Напоминание

"Познай себя"


Автор: Будаева Туяна Жаргаловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом творчества "Форус" Советского района г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, УЛАН-УДЭ
Наименование материала: Проект
Тема: "Познай себя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации города Улан – Удэ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан – Удэ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»

___________Т.В. Кушнарёва

«________»___________2021 г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая проект - программа

по профилактике негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни

«Познай себя»

для обучающихся общеобразовательных школ

социально - педагогического направления

Возрастная категория 13-14 лет

Срок реализации программы -1 год

Составитель:

Будаева Туяна Жаргаловна,

социальный педагог

Улан-Удэ, 2021г.

Пояснительная записка

.

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и

воспитательных

учреждений

в

решении

жизненных

проблем

ребёнка.

Любое

государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со

множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно

выделить основные группы проблем:

проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в

семье;

проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей,

проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и

подростков в социальной среде;

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в связи с

чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и

содействовать их разрешению.

Основной целью является социализация подростков через систему внешкольных

мероприятий;

организация

свободного

досуга;

объединение

усилий

социальных

институтов для предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений среди

несовершеннолетних. Данное направление становится актуальным так как растет

количество семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и как следствие детей. К

этой категории относятся дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных

семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, питание и

занятость, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к

росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений несовершеннолетних

показывают, что в основном они совершаются во внеурочное время. Поэтому наиболее

логичным решением данной проблемы видится необходимость вовлечения таких детей в

дополнительное образование. Создание условий, которые не провоцируют отклонение в

поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и

интересно и где он может проявить свои способности в разных сферах. Именно с этой

целью была разработана данная программа. Данная рабочая программа разработана на

основе следующих законодательно-нормативных документов:

Конституция Российской Федерации;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный

Закон

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних»;

гражданское, семейное, трудовое право;

Устав МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства

РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3.172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений

дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки России о 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к

программам дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. №

1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

I.

1.Основные характеристики программы:

Образовательная, общеразвивающая программа-проект социально-педагогической

направленности «Познай себя». Данная программа проект является инновацией в сфере

профилактики так как разработана в сотрудничестве с Администрацией г. Улан-Удэ,

КДНиЗП Советского района г.Улан-Удэ и школами Советского района г.Улан-Удэ и

направлена на стопроцентное вовлечение подучетных детей, учащихся школ Советского

района в досуговую деятельность дополнительного образования представленную МАУ

ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ».

1.2 Актуальность:

Данное направление становится актуальным, так как растет количество семей

оказавшихся в трудной жизненной ситуации и как следствие детей. К этой категории

относятся дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, бюджет

которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они,

как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди

подростков. Анализ правонарушений несовершеннолетних показывают, что в основном

они совершаются во внеурочное время. Поэтому наиболее логичным решением данной

проблемы ведется необходимость вовлечения таких детей в дополнительное образование.

Создание условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют

безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно и где он может

проявить свои способности в разных сферах. Именно с этой целью была разработана

данная программа. Преимущество данной программы-проекта заключается в том, что дети

(школьники) не покидая школьных стен в течение 2 часов 1 раз в неделю находясь под

контролем руководства школы и педагогов дополнительного образования, вовлечены в

дополнительное

образование,

им

обеспечивается

возможность

заниматься

в

благоприятных условиях.

1.3. Особенностью данной программы проекта дополнительного образования является

то, что дети, состоящие на различных видах профилактического учета, совместно со

своим

привычным

коллективом,

классом

будут

вовлечены

в

деятельность

дополнительного образования и могут определится в дальнейшем со сферой своей

занятости.

Программа педагогически целесообразна,

так как способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда

удаётся рассмотреть на уроке в школе, развитию у детей интереса к различным видам

деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом

деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного

взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт

большой воспитательный эффект.

1.4. Педагогическая целесообразность -

создание

условий

для

социализации

и

адаптации детей, состоящих на различных видах профилактического учета.

1.5. Цель программы: формировать у детей желание занимать свое свободное время

полезными

общественными

делами,

привить

навыки

здорового

образа

жизни.

Способствовать становлению личности, правильной культуры поведения.

1.6. Задачи программы:

организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на

вовлечение обучающихся в досуговые и профориентационные мероприятия;

предупреждение правонарушений среди подростков и профилактика здорового

образа жизни;

содействие в формировании активной жизненной позиции;

содействие физическому развитию, оздоровлению обучающихся;

1.7. Возраст учащихся:

Программа предназначена для работы с детьми среднего

школьного возраста 13-14 лет, в том числе для детей, состоящих на различных видах

профилактического учета.

1.8. Формы проведения занятия(мероприятия): групповые.

2. Объем программы проекта:

2.1. Объем программы– 1 год (36ч.);

2.2. Срок реализации программы–1 год;

2.3. Режим занятий: 1 раз в 2 недели по 2 ч., продолжительностью 45 мин./час для групп

30 человек.

3. Этапы реализации

О

рганизационный этап:

Выявление несовершеннолетних склонных к правонарушениям и состоящих на различных

видах профилактического учета и вовлечение их в деятельность МАУ ДО «Дом

творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ».

