Напоминание

«Актуальность, перспективы и особенности интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дополнительного образования в ДШИ»


Автор: Мальковская Жанна Руслановна
Должность: преподаватель вокального искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО «Бугульминской детской школы искусств»
Населённый пункт: БМР Республики Татарстан, Россия
Наименование материала: Методическая статья по обмену опытом
Тема: «Актуальность, перспективы и особенности интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дополнительного образования в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мальковская Жанна Руслановна

преподаватель вокального искусства первой категории

МБОУ ДО «БДШИ» Бугульминского муниципального района РТ

Г. Бугульма

«Актуальность, перспективы и особенности музыкально-эстетического

развития и интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях

инклюзивного дополнительного образования в ДШИ» (из опыта работы).

В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам детей с

особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Современные специалисты утвержда-

ют, «данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или

общим». Конечно, физические ограничения накладывают серьёзный отпечаток

на психику ребёнка. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются зам-

кнутостью, заниженной самооценкой, неустойчивым вниманием и памятью,

тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому с такими детьми педа-

гогическую работу необходимо начинать как можно раньше. Значительное

внимание в рамках интегрированного инклюзивного дополнительного образо-

вания должно быть уделено социальной адаптации детей-инвалидов, здоровье

сберегающим и арт-терапевтическим технологиям.

Получение образования всеми детьми, независимо от их ограниченных

возможностей, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от

29 декабря 2012 года. Поэтому все дети теперь имеют право учиться и жить в

социуме, и наш долг создать условия для выполнения этих непростых задач.

Проблема музыкально-эстетического развития, воспитания и обучения

особенных детей сегодня является одной из самых актуальных и важных в

педагогической теории и практике, так как их, к сожалению, с каждым днём

становится всё больше, а определяющим фактором их эстетического воспита-

ния и развития является именно искусство. Использование искусства в качестве

средства реабилитации, воспитания, обучения и всестороннего гармоничного

развития глубоко оправдано, так как само искусство по своей природе обладает

огромными универсальными воспитательными возможностями и ни с чем

несравнимо по силе воздействия на растущего и взрослеющего человека, на его

духовный мир и формирующуюся личность в целом [3].

Кроме эстетических функций, искусство обладает глубоким оздоровитель-

но-развивающим потенциалом. Ещё в глубокой древности было замечено, как

велика сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека.

Педагог по вокалу и доктор медицинских наук С. В. Шушарджан в 1991 году

первым ввёл специальные термины «музыкотерапия» и «вокалотерапия»,

которыми называют специальный набор упражнений и определенную систему

пения, имеющие коррекционно-оздоровительную направленность и благотвор-

ное, исцеляющее влияние на все системы организма человека. Использование

пения в решении данной проблемы действительно оправдано, ибо "пением

можно благотворно воздействовать на больной орган и всю систему, чтобы

вызвать в нём здоровую вибрацию" [5].

Оздоровительно-развивающие задачи тесно связаны с развитием и совер-

шенствованием всех духовных сил и качеств человека. Благодаря использова-

нию специально подобранных средств и методов эстетического воздействия

могут быть достигнуты позитивные коррекционные и психосоматические эф-

фекты. А дети с ОВЗ особенно нуждаются в эстетическом воспитании, так как

именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических и вокальных

занятий они могут проявлять такие индивидуальные возможности, которые не

находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-

развивающего обучения [3].

Одним из ярчайших средств эстетического воспитания является музыка во

всех её проявлениях. Она играет существенную роль в формировании и разви-

тии художественного вкуса, пробуждает и активизирует творческое мышление,

любознательность, воображение, внимание, память, стремление к самовыраже-

нию и совершенству, активно формирует и развивает личностный творческий

потенциал и эстетический мир ребёнка, неустанно расширяя его кругозор и

стимулируя устойчивый интерес к учёбе.

Развивая музыкальные способности ребёнка, мы развиваем его духовный

внутренний мир, его чувственное и образное восприятие, координацию движе-

ния и жизненную активность, фонематический слух и творческое вдохновение,

ответственность, организованность, добросовестность и наблюдательность. Все

эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир

музыки и переживая разнообразные чувства и эмоциональные состояния,

каждый ребёнок становится сознательнее, внимательнее и увереннее в себе,

учится пониманию и состраданию, а значит, приобретает все необходимые и

важные для здоровья жизненные личностные качества [14].

От заинтересованности обучающегося к музыке зависит его музыкальность,

с развитием которой приходит непреодолимый интерес, радость и необыкно-

венное желание новых встреч с музыкой, новых впечатлений от общения с ней.

Большое значение для сохранения физического и психического здоровья

детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы

поиска, радости, удовольствия, восторга, развития детской индивидуальности и

счастья от удовлетворения творческих потребностей и интересов [4].

Одной из основных задач музыкальной деятельности является оздоровле-

ние особенных детей, причём, не только с точки зрения физиологии, но и со

всех позиций музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье особен-

ных детей и подростков напрямую связано с их душевно-психическим

равновесием и эмоциональным благополучием [9].

