Автор: Татаринкова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с № 12
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Знакомство с миром экономической действительности дошколь-
ников с общим недоразвитием речи посредствам игровой деятельности»
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из
сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специаль-
ных исследований в дошкольной педагогике.
Работая с дошкольниками, стало очевидно, что экономическая инфор-
мация, которой овладевают дети самостоятельно, на житейском, часто иска-
женном уровне, обязательно требует объяснений, вмешательства взрослого.
Дошкольник
познает,
прежде
всего,
азы
семейной
экономики,
поскольку
именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действи-
тельности, получает о ней первые представления.
Именно поэтому проблема формирования экономических представле-
ний актуальна для дошкольной педагогики и психологии. Современная соци-
ально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для
нравственного развития подрастающего поколения.
В настоящее время возникли новые ценности, прежние утратились, по-
иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит
в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совер-
шенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и
сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Он и очень
счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать.
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономиче-
ским воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую
информацию об экономике из окружающего мира, но она остается лишь ин-
формацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для
использования.
«Экономическая жизнь общества, в котором мы живем, многообразна.
Приобщение детей к миру экономической действительности, ставит своей
задачей не охватить все ее стороны, а более глубоко рассмотреть лишь те ее
аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребенка»,
советует автор
учебно-методического пособия Шатова А.Д. [23, 4]. Работая с детьми, мы ви-
дим, что многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений,
особенно те, которые вызывают у ребенка животрепещущий интерес. К при-
меру – деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена; поче-
му трудно и невозможно купить сразу все, что хочется.
По утверждению А.Д.Шатовой, воспитать ребенка социально-адапти-
рованной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно
близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить бла-
га детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто [23,3]. Нам,
педагогам, понятно, что потребуется много усилий для этого не только от
воспитателей, но и от родителей, от всех воспитывающих ребенка взрослых.
Очевидно, что в условиях низкого уровня общей и экономической
культуры общества, дефицита экономической грамотности, это может приве-
1
сти к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском воз-
расте.
Закономерно, что в последние десятилетия отечественная наука и прак-
тика обратилась к изучению роли экономики в формировании личности. Раз-
работаны теоретические основы, содержание, формы и методы экономиче-
ского образования и воспитания подрастающего поколения. Продолжается
исследование взаимосвязи экономического образования с другими сторонами
воспитания, в частности нравственным, трудовым и умственным
.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью
повышать уровень формирования экономических представлений у старших
дошкольников и недостаточно разработанной концепцией экономического
образования детей, начиная с дошкольного возраста.
Проблема экономического образования и воспитания стала предметом
исследования применительно к детям дошкольного возраста. Ведущая педа-
гогическая идея заключается в определении путей повышения эффективно-
сти процесса формирования экономических представлений через обогащение
различных видов деятельности экономическим содержанием, разработке пе-
дагогических условий, средств, форм и методов, способствующих формиро-
ванию представлений у старших дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологической
основой являются
положения
и
идеи
научных трудов и программно-методических документов для дошкольных
учреждений. В классической педагогике идея экономического образования
рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с до-
школьного возраста, а в последнее десятилетие она изучается особенно ин-
тенсивно.
Особого внимания заслуживают авторская программа «Дошкольник и
… экономика» А.Д. Шатовой [19,195-199], её учебно-методическое пособие
«Экономическое воспитание дошкольников» [19,3-196]. В них раскрыта логи-
ка, доступная детям 5-6 лет содержания знаний, предоставлен ценный прак-
тический материал, адресованный широкому кругу читателей: воспитателям,
родителям, всем, кто интересуется новыми направлениями содержания совре-
менного образования.
Очень интересен в применении с детьми «цикл учебных ситуаций»
Е.А.
Курак
«Экономическое
воспитание
дошкольников»
[9,3-165]
Она
предлагает отказаться от традиционных занятий, а использовать в виде цик-
лов. Это автор объясняет особенностью возраста, отсутствием в дошкольном
возрасте реальной экономической действительности.
А.А. Смоленцева – автор пособия «Введение в мир экономики, или как
мы играем в экономику…» [14,168] предлагает оригинальную методику эко-
номического воспитания дошкольников, реализуемую через обогащение при-
вычных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам
возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер,
обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у
2
них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понят-
ными. Насыщение жизни дошкольника элементарными экономическими све-
дениями способствует развитию у них реального экономического мышления,
что делает этот процесс более осознанным и динамичным.
В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно
повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрос-
лых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в слож-
нейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении
нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Суть
подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации спе-
циального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской де-
ятельности экономическим содержанием.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его
предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть об-
щечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим
формам поведения; формирование у детей доступных экономических поня-
тий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предо-
ставляется детям для счастливого детства. Воспитание уважения к тем, кто
проявляет заботу о них.
