Автор: Мальковская Жанна Руслановна
Должность: преподаватель вокального искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО «Бугульминской детской школы искусств»
Населённый пункт: БМР Республики Татарстан, Россия
Наименование материала: Методическая статья по обмену опытом
Тема: «Актуальность, перспективы и особенности интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дополнительного образования в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Мальковская Жанна Руслановна
преподаватель вокального искусства первой категории
МБОУ ДО «БДШИ» Бугульминского муниципального района РТ
Г. Бугульма
«Актуальность, перспективы и особенности музыкально-эстетического
развития и интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях
инклюзивного дополнительного образования в ДШИ» (из опыта работы).
В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам детей с
особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Современные специалисты утвержда-
ют, «данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или
общим». Конечно, физические ограничения накладывают серьёзный отпечаток
на психику ребёнка. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются зам-
кнутостью, заниженной самооценкой, неустойчивым вниманием и памятью,
тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому с такими детьми педа-
гогическую работу необходимо начинать как можно раньше. Значительное
внимание в рамках интегрированного инклюзивного дополнительного образо-
вания должно быть уделено социальной адаптации детей-инвалидов, здоровье
сберегающим и арт-терапевтическим технологиям.
Получение образования всеми детьми, независимо от их ограниченных
возможностей, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 года. Поэтому все дети теперь имеют право учиться и жить в
социуме, и наш долг создать условия для выполнения этих непростых задач.
Проблема музыкально-эстетического развития, воспитания и обучения
особенных детей сегодня является одной из самых актуальных и важных в
педагогической теории и практике, так как их, к сожалению, с каждым днём
становится всё больше, а определяющим фактором их эстетического воспита-
ния и развития является именно искусство. Использование искусства в качестве
средства реабилитации, воспитания, обучения и всестороннего гармоничного
развития глубоко оправдано, так как само искусство по своей природе обладает
огромными универсальными воспитательными возможностями и ни с чем
несравнимо по силе воздействия на растущего и взрослеющего человека, на его
духовный мир и формирующуюся личность в целом [3].
Кроме эстетических функций, искусство обладает глубоким оздоровитель-
но-развивающим потенциалом. Ещё в глубокой древности было замечено, как
велика сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека.
Педагог по вокалу и доктор медицинских наук С. В. Шушарджан в 1991 году
первым ввёл специальные термины «музыкотерапия» и «вокалотерапия»,
которыми называют специальный набор упражнений и определенную систему
пения, имеющие коррекционно-оздоровительную направленность и благотвор-
ное, исцеляющее влияние на все системы организма человека. Использование
пения в решении данной проблемы действительно оправдано, ибо "пением
можно благотворно воздействовать на больной орган и всю систему, чтобы
вызвать в нём здоровую вибрацию" [5].
Оздоровительно-развивающие задачи тесно связаны с развитием и совер-
шенствованием всех духовных сил и качеств человека. Благодаря использова-
нию специально подобранных средств и методов эстетического воздействия
могут быть достигнуты позитивные коррекционные и психосоматические эф-
фекты. А дети с ОВЗ особенно нуждаются в эстетическом воспитании, так как
именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических и вокальных
занятий они могут проявлять такие индивидуальные возможности, которые не
находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-
развивающего обучения [3].
Одним из ярчайших средств эстетического воспитания является музыка во
всех её проявлениях. Она играет существенную роль в формировании и разви-
тии художественного вкуса, пробуждает и активизирует творческое мышление,
любознательность, воображение, внимание, память, стремление к самовыраже-
нию и совершенству, активно формирует и развивает личностный творческий
потенциал и эстетический мир ребёнка, неустанно расширяя его кругозор и
стимулируя устойчивый интерес к учёбе.
Развивая музыкальные способности ребёнка, мы развиваем его духовный
внутренний мир, его чувственное и образное восприятие, координацию движе-
ния и жизненную активность, фонематический слух и творческое вдохновение,
ответственность, организованность, добросовестность и наблюдательность. Все
эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир
музыки и переживая разнообразные чувства и эмоциональные состояния,
каждый ребёнок становится сознательнее, внимательнее и увереннее в себе,
учится пониманию и состраданию, а значит, приобретает все необходимые и
важные для здоровья жизненные личностные качества [14].
От заинтересованности обучающегося к музыке зависит его музыкальность,
с развитием которой приходит непреодолимый интерес, радость и необыкно-
венное желание новых встреч с музыкой, новых впечатлений от общения с ней.
Большое значение для сохранения физического и психического здоровья
детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы
поиска, радости, удовольствия, восторга, развития детской индивидуальности и
счастья от удовлетворения творческих потребностей и интересов [4].
Одной из основных задач музыкальной деятельности является оздоровле-
ние особенных детей, причём, не только с точки зрения физиологии, но и со
всех позиций музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье особен-
ных детей и подростков напрямую связано с их душевно-психическим
равновесием и эмоциональным благополучием [9].
