Напоминание

Тема: «Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре»


Автор: Завирюха Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО "ДШИ п. Чокурдах"
Населённый пункт: п. Чокурдах
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Тема: «Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры и духовного развития РС(Я)

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Чокурдах» Аллаиховский улус(район)

678800 Аллаиховский улус, п.Чокурдах, ул.Ленина ,15 , тел.2-15-83, тел.факс 2-13-14

Методическое сообщение

Тема: «Формирование вокально-хоровых

и исполнительских навыков в хоре»

Преподаватель: Завирюха Наталья Анатольевна

Чокурдах, ноябрь 2023г.

Содержание

I. Значение подготовки голосового аппарата к пению ………………..

1. Типичные трудности на начальном этапе.

2. Значимость вокально-хоровых упражнений.

II. Выработка исполнительских навыков ………………………………..

1.Развитие певческого дыхания и атаки звука.

2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом.

III. Заключительная часть. Выводы……………………………………….

IV. Список использованной литературы………………………………….

I. Значение подготовки голосового аппарата к пению.

Вокальная работа в самодеятельном хоре является одним из важнейших моментов. Как

показывает практика, большинство лиц, приходящих в хоры, не имеет никаких певческих

навыков, а зачастую приходят и такие, которым свойственны те или иные вокальные

недостатки: крикливое пение, зажатый горловой звук, сипота, тремоляция и другие.

Прежде чем перейти к исполнению произведений, каждому певцу нужно распеться.

Пение упражнений решает две задачи: приведение голоса в наилучшее рабочее состояние

и привитие певцу хороших исполнительских навыков. «Разогревание» голосового

аппарата предваряет вокально-техническую тренировку. Методически это понятие не

стоит смешивать, хотя практически обе задачи могут выполняться одновременно. Для

начинающего певца, не владеющего еще в достаточной мере правильным звуком, всякое

«распевание» является технической частью занятий. Ценно сознательно сочетать

вокальные упражнения с целью обучения нотной грамоте. Достижению этого помогает

нотные партитуры, дающие возможность связать свои слуховые представления со

зрительными.

Самодеятельный исполнитель поет определенную последовательность

звуков и видит эту последовательность на нотном стане. При интонационных недостатках

руководитель указывает на соответствующий звук или мелодический интервал. Так

музыкально не обученные певцы незаметно приобщается к музыкальной грамоте.

1. Типичные трудности на начальном этапе. Потребность в распевании перед занятием

или

выступлением

диктуется

законом

постепенного

приведения

органов

голосообразования в активное рабочее состояние. Распевание – это связующее звено

между покоем и певческой активностью, мостик от одного физиологического состояния к

другому. Весь певческий процесс в самодеятельном хоре должен корректироваться

физиологическими возможностями и особенностями психики. Рассмотрим некоторые

типичные недостатки ребят, которые приходят в хор:

- Вокально неподготовленные ребята при пении неровно дышат, они словно

захлебываются дыханием, поднимая при это плечи. Такое поверхностное, ключичное

дыхание неблагоприятно влияет и на звук и на организм. Чтобы ликвидировать этот

недостаток

необходимо

исполнять

упражнения

с

закрытым

ртом,

равномерно

распределяя дыхание и делая позицию «полузевка».

-

Форсированное,

напряженное

звучание.

Выделяется

чрезмерно

повышенной

динамикой, резкостью, грубостью исполнения. Сила звука в этом случае является ложным

критерием художественной оценки пения, и громкость достигается не использованием

резонаторов, интенсивным выталкиванием звука. В результате происходит «нажим» на

связки. Прежде всего, следует психологически перестроить певцов хора, объяснить им,

что красота голоса и полноценное звучание достигается не физическим напряжением

органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых

голос приобретает нужную силу и тембр. Поможет в этом пение упражнений с закрытым

ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамики piano, mezzo-piano,

упражнение на кантилену, ровность звука, спокойное удержание дыхания.

