Напоминание

Дополнительное образование


Автор: Калмыкова Жанна Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «ДМШ» п. Выкатной
Населённый пункт: п. Выкатной, Ханты - Мансийский район
Наименование материала: РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕРТУАРА ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА ФОРТЕПИАННОМ ОТДЕЛЕНИИ
Тема: Дополнительное образование
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕРТУАРА ПРИ ОБУЧЕНИИ

УЧАЩИХСЯ НА ФОРТЕПИАННОМ ОТДЕЛЕНИИ

Ж. В. Калмыкова

МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «ДМШ» п. Выкатной

Преподаватель

Аннотация.

В

данном

материале

рассматривается

актуальность

современного творчества в рамках работы с традиционным репертуаром.

Рассматриваются способы приобщения к классике на основе сопоставления,

контраста с произведениями современных авторов. актуализировать учебный

процесс. Сделать его интересным и увлекательным. Посредством внесения

популярных мелодий. Также развивать исполнительские приёмы пианиста на

основе современных произведений.

Ключевые

слова:

современность,

сопоставления,

культурные

ценности. Классика.

На сегодняшний день в обществе невозможно представить обучение

детей без изучения современной музыки. В системе образования наряду с

огромным наследием фортепианной музыки классического направления,

преподаватель знакомит детей с музыкой двадцатого и двадцать первого

века, а также вносит в репертуар популярную музыку. Платформой

успешного обучения являются образцы классической музыки, которая

приобщает юных музыкантов к огромному наследию мировой культуры,

прививает художественный вкус.

Традиции

классицизма

являются

ориентиром

на

всех

ступенях

формирования музыканта, несмотря на возрастные категории. И в младших,

и в старших классах классика служит основой воспитания музыканта.

Классика незыблема, а мир вокруг нее меняется. Буквально за столетие

двадцатого века произошел огромный скачок развития в области науки,

достижения в различных областях деятельности человека изменили образ

жизни, что сказалось на отношение к окружающему миру. Несомненно, это

вызвало резонанс в сфере музыкальных образов, побудило композиторов к

новым новаторским приемам воплощения музыкальных идей. Как следствие,

возникли новые направления в музыке, приемы исполнения, гармония,

фактура, аппликатура - существенно изменились. Диссонирующие звучания

уже воспринимались, как важные составляющие музыкальной речи, стали

необходимостью для выражения эмоций и чувств. В связи с этим,

преподаватель вносит в классический репертуар произведения, отвечающие

современным настроениям, а также произведения, популярные среди

молодого поколения.

Классический фундамент является основной частью обучения игре на

фортепиано, современный репертуар лишь разбавляет классическую музыку

— это позволяет развивать музыкальное мышление детей на основе

контрастного сопоставления. В младших классах этого не следует бояться, а

наоборот вносить в репертуар произведения с нестандартными гармониями.

Произведения выдающихся композиторов двадцатого столетия, таких

как Прокофьев, Шостакович должны прочно войти в репертуар, как и многих

других композиторов советской эпохи. Многие произведения этих и других

авторов стали можно сказать классикой двадцатого столетия, большое

наследие составляет песенное творчество советской эпохи.

Для развития гибкости музыкального слуха, интонирования мелодий,

нюансировки, полезно играть произведения народного склада с различными

ладогармоническими

особенностями.

Привитие

музыкального

вкуса

неразрывно связано с классическими вершинами композиторов - классиков.

Часто в младших классах мы сталкиваемся с проблемой исполнения

классики. Дети не всегда с охотой учат эти произведения, жалуются, что они

неинтересны

и

скучны.

Это

касается

полифонии,

дети

мотивируют

минорным

фоном

тональности,

а

иногда

им

просто

не

нравятся

определенные созвучия – это как правило личное восприятие музыки. В

современных

музыкальных

сборниках,

включены

произведения,

обновляющие традиционный репертуар. Множество современных сборников

содержат пьесы, характерные для стиля неоклассицизма, как правило, это

пьесы - миниатюры, преследующие определенные конкретные задачи узкого

направления. При этом, интонационные обороты напоминают классическое

благозвучие консонансов, обороты тоники, субдоминанты, доминанты

тренируют

слух.

