Напоминание

Методика изучения Demi plie и crand plie


Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ 9
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: Методика изучения Demi plie и crand plie
Тема: Методика изучения Demi plie и crand plie
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика изучения demi plié и grand plié

PLIE (плие) - в переводе с французского означает сгибание, складывание. На занятиях

классического танца переводят термин как приседание. Plie бывает двух видов: demi

plie -полуприседание и grand plie - полное приседание.

Цель

упражнения

развитие

эластичности

суставно-связочного

аппарата

и

«выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение

способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере —

demi plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание, но не раньше, чем

будет хорошо усвоено demi plie.

Plie присуще всем танцевальным движениям, ему нужно уделить совершенно особое

внимание при исполнении экзерсиса.

Demi plie выполняется на I, II, III, V, IV позициях

Музыкальное сопровождение – 2 такта 4/4, 1 такт 4/4.

Demi

plie

в первом классе начинают изучать, стоя лицом к палке.

IV

позиция

изучается позже, вместе с demi plie держась за палку одной рукой.

Исходное положение – I позиция

раз – и, два – и – при предельно выворотном верхе ног, начинается полуприседание.

Плавно сгибаются колени голеностоп. Обе стопы, пятки плотно прижаты к полу. Demi

plie выполняется выворотно, «завал» на большой палец недопустим. Колени, сгибаясь,

раскрываются к носкам стоп. Голова en face. Корпус прямой, подтянутый. Плечи

раскрыты, опущены. Плечи и бедра ровные. Центр тяжести корпуса равномерно

распределен на оде ноги. При исполнении движения demi

plie

лицом к палке,

положение рук на палке остается как при изучении постановки корпуса. При

исполнении движения за одну руку рука, лежащая на палке, находится в положении,

описанном при изучении постановки корпуса за одну руку. Свободная рука держится

во II позиции. Голову можно оставить en face или повернуть к руке, открытой на II

позицию

три – и, четыре – и – возвращение из demi plie исполняется плавно до полного

вытягивания колен (ног) в исходное положение.

Сначала движение исполняется раздельно по четыре раза в каждой позиции на такт

4/4, затем подряд во всех позициях не более двух раз к каждой, исключая III позицию.

Переход из позиции в позицию осуществляется при помощи battement tendu. Следить,

чтобы центр тяжести корпуса равномерно распределялся на обе ноги, обе ноги,

особенно во II

и I

позициях. Характер музыкального сопровождения плавный.

Движение demi plie исполняется с правой и с левой ноги держась одной рукой за

станок. Перед началом свободная рука выполняет preparation I полугодие I такт 4/4, II

полугодие I такт 2/4.

При изучении plie необходимо соблюдать следующие правила:

распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни, т. е.

не налегая на переднюю часть ступни, что мы часто замечаем у учащихся, имеющих

природный икс (генувальгум).

Изучают plie, как весь экзерсис, у палки, держась за нее одной рукой.

1. Сначала нужно тщательно изучить demi plie, которое исполняют, не поднимая пятки

от пола. За этим надо внимательно следить, так как именно удерживание пятки на полу

развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Не следует приступать к

изучению plie непосредственно за demi plie, нужно закрепить его развитие путем

упражнений battements tendus на I и V позициях с demi plie.

2. Как при demi plie, так и при большом plie чрезвычайно важно усиленно открывать

колени, т. е. соблюдать полную выворотность всей ноги, причем особенно надо

следить за верхней частью от бедра до колена. Колено сгибается всегда по

направлению к носку.

3. Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie. Когда

дальше уже невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола не сразу

толчком, а поднять их мягко и постепенно. Долго задерживать пятки поднятыми от

пола нельзя; начиная подниматься, следует опустить пятки без всякой задержки.

4. На II позиции пятки не поднимаются от пола, поскольку в таком положении можно

присесть глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной ступни —

такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их гибкости. Но при

этом plie отнюдь не следует выпячивать ягодицы, так как это дает неправильную

форму движению и не вырабатывает достаточной выворотности бедра, которая должна

достигаться этим plie.

5. Достигнув крайней точки plie при опускании вниз, не следует задерживаться на ней

ни одной секунды, а немедленно начать выпрямляться. Оставаясь “сидеть” на plie, вы

не только не вырабатываете энергии мускулов, пружинистости всей ноги, а, наоборот,

даже приобретаете вялость этих рычагов прыжка, что танцовщицы называют

“посадить себя на ноги”.

6. Опускание до крайней точки plie длится столько же времени, сколько и поднимание,

и

происходит

равномерно.

Когда

plie

делается

на

середине

зала,

к

нему

присоединяются следующие движения рук: перед тем как начать делать plie, открыть

руки на II позицию, по общему правилу, через подготовительное положение и I

позицию. Начиная plie, кисти чуть вскинуть и опускать руки вниз. Когда plie доходит

до своей предельной точки, руки сходятся внизу.

Поднимаясь, открывать руки через I на II позицию так же равномерно, как двигаются

ноги, нигде не передерживая и не спеша.

Demi plie на IV позиции и plie на V позиции

Когда уже имеется представление об epaulement, croise и efface, тогда вводится IV

позиция, руки принимают следующую форму: если правая нога впереди, то левая рука

на I позиции, а правая — на II. С другой ноги — другая рука, также противоположная

ноге (рис. 5). В каком бы повороте ни находился корпус (т. е. croise или efface), руки

нужно оставлять в указанном положении на все время plie. Впоследствии, при умении

владеть

руками,

можно

делать

plie

и

с

port

de

bras.

Методика изучения grand plie

Grand plie (большое приседание) на первом году обучения также изучается лицом к

станку.

Музыкальный размер 4/4. Исходное положение первая позиция рук, руки лежат на

станке на уровне плеч, локти опущены. Корпус подтянут. Колени вытянуты. Голова

прямо.

Grand

plie

продолжает demi

plie, выполняется с полным сгибанием колена и

голеностопа.

Первый такт: 2/4

(раз-и-два-и)-начинаем

делать

приседание

через

demi

plie,

сохраняя

правила

исполнения demi plie.

(три-и-четыре-и)- до предела вниз, но не “садиться” на пятки, они минимально

отделены от пола.

Второй такт:

(раз-и-два-и)- не задерживаясь внизу, ноги начинают медленно вытягиваться, усиливая

выворотность ног, пятки ставятся на пол как можно раньше, образуя demi plie.

(три-и-четыре-и)-ноги вытягиваются в исходную позицию.

Так же проучивается grand plie по V, IV позициям, по II позиции пятки от пола не

отрываются, бедренные части ног образуют прямую горизонтальную линию. При

приседании по IV тяжесть корпуса необходимо распределить равномерно на обе ноги.

Важно музыкальное исполнение grand plie: один такт вниз, один такт наверх.

Далее, plie разучивается за одну руку. Для этого делается preparation рукой. При grand

plie в конечной точке работающая рука находится в подготовительном положении.

Нужно следить при исполнении движения:

тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы без завала на большой

палец;

корпус сохраняет вертикальное положение, мышцы спины подтянуты;

голова сопровождает кисть рабочей руки;

движение руки плавное, неразрывно связанное с движением ног, начинается и

заканчивается одновременно с началом и окончанием grand plie;

плечи держим ровно;

Освоив движение plie у станка, можно начать его изучение на середине зала en face.

Позже по IV, V позициям исполняется epaulement на croise и efface.



В раздел образования