Напоминание

"Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам игровой деятельности"


Автор: Татаринкова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с № 12
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с миром экономической действительности дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Знакомство с миром экономической действительности дошколь-

ников с общим недоразвитием речи посредствам игровой деятельности»

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из

сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специаль-

ных исследований в дошкольной педагогике.

Работая с дошкольниками, стало очевидно, что экономическая инфор-

мация, которой овладевают дети самостоятельно, на житейском, часто иска-

женном уровне, обязательно требует объяснений, вмешательства взрослого.

Дошкольник

познает,

прежде

всего,

азы

семейной

экономики,

поскольку

именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действи-

тельности, получает о ней первые представления.

Именно поэтому проблема формирования экономических представле-

ний актуальна для дошкольной педагогики и психологии. Современная соци-

ально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для

нравственного развития подрастающего поколения.

В настоящее время возникли новые ценности, прежние утратились, по-

иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит

в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совер-

шенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и

сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Он и очень

счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономиче-

ским воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую

информацию об экономике из окружающего мира, но она остается лишь ин-

формацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для

использования.

«Экономическая жизнь общества, в котором мы живем, многообразна.

Приобщение детей к миру экономической действительности, ставит своей

задачей не охватить все ее стороны, а более глубоко рассмотреть лишь те ее

аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребенка»,

советует автор

учебно-методического пособия Шатова А.Д. [23, 4]. Работая с детьми, мы ви-

дим, что многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений,

особенно те, которые вызывают у ребенка животрепещущий интерес. К при-

меру – деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена; поче-

му трудно и невозможно купить сразу все, что хочется.

По утверждению А.Д.Шатовой, воспитать ребенка социально-адапти-

рованной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно

близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить бла-

га детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто [23,3]. Нам,

педагогам, понятно, что потребуется много усилий для этого не только от

воспитателей, но и от родителей, от всех воспитывающих ребенка взрослых.

Очевидно, что в условиях низкого уровня общей и экономической

культуры общества, дефицита экономической грамотности, это может приве-

1

сти к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском воз-

расте.

Закономерно, что в последние десятилетия отечественная наука и прак-

тика обратилась к изучению роли экономики в формировании личности. Раз-

работаны теоретические основы, содержание, формы и методы экономиче-

ского образования и воспитания подрастающего поколения. Продолжается

исследование взаимосвязи экономического образования с другими сторонами

воспитания, в частности нравственным, трудовым и умственным

.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью

повышать уровень формирования экономических представлений у старших

дошкольников и недостаточно разработанной концепцией экономического

образования детей, начиная с дошкольного возраста.

Проблема экономического образования и воспитания стала предметом

исследования применительно к детям дошкольного возраста. Ведущая педа-

гогическая идея заключается в определении путей повышения эффективно-

сти процесса формирования экономических представлений через обогащение

различных видов деятельности экономическим содержанием, разработке пе-

дагогических условий, средств, форм и методов, способствующих формиро-

ванию представлений у старших дошкольников с ОНР.

Теоретико-методологической

основой являются

положения

и

идеи

научных трудов и программно-методических документов для дошкольных

учреждений. В классической педагогике идея экономического образования

рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с до-

школьного возраста, а в последнее десятилетие она изучается особенно ин-

тенсивно.

Особого внимания заслуживают авторская программа «Дошкольник и

… экономика» А.Д. Шатовой [19,195-199], её учебно-методическое пособие

«Экономическое воспитание дошкольников» [19,3-196]. В них раскрыта логи-

ка, доступная детям 5-6 лет содержания знаний, предоставлен ценный прак-

тический материал, адресованный широкому кругу читателей: воспитателям,

родителям, всем, кто интересуется новыми направлениями содержания совре-

менного образования.

Очень интересен в применении с детьми «цикл учебных ситуаций»

Е.А.

Курак

«Экономическое

воспитание

дошкольников»

[9,3-165]

Она

предлагает отказаться от традиционных занятий, а использовать в виде цик-

лов. Это автор объясняет особенностью возраста, отсутствием в дошкольном

возрасте реальной экономической действительности.

А.А. Смоленцева – автор пособия «Введение в мир экономики, или как

мы играем в экономику…» [14,168] предлагает оригинальную методику эко-

номического воспитания дошкольников, реализуемую через обогащение при-

вычных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам

возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер,

обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у

2

них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понят-

ными. Насыщение жизни дошкольника элементарными экономическими све-

дениями способствует развитию у них реального экономического мышления,

что делает этот процесс более осознанным и динамичным.

