Автор: Аминов Андрей Ахтямович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ, школа-интернат №2
Населённый пункт: г.о.Жигулевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Социализация обучающихся с ОВЗ через оздоровительную деятельность"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«Социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья через оздоровительную деятельность»
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными
возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является
проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества.
Совершенствование системы образования требует внедрение в практику работы
образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию
личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное
обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных
условий для развития, формирования полноценной личности, получения
должного образования.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались
вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения
к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ОВЗ.
Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире,
и проблема социализации детей с ОВЗ стала одной из наиболее актуальных
психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его
интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного
становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности
является чрезвычайно важным.
С раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими,
что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который
выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления
они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по
сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне
заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение
активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ОВЗ
заключается в нарушении их связи с миром, в бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа
к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей
для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов
и желаний. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная
возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Педагоги, работающие с такими детьми, уделяют большое внимание
использованию в работе оздоровительных технологий. Для детей работают
объединения по интересам, где каждый ребёнок может выбрать себе занятие по
душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной
деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни
коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается
тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория,
требующая к себе повышенного педагогического, психологического,
социологического, медицинского, общественного внимания. Диагностика
интересов и потребностей детей и родителей показала, что сегодня существует
социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для
детей –инвалидов и их родителей. Задача учреждения — сохранить атмосферу
понимания, комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей с ОВЗ
правильно, методично будет формироваться элементарное представление
о жизни, труде, быте людей, умения и навыки, научиться общаться
в неформальной трудовой обстановке, приобретут навыки самоутверждения
в среде сверстников, сложится уверенность в себе. Совместные творческие
занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на
общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают
раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить
негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат
совместного труда оценивается максимально положительно.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие
сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её
использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и
контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на
здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в
том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,
участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития.
Создание условий для приобщения детей с ОВЗ к занятиям физической
культурой и спортом, обеспечивающих полноценную интеграцию и личностную
самореализацию в социуме.
1. Улучшение показателей физического и психического здоровья детей с ОВЗ,
возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни,
реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей,
облегчение их социальной адаптации.
2. Пропаганда спорта среди детей с ОВЗ.
3. Приобретение детьми навыков и умений, необходимых для самостоятельной
жизни в обществе.
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют более
высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день проблема
здоровья детей очень актуальна.
Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда,
когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно
сложным, когда в школе обучаются и воспитываются дети с ограниченными
возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и
психических нарушений. У детей замедляется формирование координации,
точность, равновесия, двигательных навыков и умений, а также силы, быстроты,
ловкости и выносливости. Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную
сферу детей, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и
возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную
дисциплину, строго соблюдать установленные правила.
Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее
действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается
психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и
развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы,
качества, которые имеют существенное значение для социализации и
интеграции детей этой категории в общество.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2020 года, Программа «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2007-2018 годы» и др. свидетельствует о
государственном осознании этой проблемы. В настоящее время среди основных
целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной
адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами физической культуры и
спорта на первом месте стоят:
• создание условий для занятий физической культурой и спортом;
• формирование потребности в этих занятиях.
В рамках реализации учащиеся соревнуются не только в своей категории
здоровья, но и выезжают на соревнования и сводные тренировки с детьми, не
имеющими нарушений в состоянии здоровья. Результативность такого подхода
показывает что диагноз врача не приговор, а руководство к действию.
Любой ребенок здоровый или с физическими нарушениями это в первую
очередь личность. Часто от таких детей отворачиваются даже самые близкие,
ведь воспитание, развитие и помощь ребенку с ОВЗ требует особого подхода,
вложений времени и денег. Пока человек напрямую не столкнется с этой бедой,
мало, кто способен до конца понять как велики порой потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья, ведь если речь идет о ребенке – все
проблемы увеличиваются в два раза. Задача специалистов, педагогов и
родителей, и общества в целом - улучшить их качество жизни, а для этого
нужно только вовремя помочь.
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная -
сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья
людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%),
окружающей среды (15-20%) и медицины (15-20%). В структуре здорового
образа жизни центральное место занимает физическая культура. Это не только
область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни,
средство и способ физического совершенствования, это прежде всего работа с
внутренним миром человека.
Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и
спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в
общество.
Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее
действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается
психическое и физическое состояние детей с ОВЗ, но и развивается
самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые
имеют существенное значение для интеграции детей этой категории в общество.
В настоящее время среди основных целей и задач государственной политики в
области реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ
средствами физической культуры и спорта на первом месте стоят:
- создание условий для занятий физической культурой и спортом;
- формирование потребности в этих занятиях.
Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из средств,
улучшающих психическое и физическое состояние лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного
характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной
социальной среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями
здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению
полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в
социальное развитие общества [5]. Само название говорит о предназначении
средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и
предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна
стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые
двигательные координации, физические качества и способности, направленные
на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное
значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей
ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают
возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить
социальные контакты.
Основная цель АФК: коррекция физического развития детей с особыми
образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:
1.
Повышению интереса к занятиям спортом;
2.
созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья
обучающихся;
3.
адаптации организма к физическим нагрузкам.
В своей работе с детьми с ОВЗ применяют основные принципы коррекционной
работы:
индивидуальный подход к каждому ученику;
предотвращение наступления утомления, чередование умственной и
практической деятельности, использование нестандартного инвентаря;
проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в
собственные силы и возможности.
Система АФК включает:
1.
утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованномуначалу
учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению
работоспособности учащихся);
2.
спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься
определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим
занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде
спорта);
3.
соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их
физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным
видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических
условий и прохождения учебного материала программы по физическому
воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, флорбол);
4.
спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют
желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены
тематическим датам - «А, ну-ка, парни», «Мальчишки, вперед!», «А, ну-ка,
девочки»);
5.
спортивные часы (позволяют снять функциональное напряжение и утомление,
переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный
эмоциональный настрой);
6.
Особенно хочу отметить значение дней здоровья. Формы их проведения
разнообразны: кроссы, эстафеты, прохождение полосы препятствий, конкурсы
подвижных игр и туристические походы. И результат всегда замечательный -
зрелищность, массовость и эмоциональность
О результативности занятий адаптивной физической культурой можно судить
по следующим данным:
- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;
- увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных
соревнованиях;
- учащиеся школы принимают участие в соревнованиях , где занимают
призовые места.
И главное, АФК способствует приобретению детьми с нарушениями в развитии
навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе,
социальной адаптации и интеграции их в общество.