Автор: Завирюха Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО "ДШИ п. Чокурдах"
Населённый пункт: п. Чокурдах
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Тема: «Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре»
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры и духовного развития РС(Я)
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Чокурдах» Аллаиховский улус(район)
678800 Аллаиховский улус, п.Чокурдах, ул.Ленина ,15 , тел.2-15-83, тел.факс 2-13-14
Методическое сообщение
Тема: «Формирование вокально-хоровых
и исполнительских навыков в хоре»
Преподаватель: Завирюха Наталья Анатольевна
Чокурдах, ноябрь 2023г.
Содержание
I. Значение подготовки голосового аппарата к пению ………………..
1. Типичные трудности на начальном этапе.
2. Значимость вокально-хоровых упражнений.
II. Выработка исполнительских навыков ………………………………..
1.Развитие певческого дыхания и атаки звука.
2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом.
III. Заключительная часть. Выводы……………………………………….
IV. Список использованной литературы………………………………….
I. Значение подготовки голосового аппарата к пению.
Вокальная работа в самодеятельном хоре является одним из важнейших моментов. Как
показывает практика, большинство лиц, приходящих в хоры, не имеет никаких певческих
навыков, а зачастую приходят и такие, которым свойственны те или иные вокальные
недостатки: крикливое пение, зажатый горловой звук, сипота, тремоляция и другие.
Прежде чем перейти к исполнению произведений, каждому певцу нужно распеться.
Пение упражнений решает две задачи: приведение голоса в наилучшее рабочее состояние
и привитие певцу хороших исполнительских навыков. «Разогревание» голосового
аппарата предваряет вокально-техническую тренировку. Методически это понятие не
стоит смешивать, хотя практически обе задачи могут выполняться одновременно. Для
начинающего певца, не владеющего еще в достаточной мере правильным звуком, всякое
«распевание» является технической частью занятий. Ценно сознательно сочетать
вокальные упражнения с целью обучения нотной грамоте. Достижению этого помогает
нотные партитуры, дающие возможность связать свои слуховые представления со
зрительными.
Самодеятельный исполнитель поет определенную последовательность
звуков и видит эту последовательность на нотном стане. При интонационных недостатках
руководитель указывает на соответствующий звук или мелодический интервал. Так
музыкально не обученные певцы незаметно приобщается к музыкальной грамоте.
1. Типичные трудности на начальном этапе. Потребность в распевании перед занятием
или
выступлением
диктуется
законом
постепенного
приведения
органов
голосообразования в активное рабочее состояние. Распевание – это связующее звено
между покоем и певческой активностью, мостик от одного физиологического состояния к
другому. Весь певческий процесс в самодеятельном хоре должен корректироваться
физиологическими возможностями и особенностями психики. Рассмотрим некоторые
типичные недостатки ребят, которые приходят в хор:
- Вокально неподготовленные ребята при пении неровно дышат, они словно
захлебываются дыханием, поднимая при это плечи. Такое поверхностное, ключичное
дыхание неблагоприятно влияет и на звук и на организм. Чтобы ликвидировать этот
недостаток
необходимо
исполнять
упражнения
с
закрытым
ртом,
равномерно
распределяя дыхание и делая позицию «полузевка».
-
Форсированное,
напряженное
звучание.
Выделяется
чрезмерно
повышенной
динамикой, резкостью, грубостью исполнения. Сила звука в этом случае является ложным
критерием художественной оценки пения, и громкость достигается не использованием
резонаторов, интенсивным выталкиванием звука. В результате происходит «нажим» на
связки. Прежде всего, следует психологически перестроить певцов хора, объяснить им,
что красота голоса и полноценное звучание достигается не физическим напряжением
органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых
голос приобретает нужную силу и тембр. Поможет в этом пение упражнений с закрытым
ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамики piano, mezzo-piano,
упражнение на кантилену, ровность звука, спокойное удержание дыхания.
