Напоминание

Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио и фортепиано на начальном этапе


Авторы: Вахрушева Ирина Михайловна, Свинина Алла Борисовна
Должность: преподаватель сольфеджио, преподаватель фортепиано
Учебное заведение: КУДО УР "Республиканская детская школа искусств"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Ижевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио и фортепиано на начальном этапе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Удмуртской Республики

Казенное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики

Республиканская детская школа искусств

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ФОРТЕПИАНО НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

(Межпредметные связи. Точки соприкосновения. Теоретический и

практический опыт в работе с сельскими детьми)

авторы: Вахрушева Ирина Михайловна, преподаватель сольфеджио

Свинина Алла Борисовна, преподаватель фортепиано.

Ижевск 2023

Предметы

Сольфеджио

и

Фортепиано

являются

практическими

дисциплинами и направлены на развитие музыкальных способностей

учащихся ДШИ,

вырабатывая определенную систему знаний, умений и

навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Для

создания данной системы знаний перед преподавателями этих дисциплин

встает задача — распределять теоретический и практический материал таким

образом, чтобы то, что изучается на сольфеджио, закреплялось и на уроках

фортепиано и наоборот. Рассмотрим, как такая работа по объединению

теории и практики может осуществляться при обучении по дополнительным

предпрофессиональным программам «Народные инструменты», «Духовые и

ударные инструменты», «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5(6)

лет.

В некоторых школах искусств, а это как правило сельские школы, срок

обучения

по

дополнительным

предпрофессиональным

программам

минимальный - 5 (6) лет. Дети приходят в школу в возрасте 10-11 лет,

достаточно «поздно» для профессионального музыкального образования, и

после 5-6 летнего периода обучения могут поступить в средние специальные

учебные заведения. Поэтому данные реалии ставят перед педагогическим

коллективом

не

простую

цель:

-

в

предельно

короткий

срок

дать

обучающимся

максимальные

знания,

умения

и

навыки

в

области

музыкального искусства и решить встающие перед преподавателями задачи:

воспитать у детей любовь к искусству и раскрыть творческий потенциал

каждого ученика; подготовить их к освоению образовательных программ

среднего

профессионального

образования;

сформировать

аудиторию

культурного

слушателя,

способного

к

восприятию

и

критическому

осмыслению искусства; воспитать и развить у обучающихся личностные

качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные

ценности разных народов; воспитать творчески мобильную личность,

умеющую находить соответствующее своим профессиональным качествам

место в быстро меняющемся мире.

Эта большая, интересная педагогическая и творческая работа заставляет

обращаться к различным педагогическим технологиям, которые предлагает

современное образование, и искать новые методы работы с обучающимися.

Опыт показывает, что только взаимодействие всех учебных предметов в

образовательных программах может дать полноценный результат работы.

Предмет сольфеджио является важнейшей дисциплиной в системе

слухового

воспитания

молодых

музыкантов.

Он

ведется

на

основе

замечательных традиций, идущих из музыкальной педагогики двадцатого

века. Изучение данного предмета основано на нескольких разделах. Один из

них — это развитие музыкального слуха,

который включает в себя и

мелодический, и гармонический, и ритмический.

Предмет Фортепиано изучают обучающиеся всех специальностей, как

дополнительный

инструмент.

Перед

преподавателями

Сольфеджио

и

Фортепиано возникает нелегкая задача: за 5-6 лет развить музыкальный слух

любого ребенка, пришедшего в детскую школу искусств.

На начальном этапе развития юных музыкантов перед преподавателями

Сольфеджио и Фортепиано из большого разнообразия задач, встают две

общие:

первая

-

распределить

теоретический

материал

так,

чтобы

обучающиеся,

получая

сведения

по

теории

на

уроках

Сольфеджио,

закрепляли их на уроках Фортепиано; вторая - скорректировать работу по

развитию музыкального слуха ученика.

Если в работе по изучению теоретических знаний проблем, как правило

нет, то развить музыкальный слух любого ребенка, пришедшего в ДШИ –

задача

нелегкая,

требующая

индивидуального

подхода

к

каждому

и

совместной работы преподавателей Сольфеджио и Фортепиано.