В настоящее время я работаю с пятью особенными детьми, трое из которых

только недавно начали инклюзивное обучение. Исходя из их индивидуальных

особенностей и разнообразия множественных физических и психических нару-

шений здоровья, стараюсь работать над решением общих и коррекционных

задач по музыкальному воспитанию, развитию и обучению по всем возможным

направлениям. Особенность работы с такими детьми заключается не только в

индивидуальном подборе приёмов и методов, в создании индивидуальных

адаптированных рабочих программ и особых условий проведения занятий, в

том числе иногда и на дому но и состоит:

В стимуляции элементарной психофизической активности обучающихся;

В развитии сначала элементарных вокализаций и простейших звукопод-

ражаний, а уж затем, насколько возможно, в совершенствовании формирования

и внятного произношения всех звуков в чистом интонировании мелодии;

В поиске способов и приёмов побудить ребёнка к вокальному творчеству;

В формировании способности восприятия чувственных музыкальных

образов и особенности вдумчивого образного душевного исполнения;

В совершенствовании личностных качеств.

Главное и самое важное на индивидуальных и групповых занятиях – это

атмосфера, которая создаётся в особом общении равных партнёров – детей и

педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность

быть принятым окружающими без всяких условий позволяет каждому ребёнку

творчески проявлять свою индивидуальность. Своеобразная повторяющаяся

структура занятия помогает детям с ОВЗ быстро ориентироваться в новом

материале, в сотворчестве уверенно создавать образы, творить, помогать друг

другу, радоваться успехам и удачным находкам, позволяет обучающимся

достигать небывалых, а иногда и невозможных результатов.

Для обеспечения полноценного эстетического развития в инклюзивном

интегрированном обучении детей с множественными нарушениями здоровья

возникает острая необходимость в поиске особых методов и приёмов,

музыкально-ритмических упражнений, коррекционных и лечебных гимнастик

для решения задач и осуществления следующих условий:

Дифференцированный подход к особенным обучающимся;

Обеспечение преемственности в усвоении материала и формирования

знаний, умений и навыков на основе интегрированного обучения;

Активизация самостоятельных проявлений детей в музыкальной деятель-

ности и творчестве по принципам школы Карла Орфа "Шульверк";

Обязательное применение игровых и арт-терапевтических упражнений;

Обеспечение вариативности в структуре и содержании занятия.

Также стараюсь использовать особые здоровье сберегающие и педагогичес-

кие технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития и включающие

различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словес-

ную, тактильную), с участием родителей, как на уроке, так и при выполнении

домашних заданий, упражнений с элементами артикуляционной и дыхательной

гимнастики, скороговорок, логоритмических упражнений (Е. Железновой),

попевок, упражнений для развития голоса и пальчиковых игр с музыкальным

сопровождением (Е. и С. Железновых) [11].

Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания осно-

вана на использовании комплекса различных форм и видов музыкальной

деятельности, который включает в себя такие направления, как слушание и

исполнительство (хоровое, академическое и эстрадное пение, музыкально-

ритмические движения, игру на шумовых и музыкальных инструментах).

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и

коррекционных задач, оно обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет

их кругозор, развивает воображение, мышление, внимание, память, влияет на

развитие речи и формирование личности. Одним из условий оздоровительной

работы является формирование у детей художественных и музыкальных

впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художествен-

ной культуры, в том числе с классической музыкой [1].

Самым важным направлением в коррекционной работе инклюзивного

обучения является пение, которое давно используется как одно из средств

реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения всем видам пения, с одной стороны, формируется

вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью му-

зыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция

имеющихся вторичных отклонений в развитии ребёнка с множественными

индивидуальными проблемами. Пение помогает в решении познавательных,

воспитательных и коррекционных задач в работе с особыми обучающимися:

формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художес-

твенно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;

развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное

пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать и оценивать себя.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности

(внимание, память, мышление, воображение и т.д.), расширению кругозора,

нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыха-

тельного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счёт

расширения словаря и улучшения произносительной и ритмико-мелодической

стороны (темп, ритм, тембр, динамика)… Пение помогает исправлять ряд рече-

вых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов,

особенно твёрдых, зажатость нижней челюсти при формировании гласных

звуков, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», «ма-мэ-ми-мо-му»…

способствует автоматизации правильного и внятного произношения [11].

Особенно эффективно в этом отношении проявляет себя хоровое пение,

которое объединяет обучающихся с разными проблемами развития и особо

полезно депрессивным и замкнутым, гиперподвижных детей пение делает

более уравновешенными, а пассивных и заторможенных наоборот, более

активными и уверенными в себе. Обязательное условие по словам С.В. Шушар-

джана, "занятия должны проходить в игровой форме" [14].