В настоящее время я работаю с пятью особенными детьми, трое из которых
только недавно начали инклюзивное обучение. Исходя из их индивидуальных
особенностей и разнообразия множественных физических и психических нару-
шений здоровья, стараюсь работать над решением общих и коррекционных
задач по музыкальному воспитанию, развитию и обучению по всем возможным
направлениям. Особенность работы с такими детьми заключается не только в
индивидуальном подборе приёмов и методов, в создании индивидуальных
адаптированных рабочих программ и особых условий проведения занятий, в
том числе иногда и на дому но и состоит:
В стимуляции элементарной психофизической активности обучающихся;
В развитии сначала элементарных вокализаций и простейших звукопод-
ражаний, а уж затем, насколько возможно, в совершенствовании формирования
и внятного произношения всех звуков в чистом интонировании мелодии;
В поиске способов и приёмов побудить ребёнка к вокальному творчеству;
В формировании способности восприятия чувственных музыкальных
образов и особенности вдумчивого образного душевного исполнения;
В совершенствовании личностных качеств.
Главное и самое важное на индивидуальных и групповых занятиях – это
атмосфера, которая создаётся в особом общении равных партнёров – детей и
педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность
быть принятым окружающими без всяких условий позволяет каждому ребёнку
творчески проявлять свою индивидуальность. Своеобразная повторяющаяся
структура занятия помогает детям с ОВЗ быстро ориентироваться в новом
материале, в сотворчестве уверенно создавать образы, творить, помогать друг
другу, радоваться успехам и удачным находкам, позволяет обучающимся
достигать небывалых, а иногда и невозможных результатов.
Для обеспечения полноценного эстетического развития в инклюзивном
интегрированном обучении детей с множественными нарушениями здоровья
возникает острая необходимость в поиске особых методов и приёмов,
музыкально-ритмических упражнений, коррекционных и лечебных гимнастик
для решения задач и осуществления следующих условий:
Дифференцированный подход к особенным обучающимся;
Обеспечение преемственности в усвоении материала и формирования
знаний, умений и навыков на основе интегрированного обучения;
Активизация самостоятельных проявлений детей в музыкальной деятель-
ности и творчестве по принципам школы Карла Орфа "Шульверк";
Обязательное применение игровых и арт-терапевтических упражнений;
Обеспечение вариативности в структуре и содержании занятия.
Также стараюсь использовать особые здоровье сберегающие и педагогичес-
кие технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития и включающие
различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словес-
ную, тактильную), с участием родителей, как на уроке, так и при выполнении
домашних заданий, упражнений с элементами артикуляционной и дыхательной
гимнастики, скороговорок, логоритмических упражнений (Е. Железновой),
попевок, упражнений для развития голоса и пальчиковых игр с музыкальным
сопровождением (Е. и С. Железновых) [11].
Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания осно-
вана на использовании комплекса различных форм и видов музыкальной
деятельности, который включает в себя такие направления, как слушание и
исполнительство (хоровое, академическое и эстрадное пение, музыкально-
ритмические движения, игру на шумовых и музыкальных инструментах).
Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и
коррекционных задач, оно обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет
их кругозор, развивает воображение, мышление, внимание, память, влияет на
развитие речи и формирование личности. Одним из условий оздоровительной
работы является формирование у детей художественных и музыкальных
впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художествен-
ной культуры, в том числе с классической музыкой [1].
Самым важным направлением в коррекционной работе инклюзивного
обучения является пение, которое давно используется как одно из средств
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения всем видам пения, с одной стороны, формируется
вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью му-
зыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция
имеющихся вторичных отклонений в развитии ребёнка с множественными
индивидуальными проблемами. Пение помогает в решении познавательных,
воспитательных и коррекционных задач в работе с особыми обучающимися:
формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художес-
твенно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное
пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать и оценивать себя.
Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности
(внимание, память, мышление, воображение и т.д.), расширению кругозора,
нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыха-
тельного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счёт
расширения словаря и улучшения произносительной и ритмико-мелодической
стороны (темп, ритм, тембр, динамика)… Пение помогает исправлять ряд рече-
вых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов,
особенно твёрдых, зажатость нижней челюсти при формировании гласных
звуков, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», «ма-мэ-ми-мо-му»…
способствует автоматизации правильного и внятного произношения [11].
Особенно эффективно в этом отношении проявляет себя хоровое пение,
которое объединяет обучающихся с разными проблемами развития и особо
полезно депрессивным и замкнутым, гиперподвижных детей пение делает
более уравновешенными, а пассивных и заторможенных наоборот, более
активными и уверенными в себе. Обязательное условие по словам С.В. Шушар-
джана, "занятия должны проходить в игровой форме" [14].