Программное

название

таких

миниатюр

развивает

образность

мышления,

повышает

интерес,

доступность

материала

обеспечивает возможность выучить больше разнообразных произведений,

отработать

определенные

игровые

навыки

исполнения.

проследить

аппликатурные структуры, про интонировать мелодические обороты. Среди

современных композиторов, сочиняющих музыку в стиле неоклассицизма.

много зарубежных. Их музыка пользуется популярностью среди пианистов-

виртуозов. Но также много произведений, которые могут быть доступны

более широкому кругу исполнителей, многие мелодии на слуху и дети сами

проявляют желание разучить то или иное произведение. Учитывая нагрузку

программ общеобразовательных школ среди учащихся музыкальных школ

актуально обращение к музыке релакса и других направлений (для снятия

стресса, фоновая музыка, для сна) Характерность такой музыки состоит в

многократном повторении темы с небольшими изменениями. Что можно

полезного извлечь с профессиональной точки зрения из таких произведений?

Если это кантилена, то естественно отработка ведения темы на фоне длинных

арпеджио. как например в «Облаках» Дзё Хисаиси или непрерывно

повторяющихся ломанных аккордов в «А мели» Яна Тирсена.Несмотря на

кажущуюся простоту изложения тем и сопровождения пианисту тем не менее

есть над чем посидеть позаниматься и часто традиционные методы

пианистических приёмов исполнения не срабатывают. В этом проявляется

новизна современного взгляда на музыку. Переосмысление всей звуковой

ткани подразумевает приспособление пианистического аппарата к новым

условиям,

своего

рода

перепрограммирования

с

учетом

новых

эмоциональных форм восприятия музыки современности. Много музыки

направления неоклассики релаксационного характера по своей природе

сосредоточенны

концентрированы

имеют

однородную

структуру.

Как

направленное внимание на выбранный объект воздействия. Играя подобные

произведения пианист подобно характеру данной музыки приближает

способы извлечения по максимально естественному восприятию звука. Как

правило это спокойное сосредоточенное сконцентрированное движение

кисти и пальцев как единое целое в потоке единой темы.Пробщая детей к

мировым

ценностям классики преподаватель может воспользоваться

современным материалом как рычагом к сопоставлению разных эпох .форм.

жанров

.Играя

параллельно

произведения

классики

и

современности

незаметно для ученика в непринужденной форме в непосредственном

восприятии

повышать

его

культурный

музыкальный

уровень,

уметь

охарактеризовать то или иное произведение и соотнести его к музыке

прошлых эпох или настоящего времени.

Исполнение джазовой музыки нравится детям, развивает чувство ритма,

штриховое

разнообразие

активизирует

слух,

развивает

координацию

движений. Джазовые гармонии обогащают слуховые впечатления. При

исполнении джазовых пьес, происходит яркая эмоциональная отдача. Кстати

есть сборники, где произведения таких композиторов как Чайковский

претворены в джазовые гармонии, как и многих других композиторов-

классиков.

Современный

педагогический

репертуар

включает

в

себя

разнообразнейшую музыку. Это сочинения современных композиторов,

создаваемые специально для детского музицирования, обработки народных

песен, эстрадные произведения, разнообразные ансамбли, а также музыка из

аниме и мюзиклов. Знакомя детей с произведениями современности, педагог

всегда должен преследовать профессиональные задачи. отбирая материал для

изучения по степени его полезности для каждого ученика индивидуально.

Исходя из степени его подготовленности, возрастных особенностей.

Список литературы:

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-

29.

2.Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия. Л., 1947. С.

11-12.

3. Ложакова, Е.А. Использование образовательных ресурсов Интернета в процессе

обучения будущих специалистов-музыкантов.



В раздел образования