- «Плоский, мелкий «белый звук». Очень часто такое звучание в самодеятельных хорах

отождествляют с народной манерой исполнения. Хоровые самодеятельные коллективы,

поющие таким звуком, как правило, не имеют представления ни о народной, ни об

академической манерах пения, их вокально-хоровая техника беспомощна. Необходимо в

первую очередь снять пение на горле, перенести его на диафрагму и обязательно

выработать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного

резонатора.

Выполнять все это следует в единой манере формирования звука: при этом полезны

упражнения на «прикрытые» гласные «е», «ю», «у», а также пение выдержанного звука на

слоги ми, мэ, ма, с округлением всех гласных.

- Пестрое звучание. Характеризуется отсутствием единой манеры формирования гласных,

то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» - более собрано,

затемнено. Происходит это потому, что певцы не умеют в процессе пения сохранять

зафиксированное

положение

«зевка»

в

задней

части

ротового

канала.

Чтобы

ликвидировать это, певцам необходимо научиться петь в единой манере, то есть

формировать все гласные способом округления.

- Глубокое, «задавленное» звучание. Может возникнуть из-за чрезмерного перекрытия

звука, когда «зевок» делается очень глубоко, близко к гортани. Такое пение всегда

остается несколько глухим, далеким, часто с гортанным призвуком. Прежде всего следует

облегчить «зевок», приблизить звучание, упражняясь на пении слогов с «близкими»

гласными – зи, ми, ни, би, ди, ли, ля, ле и т. д. Исправлению недостатков поможет также

включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звучания, с использованием

легкого stаccato.

2. Значимость вокально-хоровых упражнений. Распевочные упражнения в первую

очередь нацелены на вокальное восприятие хора: правильное формирование звука, его

тембровой окраски, чистоты тона. Главная забота – унисон. Хорошо выстроенный унисон

обеспечивает ансамблевую стройность и ясность звучания. Но упражнения такого рода

могут дать и больше. Они послужат хорошим подспорьем в развитии остроты

музыкального слуха и подготовят певцов к преодолению интонационных трудностей, с

которыми придется столкнуться при работе над некоторыми сочинениями. Основу

распевочных

упражнений

составляют

комбинации,

в

которых,

так

или

иначе

присутствуют полутоны или целые тоны. Научить верно исполнять тон или полутон –

значит гарантировать чистоту пения. В силу многих причин, у большинства поющих

легко обнаруживается приблизительность интонирования. К сожалению это относиться не

только к самодеятельным певцам, но и ко многим профессиональным певцам.

Неряшливость интонирования есть следствие недостаточной культуры слуха. А культура

слуха воспитывается и развивается в процессе обучения. Видимо, в этом процессе есть

некоторые

изъяны.

Звук

и

чистота

интонации

нерасторжимо

связаны

и

взаимообусловлены; вокально правильный формируемый тон звучит всегда чисто, и

наоборот – никогда не бывает чистым тон, если звук формируется неверно.

II. Выработка исполнительских навыков.

Лучше всего устранять недостатки

и прививать правильные певческие навыки, на

специальных упражнениях. Такие упражнения мы используем для выработки у певцов

исполнительских навыков.

1. Развитие певческого дыхания и атаки звука. Первоначальный навык – умение взять

правильный вдох. Вдох берется носом, бесшумно. В первых гимнастических упражнениях

вдох полный, в последующих (выполняемых на звуке) – берется экономно и разной

полноты, в зависимости от длительности музыкальной фразы и ее динамики. В первых

упражнениях выдох делается сквозь плотно сжатые зубы (звук с..с..с..). При этом грудная

клетка удерживается в положении вдоха («память о вдохе»), а диафрагма, вследствие

постепенного расслабления мышц живота, плавно отходит в основное положение.

Активное состояние и напряжение мышц дыхания не должно рефлекторно передаваться

мышцам гортани, шеи и лица. В беззвучных упражнениях

закладывается первое

ощущение опоры дыхания.

