Автор: Третьякова Мария Владимировна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация летней занятости детей и подростков: коллективно-творческие дела (КТД) и социальное проектирование"
Раздел: дополнительное образование
Введение
С 2007 года на территории Нижегородской области реализуется
проект
«Дворовая
практика»,
направленный
на
организацию
содержательного, позитивного досуга школьников в летний период силами
студенческой молодежи. В Советском районе практически в каждом
микрорайоне имеются хорошо оборудованные мини– стадионы, что
благоприятствует организации занятости детей и подростков на свежем
воздухе в каникулярный период. Двор и клуб во дворе привлекают ребят
возможностью удовлетворить потребности, энергию и интересы. И здесь
очень
важно
профессионально
грамотно
направить
энергию
и
разностороннюю активность детей на интенсивную положительную
деятельность, развитие самостоятельности ребят. Микрорайон, двор –
места непрерывного педагогического влияния на детей и подростков,
особенно в летний период.
Коллективное творческое дело (КТД) и социальное проектирование
обладают
большим
потенциалом
как
средство
организации
летней
занятости детей и подростков в клубах по месту жительства.
Оба этих направления в полной мере отвечают особенностям
подросткового
возраста,
связанными
с
вхождением
в
общество
и
стремлением к межличностному общению.
Коллективное творческое дело (КТД) и социальное проектирование
позволяют
наполнить
социально
значимым
смыслом
совместную
деятельность воспитанников клуба. В ходе совместной деятельности
создаются условия для получения подростками позитивного опыта
взаимодействия со сверстниками в решении социально-значимых проблем,
пусть пока еще на уроне собственного клуба.
1.Методика и организация проведения коллективного творческого
дела (КТД)
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные
творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое
особое
место.
Эта
замечательная
методика,
технология,
прекрасно
учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и
юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого,
кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в
КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали
самые добрые чувства к своим товарищам.
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе
рождение
их
разнообразие,
и
периодичность
позволяет
учащимся
реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные
и творческие способности, социальное творчество. Данная система
предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении
и анализе коллективных дел.
В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову
выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их
описание.
Познавательные
дела.
Их
цель
–
развитие
у
школьников
познавательных
интересов,
заинтересованного
отношения
к
таким
сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок,
требуют своего раскрытия в коллективном поиске.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для
развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию
непознанного,
целеустремлённость,
наблюдательность
и
любознательность,
пытливость
ума,
творческое
воображение,
товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать
несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер –
путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых
мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс –
конференция.
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об
окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник
радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение
действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле
заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и
творчески.
В
трудовых
КТД
воспитанники
и
их
старшие
друзья
осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД
могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд,
сюрприз, подарок далёким друзьям.
Художественные
дела
позволяют
целенаправленно
развивать
художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают
желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и
отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД:
кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых
занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные
дела
развивают
у
воспитанников
гражданское
отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как
здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.
Можно
рекомендовать
следующие
КТД:
бой
неуловимых,
веселая
спортакиада,
космонавты
и
метеоры,
спартакиада
народных
игр.
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость,
находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм,
дисциплинированность.
Есть еще Экологические и Досуговые дела.
Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем
процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни
страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых
объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их
отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.
Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному
повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту
идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте –
уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У
каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание,
свой
набор
творческих
ролей.
Здесь
важен
замысел
коллективно
творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча
индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат
коллективными мыслями ребят.
Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас
всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием
разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети
нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения,
содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно
опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела,
творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в
том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и
анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных
группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения.
Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как
жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят
можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по
цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д.
Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по
одному
партнёру,
выбранные
назовут
следующих,
так
быстро
скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и
другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа –
главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая
мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями.
Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет
жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя
долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать
широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый
ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии,
т.е. создания чего-то нового.
Результатом такого творчества становятся написанные детьми или
взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи,
песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки
организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют
широкий спектр творческих работ прикладного характера.
Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же
публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто
перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают
ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений
относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность
каждого человека, на детское объединение, который является первичным
коллективом, так и на весь большой коллектив.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся
работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают
друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают
друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей
разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у
старших.