- «Плоский, мелкий «белый звук». Очень часто такое звучание в самодеятельных хорах
отождествляют с народной манерой исполнения. Хоровые самодеятельные коллективы,
поющие таким звуком, как правило, не имеют представления ни о народной, ни об
академической манерах пения, их вокально-хоровая техника беспомощна. Необходимо в
первую очередь снять пение на горле, перенести его на диафрагму и обязательно
выработать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного
резонатора.
Выполнять все это следует в единой манере формирования звука: при этом полезны
упражнения на «прикрытые» гласные «е», «ю», «у», а также пение выдержанного звука на
слоги ми, мэ, ма, с округлением всех гласных.
- Пестрое звучание. Характеризуется отсутствием единой манеры формирования гласных,
то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» - более собрано,
затемнено. Происходит это потому, что певцы не умеют в процессе пения сохранять
зафиксированное
положение
«зевка»
в
задней
части
ротового
канала.
Чтобы
ликвидировать это, певцам необходимо научиться петь в единой манере, то есть
формировать все гласные способом округления.
- Глубокое, «задавленное» звучание. Может возникнуть из-за чрезмерного перекрытия
звука, когда «зевок» делается очень глубоко, близко к гортани. Такое пение всегда
остается несколько глухим, далеким, часто с гортанным призвуком. Прежде всего следует
облегчить «зевок», приблизить звучание, упражняясь на пении слогов с «близкими»
гласными – зи, ми, ни, би, ди, ли, ля, ле и т. д. Исправлению недостатков поможет также
включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звучания, с использованием
легкого stаccato.
2. Значимость вокально-хоровых упражнений. Распевочные упражнения в первую
очередь нацелены на вокальное восприятие хора: правильное формирование звука, его
тембровой окраски, чистоты тона. Главная забота – унисон. Хорошо выстроенный унисон
обеспечивает ансамблевую стройность и ясность звучания. Но упражнения такого рода
могут дать и больше. Они послужат хорошим подспорьем в развитии остроты
музыкального слуха и подготовят певцов к преодолению интонационных трудностей, с
которыми придется столкнуться при работе над некоторыми сочинениями. Основу
распевочных
упражнений
составляют
комбинации,
в
которых,
так
или
иначе
присутствуют полутоны или целые тоны. Научить верно исполнять тон или полутон –
значит гарантировать чистоту пения. В силу многих причин, у большинства поющих
легко обнаруживается приблизительность интонирования. К сожалению это относиться не
только к самодеятельным певцам, но и ко многим профессиональным певцам.
Неряшливость интонирования есть следствие недостаточной культуры слуха. А культура
слуха воспитывается и развивается в процессе обучения. Видимо, в этом процессе есть
некоторые
изъяны.
Звук
и
чистота
интонации
нерасторжимо
связаны
и
взаимообусловлены; вокально правильный формируемый тон звучит всегда чисто, и
наоборот – никогда не бывает чистым тон, если звук формируется неверно.
II. Выработка исполнительских навыков.
Лучше всего устранять недостатки
и прививать правильные певческие навыки, на
специальных упражнениях. Такие упражнения мы используем для выработки у певцов
исполнительских навыков.
1. Развитие певческого дыхания и атаки звука. Первоначальный навык – умение взять
правильный вдох. Вдох берется носом, бесшумно. В первых гимнастических упражнениях
вдох полный, в последующих (выполняемых на звуке) – берется экономно и разной
полноты, в зависимости от длительности музыкальной фразы и ее динамики. В первых
упражнениях выдох делается сквозь плотно сжатые зубы (звук с..с..с..). При этом грудная
клетка удерживается в положении вдоха («память о вдохе»), а диафрагма, вследствие
постепенного расслабления мышц живота, плавно отходит в основное положение.
Активное состояние и напряжение мышц дыхания не должно рефлекторно передаваться
мышцам гортани, шеи и лица. В беззвучных упражнениях
закладывается первое
ощущение опоры дыхания.
