Автор: Панфилова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Сурская ДШИ им. А. В. Абуткова
Населённый пункт: Ульяновская область, рп Сурское
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МУ ДО Сурская ДШИ им.А.В. Абуткова
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ
преподавателя первой категории
Панфиловой И.Н.
2021 г.
Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач
современной
педагогической
деятельности.
Цель
дополнительного
образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся
в
их
самоопределении,
в
практической
подготовке
к
жизни
и
профессиональной карьере.
Выявление, поддержка и развитие одаренных детей становится одной из
главных задач современного образования. Стратегической целью в этом
направлении является формирование системы работы с одаренными детьми
через
создание
условий
для
выявления,
поддержки
и
из
развития,
профессионального самоопределения в соответствии со способностями,
поощрения
и
развития
мотивации
дальнейшего
профессионального
обучения.
Проблема детской одаренности на сегодняшний день является особенно
важной, так как по последним данным, 20% детей считаются одаренными, но
лишь 2-5 % реализуют себя. Причиной этого является то, что одаренные дети
часто не могут адаптироваться в социуме. Профильное обучение как раз и
является выходом из сложившейся ситуации, так как оно позволяет более
полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Одаренные
дети – это дети, обладающие потенциалом развития большим, чем у
сверстников. Современные психологи пересмотрели представление о том,
что одаренный ребенок – это такой же, как все, только немного лучше, и
определили иное понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих
сверстников по ряду параметров развития – это ребенок, качественно
отличающийся
от сверстников.
Согласно
определению американского
ученого
Джозефа
Рензули,
одаренность
–
это
не
просто
высокий
коэффициент
интеллекта,
это
результат
сочетания
трех
основных
характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, мотивации.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений в том или ином виде деятельности. Одаренные дети
имеют:
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и
проявления;
доминирующую активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
На уровень развития одаренности ребенка влияет не только его способность
усваивать знания и умения, но и жизненное пространство, в котором он
вырастает. Для раскрытия одаренности ребенка необходима атмосфера
психологического комфорта, и именно такие условия обеспечивает система
дополнительного образования.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являетсяреализация
специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям
и
возможностям
этой
категории
учащихся
и
могли
бы
обеспечить
дальнейшее развитие их одаренности. Таким образом, для того чтобы
способности учащегося успешно развивались, необходимо соблюдение
следующих условий:
более
раннее
и
полное
выявление
музыкальных
способностей,
имеющихся у ребенка;
активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых его
способности развиваются;
наличие педагогов, которые сами обладают развитыми способностями
соответствующего типа;
использование современных развивающих методов и средств обучения;
стимулирование
развития
способностей,
через
мотивацию
к
дальнейшему профессиональному обучению.
Уже на начальном этапе обучения выявляется часть учащихся, которых
можно
рассматривать
как
потенциальных
профессионалов.
Наиболее
одаренные дети выделяются в группу предпрофессиональной ориентации,
где требования усложняются. Таким образом, одна из задач педагога –
«распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его
сориентировать.
Выбор репертуара для одаренных учеников представляет собой серьёзную
методическую работу. Вполне допустимо включать в учебный план
произведения повышенной сложности, как бы позволяющие заглянуть в
«завтрашний день» - такие задания важны для перспективных учеников. При
подборе репертуара педагогу необходимо проявлять гибкость и мастерство.
При неоправданном завышении трудности программы тормозится развитие
даже способных учащихся, так как приводит к перегрузке. Работа над
академическим репертуаром позволяет заложить основы художественной,
технической и интеллектуальной культуры учеников независимо от конечной
цели их обучения.
Расширение кругозорапосредством посещения театров, концертов, музеев,
выставок,
творческое
использование
преподавателем
различных
коллективных форм общения – от бесед на уроке и во время классных часов,
до
совместных
посещений
театров,
филармонии
и
т.
д.,
может
способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению детей
к занятиям.
В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое место.
В целях поощрения одаренных детей, стимулирования их творческой
деятельности проводятся открытые выступления. Мощным стимулом в
развитии
творческого
потенциала
учащихся
является
конкурсная
деятельность. Главным результатом совместной работы учеников и педагога
является участие в конкурсах. Целью проведения конкурсов различного
уровня является выявление одаренных детей, создание стойкой мотивации к
исполнительской деятельности, поддержка творчества. В музыкальной школе
существуют богатые возможности для реализации основных направлений в
этом плане – школьные, региональные, Всероссийские и Международные.
Вовлечение учащихся в систему творческих конкурсов – важная ступень в
творческой деятельности учащихся, которым предоставляется возможность
публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных
качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах, помогают
учащимся оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые
происходят с детьми:
ожидания
становятся
более
реалистичными,
связанными
с
полученными результатами и успехами;
дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;
повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они
начинают выбирать более трудные задачи.
Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших
усилий и серьёзного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт –
это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта
следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ
поможет
в
дальнейшей
работе.
Подобная
целенаправленная
работа
способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному
выбору профессии.
Также
необходимыми
условиями
для
достижения
устойчивых
положительных результатов в работе с одаренными детьми являются
посещения мастер-классов и сотрудничество с родителями.
При организации работы со способными детьми необходимо опираться на
следующие рекомендации для повышения творческой активности:
доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы;
использование разнообразных и новых видов деятельности для
стимулирования развития детей;
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению
проблем.
В
работе
с
одаренными
детьми
необходимо
научиться
работать
нестандартно, находить индивидуальный подход к способностям каждого
обучающегося. Одаренные дети, участвуя в творческой деятельности,
создают прекрасный мир, а задача преподавателей – помочь им обрести своё
место в этом мире.