- Упражнения на одном звуке. В последующих упражнениях, когда дыхание соединяется

со звуком, эти ощущения нужно развивать и укреплять. Для начала берется одиночный

выдержанный звук на примарном, т. е. наиболее удобном, тоне, в нюансе «mf», закрытым

ртом. Следя за мышечными ощущениями, знакомыми по предыдущим упражнениям,

участники хора слушают свой звук, добиваясь чистоты, ровности, устойчивости. Ровность

вдоха сочетаются с ровностью звучания – обеспечивают его и проверяются им. В данном

упражнении вырабатывается атака звука. По мере того как хор овладевает дыханием,

предъявляются все более строгие требования к качеству всех видов атаки, и в первую

очередь мягкость.

- Гаммообразные упражнения. Следующий цикл упражнений для развития дыхания и

атаки звука строится на гаммообразных последовательностях, начиная постепенно от двух

звуков и кончая гаммой в пределах октавы – децимы. Техника дыхания и ощущение

опоры в этих упражнениях усложняется. Происходит приспособление к смене звуков,

соединяемых плавно, на эластичном дыхании. Разница в ощущении дыхания при пении

выдержанного звука и гаммообразной последовательности подобна разнице ощущений

мышечной упругости ног при стоянии на месте и при ходьбе. Во втором случае опора

переходит с одной ноги на другую, а корпус движется плавно, не ощущая толчков.

- Упражнения в non Legato. Навыки правильного соединения звуков целесообразно

начинать с non Legato, как наиболее легкого штриха. Незаметная цезура между звуками в

штрихе non Legato вполне достаточно, чтобы гортань и связки успели перестроится на

другую высоту. При соединении звуков в non Legato надо добиваться, чтобы каждый

последующий звук возникал без толчков.

- Упражнения в Legato. Штрих Legato наиболее употребителен в пении владение им

должно быть уделено особое внимание. «В упражнениях отрабатываются все три вида

Legato: сухое, просто и legattissimo. Начинать нужно с сухого Legato, которое

характеризуется плавным соединением звуков «впритык», без малейшей цезуры –

разрыва, но и без глиссандирования. В упражнениях Legato атака звука употребительна

только мягкая или смешанная. Твердая атака членит звучание даже при отсутствии

цезуры. В простом Legato переход от звука к звуку совершается путем незаметного

скольжения. Для наилучшего выполнения этого приема нужно,

пользуясь навыком

«сухого»

Legato, следить, чтобы переход – скольжение был совершен кратко,

непосредственно перед возникновение следующего звука, с незаметным продлением (по

данному темпоритму) звука предыдущего. Что касается legattissimo, то оно в пении

является лишь наиболее совершенным выполнением простого Legato. При исполнении

штриха Legato могут быть использованы в соответствии с художественной задачей два

приема дыхания. Первый - на непрерывном и ровном выдохе, подобно исполнению Legato

одним смычком у струнных инструментов. Второй – уменьшение, притормаживание

выдоха перед переходом на следующий звук, аналогичное смене смычка у струнных (при

исполнении ими штриха Legato).

- Упражнения в Stacatto. Очень полезно для развития дыхания и твердой атаки пение

штрихом Staccato. Начинать нужно с повторения одного звука, а затем постепенно

переходить на гаммы, арпеджио, скачки и т. д. «Применяя все виды Staccato: мягкое,

твердое, staccatticimo. При пении Staccato, в цезуре, паузе между звуками, мышцы не

расслабляются, а строго фиксируются в положении вдоха. Чередование момента выдоха

(звучания) и задержки дыхания на паузе (цезуре) должно быть очень ритмичным и не

сопровождаться crescendo и diminuendo на каждом звуке. Прием этот подобен исполнению

Staccato на скрипке без снятия смычка со струны. У неопытных певцов при исполнении

Staccato наблюдается попытка вдоха в паузах перед каждым звуком, что делает Staccato

неточным,

а

исполнение

данного

упражнения

бесполезным.

Подготовительное

гимнастическое упражнение для пения

Staccato: дыхание набирается постепенно

микродозами;

после

каждого

микровдоха

дыхание

задерживается

(фиксируется),

чередование вдохов и цезур должно быть строго ритмичным; выдох совершается также

микродозами, чередуясь с остановками-цезурами.

