Автор: Труфанова Наталья Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Иркутска "Дом детского творчества № 5"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг проблем педагогов в разработке дополнительных общеразвивающих программ
Раздел: дополнительное образование
Мониторинг проблем педагогов в разработке дополнительных
образовательных программ
Труфанова Н.А.
Составление учебной программы является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Это один из главных этапов педагогической
деятельности,
который
регламентируется
законодательными
актами
и
внутренними распоряжениями образовательной организации.
Несмотря на наличие пакета документов, помогающего педагогам в
разработке программ, некоторые проблемы остаются не решенными.
Для определения основных педагогических и методических проблем
при разработке ДОП проведено анкетирование, в котором приняли участие
педагоги дополнительного образования ДДТ № 5 города Иркутска в
количестве 30 человек.
Педагоги
отмечают
следующие
сложности,
возникающие
при
разработке программ:
1. Заполнение раздела «Оценочные материалы» (50 %), в котором
необходимо указать критерии и уровни освоения программы вызывает
затруднения, поскольку не всегда возможно выделение четких параметров
оценки работы обучающихся, особенно в программах художественной
направленности и декоративно-прикладного творчества.
Рекомендуется в качестве критериев брать разделы учебного плана,
тогда оценка уровня усвоения программы будет максимально проста и
понятна для обучающихся, родителей и педагога.
2. Подраздел «Отличительные особенности программы» (43,33 %)
вызывает затруднения в заполнении, поскольку составляется на основании
анализа похожих образовательных программ, на который затрачивается
значительное время. Так, например, в программах социально-гуманитарной
направленности, которые составляются на основании готовых учебных
пособий (английский язык, подготовка к школе) достаточно сложно выделить
особенности, отличающие конкретную программу.
Рекомендуется
в
данном
разделе
акцентировать
внимание
на
педагогических приемах, применяемых на занятиях (например, погружение в
сказку или волшебный мир, в котором дети играют роль сказочных
персонажей); на специфических техниках, которых нет в других программах
(различные техники рукоделия, физической подготовки и т.п.).
3. Сложности возникают с разделом «Содержание программы» (56,66
%), поскольку он достаточно объемный и требует значительного времени на
заполнение. В данном случае, рекомендуется сокращать название разделов,
оно должно быть кратким, простым и обобщающим, чтобы любому
обучающемуся и родителю было понятно какую деятельность будут
выполнять
на
занятии.
При
этом,
желательно
избегать
сокращений,
иностранных названий, специфических терминов. Помимо сокращения
названий разделов, рекомендуется краткая их характеристика, не более 2-3
основных предложений, описывающих суть занятий.
4. Подраздел «Актуальность и педагогическая значимость» (40 %),
также вызывает некоторые сложности в заполнении. При его составлении
рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом:
описать особенности современного общества, или ситуации в
социуме или ситуации в образовании (1-2 предложения. Например, «На
современном этапе развития общества, в период всеобщей цифровизации,
возрастает роль декоративно прикладного творчества, как одного из факторов
развития познавательной сферы ребенка»);
описать
особенности
вашей
программы
и
их
значение
для
всестороннего развития детей (Например, «Занятия рукоделием развивают
образное мышление и мелкую моторику, формируют усидчивость и
дисциплинированность, повышают самооценку и самоуважение ребенка,
стабилизируют эмоциональную сферу. Особенно важно развивать данные
характеристики в период школьной адаптации ребенка, поскольку этот этап
является сложным, требует не только интеллектуальной, но и эмоциональной
подготовки и поддержки»);
подвести итог, отражающий в краткой форме все сказанное («Таким
образом,
внедрение
данной
программы
в
образовательный
процесс
способствует
всестороннему
развитию
личности
ребенка,
облегчению
процесса школьной адаптации, позволяет овладеть навыками рукоделия,
которые могут стать фундаментом будущей профессиональной деятельности
или творческого развития обучающихся»).
В целом, разработку программы рекомендуется начинать задолго до ее
реализации, хотя бы за месяц, чтобы оставалось время на редактирование.
Успехов вам и хороших, интересных, полезных программ!
Методист Труфанова Н.А.