Автор: Юлия Алексеевна Портнова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г.Пыть-ях
Населённый пункт: ----------------------------
Наименование материала: статья
Тема: Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Доклад
НА ТЕМУ: Хореография как ресурс
формирования эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста
Подготовила преподаватель МБОУ ДО ДШИ
Портнова Юлия Алексеевна
ХОРЕОГРАФИЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассмотрены творческие аспекты позитивного
влияния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы
детей младшего школьного возраста в условиях деятельности танцевального
коллектива.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, младший школьный возраст,
хореография, обучение, танцевальный коллектив.
Младший школьный возраст – период активного впитывания, усвоения,
накопления знаний, умений и навыков. Успешному выполнению этих
важных
жизненных функций благоприятствуют характерные способности детей
этого
возраста: искренняя любознательность, доверчивое подчинение авторитету,
повышенная
восприимчивость,
впечатлительность,
наивно-игровое
отношение
ко
всем
видам
творческой
деятельности,
формирующих
эмоциональную сферу ребенка.
Позитивную роль в этом процессе играет хореография, воспитывающая
художественное
«Я»
ребенка.
Танцевальное
искусство
подразумевает
развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и прививает
основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры
поведения в обществе, дает представления об актерском и сценическом
мастерстве. Наряду с этим, хореография позволяет сохранять и укреплять
здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Занятия по
танцам оказывают огромное влияние на развитие нравственно-эстетических
качеств
личности,
повышают
уровень
ее
культурной
компетенции,
формирующих эмоциональную сферу ребенка, его природные задатки и
дарования.
Вопросы развития индивидуальных качеств личности ребенка, к которым
относятся творческие способности, с успехом решаются в сфере современной
досуговой деятельности. Проблема становится разрешимой при условии
педагогически обоснованного творческого процесса, являющегося частью
организованного досуга, обеспечивающегося вовлечение ребят в активную
творческую деятельность. Современные средства социально-культурной
деятельности, применяемые педагогом в работе с детским танцевальным
коллективом, способны оказывать эффективное воздействие на реализацию
творческого потенциала обучающихся, формирования их эмоциональной
сферы, профессионального отношения к хореографическому искусству.
Танец с древнейших времен притягивал к себе внимание людей разных
возрастов.
Не
менее
популярен
он
среди
детей,
которые
системно
занимаются
хореографией,
наполняя
их
жизнь
яркой
палитрой
эмоциональных переживаний.
Ведь те эмоции, которые испытывают ученики коллектива, танцуя на
занятиях, выходя на сцену во время творческих показов, в обыденной жизни
не получит.
Именно выступлениями перед зрительской аудиторией, дети постепенно
избавляются от скованности, стеснительности, природной застенчивости,
закомплексованности.
Эмоции и пластика движений тесно взаимосвязаны между собой.
Систематические
занятия
формируют
нравственные
и
эмоциональные
качества, учат обучающихся передавать свои чувства, переживания и
посредством
танцевальных
движений
демонстрировать
свою
индивидуальность. С помощью занятий по хореографии ребенок развивает
творческие способности (музыкальные, артистические, художественные)
обогащается его внутренний мир. Разнохарактерные занятия многократно
обогащают
психологическое
состояние
ребенка,
рождая
«бурю»
положительных эмоций и формирование танцевальных элементов.
В развитии артистичности обучающихся, их исполнительского
мастерства,
творческого мышления важнейшую роль занимает импровизация. Она
передает
индивидуальный
мир
исполнителя,
танцующего
«на
ходу»,
показывая его внутреннее состояние через пластику движений. Ведь для
того, чтобы выразить свои эмоции и чувства в танце, мы должны понимать, о
чем мы танцуем и какую историю несет наш танец. Поэтому для развития
навыка
импровизации
полезны
творческие
задания
на
создание
определенных образов.
Это и является одной из главных задач педагога-хореографа в работе с
детьми с тем, чтобы сохранить, а в дальнейшем и развить эмоциональную
сферу и творческую личность каждого ребенка, как на сцене, так и в жизни.
Занятия хореографией помогают педагогу решить множество
взаимосвязанных,
дополняющих
друг
друга
задач,
способствующих
формированию эмоциональной сферы обучающихся посредством:
‒
развития
воображения
и
фантазии
ребенка,
его
внимания
и
наблюдательности, формирования навыков вербального мышления;
‒ развития координации, чувства ритма, укрепления физического здоровья,
снятия эмоционального и психологического напряжений;
‒ правильной постановки дыхательного аппарата, раскрепощения, снятия
зажимов;
‒
развития
коммуникации,
трудолюбия,
ответственности,
дисциплинированности,
интуиции,
интеллекта,
слуховой
и
мышечной
памяти.
Безусловно, занятия хореографией – тяжелый труд, который требует
постоянной работы: физической, интеллектуальной, профессиональной,
творческой.
Это предполагает наличия волевых качеств, посредством формирования
положительной мотивации к своему труду. Если ребенок научился быть
сильным
и
упорным
в
творчестве,
научился
трудиться
и
самосовершенствоваться, то ему будет легче в решении многих жизненных
задач, которые можно успешно решить приемами творческого мышления.
Раскрыть эмоции в танце непросто, особенно детям младшего школьного
возраста.
Для
формирования
эмоциональной
сферы
целесообразно
использовать игровые технологии, ведь игра на данном возрастном периоде –
это основной вид деятельности детей. Более того, введение их в мир танца,
знакомство с хореографией, строится посредством игры с использованием
образов и творческих заданий на внимание.
Как известно, в процессе занятий в хореографическом коллективе
развиваются как общие, так и специальные творческие способности детей.
Сформированность общих способностей объединяет их успехи, которые
могут пригодиться в самых разных видах деятельности. К их числу
относятся,
например,
способности
запоминать,
мыслить,
обучаться,
овладевать навыками общения и деятельности, т.е. реализовывать все
заложенные в человеке в эволюционном процессе видовые признаки. К
специальным способностям относятся специфические, овладеть которыми
доступно не каждому, для которых нужны определённые задатки и их
последующее развитие. Именно они определяют успехи обучающихся в
специфических видах деятельности, в частности, в хореографическом
исполнительстве. К таким способностям можно отнести музыкальность,
выразительность,
непосредственность,
искренность,
индивидуальное
своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения, образное
мышление.
Как показывает практика, младший школьный возраст в целом
характеризуется
проявлениями
к
формированию
таких
творческих
способностей.
Занятия
обучающихся
хореографической
деятельностью
стимулирует
их
к
творчеству,
ведет
к
самореализации
личности.
Следовательно,
можно
утверждать,
что
младший
школьный
возраст,
характеризующийся активизацией функций воображения, является наиболее
благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий
развития творческого потенциала личности посредством хореографического
искусства.
Таким образом, деятельность, которой занимаются дети в танцевальном
коллективе,
сама
по
себе
являясь
средством
социально-культурной
деятельности. По своей сути она оказывает формирующее воздействие на
творческие способности обучающихся. При этом каждое учебное занятие
направлено
на
комплексное
формирование
их
профессиональных
и
личностных качеств.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан,
В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
2. Мельникова Е.П. Хореографический коллектив как средство развития
творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник МГУКИ.
– 2011. – №5. – С. 158–162.
3. Технологии работы организационных психологов: учеб. пособие / под
науч. ред. Л.М. Карамушки. – Киев: ИНКОС, 2005. – 366 с.