Автор: Будаева Туяна Жаргаловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом творчества "Форус" Советского района г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, УЛАН-УДЭ
Наименование материала: Проект
Тема: "Познай себя"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации города Улан – Удэ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан – Удэ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»
___________Т.В. Кушнарёва
«________»___________2021 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая проект - программа
по профилактике негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни
«Познай себя»
для обучающихся общеобразовательных школ
социально - педагогического направления
Возрастная категория 13-14 лет
Срок реализации программы -1 год
Составитель:
Будаева Туяна Жаргаловна,
социальный педагог
Улан-Удэ, 2021г.
Пояснительная записка
.
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и
воспитательных
учреждений
в
решении
жизненных
проблем
ребёнка.
Любое
государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со
множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно
выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в
семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей,
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и
подростков в социальной среде;
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в связи с
чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и
содействовать их разрешению.
Основной целью является социализация подростков через систему внешкольных
мероприятий;
организация
свободного
досуга;
объединение
усилий
социальных
институтов для предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних. Данное направление становится актуальным так как растет
количество семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и как следствие детей. К
этой категории относятся дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных
семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, питание и
занятость, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к
росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений несовершеннолетних
показывают, что в основном они совершаются во внеурочное время. Поэтому наиболее
логичным решением данной проблемы видится необходимость вовлечения таких детей в
дополнительное образование. Создание условий, которые не провоцируют отклонение в
поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и
интересно и где он может проявить свои способности в разных сферах. Именно с этой
целью была разработана данная программа. Данная рабочая программа разработана на
основе следующих законодательно-нормативных документов:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный
Закон
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних»;
гражданское, семейное, трудовое право;
Устав МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3.172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России о 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. №
1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
I.
1.Основные характеристики программы:
Образовательная, общеразвивающая программа-проект социально-педагогической
направленности «Познай себя». Данная программа проект является инновацией в сфере
профилактики так как разработана в сотрудничестве с Администрацией г. Улан-Удэ,
КДНиЗП Советского района г.Улан-Удэ и школами Советского района г.Улан-Удэ и
направлена на стопроцентное вовлечение подучетных детей, учащихся школ Советского
района в досуговую деятельность дополнительного образования представленную МАУ
ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ».
1.2 Актуальность:
Данное направление становится актуальным, так как растет количество семей
оказавшихся в трудной жизненной ситуации и как следствие детей. К этой категории
относятся дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, бюджет
которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они,
как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди
подростков. Анализ правонарушений несовершеннолетних показывают, что в основном
они совершаются во внеурочное время. Поэтому наиболее логичным решением данной
проблемы ведется необходимость вовлечения таких детей в дополнительное образование.
Создание условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют
безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно и где он может
проявить свои способности в разных сферах. Именно с этой целью была разработана
данная программа. Преимущество данной программы-проекта заключается в том, что дети
(школьники) не покидая школьных стен в течение 2 часов 1 раз в неделю находясь под
контролем руководства школы и педагогов дополнительного образования, вовлечены в
дополнительное
образование,
им
обеспечивается
возможность
заниматься
в
благоприятных условиях.
1.3. Особенностью данной программы проекта дополнительного образования является
то, что дети, состоящие на различных видах профилактического учета, совместно со
своим
привычным
коллективом,
классом
будут
вовлечены
в
деятельность
дополнительного образования и могут определится в дальнейшем со сферой своей
занятости.
Программа педагогически целесообразна,
так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке в школе, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт
большой воспитательный эффект.
1.4. Педагогическая целесообразность -
создание
условий
для
социализации
и
адаптации детей, состоящих на различных видах профилактического учета.
1.5. Цель программы: формировать у детей желание занимать свое свободное время
полезными
общественными
делами,
привить
навыки
здорового
образа
жизни.
Способствовать становлению личности, правильной культуры поведения.
1.6. Задачи программы:
•
организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на
вовлечение обучающихся в досуговые и профориентационные мероприятия;
•
предупреждение правонарушений среди подростков и профилактика здорового
образа жизни;
•
содействие в формировании активной жизненной позиции;
•
содействие физическому развитию, оздоровлению обучающихся;
1.7. Возраст учащихся:
Программа предназначена для работы с детьми среднего
школьного возраста 13-14 лет, в том числе для детей, состоящих на различных видах
профилактического учета.
1.8. Формы проведения занятия(мероприятия): групповые.
2. Объем программы проекта:
2.1. Объем программы– 1 год (36ч.);
2.2. Срок реализации программы–1 год;
2.3. Режим занятий: 1 раз в 2 недели по 2 ч., продолжительностью 45 мин./час для групп
30 человек.
3. Этапы реализации
О
рганизационный этап:
Выявление несовершеннолетних склонных к правонарушениям и состоящих на различных
видах профилактического учета и вовлечение их в деятельность МАУ ДО «Дом
творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ».
