно дать возможность детям зачитать
различные воспоминания)
Суть: Василий Норов был старше Николая Павловича всего на три года. Но это в
итоге оказалось почти что радикальной пропастью. Потому что Норов принял
участие в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе. А Николай – нет.
Норов был боевым офицером, не кланявшимся пулям. Это наглядно доказывает его
рана в ногу и награды. Плюс Норов с юности очень интересовался военной историей и
не просто интересовался, а собрал одну из самых больших коллекций книг по теме.А
как же бравый офицер оказался разжалован?
Всё началось в 1822 году. Дело в том, что Николай Павлович, на тот момент
великий князь, был командиром бригады, в которой служил Норов. Николай, получив
назначение, начал резко закручивать гайки. Вообще, это было необходимо, так как в
службе на тот момент, судя по мемуарам и дневникам, творился в некотором роде
бардак. Но Николай начал закручивать гайки уж совсем сильно.Во время одного из
разводов, Николай остался недоволен двумя ротами лейб-гвардии егерского полка.
Досталось и Норову, причем Николай попытался его ущипнуть, но офицер окоротил
командира, отстранившись и сказав:
- Ваше высочество, я щекотлив.
Через некоторое время во время другого развода, Николай осадил перед стоящим
в строю Норовым своего коня, так, что тот оступился в лужу и окатил офицера
грязью. После развода Норов написал прошение о переводе в армейский полк«хоть бы
и капитаном».И такие строки в прошении говорили о том, что офицер согласен
получить понижение (из гвардии в армейские части переводили с повышением на один
чин), но служить не станет.По одним источникам одновременно Норов потребовал
от великого князя сатисфакции. По другим - о том, что Николай Павлович должен
выйти к барьеру стали говорить офицеры. Сначала историю попытались спустить
на тормозах. Но вместе с Норовым прошения о переводе собрались подать два
десятка офицеров, причем шестеро успели их подать. И грянул скандал.
Беседа с учениками о кодексе дворянской чести:
- Что вы можете сказать о чести дворянина? Какие нормы кодекса чести дворянина
отразились в поведении Петра Гринёва (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Насколько поступок Норова соответствовал кодексу чести дворянина?
- противоречило ли этому кодексу участие этих людей в тайном обществе?
- Как вы сами относитесь к этим правилам; способны ли мы сейчас жить по ним.
VI. Постановка комплекса задач к следующему уроку:
1. Попытка
сформулировать
и
записать
положения
кодекса
чести
современного человека (ученика данного учебного заведения?)
2. Познакомиться со стихотворением А.С.Пушкина «Стансы» (1826) и
реакцией общества на него; проанализировать стихотворение.
3. Дать небольшой письменный отклик на прошедший урок.