Автор: Сергеева Елена Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 272
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для командного взаимодействия в процессе изучения химии
Раздел: среднее образование
Учитель химии Сергеева Е. П.
ГБОУ Гимназия № 272
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Создание условий для командного взаимодействия
в процессе изучения химии.
Эпиграф:
Философский вопрос: «Важнее ЧТО или КАК?»
Ответ: «Важнее - КТО!»
Стремительно меняющийся современный мир, врывающиеся в жизнь
новые технологии привели к необходимости серьёзных изменений в системе
образования.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
определяет в качестве главных результатов образования не предметные, а
личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Это
связано с тем, что на протяжении жизни человеку приходится постоянно
обновлять свои знания, переучиваться, иногда менять профессию и род
деятельности. На первый план выходят результаты образования не в виде
конкретных знаний, а навыки
самостоятельного приобретения знаний,
работы с информацией, умения учиться. Для достижения этого результата
актуально применение различных форм и методов деятельностного подхода в
обучении,
при
котором
ведущей
линией
в
образовании
становится
познавательная деятельность ребенка, а не преподавание учителя. Функция
учителя
преобразуется
в
направляющую
и
корректирующую.
Говоря
«химическим языком», учитель становится катализатором саморазвития,
позволяющим овладеть «стратегией научения».
Наиболее
эффективно
управлять
познавательной
активностью
учащихся удаётся при осуществлении совместной деятельности, применяя
групповые педагогические технологии, которые позволяют организовать
сотрудничество
детей,
помочь
им
во
взаимодействии.
Ведь
при
традиционном обучении дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая
друг с другом. Лишаясь возможности общения, дети лишаются возможности
нормального развития, что может стать серьёзным препятствием для
успешной самореализации в современном российском обществе, для которой
человек должен овладеть необходимым набором ключевых компетентностей:
1. Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).
2. Готовность делать осознанный и ответственный выбор.
3. Информационная компетентность.
4. Технологическая компетентность.
5. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному
взаимодействию).
6. Коммуникативная компетентность.
Эта задача успешно решается в процессе организации группового обучения
Преимущества группового обучения:
1. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя,
так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего
класса.
2. Происходит приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение,
умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща
для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и
т. д.).
3. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; формируется взаимная
ответственность, внимательность, интерес к работе товарища.
4. Воспитывается взаимоуважение.
5. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
6. Соблюдается дифференцированный подход.
7. Улучшаются
межличностные
отношения;
устанавливается
психологический комфорт в коллективе, укрепляется дружба.
8. Реализуется принцип деятельности.
9. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
10.Обеспечивается единство воспитания и обучения
При организации группового обучения, учитывая специфику предмета,
на первом плане всегда должно находиться целеполагание в соответствии с
методами изучения химии- наблюдение; эксперимент; моделирование.
Так, например, командное взаимодействие успешно организуется при:
- При описании свойств веществ;
- При выполнении практических и лабораторных работ;
- При составлении уравнений реакций и решении задач;
-
В
творческих
заданиях,
требующих
воображения,
фантазии,
сообразительности.
Важное значение имеют способы формирования групп:
- Группа по желанию.
- Формирование группы по внешним признакам: цвету, числам, знакам
Зодиака, по Таблице Менделеева и т. д. При этом в основе всегда лежит
химическое
содержание
данного
признака
–
формула
вещества,
определяющего цвет или состав камня, соответствующего данному знаку
Зодиака, даты химических открытий. При формировании по Таблице
Менделеева каждый ряд соответствует группе в Таблице, каждый ученик
приобретает псевдоним-название химического элемента, соответствующего
его местоположению в Таблице.
- Группа, сформированная лидером (или учителем)
Учитывается сформированность знаний учеников относительно данной
темы. Для создания командного духа и устранения негативной самооценки
используется название самого распространённого вещества в природе (вода),
где только совместное использование букв составит полное слово, как
доказательство факта, что в процессе познания необходимо пройти каждый
этап.
В – вышедшие на высокий, продвинутый, творческий уровень.
О – достигшие общего уровня.
Д – достигшие достаточного, но минимального уровня.
А – абсолютно не усвоившие материал- учащиеся, которым предстоит
открыть для себя новые знания.
Групповая деятельность учащихся на уроке предполагает прохождение
определённых этапов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания
(постановка
учебных
задач,
краткий
инструктаж
учителя,
раздача
дидактического материала, правила поведения в группе).
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе,
определение
способов
его
решения
(ориентировочная
деятельность),
распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных
учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.
Способы
организации
группового
взаимодействия
могут
быть
различными:
1.Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его,
представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в
общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп,
дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой
работы.
2. Группы получают разные задания.
Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее
обсуждение.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По
окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое
взаимообучение.
4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й
и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение
заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе
последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от
одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или
часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить
«консультант».
6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории
перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над
которым она начинает работу. Через определенное время задание передается
другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. В конце
работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет
конечный результат на всеобщее обсуждение.
Очень эффективно интегрируются групповые и игровые технологи.
Роль игры в процессе социализации невозможно переоценить.
Величайшие умы человечества, от Коменского до Руссо, утверждали, что
игра - лучший способ познания. Януш Корчак писал: «Игра — это
возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во
Вселенной»
Применение дидактических игр возможно на различных этапах урока:
-информационные игры- для введения новых знаний;
-тренировочные игры - для формирования умений;
-закрепляющие игры - для закрепления знаний;
-контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.
Виды игр:
Игры - упражнения (крестики-нолики, где вместо крестиков и ноликов
используются формулы в соответствии с изучаемой темой)
Игры - соревнования
Игры- путешествия.
Сюжетная
(ролевая)
игра.
(например,
инсценировка
взаимоотношений
Металла и Неметалла, где Металл выступает в роли благородного героя,
способного пожертвовать свой электрон Неметаллу, для которого наличие
завершённой коллекции электронов является условием счастливого и
благополучного существования)
Игра «Термины – синонимы» (эффективна при закреплении тривиальных
названий веществ)
Игры - тренажеры, которые позволяют:
-выявить сходство или отличие членов ряда: «Продолжи ряд», «Найди пару»,
«Убери лишнее» или «Третий лишний» и др.
-закрепить знания о каком-то веществе, понятии, классе соединений:
«Логические цепочки», «Химическое лото», «Разгадай формулу», «Составь
слово».
Например, при знакомстве с понятием «Изомеры» (веществ, одинаковых по
составу, но разных по строению) на первых уроках по органической химии
эффективна игра: Из предложенных букв составьте слова: название растения
и название животного (так как органическая химия изучает вещества,
входящие в состав живых организмов): П Ь И Е А Л Н С
Ответ:
апельсин
и спаниель
(состав слов одинаков, но порядок букв
разный), что сразу раскрывает смысл понятия «Изомеры».
Результатом интеграции групповых и игровых технологий становится:
-
повышение
корпоративного
взаимодействия
в
коллективе,
уровня
коммуникации
между
учениками,
психологическое
раскрепощение
отдельных обучающихся; закрепление знаний по изученным темам;
- активизация личностных качеств, в первую очередь памяти, внимания,
мышления. Именно УЧЕНИК становится главным действующим лицом
процесса познания.