Составление планов работы и разработка сценариев мероприятий для обучающихся.
Практический этап:
Организация спортивных и общественно-полезных, профилактических мероприятий во
внеурочное время.
3.1. Организационный
- разработка мероприятий по вовлечению детей, состоящих на различных видах
профилактического учета;
- вовлечение детей состоящих на профилактических видах учета в деятельность
объединения «Познай себя»
- определение оптимальных педагогических методов работы с детьми, состоящими на
различных видах профилактического учета;
- определение игровых методов.
3.2. Воспитательный
- формирование у детей, состоящих на различных видах профилактического учета чувства
самореализации своих положительных качеств в полезное русло;
- формирование навыков самостоятельности и самоопределения своего творческого и
спортивного потенциала;
3.3. Контрольный
-
выявление
динамики
вовлечения
детей,
состоящих
на
различных
видах
профилактического учета в дополнительное образование.
4. Ожидаемые результаты
Увеличение количества детей, вовлеченных в дополнительное образование в том числе
и стопроцентное вовлечение подучетных детей. Социализация и активная общественная
позиция, творческое самоопределение, потребность в самообразовании и активной
творческой деятельности.
5. Формы подведения итогов реализации программы
-беседа;
-вопросно-ответная форма;
-мониторинг;
Учебно-тематический план
«Мероприятия, направленные на патриотическое, нравственное воспитание»
Целью данного мероприятия является формирование у подростков патриотических
чувств, воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к
воинам-защитникам, нашим землякам. Основной задачей данного мероприятия является
максимальное вовлечение обучающихся состоящих на профилактических видах учета,
формирование у данной категории обучающихся желания заниматься, профилактика
негативных явлений среди обучающихся и пропаганда ЗОЖ:
- урок мужества (февраль);
- квест-игра «Юные защитники Отечества» (февраль);
- викторина, приуроченная ко Дню космонавтики (апрель);
-
викторина «Знаменательные даты ВОВ» (май);
- беседа «Дорогие сердцу люди…» ко дню пожилого человека (октябрь);
«Мероприятия, направленные на пропаганду здорового и экологичного образа
жизни»
Основной задачей данного мероприятия является максимальное вовлечение обучающихся
состоящих на профилактических видах учета, формирование у данной категории
обучающихся желания к регулярным занятиям спортом, профилактика негативных
явлений среди обучающихся и пропаганда ЗОЖ:
-
викторина по экологии «Сохраним нашу планету» (сентябрь);
- брейн-ринг «Мы за здоровый образ жизни» (ноябрь);
- физкультминутки для ребят (март);
«Мероприятия, направленные безопасность и развитие личностных качеств»
Основной целью данного мероприятия является формирование у детей знаний о правилах
безопасного поведения (на улице, в быту, в природе, в общественных местах и тд.) в том
числе и информационная безопасность и психологичсекая, приобретение навыков
здорового способа жизни, навыков общения и коммуникабельности. Воспитание у детей
чувства самосохранения и самостоятельности:
- квест-игра на знание ПДД (сентябрь);
- мероприятие, направленное на командообразование «Мы команда» (РДШ) (сентябрь);
- профилактическая беседа по правилам безопасности «Осторожно, гололед! (ноябрь);
- профилактическая беседа по правилам безопасности в каникулярное время и
праздничные дни. Комендантский час (декабрь);
- мероприятие, направленное на сплочение (РДШ) (декабрь);
- профилактическая беседа приуроченная к международному дню без интернета «Мое
свободное время…» (январь);
- квест-игра на знание правил пожарной и антитеррористической безопасности (март);
- развлекательное игровое мероприятие, приуроченное ко Дню смеха (апрель);
- тренинг, направленный на личностный рост подростков (май);
В обучении по проекту используются следующие технологии: игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные.
Основные методы, используемые при реализации программы: практический(игровой);
словесный (инструктаж,
беседы, разъяснения); формирования сознания личности,
стимулирования поведения и деятельности.
Взаимодействие с родителями
- совместное заполнение документации с родителями;
- совместное проведение родительских собраний совместно с классными руководителями
для информирования о предоставлении услуг дополнительного образования.
- приглашение родительской общественности на мероприятия;
Методическое обеспечение проекта «Познай себя»:
- ДООП реализуемые в ДТСР «Форус»;
- разработки занятий, бесед, игр;
- мониторинг;
-
методические
рекомендации
по
планированию
и
проведению
мероприятия
с
обучающимися разных возрастных групп, составление планов работы.
Список использованной литературы.
1.
Алемаскин,
М.
А.
Особенности
воспитательной
работы
с
педагогически
запущенными детьми [Текст] / М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.
2.
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1998.
3.
Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст]: хрестоматия/
Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.
4.
Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников
[Текст] / С. А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1999.
5.
Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф.
Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев: Наукова думка, 1989.
6.
Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. Гамезо. – М., 1984.
7.
Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. – М.: Новая
школа, 1998.
8.
Интернет источники.