Напоминание

Коммуникативные игры-танцы как средство социализации дошкольников


Автор: Боровикова Наталья Дмитриевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №116 " Светлячок"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Коммуникативные игры-танцы как средство социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Коммуникативные игры-танцы как средство

социализации дошкольников»

Процесс социализации у человека начинается в детстве и продолжается

всю жизнь.

Положительное формирование социально-личностных качеств во многом

зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и

отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор

формирования личности, один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других

людей.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется

посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов

являются коммуникативные танцы и игры.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти

в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся

множеством негативных явлений. Для социального развития детей,

несомненно, необходимо использовать игру.

Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она

является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость

общаться со сверстниками или взрослыми. Коммуникативная игра – это

совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного

сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются

учитывать особенности и интересы друг друга.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью,

движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями,

основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в

межличностные отношения, создание условий для свободного и

естественного проявления индивидуальных качеств ребенка.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных

движений, включающих элементы невербального общения и импровизации,

направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и

группой. Здесь развивается динамическая сторона общения – легкость

вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает

эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и

выразительности невербальных средств общения. Музыка в этих играх

используется как фактор, организующий игру во времени, ритме,

эмоциональном настрое. Происхождение коммуникативных игр-танцев

связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной

традиции нет разделения на зрителей и исполнителей, все присутствующие

являются участниками и создателями игрового действия. Это снимает

механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам

процесс участия в танце.

В процессе освоения и исполнения коммуникативных игр — танцев

решаются следующие задачи:

— социально-эмоциональное воспитание ребенка,

— развитие музыкальности,

— формирование двигательных навыков,

— умение ориентироваться в пространстве,

— развитие важнейших личностных качеств.

Помимо развития музыкального слуха, выразительности движений,

ориентировки в пространстве, в коммуникативных танцах-играх могут быть

эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

— развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт,

инициативности, готовности к общению;

— развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и

выразительности невербальных средств общения;

— развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием

раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,

сформированной положительной самооценки.

Особенностью коммуникативных танцев-игр является то, что они не

требуют специальной хореографической подготовки и, в основном,

построены на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое

отношение к друг другу. Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение,

подпрыгивание, кружение и т.д. А тактильный контакт еще более

способствует развитию доброжелательности, положительных и радостных

эмоций. Если следовать формуле, что «учиться надо весело», то лучшего

материала для музыкально-ритмической деятельности не придумать. В

игровой форме дети осваивают и совершенствуют движения общей и мелкой

моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи. Это

танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального

общения, смену партнеров, игровые задания. Их можно использовать в

самых разнообразных формах работы с детьми: на праздниках и

развлечениях, при непосредственной образовательной деятельности.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы-игры при

проведении совместных праздников с родителями, где родители не только

гости, но и активные исполнители, а также на развлечениях, где собраны

дети разных возрастов.

Вывод: ценность коммуникативных танцев-игр заключается в том, что они

способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя

неуверенно в детском коллективе. Во время танцев дети получают радость от

самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от

возможности себя выразить, проявить. Все это дает прекрасный эффект в

развитии детей.

Каждое музыкальное занятие я начинаю с приветствия. Здороваясь друг с

другом дети настраиваются на предстоящую работу, а также в группе

создаётся необходимый психологический заряд, который во многом

обеспечивает эффективность взаимодействия между участниками.

«Солнышко» р.н.м.(«Солнышко ясное…»)-это упражнение способствует

установлению тёплых , доверительных отношений между воспитателем и

ребёнком, вовлекает детей в совместную музыкальную деятельность,

способствовать коммуникации детей друг с другом.

Парные танцы и танцы со сменой партнёра способствуют «расширению»

открытости по отношению к партнёру, умению чувствовать и принимать его.

Главная задача: воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Развивать положительные эмоции. Развивать нормализацию социального

микроклимата в детском коллективе. Танцы парами дают детям, которые

чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, способность повышению

самооценки. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и

движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое

отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные,

радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более

способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем

самым, нормализации социального микроклимата в группе.

«Танец Дружбы» («Руку правую вперёд…»)

«Поссорились- помирились»»

«Потанцуй со мной, дружок»

«Шёл козёл по лесу»

« Ну и до свидания»

Танцевальные игры – превращения. Игры-превращения развивают у детей

фантазию, воображение, творческие способности.

1.

«Зеркало»

Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них Показывает движения,

другой их повторяет как отражение в зеркале.

Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».

1.

«Чудо-юдо»

Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени,

изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают

появляться фантастические обитатели других планет.

1.

«Насос»

Вариант А.Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и

превращаются в ненадутые резиновые игрушки, каждый задумывает про себя

свой будущий образ. В центре взрослый или ребенок. Он начинает

«надувать» игрушки, изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети

постепенно поднимаются и изображают задуманную игрушку.

Вариант Б. Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один

придумывает фигуру, потом другой.

1.

«Мокрые котята»

Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре,

«свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки,

стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

1.

«Снеговик»

Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело

напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают

«толстых» снеговиков. Под словесные указания взрослого: «Выглянуло

солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно

расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи,

руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».

1.

«Прекрасные цветы»

Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с

началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».

Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности

движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно

расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают,

поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли Солнышка и Дождика могут исполнять дети.

1.

«Ручеек с платочком»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать

музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание

коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки

поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек.

Ведущий становится сзади всех.

Ведущий начинает игру в «Ручеек» — проходит между парами и

выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти

движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и

налево)Затем идут по кругу за ведущим, у которого в руках платочек,

закручивая

спираль.

Поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь

снова в круг.

Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой

руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот,

кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место.

Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети

постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки

останется в руках платочек — победитель, который получает приз или

становится Ведущим при повторении игры.

Танцы с участием родителей:

Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями, привлекаем их

к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются

участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма

существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает

ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участии в танце-игре:

«Вперёд 4 шага»,

«Лавата»,

« У жирафа пятна, пятна»,

«Буги- вуги»,

«Вперёд четыре шага»,

«Мы пойдём сейчас налево»

Еще одно важнейшее направление использования подобного материала —

это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является

доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие

положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную

работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у

всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получают

радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них

получается, от возможности себя выразить, проявить; все это дает

прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то

дополнительных рекомендациях.

Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей –

очевидна. Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых

разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в

качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как

разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в

исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым

партнером).

Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми,

имеющими особенности в развитии. Как известно, особый ребенок, как

правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или

излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие,

проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх

дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того,

что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить

приз и т.д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых

детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо

социальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому

конкретному случаю).

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка

возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых,

помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов

человеческого общения.



В раздел образования