- Упражнения на одном звуке. В последующих упражнениях, когда дыхание соединяется
со звуком, эти ощущения нужно развивать и укреплять. Для начала берется одиночный
выдержанный звук на примарном, т. е. наиболее удобном, тоне, в нюансе «mf», закрытым
ртом. Следя за мышечными ощущениями, знакомыми по предыдущим упражнениям,
участники хора слушают свой звук, добиваясь чистоты, ровности, устойчивости. Ровность
вдоха сочетаются с ровностью звучания – обеспечивают его и проверяются им. В данном
упражнении вырабатывается атака звука. По мере того как хор овладевает дыханием,
предъявляются все более строгие требования к качеству всех видов атаки, и в первую
очередь мягкость.
- Гаммообразные упражнения. Следующий цикл упражнений для развития дыхания и
атаки звука строится на гаммообразных последовательностях, начиная постепенно от двух
звуков и кончая гаммой в пределах октавы – децимы. Техника дыхания и ощущение
опоры в этих упражнениях усложняется. Происходит приспособление к смене звуков,
соединяемых плавно, на эластичном дыхании. Разница в ощущении дыхания при пении
выдержанного звука и гаммообразной последовательности подобна разнице ощущений
мышечной упругости ног при стоянии на месте и при ходьбе. Во втором случае опора
переходит с одной ноги на другую, а корпус движется плавно, не ощущая толчков.
- Упражнения в non Legato. Навыки правильного соединения звуков целесообразно
начинать с non Legato, как наиболее легкого штриха. Незаметная цезура между звуками в
штрихе non Legato вполне достаточно, чтобы гортань и связки успели перестроится на
другую высоту. При соединении звуков в non Legato надо добиваться, чтобы каждый
последующий звук возникал без толчков.
- Упражнения в Legato. Штрих Legato наиболее употребителен в пении владение им
должно быть уделено особое внимание. «В упражнениях отрабатываются все три вида
Legato: сухое, просто и legattissimo. Начинать нужно с сухого Legato, которое
характеризуется плавным соединением звуков «впритык», без малейшей цезуры –
разрыва, но и без глиссандирования. В упражнениях Legato атака звука употребительна
только мягкая или смешанная. Твердая атака членит звучание даже при отсутствии
цезуры. В простом Legato переход от звука к звуку совершается путем незаметного
скольжения. Для наилучшего выполнения этого приема нужно,
пользуясь навыком
«сухого»
Legato, следить, чтобы переход – скольжение был совершен кратко,
непосредственно перед возникновение следующего звука, с незаметным продлением (по
данному темпоритму) звука предыдущего. Что касается legattissimo, то оно в пении
является лишь наиболее совершенным выполнением простого Legato. При исполнении
штриха Legato могут быть использованы в соответствии с художественной задачей два
приема дыхания. Первый - на непрерывном и ровном выдохе, подобно исполнению Legato
одним смычком у струнных инструментов. Второй – уменьшение, притормаживание
выдоха перед переходом на следующий звук, аналогичное смене смычка у струнных (при
исполнении ими штриха Legato).
- Упражнения в Stacatto. Очень полезно для развития дыхания и твердой атаки пение
штрихом Staccato. Начинать нужно с повторения одного звука, а затем постепенно
переходить на гаммы, арпеджио, скачки и т. д. «Применяя все виды Staccato: мягкое,
твердое, staccatticimo. При пении Staccato, в цезуре, паузе между звуками, мышцы не
расслабляются, а строго фиксируются в положении вдоха. Чередование момента выдоха
(звучания) и задержки дыхания на паузе (цезуре) должно быть очень ритмичным и не
сопровождаться crescendo и diminuendo на каждом звуке. Прием этот подобен исполнению
Staccato на скрипке без снятия смычка со струны. У неопытных певцов при исполнении
Staccato наблюдается попытка вдоха в паузах перед каждым звуком, что делает Staccato
неточным,
а
исполнение
данного
упражнения
бесполезным.
Подготовительное
гимнастическое упражнение для пения
Staccato: дыхание набирается постепенно
микродозами;
после
каждого
микровдоха
дыхание
задерживается
(фиксируется),
чередование вдохов и цезур должно быть строго ритмичным; выдох совершается также
микродозами, чередуясь с остановками-цезурами.
