Напоминание

"Социализация обучающихся с ОВЗ через оздоровительную деятельность"


Автор: Аминов Андрей Ахтямович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ, школа-интернат №2
Населённый пункт: г.о.Жигулевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Социализация обучающихся с ОВЗ через оздоровительную деятельность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья через оздоровительную деятельность»

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными

возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является

проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества.

Совершенствование системы образования требует внедрение в практику работы

образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию

личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное

обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных

условий для развития, формирования полноценной личности, получения

должного образования.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались

вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения

к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ОВЗ.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире,

и проблема социализации детей с ОВЗ стала одной из наиболее актуальных

психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его

интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного

становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности

является чрезвычайно важным.

С раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими,

что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который

выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления

они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по

сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне

заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение

активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ОВЗ

заключается в нарушении их связи с миром, в бедности контактов со

сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа

к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей

для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов

и желаний. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная

возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Педагоги, работающие с такими детьми, уделяют большое внимание

использованию в работе оздоровительных технологий. Для детей работают

объединения по интересам, где каждый ребёнок может выбрать себе занятие по

душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной

деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни

коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается

тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория,

требующая к себе повышенного педагогического, психологического,

социологического, медицинского, общественного внимания. Диагностика

интересов и потребностей детей и родителей показала, что сегодня существует

социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для

детей –инвалидов и их родителей. Задача учреждения — сохранить атмосферу

понимания, комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей с ОВЗ

правильно, методично будет формироваться элементарное представление

о жизни, труде, быте людей, умения и навыки, научиться общаться

в неформальной трудовой обстановке, приобретут навыки самоутверждения

в среде сверстников, сложится уверенность в себе. Совместные творческие

занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на

общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают

раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить

негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат

совместного труда оценивается максимально положительно.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

обучающихся:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие

сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её

использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,

структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и

отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и

контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о

негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная

активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о

существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,

наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на

здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в

том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,

участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и

здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым

вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и

развития.

Создание условий для приобщения детей с ОВЗ к занятиям физической

культурой и спортом, обеспечивающих полноценную интеграцию и личностную

самореализацию в социуме.

1. Улучшение показателей физического и психического здоровья детей с ОВЗ,

возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни,

реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей,

облегчение их социальной адаптации.

2. Пропаганда спорта среди детей с ОВЗ.

3. Приобретение детьми навыков и умений, необходимых для самостоятельной

жизни в обществе.

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют более

высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день проблема

здоровья детей очень актуальна.

Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда,

когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно

сложным, когда в школе обучаются и воспитываются дети с ограниченными

возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и

психических нарушений. У детей замедляется формирование координации,

точность, равновесия, двигательных навыков и умений, а также силы, быстроты,

ловкости и выносливости. Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную

сферу детей, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и

возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную

дисциплину, строго соблюдать установленные правила.

Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее

действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается

психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и

развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы,

качества, которые имеют существенное значение для социализации и

интеграции детей этой категории в общество.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на

период до 2020 года, Программа «Развитие физической культуры и спорта в

Российской Федерации на 2007-2018 годы» и др. свидетельствует о

государственном осознании этой проблемы. В настоящее время среди основных

целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной

адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами физической культуры и

спорта на первом месте стоят:

• создание условий для занятий физической культурой и спортом;

• формирование потребности в этих занятиях.

В рамках реализации учащиеся соревнуются не только в своей категории

здоровья, но и выезжают на соревнования и сводные тренировки с детьми, не

имеющими нарушений в состоянии здоровья. Результативность такого подхода

показывает что диагноз врача не приговор, а руководство к действию.

Любой ребенок здоровый или с физическими нарушениями это в первую

очередь личность. Часто от таких детей отворачиваются даже самые близкие,

ведь воспитание, развитие и помощь ребенку с ОВЗ требует особого подхода,

вложений времени и денег. Пока человек напрямую не столкнется с этой бедой,

мало, кто способен до конца понять как велики порой потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья, ведь если речь идет о ребенке – все

проблемы увеличиваются в два раза. Задача специалистов, педагогов и

родителей, и общества в целом - улучшить их качество жизни, а для этого

нужно только вовремя помочь.

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная -

сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья

людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%),

окружающей среды (15-20%) и медицины (15-20%). В структуре здорового

образа жизни центральное место занимает физическая культура. Это не только

область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни,

средство и способ физического совершенствования, это прежде всего работа с

внутренним миром человека.

Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и

спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в

общество.

Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее

действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается

психическое и физическое состояние детей с ОВЗ, но и развивается

самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые

имеют существенное значение для интеграции детей этой категории в общество.

В настоящее время среди основных целей и задач государственной политики в

области реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ

средствами физической культуры и спорта на первом месте стоят:

- создание условий для занятий физической культурой и спортом;

- формирование потребности в этих занятиях.

Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из средств,

улучшающих психическое и физическое состояние лиц с ограниченными

возможностями здоровья. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного

характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной

социальной среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями

здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению

полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в

социальное развитие общества [5]. Само название говорит о предназначении

средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и

предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна

стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые

двигательные координации, физические качества и способности, направленные

на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное

значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей

ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают

возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить

социальные контакты.

Основная цель АФК: коррекция физического развития детей с особыми

образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:

1.

Повышению интереса к занятиям спортом;

2.

созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья

обучающихся;

3.

адаптации организма к физическим нагрузкам.

В своей работе с детьми с ОВЗ применяют основные принципы коррекционной

работы:

индивидуальный подход к каждому ученику;

предотвращение наступления утомления, чередование умственной и

практической деятельности, использование нестандартного инвентаря;

проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи,

своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в

собственные силы и возможности.

Система АФК включает:

1.

утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованномуначалу

учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению

работоспособности учащихся);

2.

спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься

определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим

занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде

спорта);

3.

соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их

физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным

видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических

условий и прохождения учебного материала программы по физическому

воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, флорбол);

4.

спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют

желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены

тематическим датам - «А, ну-ка, парни», «Мальчишки, вперед!», «А, ну-ка,

девочки»);

5.

спортивные часы (позволяют снять функциональное напряжение и утомление,

переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный

эмоциональный настрой);

6.

Особенно хочу отметить значение дней здоровья. Формы их проведения

разнообразны: кроссы, эстафеты, прохождение полосы препятствий, конкурсы

подвижных игр и туристические походы. И результат всегда замечательный -

зрелищность, массовость и эмоциональность

О результативности занятий адаптивной физической культурой можно судить

по следующим данным:

- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;

- увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных

соревнованиях;

- учащиеся школы принимают участие в соревнованиях , где занимают

призовые места.

И главное, АФК способствует приобретению детьми с нарушениями в развитии

навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе,

социальной адаптации и интеграции их в общество.



В раздел образования