Комплексный

подход

к

обучению

на

современном

уровне

предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности:

музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения,

эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Проблема

заключается в том, что в первый класс (а это дети из сельской местности в

возрасте 10-11 лет) приходят учащиеся с разной степенью музыкальности,

т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим

слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х или 3-х звуках, у

некоторых сразу проявляется гармонический слух, они без труда определяют

созвучия из 2-3-4 звуков, а повторить мелодию точно и чисто не получается.

Поэтому на первом этапе обучения важным моментом является как

можно более раннее погружение ребенка в мир звуковых образов и

представлений. Фортепиано, как ни один другой инструмент, может помочь в

решении этой задачи. Фортепиано с его разнообразием звуковой палитры

поможет ребенку, еще не умеющему играть, не владеющему нотной

грамотой, подбирать разнообразные звуковые образы, например, сочиняя

музыкальные сказки в разных регистрах. Процесс развития музыкального

слуха будет идти быстрее и успешнее в том случае, когда подбор по слуху

мелодии, первые музыкальные сочинения будут идти параллельно на уроке

Сольфеджио и Фортепиано.

Теоретические

сведения,

полученные

на

уроках

Сольфеджио,

позволяют

ребёнку

быстро

и

качественно

разбирать

нотный

текст

фортепианных произведений на начальном этапе работы, а впоследствии,

легко запоминать наизусть. Вокально-интонационные навыки помогают в

работе над качеством звукоизвлечения и грамотным интонированием

мелодии, а развитие ритмического, мелодического и гармонического слуха

является важнейшей из задач профессионального становления

любого

музыканта.

Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов. В

нашей же ситуации развитие музыкального слуха должно произойти в

максимально короткие сроки, так как дети приходят в школу в более позднем

возрасте, чем их сверстники, которые пришли на обучение в 6-7 летнем

возрасте.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов: звуковысотный,

мелодический,

полифонический,

гармонический,

тембро-динамический,

внутренний и т.д.

Все они поддаются развитию и воспитанию в процессе обучения детей в

музыкальной школе. Конечно, эффективность обучения может проявиться

только

при

комплексном

развитии.

Тем

не

менее,

о

каждом

виде

музыкального слуха можно говорить в отдельности. Рассмотрим одну

сторону, которая является чрезвычайно важной в воспитании юного

музыканта - развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического,

ритмического) на уроках Сольфеджио и Фортепиано.

Мелодический слух

Сольфеджио для юных музыкантов начинается с выработки вокально-

интонационных навыков, поэтому музыка воспринимается только на слух, и

дети поют различные песенки, выученные с преподавателем. Это, прежде

всего небольшие песенки-попевки, построенные сначала на одном звуке,

затем на двух, трех и т. д. Одновременно с разучиванием этих попевок идет

работа над пониманием ладовых соотношений между ступенями (в первую

очередь идет развитие ладового слуха, устойчивых и неустойчивых ступеней,

мажор и минор). Начинается работа с V ступени (Андрей-воробей), затем

подключается III ступень (Два кота), следующая попевка включает в себя V

III VI ступени (Лепешки, Юлька), I II III (У кота-воркота), затем V III VI I

(Ребятишки, Сенокос), далее песенки, построенные на тоническом трезвучии

(Снегопад, Зима), далее песенки, построенные на движении мелодии по

гамме (Считалочка, Лесенка). Упражнения — «Дойти до тоники» (Где обедал

воробей? Что ты хочешь кошечка? Вопрос — ответ) дают возможность

научить детей ощущать устойчивость и доводить мелодию до логического

завершения.

Узнавание

песенок

по

ручным

знакам,

показанным

преподавателем развивает внутренний слух — пропевание «про себя» по

ступеням.