-
Арпеджированные упражнения и скачки. Пение арпеджированных упражнений
предъявляет к дыханию новые требования. Чем шире интервалы между звуками, тем
труднее они связываются при пении штрихом Legato. Ходы широкими интервалами резко
меняются регистровые условия звучания от звука к звуку и увеличивают расход дыхания.
Перед
ходом
на
большой
интервал
вверх
активизируется
мышцы
вздыхатели,
применяется имитация вдоха (ложный вдох) путем мягкого, свободного и мгновенного
отжимания диафрагмы вниз; внешне это выражается в мягком толчкообразном движении
мышц живота вперед, при полной неподвижности и свободной устойчивости верхней и
средней части грудной клетки. Трудность данного приема в том, что он совершается не на
вдохе, а на выдохе.
- Прием «сбрасывания» дыхания. Иногда наблюдается смазывания окончаний фраз при
смене дыхания, особенно в быстрых темпах с дробленым ритмом и отсутствием пауз на
стыках построений. В этих случаях полезно, переключив внимание на окончание фраз,
предложить прием мгновенной смены дыхания путем сбрасывания его в конце последнего
звука фразы, т. е. думать не о взятии последующего звука, а о снятии предыдущего. При
этом диафрагма моментально отжимается вниз, фиксируясь в положении вдоха, и таким
способом снятие последнего (иногда очень короткого) звука фразы рефлекторно
совмещается с мгновенным взятием дыхания. При исполнении данного упражнения
руководитель следит за тем, чтобы цезура была мгновенной, а предшествующий ей звук
предельно допет. Дыхание меняется в каждом такте. Не допускается акцентирование
окончания звука при сбрасывании дыхания.
2. Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом. Эти навыки
воспитываются
в
сочетании,
поскольку
резонаторы
и
артикуляционные
органы
функционально связаны. В натуральном виде резонаторы функционируют обычно
изолированно, каждый на своем участке диапазона. Обучение начинается с примарных
тонов диапазона, естественно включающих грудной резонатор. Правильная настройка
голоса предусматривает пение близким звуком в высокой позиции на всем диапазоне. С
учетом этих обстоятельств даются первые упражнения: пение одиночных выдержанных
примарных звуков на слогах «си» и «ми», помогающих включать головной резонатор в
близком и высоком звучании,
а также исполнение нисходящих и восходящих
поступенных последовательностей из нескольких звуков на сочетаниях слогов «си-я» и
«ми-я».
Достижению
близкого
и
высокого
звучания
способствует
сочетание
определенных гласных и согласных звуков. Сочетание «б», «д», «з», «л», «м», «п», «с»,
«т», «ц» приближают звук; «н», «р», «г», «к» - удаляют. Высокому звучанию
способствуют гласные «и», «е», «ю». Удобно связывать «голову» и «грудь», добиваясь
смешанного звукообразования на слогах «лю», «ли», «ду», «ди», «му», «ми», «зу», «зи».
Надо сказать, что большая часть распевочных упражнений выполняется в нейтральной
регистровой зоне, одинокого удобно для всех певцов. Исполняются они в тихих нюансах,
но с большой общей активностью. И только 1 -2 заключительных упражнения охватывают
полный диапазон всех голосов и поются полным свободным тоном.
Каждую репетиция начинается с вокальных упражнений, подготавливая там самым
голосовой аппарат к работе над репертуаром. Репертуар как совокупность произведений,
исполняемых тем или иным
хоровым коллективом,
составляет основу всей
его
деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в
непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то
репетиция или творческий концерт, начало или вершина творческого пути коллектива.
Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются
музыкально-теоретические
знания,
вырабатываются
вокально-хоровые
навыки,
складываются
художественно-исполнительское
направление
хора.
От
умело
подобранного репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития,
все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем как петь.
Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта
происходит через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного
произведения,
предназначенного
для
хорового
исполнения,
есть
первый
и
основополагающий в выборе репертуара. Репертуар самодеятельных коллективов столь
же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике,
художественному, сколько многогранно и неоднородно само понятие «художественная
самодеятельность». И взрослые, и детские академические хоры, даже при грамотном и
добросовестном исполнении концертной программы, далеко не всегда поднимаются до
ощущения того особого душевного состояния, которое должно быть главной целью и
исполнителей и слушателей. Это состояние можно определить как «жизнь духа. В этом
состоянии человек постигает душу другого человека, проживает в реальнейших чувствах
чужую жизнь. И если такая «жизнь духа» возникает на сцене, то «божественная искра»
проносит то, что называется «воспитанием через искусство». Но как вызвать у хористов
на сцене эту подлинную «жизнь духа»? Ведь от них требуется то, что называется
перевоплощением, переходом в иное психологическое состояние, усиленная – на грани
галлюцинаций! – работа воображения и фантазии! Однако не у всех психика так
податлива, а образное мышление так ярко. В хоровой самодеятельности немало других
препятствий для настоящего сценического творчества: физическая усталость после
работы или учебы, нервные перегрузки, никак не связанный с концертами режим питания
и отдыха, недостаточно выученные произведения и т. п. Чтобы обрести «жизнь духа» на
сцене, человек должен представить и почувствовать то, с чем он пока еще вовсе не
встречался в собственной жизни. И далеко не всегда он способен правильно оценить
результат своего творчества. Только дирижер учитель, ведущий к цели, может своей
оценкой дать воспитывающий художественный вкус, интеллект, нравственное отношение
к искусству и жизни. Педагог не имеет права удовлетворяться подделкой! И пусть у всех
хористов будет разный интеллект, темперамент, жизненный опыт, настроение, состояние
и т. д., пусть их очень непросто научить «жить на сцене», однако бездуховности в
искусстве есть объяснение, но не может быть оправдания.
III. Заключительная часть. Выводы.
В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.
Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого
разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Привить участникам
хора правильные певческие навыки – это значит предохранить их голоса от порчи и
обеспечить им нормальное развитие. Разрешение этой задачи вполне возможно, если
руководитель хора имеет достаточную подготовленность в области вокальной культуры и
уделяет вокальной работе серьёзное внимание. По меньшей мере два вывода следует
сделать из сказанного:
1) дирижеру-хормейстеру, чтобы быть еще и дирижером-артистом, необходимо обладать
особым
потенциалом
образованности,
начитанности,
художественного
вкуса,
педагогического мастерства и творческого темперамента. Такой руководитель может
настроить многих и разных людей на общее сопереживание, на творческие взлеты духа,
обогатить воображение и фантазию взрослых или детей новыми для них мыслями и
чувствами;
2) одухотворенности хорового пения часто мешает незнание или игнорирование общих
принципов исполнительства вокально-хоровой музыки, соблюдение которых служит
техническим обеспечением художественности, способствует появлению вдохновения.
IV. Список использованной литературы.
Живов, исполнительство: Теория методика практика: Учебное пособие для студ. высш.
учед. заведений/ – М.: изд-во Владос, 2003. – 272с. Иванченко, восприятия музыки/ – Л.
«Музыка»;1988-264с. Казачков, С. А. От урока к концерту / – Казань.: изд-во Казанского
университета,1990. – 343с. Обучение и воспитание молодого певца/ – Л.: №Музыка» 1977.
Могучее средство воспитания. – Л.: Музыка, 1978.-143с.
Искусство резонансного пения/ . - М.: «МГК, ИП РАН», 2002. – 496 с. Хоровой словарь/.
– М.: 2000. Репертуар как основа музыкального воспитания и его особенности в
любительском хоровом коллективе: Сборник научных трудов кафедры искусств БГПУ/
под ред. . – Барнаул, 2003. – 198 с.
Пащенко, культура: аспекты изучения и развития/. – К.: «Муз. Украина»,1989.- 136 с.
Попов, и методические основы работы самодеятельного хора/ – М.: «Государственное
музыкальное издательство», 1961. – 124 с.
Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960, - 296 с.
Самарин, / – М.:«Academia»,2000.-208 с. Соколов, с хором/ – М.: «Музыка»,1983.-192 с.
Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров / . – М.: изд-во Москва,1961
Шамина, с самодеятельным хоровым коллективом/ – М.: «Музыка», 1983, - 174 с.7