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно

повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрос-

лых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в слож-

нейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении

нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Суть

подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации спе-

циального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской де-

ятельности экономическим содержанием.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его

предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть об-

щечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим

формам поведения; формирование у детей доступных экономических поня-

тий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предо-

ставляется детям для счастливого детства. Воспитание уважения к тем, кто

проявляет заботу о них.

Новизна состоит также в разработке технологии формирования эконо-

мических представлений у старших дошкольников с ОНР через обогащение

разнообразных видов деятельности экономическим содержанием, в комбина-

ции элементов известных методик и технологий..

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мыш-

ление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было вы-

строить в игровой форме.

Роль воспитателя в формировании экономических представлений труд-

на и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономиче-

ских знаний и сил.

От педагога требуется во-первых: осторожность, учет возрастных осо-

бенностей дошкольников, а также обязательное условие – проявление творче-

ства и изобретательности; во-вторых: педагог, работая с детьми должен чётко

представлять: какие цели мы ставим перед детьми по экономическому воспи-

танию; что за задачи нам предстоит решать, какими методами и приемами мы

будем пользоваться,- и конечно же предвидеть конечный результат.

Мы считаем, что доминирующим фактором по экономическому воспи-

танию является общение педагога с ребенком, их совместная деятельность.

Работа воспитателя трудна требует постоянного пополнения собственных

экономических знаний, настойчивости и сил, а также способности пользо-

ваться властью, не проявляя авторитарности, создавать атмосферу подлинно-

го сотрудничества и партнерских отношений.

Процесс формирования экономических представлений у детей целесо-

образно реализовать через различные формы его организации. Их разнообра-

зие позволяет проявлять нам творчество, индивидуальность, сделать процесс

3

познания экономики интересным, доступным. Поэтому приоритет в своей ра-

боте отдаем играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга, раз-

влечениям, КВН.

Игра – основная форма обучения, через неё ребёнок осваивает и по-

знаёт мир.

В дидактических играх - уточняются и закрепляются представления де-

тей о мире экономических явлений, о терминах.

Комплексно-тематические занятия, одна из форм познавательно- игро-

вой деятельности. На них экономическим содержанием обогащаются занятия

по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.

Развлечения, вечера досуга. Это и весёлая игра, и серьёзная работа, тре-

бующая и внимания и сосредоточенности.

Для успешного усвоения экономических знаний в работе с детьми ис-

пользуем самые разнообразные методы, приемы и средства обучения: чтение

художественной литературы с экономическим содержанием, пословицы, по-

говорки, решение проблемных ситуаций, логических и арифметических за-

дач, задач шуток и другие.

Знакомство с миром экономики не только приближает ребенка к реаль-

ной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует у

него деловые качества личности, умения правильно ориентироваться в раз-

личных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а зна-

чит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам

возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер,

обеспечить максимальную активность детей. Обучать детей основам эконо-

мической культуры необходимо, чтобы не упустить колоссальный потенциал

в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответ-

ственный, активный образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего

времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических зна-

ний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.

Библиографический список

1.

Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у

детей старшего дошкольного возраста. – Челябинск, 1999.

2.

Галущенская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старосте у

детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 1998.

3.

Дробышева Т.В. Я, моя семья и общество, в котором мы живем. (про-

грамма). Москва, 2001.

4.

Емельянова Г.М. Детский экономический словарь. – Москва, 1997.

5.

Казакова Н.В. Мы любим рекламу// Обруч. – 1999, №1.

6.

Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. – Москва, 1994.

7.

Кларина Л.М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. – Москва, 1995.

4

8.

Котюсова М.И. Экономика в сказках и играх. - Н.Новгород, 1994.

9.

Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – Москва, 2002.

10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика». –

Москва, 1992.

11. Липсиц И.В. Раскрывая тайны экономики. – Москва, 1994.

12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1978.

13. Романова Н.И. Экономическая игротека. – Москва, 1997.

14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. - С.-Петербург, 2001.

15. Смоленцева А.А. Экономическое воспитание дошкольника: Методиче-

ские рекомендации. - Н.Новгород, 1999.

16. Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких

детей. - Н.Новгород, 1999.

17. Успенский Э. Бизнес крокодила Гена. – Москва, 1994.

18. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспита-

ние?// Дошкольное воспитание. – 1989, №1. – 1994, №8.

19. Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика: Программа. – Москва, 1996.

20. Шатова А.Д. Формирование экономических знаний у дошкольников в

игре. – Москва, 1996.

21. Шатова А.Д. Некоторые аспекты методики экономического воспита-

ния дошкольников// Дошкольное воспитание : традиции и современность. –

Москва, 1996, вып. 3

22. Шатова А.Д. Деньги. – Москва, 2003.

23. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. – Москва,

1992, выпуск 1.

24. Я познаю мир. Экономика. – Москва, 1996.

5



В раздел образования