Напоминание

"Основные этапы подготовки учащихся к публичному выступлению"


Автор: Оксана Александровна Милькова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Г.И. Бабко, Россия
Населённый пункт: Кирово-Чепецк, Кировская обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные этапы подготовки учащихся к публичному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные этапы подготовки учащихся к публичному выступлению

В этой работе я хочу поделиться с коллегами о решении такой важной педагогической задачи, как

подготовка учащихся к публичному выступлению.

Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДМШ и ДШИ. В нашей

школе искусств реализуются различные образовательные программы, контроль успеваемости

учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления

в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т.д.

Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более

точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает

исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и

эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий,

оживляется внеклассная деятельность детей, их активное участие в творческой жизни школы,

развивается вкус к исполнительству.

С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим

искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению в котором

надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о

том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и

внимательно. А Первый концерт – это особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен

пройти удачно и оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и

для ребенка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление обычно проходит н в

небольшом классном мероприятии. Праздничную атмосферу помогает создать заранее

подготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил ее в

своем портфолио. Перед началом концерта представить детей, поздравить их, пожелать успехов.

Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей дома отметить это событие. Все это

создает приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой.

Крупные мероприятия в нашей школе проходят в концертном зале, где стоит рояль. Если ученику

предстоит выступать в зале, то полезно сводить его туда на экскурсию, посмотреть, как там

красиво, какой красивый рояль и послушать, какой красивый у него звук. После этого ребенок

старается лучше заниматься, чтобы подготовиться к предстоящему концерту. Как правило малыши

хотят играть на сцене. Но есть робкие, закрытые дети, и в них это желание приходится

подогревать. Хорошим стимулом для выступления у ребенка является интерес к музыке

родителей.

Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся

является ансамблевое исполнительство, которое значительно украшает и разнообразит

концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой

их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное

волнение исполнителей, и приносят большее удовлетворение от совместной творческой работы, с

едиными художественными задачами, общим порывом.

Для первых выступлений лучше выбирать более легкие произведения, чем те, которые изучаются

в классе. В этом случае «запас прочности» будет способствовать большей уверенности

исполнения. Безусловно, пьеса должна примерно за месяц до концерта выучена и доведена до

эстрадной готовности, затем тщательно отрепетирована.

Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества выученных

произведений, но и от психологической подготовки к общению со слушателем.

Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в

процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое

испытывают большинство учащихся. Поэтому многие исполнители нуждаются в коррекции

сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь в коленях, неспособность

сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются

основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного

подхода, анализа проявлений этих явлений.

Причиной детской тревожности , панического страха, волнения и эмоционального захлестывания

на сцене , являются слишком высокие требования со стороны родителей, страх перед высоким

уровнем жюри, боязнь получить низкий балл, опасение услышать критическое мнение со стороны

комиссии, мысль о провале, боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами.

Большинство психологов и практиков сходятся к тому, что впервые волнение дает о себе знать

возрасте 10_- 12 лет, у кого- то раньше, у кого- то позже. Эстрадное волнение имеет возрастные

особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности

и требовательности к себе.

Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст,

не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н. А. Римского-Корсакова о том, что

степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки). Поэтому произведение должно

быть выучено не на 100%. а на150%. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса

полностью готова. Само ощущение чистой совести исполнителя принесет ему уверенности в себе

и наоборот.

Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово

примерно за месяц до выступления и могло «отлежаться». Кроме того, полную свободу его

исполнения на эстраде можно достичь только после нескольких выступлений. Поэтому нужно

организовать ученику повторные выступления перед разными аудиториями. Большие перерывы

между выступлениями также могут стать еще одной причиной сильного эстрадного волнения. Чем

чаще ученик выходит на сцену, тем больше у него исполнительский опыт, тем меньше он страдает

от вредных форм сценического волнения.

Как бы ни было хорошо выучено произведение. Желательно застраховаться от случайных

ошибок, которые могут появиться во время выступления. Можно предложить несколько приемов.