Особенно большое внимание обычно уделяю музыкальной грамоте,

обучению игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах, понимая

значимость этих видов музыкальной деятельности. Это не самоцель, а тоже

средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

Развитие ритма и слуха, внимания, сосредоточения и памяти, которые

потребуются обучающимся с ОВЗ не только в инструментальном творчестве,

но и в вокально-хоровом исполнительстве.

Развитие координации движений при игре на таких инструментах, как

фортепиано, бубен, барабан, маракасы, колокольчики, ложки, треугольник...

Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на фортепиано и т.д.

Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребёнок поёт и

одновременно играет на фортепиано или других музыкальных инструментах).

Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с

ОВЗ наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

Для преодоления подобных нарушений большую помощь оказывает игра на

музыкальных инструментах, дыхательные и музыкально-ритмические движе-

ния под музыку, способствующие эмоциональному и психофизическому разви-

тию обучающихся и психологическому раскрепощению через освоение своего

собственного тела, как выразительного «музыкального инструмента» [7].

При организации работы с особенными обучающимися основным является

игровой метод, который придаёт образовательному процессу увлекательную

форму, облегчает процесс усвоения знаний и запоминания упражнений, повы-

шает психоэмоциональный фон занятий и развивает устойчивый интерес к

музыкальному творчеству во всех его направлениях. Специально подобранные

игры, движения, жесты, дыхательные и двигательные ритмические упражнения

создают максимально благоприятные условия для развития и обучения детей и

решают педагогические и коррекционные задачи в естественных и индивиду-

альных для каждого ребёнка условиях игровой деятельности [9].

Праздничные утренники, развлечения, домашние, классные и школьные

концерты, а также выступления на благотворительных праздничных концертах,

участие в различных конкурсах занимают особое место в системе эстетичес-

кого воспитания детей с ОВЗ. Они предупреждают ситуации безразличия к

окружающему, способствуют эмоциональной разрядке, повышают оптимизм,

тонус, особое впечатление и творческое вдохновение концертной деятельности.

Трое моих особенных обучающихся благополучно закончили музыкальное

отделение Бугульминской школы искусств многократными лауреатами много-

численных республиканских, всероссийских и международных конкурсов, про-

должают петь и активно участвовать в различных концертах и конкурсах уже

самостоятельно. Ещё две ученицы в этом году выпускаются, являясь такими же

активными участницами конкурсов и концертов, и также собираются продол-

жать заниматься своим самым любимым увлечением, без которого не проходит

ни одного дня. Каждый день наших творческих встреч для всех нас становится

праздником жизнь, наполненным особой энергией вдохновения.

В процессе музыкально-досуговой деятельности обучающиеся с ОВЗ тесно

контактируют друг с другом, получают яркие и незабываемые впечатления

социализации, приобретают художественно-эстетический опыт и творческий

потенциал, получают возможности для самореализации, раскрытия своих

способностей во всех видах музыкальной деятельности, восприятия музыки и

собственной самооценки, постигают опыт наглядного обучения, стремления к

самосовершенствованию,

наблюдения,

осознанности,

доброжелательности,

поддержки и взаимопомощи.

Обучение искусству в условиях инклюзивной среды является сложным и

важным процессом, требующим от педагогов не только педагогического мас-

терства, но и серьёзных, постоянно совершенствующихся психологических

знаний, умений и навыков. Только в таком случае возможно достичь невероят-

ных успехов в безграничном совершенствовании индивидуальной личности и

творческой деятельности особенных обучающихся.

Список литературы:

1. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности

инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л.

Агафонова //Психологическая наука и образование. – 2011.- № 1. – С. 83-92.

2. Алехина, С.В., Семаго, Н.Я., Фадина, А.К. Инклюзивное образование //

Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 272.

3. Бадыгова, А.Р. Инклюзивное образование в музыкальной школе и его

особенности / А.Р. Бадыгова // Современная психология и педагогика:

проблемы и решения: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. №

1(5). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 19-23.

4. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. – СПБ.:

Советский композитор, 1979. – С. 352.

5. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия /Л.С. Брусиловский // Руководство

по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. – Ташкент. – 2011. – С. 275.

6. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,

М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 1967. – С. 207.

7. Дубровина, И.В., Андреева, А.Д. Психокоррекционная развивающая работа

с детьми. – М.: Академия, 2003. – С.144.

8. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

9. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. –

Москва: Когито – Центр, 2007. – С. 207.

10. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей / Д.К.

Кирнарская // Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. –

С. 496.

11. Сорокина, Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки / Н.А.

Сорокина // Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010.

– С. 256.

12. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию / И.В. Сусанина // Учебное

пособие. – Москва: Когито – Центр, 2007. – С. 356.

13. Тургенева, Э.Ш., Малюков, А.Н. Развитие музыкально-творческих

навыков. Пианист-фантазёр. Часть 1 – М.: Владос, 2002. – С. 96.

14. Шушарджан, С.В. Физиологические особенности воздействия

вокалотерапии на организм человека / С.В. Шушарджан //Диссертация

на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Москва: РУДН,

1994. – С. 345.

Приложение



В раздел образования