Особенно большое внимание обычно уделяю музыкальной грамоте,
обучению игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах, понимая
значимость этих видов музыкальной деятельности. Это не самоцель, а тоже
средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:
Развитие ритма и слуха, внимания, сосредоточения и памяти, которые
потребуются обучающимся с ОВЗ не только в инструментальном творчестве,
но и в вокально-хоровом исполнительстве.
Развитие координации движений при игре на таких инструментах, как
фортепиано, бубен, барабан, маракасы, колокольчики, ложки, треугольник...
Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на фортепиано и т.д.
Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребёнок поёт и
одновременно играет на фортепиано или других музыкальных инструментах).
Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с
ОВЗ наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.
Для преодоления подобных нарушений большую помощь оказывает игра на
музыкальных инструментах, дыхательные и музыкально-ритмические движе-
ния под музыку, способствующие эмоциональному и психофизическому разви-
тию обучающихся и психологическому раскрепощению через освоение своего
собственного тела, как выразительного «музыкального инструмента» [7].
При организации работы с особенными обучающимися основным является
игровой метод, который придаёт образовательному процессу увлекательную
форму, облегчает процесс усвоения знаний и запоминания упражнений, повы-
шает психоэмоциональный фон занятий и развивает устойчивый интерес к
музыкальному творчеству во всех его направлениях. Специально подобранные
игры, движения, жесты, дыхательные и двигательные ритмические упражнения
создают максимально благоприятные условия для развития и обучения детей и
решают педагогические и коррекционные задачи в естественных и индивиду-
альных для каждого ребёнка условиях игровой деятельности [9].
Праздничные утренники, развлечения, домашние, классные и школьные
концерты, а также выступления на благотворительных праздничных концертах,
участие в различных конкурсах занимают особое место в системе эстетичес-
кого воспитания детей с ОВЗ. Они предупреждают ситуации безразличия к
окружающему, способствуют эмоциональной разрядке, повышают оптимизм,
тонус, особое впечатление и творческое вдохновение концертной деятельности.
Трое моих особенных обучающихся благополучно закончили музыкальное
отделение Бугульминской школы искусств многократными лауреатами много-
численных республиканских, всероссийских и международных конкурсов, про-
должают петь и активно участвовать в различных концертах и конкурсах уже
самостоятельно. Ещё две ученицы в этом году выпускаются, являясь такими же
активными участницами конкурсов и концертов, и также собираются продол-
жать заниматься своим самым любимым увлечением, без которого не проходит
ни одного дня. Каждый день наших творческих встреч для всех нас становится
праздником жизнь, наполненным особой энергией вдохновения.
В процессе музыкально-досуговой деятельности обучающиеся с ОВЗ тесно
контактируют друг с другом, получают яркие и незабываемые впечатления
социализации, приобретают художественно-эстетический опыт и творческий
потенциал, получают возможности для самореализации, раскрытия своих
способностей во всех видах музыкальной деятельности, восприятия музыки и
собственной самооценки, постигают опыт наглядного обучения, стремления к
самосовершенствованию,
наблюдения,
осознанности,
доброжелательности,
поддержки и взаимопомощи.
Обучение искусству в условиях инклюзивной среды является сложным и
важным процессом, требующим от педагогов не только педагогического мас-
терства, но и серьёзных, постоянно совершенствующихся психологических
знаний, умений и навыков. Только в таком случае возможно достичь невероят-
ных успехов в безграничном совершенствовании индивидуальной личности и
творческой деятельности особенных обучающихся.
Список литературы:
1. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л.
Агафонова //Психологическая наука и образование. – 2011.- № 1. – С. 83-92.
2. Алехина, С.В., Семаго, Н.Я., Фадина, А.К. Инклюзивное образование //
Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 272.
3. Бадыгова, А.Р. Инклюзивное образование в музыкальной школе и его
особенности / А.Р. Бадыгова // Современная психология и педагогика:
проблемы и решения: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. №
1(5). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 19-23.
4. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. – СПБ.:
Советский композитор, 1979. – С. 352.
5. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия /Л.С. Брусиловский // Руководство
по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. – Ташкент. – 2011. – С. 275.
6. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,
М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 1967. – С. 207.
7. Дубровина, И.В., Андреева, А.Д. Психокоррекционная развивающая работа
с детьми. – М.: Академия, 2003. – С.144.
8. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
9. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. –
Москва: Когито – Центр, 2007. – С. 207.
10. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей / Д.К.
Кирнарская // Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. –
С. 496.
11. Сорокина, Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки / Н.А.
Сорокина // Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010.
– С. 256.
12. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию / И.В. Сусанина // Учебное
пособие. – Москва: Когито – Центр, 2007. – С. 356.
13. Тургенева, Э.Ш., Малюков, А.Н. Развитие музыкально-творческих
навыков. Пианист-фантазёр. Часть 1 – М.: Владос, 2002. – С. 96.
14. Шушарджан, С.В. Физиологические особенности воздействия
вокалотерапии на организм человека / С.В. Шушарджан //Диссертация
на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Москва: РУДН,
1994. – С. 345.
Приложение