Автор: Корженко Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "СИНАГЛАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие 2-3- года"
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития
детей 2–3 лет
До
двух
лет
у
большинства
детей
отсутствует
фразовая
речь,
некоторые
заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже
самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь
ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте
до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в
них
еще
грамматически
не
связаны
между
собой.
Конечно,
каждый
ребенок
индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и
это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных
– это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же
оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся
смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или
совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить
шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень
хорошо
воспринимают
на
слух
звуковые
различия.
Поэтому
уделяйте
больше
внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет
узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от
воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего
возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно
заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов,
сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми
образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком
о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.
Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами
и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный
опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через
органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами
и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений,
и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным
моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный
словарь.
В
норме
к
концу
третьего
года
ребенок
употребляет
распространенные
предложения
и
пользуется
основными
частями
речи
(существительные,
глаголы,
прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже
настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему
нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в
после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время
тому
назад.
Это
развивает
не
только
его
речь,
но
и
тренирует
память,
учит
вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему
сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый
должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных
им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его
лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые
знают,
как
любят
малыши
стихи.
Их
радует
ритм
стиха,
они
обогащают
детские
переживания,
развивают
мышление,
пробуждают
любовь
к
художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными
ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки.
Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда
запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку
все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите
показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.
Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый,
желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов,
задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда
ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он
рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей
речи
глаголы
для
образования
свой
действий
и
действий
окружающих
людей.
Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что
делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей
речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же
полезно
для
разрешения
словаря
ребенка
подбирать
слова
с
противоположным
значением.