На данном этапе работа не останавливается только на интонировании. Важно

научить детей запоминать мелодии и уметь подбирать их по слуху от разных

клавиш, даже не зная нот. Постепенно дети осваивают ноты на нотном стане,

на клавиатуре и учатся сольфеджировать по нотам мелодии из учебника

(Сольфеджио 1-2 класс, авторы Баева и Зебряк). Играя

или подбирая

мелодию любой песенки на фортепиано, ученик должен её петь и добиваться

того, чтобы его голос точно повторял мелодию и сливался со звуком

фортепиано. В этом случае ребёнок усваивает мелодию, может петь ее на

разной высоте, прочно ее запоминает, осваивает клавиатуру, и понимает, что

неправильно взятая клавиша не совпадает с пропетой мелодией. Необходимо

найти правильные соседние клавиши, тем самым идет подготовка к

восприятию тона и полутона. В дальнейшем навык подбора по слуху

усложняется транспонированием мелодий в разные тональности, на разные

интервалы,

подбором

аккомпанемента

к

выученным

мелодиям

или

диктантам.

Такая же работа происходит и на уроках фортепиано. Это дает возможность

обучающимся лучше и быстрее усвоить пройденный материал. Поэтому

помимо пианистических задач, преподаватель по фортепиано отслеживает

требования по программе сольфеджио каждого из своих учеников и согласует

их с индивидуальными программами по фортепиано. Так же на уроках

фортепиано, особенно при начальном разборе произведений, ученики

рассказывают о новых темах, пройденных на уроках сольфеджио.

Главной

задачей,

стоящей

перед

преподавателем

фортепиано

становится задача научить ребенка думать «музыкальным языком», выражая

свои чувства и эмоции через мелодию, исполняемую на инструменте,

слышать и анализировать полученный в итоге результат. На начальном этапе

обучения, когда юные музыканты учатся слышать музыку, работа идет без

нот так же, как и на уроках сольфеджио. Для этого ученики придумывают

музыкальные сказки с разнообразными героями. Каждый юный музыкант

заводит свой альбом для рисования, в котором сначала рисует, а потом

пробует, используя регистровые краски, создать сказочные образы на

музыкальном инструменте. Данная работа учит ребенка уже на начальном

этапе обучения воплощать через музыку свои фантазии и свои эмоции. С

освоением нотной грамоты ученики начинают записывать свои сочинения и

обмениваться ими друг с другом. Слушая и анализируя свои сочинения и

сочинения своих товарищей, юные музыканты не только получают первые

слуховые впечатления, но и получают мотивацию к освоению нотной

грамоты и новых теоретических знаний.

Параллельно с этой работой ученики начинают играть первые

музыкальные

песенки-попевки,

выученные

на

уроках

сольфеджио

и

дополнительно предложенные преподавателем фортепиано. В работе над

подбором простейших песенок используется схема освоения ладовых

соотношений между ступенями, предлагаемых преподавателем сольфеджио.

Таким образом, ученик уже на начальном этапе работы понимает и

закрепляет первый пройденный теоретический материал.

Последующее

освоение на уроках сольфеджио теоретического

материала

(интервалов,

трезвучий),

подбор

аккомпанемента,

транспонирование также параллельно включается

в работу ученика

преподавателем фортепиано. Ученик должен понимать, что знания и навыки,

освоенные на уроках сольфеджио, помогут ему в работе по изучению других

предметов.

Когда ребенок переходит к следующему этапу игры по нотам,

тщательно подбирается репертуар, последовательно знакомящий ученика с

ладовыми соотношениями между ступенями в тональности музыкального

произведения. И при разборе каждого произведения происходит его анализ.

По каким ступеням строится мелодия, как это соотношение отражается на

характере звучания музыки. Такая работа приучает учащихся видеть текст не

«хаотичными»

нотами, никак не связанными друг с другом, а создает

определенную нотную схему, упорядоченную и четко выстроенную. Умение

видеть и слышать такие нотные схемы позволяет учащимся успешно и

быстро разбирать нотные тексты. Этот навык, полученный в первом классе,

впоследствии очень помогает учащимся средних и старших классов в их

работе над произведениями, значительно сокращая время разбора текста

новых пьес.

