Напоминание

Мониторинг проблем педагогов в разработке дополнительных общеразвивающих программ


Автор: Труфанова Наталья Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Иркутска "Дом детского творчества № 5"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг проблем педагогов в разработке дополнительных общеразвивающих программ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мониторинг проблем педагогов в разработке дополнительных

образовательных программ

Труфанова Н.А.

Составление учебной программы является неотъемлемой частью

образовательного процесса. Это один из главных этапов педагогической

деятельности,

который

регламентируется

законодательными

актами

и

внутренними распоряжениями образовательной организации.

Несмотря на наличие пакета документов, помогающего педагогам в

разработке программ, некоторые проблемы остаются не решенными.

Для определения основных педагогических и методических проблем

при разработке ДОП проведено анкетирование, в котором приняли участие

педагоги дополнительного образования ДДТ № 5 города Иркутска в

количестве 30 человек.

Педагоги

отмечают

следующие

сложности,

возникающие

при

разработке программ:

1. Заполнение раздела «Оценочные материалы» (50 %), в котором

необходимо указать критерии и уровни освоения программы вызывает

затруднения, поскольку не всегда возможно выделение четких параметров

оценки работы обучающихся, особенно в программах художественной

направленности и декоративно-прикладного творчества.

Рекомендуется в качестве критериев брать разделы учебного плана,

тогда оценка уровня усвоения программы будет максимально проста и

понятна для обучающихся, родителей и педагога.

2. Подраздел «Отличительные особенности программы» (43,33 %)

вызывает затруднения в заполнении, поскольку составляется на основании

анализа похожих образовательных программ, на который затрачивается

значительное время. Так, например, в программах социально-гуманитарной

направленности, которые составляются на основании готовых учебных

пособий (английский язык, подготовка к школе) достаточно сложно выделить

особенности, отличающие конкретную программу.

Рекомендуется

в

данном

разделе

акцентировать

внимание

на

педагогических приемах, применяемых на занятиях (например, погружение в

сказку или волшебный мир, в котором дети играют роль сказочных

персонажей); на специфических техниках, которых нет в других программах

(различные техники рукоделия, физической подготовки и т.п.).

3. Сложности возникают с разделом «Содержание программы» (56,66

%), поскольку он достаточно объемный и требует значительного времени на

заполнение. В данном случае, рекомендуется сокращать название разделов,

оно должно быть кратким, простым и обобщающим, чтобы любому

обучающемуся и родителю было понятно какую деятельность будут

выполнять

на

занятии.

При

этом,

желательно

избегать

сокращений,

иностранных названий, специфических терминов. Помимо сокращения

названий разделов, рекомендуется краткая их характеристика, не более 2-3

основных предложений, описывающих суть занятий.

4. Подраздел «Актуальность и педагогическая значимость» (40 %),

также вызывает некоторые сложности в заполнении. При его составлении

рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом:

описать особенности современного общества, или ситуации в

социуме или ситуации в образовании (1-2 предложения. Например, «На

современном этапе развития общества, в период всеобщей цифровизации,

возрастает роль декоративно прикладного творчества, как одного из факторов

развития познавательной сферы ребенка»);

описать

особенности

вашей

программы

и

их

значение

для

всестороннего развития детей (Например, «Занятия рукоделием развивают

образное мышление и мелкую моторику, формируют усидчивость и

дисциплинированность, повышают самооценку и самоуважение ребенка,

стабилизируют эмоциональную сферу. Особенно важно развивать данные

характеристики в период школьной адаптации ребенка, поскольку этот этап

является сложным, требует не только интеллектуальной, но и эмоциональной

подготовки и поддержки»);

подвести итог, отражающий в краткой форме все сказанное («Таким

образом,

внедрение

данной

программы

в

образовательный

процесс

способствует

всестороннему

развитию

личности

ребенка,

облегчению

процесса школьной адаптации, позволяет овладеть навыками рукоделия,

которые могут стать фундаментом будущей профессиональной деятельности

или творческого развития обучающихся»).

В целом, разработку программы рекомендуется начинать задолго до ее

реализации, хотя бы за месяц, чтобы оставалось время на редактирование.

Успехов вам и хороших, интересных, полезных программ!

Методист Труфанова Н.А.



В раздел образования