Автор: Федянина Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества №1 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: "Осень в теплых тонах"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
На тему
«Осень в тёплых тонах»
Разработала: Федянина Ирина Владимировна
Возраст учащихся 7лет,
1 год обучения
по дополнительной общеобразовательной
программе «Колорит»
Цель: усовершенствовать навыки рисования пейзажа и знания тёплых
цветов.
Задачи:
Обучающие:
закреплять знания обучающихся об осени, как о времени года;
расширять представления о пейзаже, об основах перспективы (дальше,
ближе);
формировать умение рисовать пейзаж по представлению;
закреплять технику цветосмешения;
упражнять в совершенствовании техники рисования гуашью.
Развивающие:
развитие познавательной деятельности.
развивать изобразительные способности и творческую активность.
Воспитывающие:
воспитывать культуру, художественный вкус, эстетическое чувство и
понимание прекрасного, интерес и любовь к искусству.
Оборудование:
Демонстрационный материал: образцы фона (подмалевка), листы бумаги для
показа приемов рисования дерева, ели.
ИКТ: репродукции картин
Кустодиев Б.
Шишкин И.
Остроухов И.
Жуковский С.
На цифровом носителе; аудиозаписи отрывков Вивальди А. Чайковского
П.И.; и «Времена года» DVD, TV, музыкальный центр.
Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для
воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, жесткие плоские кисти № 3, тканевые
салфетки;
Методы и приемы: художественное слово, показ, образец педагога,
повторный показ, указание, беседа.
Предварительная работа: Наблюдение за природой.
Ход занятия
1. Организационный момент, сообщение темы занятия
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на
меня. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза, счастливые лица.
Такое хорошее настроение поможет вам легко справиться со всеми
заданиями на уроке.
- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте
загадку:
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. ( Осень)
Жёлтой краской крашу я поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, назови-
ка ты меня. ( осень )
К нам приходит каждый год, листьев водит хоровод… Жёлтый плащ всё
время носит. Как зовут царевну? ( осень )
- Согласна с вам. Так что же мы будем сегодня рисовать?
2. Беседа об осени
А. С. Пушкин написал такие стихи:
Унылая пора! Очей очарованье !
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы Увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- Давайте с вами вспомним, что вы видели на улице?
Какое было небо? Солнце? Деревья? Были ли зеленые деревья? Как они
выглядят? Как выглядит земля? Какого она цвета?
- А теперь давайте посмотрим репродукции художников об осенней
природы. Что вы видите? Какое небо? Деревья? Какого цвета листья, земля?
- Красивое время года? В чем ее красота?
3. Беседа о осенних пейзажах в творчестве художников
-Красота осенней природы всегда привлекала художников. Многие из них
изображали ее на своих пейзажах.
- Как вы считаете, удалось ли художникам передать волшебную красоту
осенней природы? Давайте и мы нарисуем пейзажи, нарисуем «Осеннюю
сказку».
- Что такое пейзаж? (рисование природы)
- В какой цветовой гамме изображены полотна? (красный, жёлтый,
бордовый…)
- К какой группе цветов относятся эти краски? (тёплой)
- Давайте выберем тёплые цвета, и, конечно же наши помощники
нейтральные цвета. Какие это цвета? (белый и чёрный)
- Для чего нам они нужны? (получать новые цвета, либо светлые, либо
тёмные.
- С чего мы начнём свою работу?
- Нам нужно определиться, сколько места будет занимать земля, а сколько
небо.
-Что нам надо нарисовать? (линию горизонта)
- Её можно рисовать, где захотите и как захотите прямая, волнистая,
наискосок.
4. Тонирование листа бумаги (подмалевок)
- Для того чтобы картина была красивой, нам надо, сделать красивый фон
для нашей картины. Давайте вспомним, как это делается.
- Нам, для нашего пейзажа нужно создать фон в тёплых тонах. Какие цвета
мы будем использовать для создания неба?(розовый, светло жёлтый,
серый…)
- Что бы получить светлые оттенки с каким цветом будем смешивать?
(белым)
- Какие цвета будем брать для земли? (красный , жёлтый,оранжевый…прямо
из баночки )
- Берём палитры приступаем к работе.
5. Физминутка - Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте
немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для
массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То
же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по
левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте
свои ладони и встряхните ими.
6. Повторение приемов рисования дерева.
- А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Если это пейзаж, то, что мы с
вами будем рисовать? Какие деревья осенью, какой цвет нам понадобиться?
Как получить коричневый цвет? Давайте вспомним, как рисуют дерево.
(сначала ствол, ветви и тоненькие веточки)
-Каким способом проще, быстрее и легче исполнить листья на деревьях?
(точечным)
- Чем можно дополнить свой пейзаж? Что бы вы хотели ещё нарисовать?
(дорогу, дома, машины…)
7. Рисование пейзажей
- корректировка цвета, линий, форм педагогом.
- Приступайте к рисованию. А волшебное осеннее настроение вам поможет
создать музыка П. И. Чайковсого и А. Вивальди.
8. Что такое пейзаж?
Какие цвета мы использовали в осеннем пейзаже?
К какой группе цветов относятся эти краски?
Перечислите тёплые оттенки?
С чего мы начинаем рисовать пейзаж?
Какой пейзаж бывает?
9. Итог занятия
Педагог благодарит учащихся, отмечает, что все постарались, как настоящие
художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки, предлагает
разместить детские пейзажи на доске «Осенняя галерея». Педагог отмечает
разное видение осени, небо на работах, получилось небо в теплых тонах?
получилось ли изобразить передний и дальний план?
Педагог прощается, предлагает продолжить наблюдать за осенней природой.