Такая

же

аналитическая

деятельность

на

уроках

сольфеджио

происходит во время интонирования мелодий и написания музыкального

диктанта, которые являются формами развития мелодического слуха. Уже с

первых уроков дети подбирают мелодии на слух, анализируют направление

мелодии тех песенок-попевок, которые поют, а после того, как выучат ноты -

начинают записывать мелодии в тетрадь. На этом этапе ученики уже умеют

правильно записывать ритм, организовывать длительности в доли и

правильно записывать ноты. На протяжении всего первого года обучения

каждый музыкальный диктант тщательно анализируется для того, чтобы у

детей выработался алгоритм написания мелодии. Обязательным условием

после написания диктанта является выучивание его наизусть и игра в разных

тональностях.

Для

учащихся

первого

класса

выстраивается

порядок

изучения

тональностей и игра гамм, исходя из их освоения на уроках сольфеджио.

Изучение тональностей и игра гамм на уроках фортепиано проходит на

начальном этапе в игровой форме. Гаммы играются в одну октаву в блоке по

аппликатурным принципам – сначала мажорные гаммы с одинаковой

аппликатурой от белых клавиш, затем к ним добавляются одноименные

минорные и т. д. На уроках сольфеджио при игре гамм также обращается

внимание на правильную аппликатуру, а интонирование гаммы является

определенным достижением в развитии мелодического слуха.

Ритмический слух

Для развития ритмического слуха используются средства музыкальной

выразительности метр, ритм, темп, которые требуют продолжительного

времени для их восприятия и закрепления.

Одной из важных задач на начальном этапе развития музыкального

слуха является необходимость показать детям, что мерой в музыке является

доля. Для объяснения доли и равномерности долей вводится понятие

«пульсация». Нужно научить детей чувствовать равномерное движение в

музыке, то есть метрическую пульсацию, смену долей. Затем научить детей

ощущать сильную и слабую доли и порядок их чередования. Обязательным

условием является проговаривание ритма ритмо-слогами тех мелодий, которые

разучиваются,

подбираются

на

фортепиано

или

записывается

ритм

стихотворения. Для этого, уже с первых уроков, при записи ритмических

рисунков обращается внимание на распределение длительностей по долям и

тактам, укладываем доли в «люльки». Когда понятие «доля» прочно вошла в

обиход, детьми легко осваивается любой размер.

Это помогает и в разборе пьес по фортепиано. Развитие ритмического

слуха,

понятия

метра

и

ритма

-

важная

составляющая

развития

профессионального пианиста. Умение правильно ритмически разбирать

нотный

текст,

понимать

и

слышать

ритмическую

структуру

любого

произведения закладывается уже с первых уроков

игры на фортепиано.

Поэтому уже на начальном этапе с ребенком проводится работа по развитию

его правильного отношения к метроритмическим особенностям того или иного

произведения.

Знакомство

с

простейшими

ритмическими

рисунками

начинается в игровой форме и идет параллельно с теоретическим материалом,

получаемым на сольфеджио. Работая в пьесах с метроритмом, ученик должен

научиться связывать ритмическую составляющую пьесы с её музыкальным

содержанием,

понимая,

почему

композитор

использует

именно

такой

ритмический рисунок. Например, этюд для начальных классов, как правило,

пишется в одном ритмическом рисунке, так как требует проработки

определенных «технических» приемов, джазовая

пьеса – это другой,

соответствующий стилю произведения ритм, старинная музыка – третий и т. д.

Разбирая каждое музыкальное произведение важно помочь ученику не

только разобрать ритмический рисунок произведения, но и показать, как легко

его запомнить, увидев в каждом произведении свои ритмические особенности

и

ритмические

повторения.

Такая

кропотливая

работа

по

развитию

ритмического слуха ребенка впоследствии даст ему возможность легко

преодолевать

любые

«ритмические»

трудности

в

более

сложных

музыкальных произведениях.

Гармонический слух

Гармонический слух развивается с первого класса обучения в детской

музыкальной школе, так как дети уже с первых уроков могут услышать,

сколько звучит звуков одновременно: один, два или три, также для них не

составляет труда отличить мажорное трезвучие от минорного, хотя бы по

окраске аккорда.

Для развития гармонического слуха полезно слушать аккорды, как от звука,

так и в тональности, начиная с первого класса.

