Напоминание

"Речевое развитие 2-3- года"


Автор: Корженко Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "СИНАГЛАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие 2-3- года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития

детей 2–3 лет

До

двух

лет

у

большинства

детей

отсутствует

фразовая

речь,

некоторые

заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже

самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь

ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте

до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в

них

еще

грамматически

не

связаны

между

собой.

Конечно,

каждый

ребенок

индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и

это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных

– это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же

оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся

смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или

совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить

шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень

хорошо

воспринимают

на

слух

звуковые

различия.

Поэтому

уделяйте

больше

внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет

узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от

воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего

возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно

заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов,

сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми

образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком

о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.

Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами

и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный

опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через

органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами

и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений,

и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным

моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный

словарь.

В

норме

к

концу

третьего

года

ребенок

употребляет

распространенные

предложения

и

пользуется

основными

частями

речи

(существительные,

глаголы,

прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже

настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему

нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в

после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время

тому

назад.

Это

развивает

не

только

его

речь,

но

и

тренирует

память,

учит

вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему

сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый

должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных

им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его

лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые

знают,

как

любят

малыши

стихи.

Их

радует

ритм

стиха,

они

обогащают

детские

переживания,

развивают

мышление,

пробуждают

любовь

к

художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными

ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки.

Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда

запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку

все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите

показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.

Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый,

желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов,

задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда

ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он

рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей

речи

глаголы

для

образования

свой

действий

и

действий

окружающих

людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что

делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей

речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же

полезно

для

разрешения

словаря

ребенка

подбирать

слова

с

противоположным

значением.



В раздел образования