Например: 1. Предложить сыграть произведение закрытыми глазами в медленном или среднем

темпе, с крепким туше с установкой на безошибочную игру. Следует проследить, чтобы нигде не

возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2. Чтобы уметь сконцентрировать внимание - предлагается Игра с отвлекающими факторами.

Включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.

3. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большего учащения пульса и начинать

программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его

поможет данное упражнение, а выявленные ошибки затем устраняем на уроке тщательным

проигрыванием программы в медленном темпе.

4. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям,

5. «игра» без инструмента.

6. медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно

представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён

в памяти, а не только в пальцах.

Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание

исполняемого произведения.

Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности. шероховатости. В

конце концов немудрено где-то и пассаж «смазать» или зацепить не ту ноту. Необходимо

воспитать у исполнителя умение забыть любой промах во время исполнения, иначе из-за

незначительной помарки можно провалить все выступление. Во время выступления нельзя что-то

исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен

продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения

слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика простит несколько фальшивых

нот. В связи с этим можно привести примеры из истории. Например, игра А. Г. Рубинштейна в его

поздние годы была не лишена некоторых шероховатостей, но от этого не уменьшалась огромная

сила ее художественного воздействия на публику.

Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на

эстраде растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не

гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки рекомендуется создать имитацию концертной

обстановки, например, поиграть перед своими товарищами и т.п. Полезна игра перед

воображаемой публикой. При повторных проигрываниях негативное волнение заметно

уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми еще нужно

поработать до концерта в классе.

Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать

произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие

его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с

произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они

снижают уровень музыкальности исполнения. Лучше играть несложные произведения правильно

и хорошо, чем посредственно играть трудные. Интересная по содержанию и понравившаяся

пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Во время исполнения таких произведений,

ученик спокоен, сосредоточен на музыкальном содержании произведения, испытывает

удовлетворение и потребность в публичных выступлениях.

Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся

является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украшает

концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой

их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное

волнение исполнителей, и приносят большее удовлетворение от совместной творческой работы, с

едиными художественными задачами, общим порывом.

Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на

эстраде растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не

гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки - рекомендуется создать имитацию концертной

обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, и т.п. Полезна игра перед

воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях, негативное влияние

волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над

которыми ещё до концерта надо поработать в классе.

Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся

условиям, способствуют формированию их сценической уверенности. Зал, сцена, другая акустика,

освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это

создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том,

чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Сначала поиграть

отдельные места, попробовать другие темпы, чтобы приспособиться к инструменту. Перед

проигрыванием целиком должна быть установка на единичное исполнение, пусть ученик

почувствует свободу и ответственность. Не следует играть программу два раза подряд, т.к второе

проигрывание лучше первого, и создаст неверное представление о готовности.

Выход на сцену – важный ритуал. Нужно спокойно не торопясь выйти, поклониться, поправить,

если нужно стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу м мысленно проиграть начало

пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После выступления еще раз поклониться,

поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия

уменьшают успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения.

Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от

ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до

выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.

Большую роль в восприятии слушателями исполняемой пьесы играют его внешний вид, манера

держаться на сцене до, во время и после игры. Иногда бывает, что излишние жесты, гримасы

очень отвлекают и не соответствуют исполняемой музыки. Чтобы звуковой образ соответствовал

движениям и ощущениям рук, можно использовать записи выступления на видео и совместным

просмотром и обсуждением того, что можно увидеть как бы со стороны.

Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Лучше не менять привычный

режим дня. Заниматься ненамного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим

полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего

репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению

беспокойного состояния и растрате нервной энергии. Желательно утром, в день концерта,

проиграть всю программу целиком один раз. в сдержанном темпе и в средней звучности, не в

полную силу. Перед выступлением полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части,

целостное исполнение лучше оставить до выступления.

