Напоминание

Работа с одарёнными детьми в ДШИ


Автор: Панфилова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Сурская ДШИ им. А. В. Абуткова
Населённый пункт: Ульяновская область, рп Сурское
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУ ДО Сурская ДШИ им.А.В. Абуткова

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ

преподавателя первой категории

Панфиловой И.Н.

2021 г.

Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач

современной

педагогической

деятельности.

Цель

дополнительного

образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся

в

их

самоопределении,

в

практической

подготовке

к

жизни

и

профессиональной карьере.

Выявление, поддержка и развитие одаренных детей становится одной из

главных задач современного образования. Стратегической целью в этом

направлении является формирование системы работы с одаренными детьми

через

создание

условий

для

выявления,

поддержки

и

из

развития,

профессионального самоопределения в соответствии со способностями,

поощрения

и

развития

мотивации

дальнейшего

профессионального

обучения.

Проблема детской одаренности на сегодняшний день является особенно

важной, так как по последним данным, 20% детей считаются одаренными, но

лишь 2-5 % реализуют себя. Причиной этого является то, что одаренные дети

часто не могут адаптироваться в социуме. Профильное обучение как раз и

является выходом из сложившейся ситуации, так как оно позволяет более

полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Одаренные

дети – это дети, обладающие потенциалом развития большим, чем у

сверстников. Современные психологи пересмотрели представление о том,

что одаренный ребенок – это такой же, как все, только немного лучше, и

определили иное понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих

сверстников по ряду параметров развития – это ребенок, качественно

отличающийся

от сверстников.

Согласно

определению американского

ученого

Джозефа

Рензули,

одаренность

это

не

просто

высокий

коэффициент

интеллекта,

это

результат

сочетания

трех

основных

характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, мотивации.

Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для

таких достижений в том или ином виде деятельности. Одаренные дети

имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные

способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и

проявления;

доминирующую активную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

На уровень развития одаренности ребенка влияет не только его способность

усваивать знания и умения, но и жизненное пространство, в котором он

вырастает. Для раскрытия одаренности ребенка необходима атмосфера

психологического комфорта, и именно такие условия обеспечивает система

дополнительного образования.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являетсяреализация

специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям

и

возможностям

этой

категории

учащихся

и

могли

бы

обеспечить

дальнейшее развитие их одаренности. Таким образом, для того чтобы

способности учащегося успешно развивались, необходимо соблюдение

следующих условий:

более

раннее

и

полное

выявление

музыкальных

способностей,

имеющихся у ребенка;

активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых его

способности развиваются;

наличие педагогов, которые сами обладают развитыми способностями

соответствующего типа;

использование современных развивающих методов и средств обучения;

стимулирование

развития

способностей,

через

мотивацию

к

дальнейшему профессиональному обучению.

Уже на начальном этапе обучения выявляется часть учащихся, которых

можно

рассматривать

как

потенциальных

профессионалов.

Наиболее

одаренные дети выделяются в группу предпрофессиональной ориентации,

где требования усложняются. Таким образом, одна из задач педагога –

«распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его

сориентировать.

Выбор репертуара для одаренных учеников представляет собой серьёзную

методическую работу. Вполне допустимо включать в учебный план

произведения повышенной сложности, как бы позволяющие заглянуть в

«завтрашний день» - такие задания важны для перспективных учеников. При

подборе репертуара педагогу необходимо проявлять гибкость и мастерство.

При неоправданном завышении трудности программы тормозится развитие

даже способных учащихся, так как приводит к перегрузке. Работа над

академическим репертуаром позволяет заложить основы художественной,

технической и интеллектуальной культуры учеников независимо от конечной

цели их обучения.

Расширение кругозорапосредством посещения театров, концертов, музеев,

выставок,

творческое

использование

преподавателем

различных

коллективных форм общения – от бесед на уроке и во время классных часов,

до

совместных

посещений

театров,

филармонии

и

т.

д.,

может

способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению детей

к занятиям.

В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое место.

В целях поощрения одаренных детей, стимулирования их творческой

деятельности проводятся открытые выступления. Мощным стимулом в

развитии

творческого

потенциала

учащихся

является

конкурсная

деятельность. Главным результатом совместной работы учеников и педагога

является участие в конкурсах. Целью проведения конкурсов различного

уровня является выявление одаренных детей, создание стойкой мотивации к

исполнительской деятельности, поддержка творчества. В музыкальной школе

существуют богатые возможности для реализации основных направлений в

этом плане – школьные, региональные, Всероссийские и Международные.

Вовлечение учащихся в систему творческих конкурсов – важная ступень в

творческой деятельности учащихся, которым предоставляется возможность

публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных

качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах, помогают

учащимся оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые

происходят с детьми:

ожидания

становятся

более

реалистичными,

связанными

с

полученными результатами и успехами;

дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;

повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они

начинают выбирать более трудные задачи.

Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших

усилий и серьёзного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт –

это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта

следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ

поможет

в

дальнейшей

работе.

Подобная

целенаправленная

работа

способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному

выбору профессии.

Также

необходимыми

условиями

для

достижения

устойчивых

положительных результатов в работе с одаренными детьми являются

посещения мастер-классов и сотрудничество с родителями.

При организации работы со способными детьми необходимо опираться на

следующие рекомендации для повышения творческой активности:

доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы;

использование разнообразных и новых видов деятельности для

стимулирования развития детей;

поощрение высказывания оригинальных идей;

использование личного примера творческого подхода к решению

проблем.

В

работе

с

одаренными

детьми

необходимо

научиться

работать

нестандартно, находить индивидуальный подход к способностям каждого

обучающегося. Одаренные дети, участвуя в творческой деятельности,

создают прекрасный мир, а задача преподавателей – помочь им обрести своё

место в этом мире.



В раздел образования