Напоминание

"Руководство сюжетно- ролевыми играми в средней группе"


Автор: Фёдорова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Руководство сюжетно- ролевыми играми в средней группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение детский сад №7

Руководство сюжетно-ролевой игрой в средней

группе.

Выполнил воспитатель

Средней группы

Федорова Е.В.

Ульяновск, 2017 г.

Игра – основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш

познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и

взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие

необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические

познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки

(рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их

организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических

целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность. Чтобы

понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе,

необходимо рассмотреть ее особенности. Специфика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают

сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в

развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка

уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже

совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит

машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных

действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Как играют дети средней группы?

Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это

интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия

своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном

учреждении, врача в районной поликлинике и т.д. Источник, питающий игру,

– окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете,

и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и

подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках,

а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы.

После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг

друга. Малыши обращают внимание не столько на предмет, сколько на

партнёра, пытаются построить ролевые отношения. Воображаемую ситуацию

дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий.

Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей,

подражают животным, пытаются использовать нормы этикета. Игровые

объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются. Сюжетно-

ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста

стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал

кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции

оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые

игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности.

Организация предметно-игровой среды.

Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла

сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной

части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж

для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

В средней группе от зонирования необходимо отказаться, так как чёткая

организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им

творчески проявить себя. Дети создают игровое пространство сами, поэтому

педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие

модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты

помещаются в коробки. На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы

малыши могли понять, где лежат те или иные вещи. Сюжетно-ролевая игра в

старшей группе также организуется детьми. Обогащению содержания

способствуют кубики, конструкторы, природные (жёлуди, каштаны, шишки)

и бросовые (катушки без ниток, пластиковые бутылки, куски ткани)

материалы. На прогулке дети играют с камешками, ветками деревьев

(палочками), опавшими листьями, песком. Сюжетно-ролевые игры в

подготовительной группе могут проходить в таком плане: ребята

интерпретируют отношения между людьми, использование предметов

перестаёт быть обязательным, хоть и не исключается вообще.

Предметы-заместители.

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других

атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее

понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот

понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет. Девочка, исполняющая

роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме

параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит - и готово. Или

мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не

хватает. Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или

собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с

реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим.

Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по

едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может

ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может. Но если во время

игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор»

сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша

их легко заменит счётная палочка. Изображая всадника, дошкольник будет с

упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не

выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы. Применение

заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром

известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше

полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-

материалов (картон, бумага, пластилин).

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 4-5 лет

Воспитатель руководит игрой как прямо, так и косвенно. При прямом

руководстве педагог предлагает ее замысел, помогает организовать игровое

пространство, берёт на себя одну из ролей. Не следует думать, что

воспитательница впадает в детство. Она управляет детьми, только делает это

ненавязчиво, от имени того, кого она играет. Так, в роли продавца педагог

предлагает «покупателям» описать выбираемый товар. Будучи "пациентом",

воспитатель подробно расспрашивает «врача» о назначенном лечении,

лекарствах, выясняет, требуется ли дополнительное обследование. Сюжетно-

ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных

ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или

кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что

ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог

помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит

в зависимости от того, что придумали воспитанники. Косвенное руководство

состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые

представления, с тем чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во

время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии,

чтение художественных произведений. Чем старше становятся дети, тем реже

воспитатель руководит ими напрямую. В зависимости от возраста по-разному

развивается сюжетно-ролевая игра. Младшая группа играет только при

непосредственном участии педагога, а дети 4-5 лет - самостоятельно.



В раздел образования