-

Арпеджированные упражнения и скачки. Пение арпеджированных упражнений

предъявляет к дыханию новые требования. Чем шире интервалы между звуками, тем

труднее они связываются при пении штрихом Legato. Ходы широкими интервалами резко

меняются регистровые условия звучания от звука к звуку и увеличивают расход дыхания.

Перед

ходом

на

большой

интервал

вверх

активизируется

мышцы

вздыхатели,

применяется имитация вдоха (ложный вдох) путем мягкого, свободного и мгновенного

отжимания диафрагмы вниз; внешне это выражается в мягком толчкообразном движении

мышц живота вперед, при полной неподвижности и свободной устойчивости верхней и

средней части грудной клетки. Трудность данного приема в том, что он совершается не на

вдохе, а на выдохе.

- Прием «сбрасывания» дыхания. Иногда наблюдается смазывания окончаний фраз при

смене дыхания, особенно в быстрых темпах с дробленым ритмом и отсутствием пауз на

стыках построений. В этих случаях полезно, переключив внимание на окончание фраз,

предложить прием мгновенной смены дыхания путем сбрасывания его в конце последнего

звука фразы, т. е. думать не о взятии последующего звука, а о снятии предыдущего. При

этом диафрагма моментально отжимается вниз, фиксируясь в положении вдоха, и таким

способом снятие последнего (иногда очень короткого) звука фразы рефлекторно

совмещается с мгновенным взятием дыхания. При исполнении данного упражнения

руководитель следит за тем, чтобы цезура была мгновенной, а предшествующий ей звук

предельно допет. Дыхание меняется в каждом такте. Не допускается акцентирование

окончания звука при сбрасывании дыхания.

2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом. Эти навыки

воспитываются

в

сочетании,

поскольку

резонаторы

и

артикуляционные

органы

функционально связаны. В натуральном виде резонаторы функционируют обычно

изолированно, каждый на своем участке диапазона. Обучение начинается с примарных

тонов диапазона, естественно включающих грудной резонатор. Правильная настройка

голоса предусматривает пение близким звуком в высокой позиции на всем диапазоне. С

учетом этих обстоятельств даются первые упражнения: пение одиночных выдержанных

примарных звуков на слогах «си» и «ми», помогающих включать головной резонатор в

близком и высоком звучании,

а также исполнение нисходящих и восходящих

поступенных последовательностей из нескольких звуков на сочетаниях слогов «си-я» и

«ми-я».

Достижению

близкого

и

высокого

звучания

способствует

сочетание

определенных гласных и согласных звуков. Сочетание «б», «д», «з», «л», «м», «п», «с»,

«т», «ц» приближают звук; «н», «р», «г», «к» - удаляют. Высокому звучанию

способствуют гласные «и», «е», «ю». Удобно связывать «голову» и «грудь», добиваясь

смешанного звукообразования на слогах «лю», «ли», «ду», «ди», «му», «ми», «зу», «зи».

Надо сказать, что большая часть распевочных упражнений выполняется в нейтральной

регистровой зоне, одинокого удобно для всех певцов. Исполняются они в тихих нюансах,

но с большой общей активностью. И только 1 -2 заключительных упражнения охватывают

полный диапазон всех голосов и поются полным свободным тоном.

Каждую репетиция начинается с вокальных упражнений, подготавливая там самым

голосовой аппарат к работе над репертуаром. Репертуар как совокупность произведений,

исполняемых тем или иным

хоровым коллективом,

составляет основу всей

его

деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в

непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то

репетиция или творческий концерт, начало или вершина творческого пути коллектива.

Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются

музыкально-теоретические

знания,

вырабатываются

вокально-хоровые

навыки,

складываются

художественно-исполнительское

направление

хора.

От

умело

подобранного репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития,

все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем как петь.

Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта

происходит через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного

произведения,

предназначенного

для

хорового

исполнения,

есть

первый

и

основополагающий в выборе репертуара. Репертуар самодеятельных коллективов столь

же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике,

художественному, сколько многогранно и неоднородно само понятие «художественная

самодеятельность». И взрослые, и детские академические хоры, даже при грамотном и

добросовестном исполнении концертной программы, далеко не всегда поднимаются до

ощущения того особого душевного состояния, которое должно быть главной целью и

исполнителей и слушателей. Это состояние можно определить как «жизнь духа. В этом

состоянии человек постигает душу другого человека, проживает в реальнейших чувствах

чужую жизнь. И если такая «жизнь духа» возникает на сцене, то «божественная искра»

проносит то, что называется «воспитанием через искусство». Но как вызвать у хористов

на сцене эту подлинную «жизнь духа»? Ведь от них требуется то, что называется

перевоплощением, переходом в иное психологическое состояние, усиленная – на грани

галлюцинаций! – работа воображения и фантазии! Однако не у всех психика так

податлива, а образное мышление так ярко. В хоровой самодеятельности немало других

препятствий для настоящего сценического творчества: физическая усталость после

работы или учебы, нервные перегрузки, никак не связанный с концертами режим питания

и отдыха, недостаточно выученные произведения и т. п. Чтобы обрести «жизнь духа» на

сцене, человек должен представить и почувствовать то, с чем он пока еще вовсе не

встречался в собственной жизни. И далеко не всегда он способен правильно оценить

результат своего творчества. Только дирижер учитель, ведущий к цели, может своей

оценкой дать воспитывающий художественный вкус, интеллект, нравственное отношение

к искусству и жизни. Педагог не имеет права удовлетворяться подделкой! И пусть у всех

хористов будет разный интеллект, темперамент, жизненный опыт, настроение, состояние

и т. д., пусть их очень непросто научить «жить на сцене», однако бездуховности в

искусстве есть объяснение, но не может быть оправдания.

III. Заключительная часть. Выводы.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.

Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого

разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Привить участникам

хора правильные певческие навыки – это значит предохранить их голоса от порчи и

обеспечить им нормальное развитие. Разрешение этой задачи вполне возможно, если

руководитель хора имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и

уделяет вокальной работе серьёзное внимание. По меньшей мере два вывода следует

сделать из сказанного:

1) дирижеру-хормейстеру, чтобы быть еще и дирижером-артистом, необходимо обладать

особым

потенциалом

образованности,

начитанности,

художественного

вкуса,

педагогического мастерства и творческого темперамента. Такой руководитель может

настроить многих и разных людей на общее сопереживание, на творческие взлеты духа,

обогатить воображение и фантазию взрослых или детей новыми для них мыслями и

чувствами;

2) одухотворенности хорового пения часто мешает незнание или игнорирование общих

принципов исполнительства вокально-хоровой музыки, соблюдение которых служит

техническим обеспечением художественности, способствует появлению вдохновения.

IV. Список использованной литературы.

Живов, исполнительство: Теория методика практика: Учебное пособие для студ. высш.

учед. заведений/ – М.: изд-во Владос, 2003. – 272с. Иванченко, восприятия музыки/ – Л.

«Музыка»;1988-264с. Казачков, С. А. От урока к концерту / – Казань.: изд-во Казанского

университета,1990. – 343с. Обучение и воспитание молодого певца/ – Л.: №Музыка» 1977.

Могучее средство воспитания. – Л.: Музыка, 1978.-143с.

Искусство резонансного пения/ . - М.: «МГК, ИП РАН», 2002. – 496 с. Хоровой словарь/.

– М.: 2000. Репертуар как основа музыкального воспитания и его особенности в

любительском хоровом коллективе: Сборник научных трудов кафедры искусств БГПУ/

под ред. . – Барнаул, 2003. – 198 с.

Пащенко, культура: аспекты изучения и развития/. – К.: «Муз. Украина»,1989.- 136 с.

Попов, и методические основы работы самодеятельного хора/ – М.: «Государственное

музыкальное издательство», 1961. – 124 с.

Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960, - 296 с.

Самарин, / – М.:«Academia»,2000.-208 с. Соколов, с хором/ – М.: «Музыка»,1983.-192 с.

Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров / . – М.: изд-во Москва,1961

Шамина, с самодеятельным хоровым коллективом/ – М.: «Музыка», 1983, - 174 с.7



В раздел образования