Составление планов работы и разработка сценариев мероприятий для обучающихся.

Практический этап:

Организация спортивных и общественно-полезных, профилактических мероприятий во

внеурочное время.

3.1. Организационный

- разработка мероприятий по вовлечению детей, состоящих на различных видах

профилактического учета;

- вовлечение детей состоящих на профилактических видах учета в деятельность

объединения «Познай себя»

- определение оптимальных педагогических методов работы с детьми, состоящими на

различных видах профилактического учета;

- определение игровых методов.

3.2. Воспитательный

- формирование у детей, состоящих на различных видах профилактического учета чувства

самореализации своих положительных качеств в полезное русло;

- формирование навыков самостоятельности и самоопределения своего творческого и

спортивного потенциала;

3.3. Контрольный

-

выявление

динамики

вовлечения

детей,

состоящих

на

различных

видах

профилактического учета в дополнительное образование.

4. Ожидаемые результаты

Увеличение количества детей, вовлеченных в дополнительное образование в том числе

и стопроцентное вовлечение подучетных детей. Социализация и активная общественная

позиция, творческое самоопределение, потребность в самообразовании и активной

творческой деятельности.

5. Формы подведения итогов реализации программы

-беседа;

-вопросно-ответная форма;

-мониторинг;

Учебно-тематический план

«Мероприятия, направленные на патриотическое, нравственное воспитание»

Целью данного мероприятия является формирование у подростков патриотических

чувств, воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к

воинам-защитникам, нашим землякам. Основной задачей данного мероприятия является

максимальное вовлечение обучающихся состоящих на профилактических видах учета,

формирование у данной категории обучающихся желания заниматься, профилактика

негативных явлений среди обучающихся и пропаганда ЗОЖ:

- урок мужества (февраль);

- квест-игра «Юные защитники Отечества» (февраль);

- викторина, приуроченная ко Дню космонавтики (апрель);

-

викторина «Знаменательные даты ВОВ» (май);

- беседа «Дорогие сердцу люди…» ко дню пожилого человека (октябрь);

«Мероприятия, направленные на пропаганду здорового и экологичного образа

жизни»

Основной задачей данного мероприятия является максимальное вовлечение обучающихся

состоящих на профилактических видах учета, формирование у данной категории

обучающихся желания к регулярным занятиям спортом, профилактика негативных

явлений среди обучающихся и пропаганда ЗОЖ:

-

викторина по экологии «Сохраним нашу планету» (сентябрь);

- брейн-ринг «Мы за здоровый образ жизни» (ноябрь);

- физкультминутки для ребят (март);

«Мероприятия, направленные безопасность и развитие личностных качеств»

Основной целью данного мероприятия является формирование у детей знаний о правилах

безопасного поведения (на улице, в быту, в природе, в общественных местах и тд.) в том

числе и информационная безопасность и психологичсекая, приобретение навыков

здорового способа жизни, навыков общения и коммуникабельности. Воспитание у детей

чувства самосохранения и самостоятельности:

- квест-игра на знание ПДД (сентябрь);

- мероприятие, направленное на командообразование «Мы команда» (РДШ) (сентябрь);

- профилактическая беседа по правилам безопасности «Осторожно, гололед! (ноябрь);

- профилактическая беседа по правилам безопасности в каникулярное время и

праздничные дни. Комендантский час (декабрь);

- мероприятие, направленное на сплочение (РДШ) (декабрь);

- профилактическая беседа приуроченная к международному дню без интернета «Мое

свободное время…» (январь);

- квест-игра на знание правил пожарной и антитеррористической безопасности (март);

- развлекательное игровое мероприятие, приуроченное ко Дню смеха (апрель);

- тренинг, направленный на личностный рост подростков (май);

В обучении по проекту используются следующие технологии: игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные.

Основные методы, используемые при реализации программы: практический(игровой);

словесный (инструктаж,

беседы, разъяснения); формирования сознания личности,

стимулирования поведения и деятельности.

Взаимодействие с родителями

- совместное заполнение документации с родителями;

- совместное проведение родительских собраний совместно с классными руководителями

для информирования о предоставлении услуг дополнительного образования.

- приглашение родительской общественности на мероприятия;

Методическое обеспечение проекта «Познай себя»:

- ДООП реализуемые в ДТСР «Форус»;

- разработки занятий, бесед, игр;

- мониторинг;

-

методические

рекомендации

по

планированию

и

проведению

мероприятия

с

обучающимися разных возрастных групп, составление планов работы.

Список использованной литературы.

1.

Алемаскин,

М.

А.

Особенности

воспитательной

работы

с

педагогически

запущенными детьми [Текст] / М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.

2.

Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1998.

3.

Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст]: хрестоматия/

Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.

4.

Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников

[Текст] / С. А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1999.

5.

Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф.

Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев: Наукова думка, 1989.

6.

Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. Гамезо. – М., 1984.

7.

Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. – М.: Новая

школа, 1998.

8.

Интернет источники.



В раздел образования