На начальном этапе большая работа ведется с простыми интервалами,

главными трезвучиями лада, интонированием их как мелодически, так и

гармонически, одновременно по два или три звука. В период знакомства с

простыми интервалами ученики рисуют картинки-карточки на интервалы,

придумывают музыкальные попевки и образы, которые помогают им

запоминать название интервалов, отличать их друг от друга на слух. Кроме

этого, сочиняют сказки, в которых главными героями становятся интервалы и

аккорды.

Начиная со второго класса обязательным разделом в интонационных

упражнениях

является

пение

двухголосных

примеров

парами

или

с

инструментом, проигрывая один из голосов на фортепиано, а другой исполняя

голосом.

В состав интонационных упражнений входят не только пение гамм

разными способами, но и многообразные формы работы с интервалами,

аккордами, интервальными и аккордовыми последовательностями.

Раннее освоение на уроках сольфеджио трезвучий (T,

S,

D) дает

возможность

преподавателю

фортепиано

сделать

разбор

музыкальных

произведений

более

качественным,

так

как

не

секрет,

что

часто

теоретический материал, освоенный на уроках фортепиано, идет впереди

программ по сольфеджио. Увиденные в нотном тексте и одновременно

услышанные на слух гармонические цепочки трезвучий, помогают не только

сформировать правильный подход к анализу и качественному разбору

нотного текста, а впоследствии, и запоминанию текста наизусть, но, прежде

всего, помочь в создании музыкальных образов.

Развитие гармонического слуха начинается уже с первых минут

знакомства с новым произведением по фортепиано. Ученику предлагается

проанализировать

тональность,

в

которой

написана

пьеса,

сделать

гармонический план. Расписываются все знакомые трезвучия, пройденные

на уроках сольфеджио и фортепиано, а если их нет, то подбирается

аккомпанемент из главных трезвучий к мелодии. Если в аккомпанементе

используются интервалы, то они «заполняются» нотами, превращающими их

в трезвучия. Также ученик должен увидеть, как движется мелодия пьесы, и

какие основные трезвучия она обыгрывает.

Важную роль в развитии музыкального слуха занимает чтение нот с

листа.

К концу первого года обучения на уроках сольфеджио дети уже могут

свободно и без затруднений «прочитать» мелодию с листа. Они научились

интонировать гаммы, уже есть понимание поступенного движения мелодии

вверх или вниз,

умеют петь интервалы вверх или вниз, знают, как

интонировать скачки на разные простые интервалы на разных ступенях,

понимают как правильно спеть движение мелодии по звукам трезвучий.

Так же и на уроках фортепиано. Когда произведения становятся

сложнее и требуют более длительной по времени проработки, а также работы

над другими пианистическими задачами, работа над развитием музыкального

слуха ученика продолжается в произведениях, которые он читает с листа.

Еженедельно ученику дается задание прочитать с листа

5 – 7 новых

простейших пьес, в которых он должен увидеть схему гармонического

строения и ритмических особенностей.

Таким образом,

в современной музыкальной школе много внимания

уделяется тому, чтобы «завлечь» ребенка в мир музыки. Для этого

необходимо

использование

новых

технических

средств,

таких

как

интерактивная доска, компьютер, видеопроектор и многое другое. На ряду с

этим, необходимо пользоваться такими подходами в обучении, которые

позволяют дать детям практические представления, знания, умения и навыки,

стараться научить детей заниматься, выполнять самостоятельную работу

ежедневно и систематически.

Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио и

фортепиано является их увлекательность, в основе которой лежит связь

музыки с жизнью. Когда учитель и ученик доверяют друг другу, вместе

находят пути соприкосновения с творчеством, тогда и рождается музыка.

Развитие музыкального слуха способствует развитию творческих навыков,

что

немаловажно.

После

окончания

школы

теоретические

понятия

забываются, а вот навыки пения, подбора по слуху и импровизации

(сочинения) остаются на всю жизнь.

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что развитие

музыкального слуха учащихся – это важнейший пласт работы, как самого

ученика, так и его преподавателей. И только во взаимосвязи всех учебных

предметов эта работа может быть успешной и принести отличный результат,

который позволит ученику в последствии успешно продолжить образование в

музыкальном колледже.



В раздел образования