Ожидая своего выхода на сцену, не стоит тратить время на посторонние разговоры, это

рассеивает внимание и сбивает настрой перед выступлением. Ничем не поможет

сконцентрироваться и нервное хождение из угла в угол. Перед выходом на сцену спокойно

посидеть в удобной, слегка расслабленной позе, тренируя таким образом свою волю и выдержку,

сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять

мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму,

появляется спокойствие.

Можно съесть несколько кусочков сахара. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности»

рук, а вот использование успокоительных средств, обрекает ученика на неэмоциональную, вялую

игру.

Перед выступлением нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему

сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и

переключиться на творческие задачи.

Основной аспект психологического настроя артиста - вхождение в образ. К. С. Станиславский

утверждал, что необходимо весь день жить в данной роли». Пианисты, чаще всего легко

находятся в образах концертной программы, в течении всего дня. Важен момент перед началом

выступления, необходима особая выдержка и концентрация, чтобы заново погрузиться в образы и

войти в состояние особой приподнятости. Возбуждение перед выходом на сцену не всегда бывает

негативным. Опытные исполнители способны направлять свое волнение в нужное русло, оно

переходит в полезное возбуждение, которое повышает выносливость и устойчивость, обостряет

чувства, открывает ранее неизвестные способности. Таким образом найти границу между

паническим страхом и сценическим волнением – главная задача каждого начинающего

музыканта.

Психологи советуют при сильном волнении применять прием, называемый «маской

спокойствия». Нет ничего проще, чем притвориться спокойным, со временем наигранность

отойдет на второй план, уверенность и спокойствие станут постоянными чертами характера.

Полезно использовать приемы самовнушения. Ни в коим случае не стоит признаваться в своем

волнении ни наставнику, ни близкому другу. Исполнитель не должен признаваться в своем

волнении даже самому себе, вместо этого всем нужно – «Я с нетерпением жду концерта».

Постепенно на место страха придет чувство уверенности в своих силах, уверенности в том,

что

предстоящий успех не случаен, это итог проделанной работы.

Самочувствие ученика перед выступлением в значительной степени зависят и от психического

состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость энтузиазм в сердца своих

учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом.

После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно

его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что

преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее

на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину,

извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей

умение целенаправленно работать.

Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам,

воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок.

Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать

стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать

внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях,

когда ученик играл успешно.

В каждом классе есть ученики, настроенные непременно на высокий результат. Это очень

прилежные дети с повышенным чувством ответственности, которое постепенно начинает их

тяготить, сковывать в эмоциональном плане. Таких детей надо отвлекать от этого состояния.

Хотелось бы заметить, что в музыкальную школу принимаются дети с различным уровнем

музыкальных способностей. Но нельзя допускать, чтобы менее способные страдали от своей

музыкальной ограниченности. Не стоит ожидать больших достижений от учеников, не

обладающих яркими способностями. Но мы обязаны поощрять их увлечённость музыкой, научить

их играть осмысленно, с пониманием характера, настроения исполняемой музыки, привить им

культуру звука, хороший художественный вкус, научить получать радость от общения с музыкой и

дарить эту радость другим. Радостное, свободное, непринуждённое исполнение – вот к чему надо

готовить всех учеников без исключения. В связи с этим очень важно проведение небольших

классных мероприятий, так как в них могут выступать все ученики, независимо от степени их

подвинутости.

Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с

публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с

чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является

огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Детские музыкальные

школы, вовлекая учащихся в концертное исполнительство, решают задачу их подготовки к

активной музыкальной деятельности в самых её различных формах, в том числе

профессиональной, музицированию в кругу родных, друзей, организации содержательного

досуга, участия в самодеятельности, формируют необходимые навыки и потребность в

музыкальном общении.

Литература:

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.

Маккиннон Л. Игра наизусть.

Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной игры.

Перельман Н. В классе рояля.

Петрушин В. Музыкальная психология. а

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.



В раздел образования