Новизна состоит также в разработке технологии формирования эконо-
мических представлений у старших дошкольников с ОНР через обогащение
разнообразных видов деятельности экономическим содержанием, в комбина-
ции элементов известных методик и технологий..
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мыш-
ление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было вы-
строить в игровой форме.
Роль воспитателя в формировании экономических представлений труд-
на и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономиче-
ских знаний и сил.
От педагога требуется во-первых: осторожность, учет возрастных осо-
бенностей дошкольников, а также обязательное условие – проявление творче-
ства и изобретательности; во-вторых: педагог, работая с детьми должен чётко
представлять: какие цели мы ставим перед детьми по экономическому воспи-
танию; что за задачи нам предстоит решать, какими методами и приемами мы
будем пользоваться,- и конечно же предвидеть конечный результат.
Мы считаем, что доминирующим фактором по экономическому воспи-
танию является общение педагога с ребенком, их совместная деятельность.
Работа воспитателя трудна требует постоянного пополнения собственных
экономических знаний, настойчивости и сил, а также способности пользо-
ваться властью, не проявляя авторитарности, создавать атмосферу подлинно-
го сотрудничества и партнерских отношений.
Процесс формирования экономических представлений у детей целесо-
образно реализовать через различные формы его организации. Их разнообра-
зие позволяет проявлять нам творчество, индивидуальность, сделать процесс
3
познания экономики интересным, доступным. Поэтому приоритет в своей ра-
боте отдаем играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга, раз-
влечениям, КВН.
Игра – основная форма обучения, через неё ребёнок осваивает и по-
знаёт мир.
В дидактических играх - уточняются и закрепляются представления де-
тей о мире экономических явлений, о терминах.
Комплексно-тематические занятия, одна из форм познавательно- игро-
вой деятельности. На них экономическим содержанием обогащаются занятия
по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Развлечения, вечера досуга. Это и весёлая игра, и серьёзная работа, тре-
бующая и внимания и сосредоточенности.
Для успешного усвоения экономических знаний в работе с детьми ис-
пользуем самые разнообразные методы, приемы и средства обучения: чтение
художественной литературы с экономическим содержанием, пословицы, по-
говорки, решение проблемных ситуаций, логических и арифметических за-
дач, задач шуток и другие.
Знакомство с миром экономики не только приближает ребенка к реаль-
ной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует у
него деловые качества личности, умения правильно ориентироваться в раз-
личных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а зна-
чит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам
возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер,
обеспечить максимальную активность детей. Обучать детей основам эконо-
мической культуры необходимо, чтобы не упустить колоссальный потенциал
в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответ-
ственный, активный образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего
времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических зна-
ний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.
Библиографический список
1.
Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста. – Челябинск, 1999.
2.
Галущенская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старосте у
детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 1998.
3.
Дробышева Т.В. Я, моя семья и общество, в котором мы живем. (про-
грамма). Москва, 2001.
4.
Емельянова Г.М. Детский экономический словарь. – Москва, 1997.
5.
Казакова Н.В. Мы любим рекламу// Обруч. – 1999, №1.
6.
Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. – Москва, 1994.
7.
Кларина Л.М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. – Москва, 1995.
4
8.
Котюсова М.И. Экономика в сказках и играх. - Н.Новгород, 1994.
9.
Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – Москва, 2002.
10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика». –
Москва, 1992.
11. Липсиц И.В. Раскрывая тайны экономики. – Москва, 1994.
12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1978.
13. Романова Н.И. Экономическая игротека. – Москва, 1997.
14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. - С.-Петербург, 2001.
15. Смоленцева А.А. Экономическое воспитание дошкольника: Методиче-
ские рекомендации. - Н.Новгород, 1999.
16. Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких
детей. - Н.Новгород, 1999.
17. Успенский Э. Бизнес крокодила Гена. – Москва, 1994.
18. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспита-
ние?// Дошкольное воспитание. – 1989, №1. – 1994, №8.
19. Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика: Программа. – Москва, 1996.
20. Шатова А.Д. Формирование экономических знаний у дошкольников в
игре. – Москва, 1996.
21. Шатова А.Д. Некоторые аспекты методики экономического воспита-
ния дошкольников// Дошкольное воспитание : традиции и современность. –
Москва, 1996, вып. 3
22. Шатова А.Д. Деньги. – Москва, 2003.
23. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. – Москва,
1992, выпуск 1.
24. Я познаю мир. Экономика. – Москва, 1996.
5