КТД
становятся
мощной
силой,
обеспечивают
широкую
внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой,
гарантированная
ситуация
успеха
высвобождает
добрые
чувства,
сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения и создания творческой общности
на
длительное
время,
создание
и
расширение
пространства,
способствующего развитию личности.
КТД дают возможность
ученику
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки;
формировать способности к рефлексии (анализу).
педагогу
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить классный коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности школьника;
развивать рефлексивные возможности.
Схема организации КТД
Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде
дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто,
реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает
их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.
Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет
состав участников КТД, делает его привлекательным.
Игра как средство воспитания выбрана не случайно. В процессе игры
требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит,
активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная,
естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается,
изучается окружающий мир, открывается просмотр для проявления своего
“Я”, личного творчества, активности, самопознания, самовыражения,
саморазвития.
Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы
межличностных отношений, партнёрства, дружбы, товарищества; игра –
это сильнейшее средство социализации.
Важнейшими воспитательными и развивающими функциями
игры являются:
социокультурное назначение игры;
функция самореализации ребёнка в игре;
коммуникативная;
диагностическая;
игротерапевтическая;
коррекционная;
развлекательная.
Предмет игры – наслаждение ее процессом, конечный результат –
реализация и развитие способностей, формирующих личность.
Организация КТД начинается с того, что образуется временная
инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и
насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает
цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами
коллектива по его подготовке.
Этапы КТД:
Старт КТД.
Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы… На
нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.
Промежуточный этап.
После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они
показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую
информацию, приобретают новые умения, знания, навыки.
Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных
журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель- накопление
знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по
душе. Изготовить поделку, принять участие в составлении проекта
заключительной игры, сшить костюмы, декорации. Попробовать себя в
качестве поэта, музыканта, оформителя…
Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, плакатов,
кроссвордов,
ребусов,
карт,
макетов,
литературных
произведений,
сочинений, поделок и много другого.
Заканчивается этап выставкой творческих работ, в которой может
принять
участие
каждый.
Работы
могут
быть
коллективные,
индивидуальные,
семейные,
единственное
условие,
чтобы
они
соответствовали теме КТД каждый самостоятельно выбирает форму и вид
творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере
деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты,
рекламные статьи, костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может
предложить и защитить свой проект.
Итоговое КТД.
Итогом любого КТД становятся театрализованные представления,
интеллектуальные,
развлекательные,
спортивные
игры,
литературные
гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д.
Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают
дипломы,
благодарственные
письма
за
лучший
сценарий,
лучшую
творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются
медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.
Анализ КТД.
После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из
важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с
запланированным.
Для
педагога
это
педагогическая
диагностика.
Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд,
просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что
делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у
тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.
Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые
занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не
“эксплуатировались” явные способности (например, умение рисовать –
позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли,
приобретая тем самым новые способности и умения.
Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их
периодичность
и
повторяемость
способствует
приобретению
положительных привычек, формированию характера, приобретению и
развитию способностей.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется
шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия
– предварительная работа коллектива.
На этой
стадии
руководитель
и
члены
коллектива
определяют
конкретные
воспитательные
задачи
данного
КТД,
намечают
свои
исходные
направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и
приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные
занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к
коллективному планированию.
Вторая стадия
– коллективное планирование.
Коллективное
планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных
объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в
результате вырабатывается мнение микроколлектива.
Третья стадия
– коллективная подготовка КТД.
Для подготовки и
проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в
который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение
действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для
следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект
КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие
руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и
начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия
– проведение КТД
. Руководитель коллектива и
другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят
о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в
них
проявляется
опыт,
примерный
и
накопленный
в
процессе
планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации
возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников,
которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны
для развития положительных и преодоления отрицательных личностных
качеств.
Пятая стадия
– коллективное подведение итогов КТД.
Подведение
итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать
письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на
размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось
осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
Шестая стадия
– стадия ближайшего последствия КТД.
На этой
стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно
реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов
проделанной работы.
Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать
связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих
действий.
Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие
роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно
творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и
придумки, интересно всем и каждому.
Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем
необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может
быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть
КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной
комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым
членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но
контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут
обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения,
интересы.
Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и
развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание,
что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами,
младшими
и
старшими
подростками
“облегчая”
или
усложняя
её
композицию, программу и содержание. КТД – сфера педагогического
изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели
встречаются элементы других КТД, которые её только обогащают. Есть
несколько условий успешного использования КТД
Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт
ребят, знания, умения и навыки.
Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней
–
участие
или
соучастие
ребёнка,
его
личное
самовыражение
и
самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл
себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД
– поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по
бумажке”.
Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору,
подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.
Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо
заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками
атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то
успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.
Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает
богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют
сообща, если они партнёры и друзья.
2.Основные этапы работы над социальным проектом
Социальное
проектирование
есть
способ
выражения
идеи
улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и
действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для
практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения
описываемой цели.
Социальный проект
– это модель предлагаемых изменений в
ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания
предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б)
графического
изображения
(чертежей,
схем
и
т.д.);
в)
числовых
показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых
действий.
Этап 1. Формирование группы
Мотивация
предполагаемых
участников
проекта.
Создание
коллективного портрета человека, обладающего качествами социально
ответственной личности, необходимого участникам проектирования.
Формирование команды (создать группу единомышленников, оценить
возможности и степень участия каждого члена группы). Формирование
корпоративной
культуры
(внутренние
правила,
обычаи,
ритуалы,
символика).
Упражнение
«Создание
коллективного
портрета
человека,
обладающего качествами социально ответственной личности».
Упражнение. 3 — 4 минуты.
Ведущий: Сейчас мы проведем упражнение, которое позволит создать
коллективный портрет человека, обладающего качествами социально
ответственной личности.
Задание: Разбиться по парам (по цвету карточек). В паре совместными
усилиями определить и записать маркером на стикер одно качество,
присущее современному социально активному человеку. Раздать стикеры,
маркеры. Договориться о времени (2 минуты). Интерактивное упражнение
начинается по звонку. Работа в парах. По истечении времени дается
задание наклеить стикер на добровольца. Ведущий зачитывает вслух
полученные качества социально ответственного человека. Вывод: все
имеем представление о том, какой он социально ответственный человек,
но, возможно, не все знаем о том, как эти качества воспитать и развивать.
Наше с вами определение в целом совпадает с определением, данным в
толковом словаре, которое гласит, что социальная ответственность —
неравнодушное, заинтересованное участие людей в деятельности по
разрешению социальных проблем.
Этап 2. Подготовка проекта
Шаг 1. Изучение общественного мнения
Изучить социальную ситуацию в микрорайоне. Провести социальный
опрос, анкетирование, изучения материалов печати, телевидения, встреча с
местными руководителями, специалистами. {3}. Составить подробный
отчет о проведенном исследовании.
Шаг 2. Формулировка актуальной социальной проблемы
Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении
которой
может
принять
участие
группа.
Определить
причину
её
существования. При выборе необходимо учитывать: важность проблемы
для
микрорайона,
масштабность
(какое
количество
жителей
заинтересовано в решении данной социальной проблемы).
Шаг 3. Изучение возможностей участия в проекте
Изучить возможности команды, которая непосредственно будет
заниматься реализацией проекта.
Шаг 4. Определение цели и задач социального проекта
Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая
является носителем данной социальной проблемы и на которую будет
направлен
социальный
проект.
Сформулировать
основную
цель
социального
проекта.
В
соответствии
с
определенной
целью
сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по
решению социальной проблемы.
Шаг 5. Составление плана работы
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели
и задач проекта. Установить время проведения как подготовительных, так и
основных мероприятий проекта. Определить ответственных за каждый
пункт плана.
Примерная схема план работы
№
Что сделать?
Когда?
Кто отвечает?
Ресурсы
1.
2.
Шаг 6. Составление рабочего графика
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график
в виде таблицы.
Понедельный график выполнения работ
Месяц _____________________ Год ______________
№
Неделя
Содержание работ
Выполнение
1.
2.
Шаг 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
Составить перечень обязанностей, необходимых для реализации
плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить
обязанности между членами команды.
При распределении обязанностей необходимо использовать принцип
добровольности,
т.е.
учитывать
желание
участника,
а
также
его
индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень
подготовленности.
Шаг 8. Определение ресурсов и источников их получения
Составить
перечень
необходимых
ресурсов
(материальных,
финансовых, людских, информационных). Определить необходимый объем
ресурсов. Составить список источников получения ресурсов.
Шаг 9. Составление бюджета
Определить источники поступления денежных средств и их объем.
Составить список предстоящих расходов. Определить разницу между
доходами и расходами.
Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно
документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится
отдельная бухгалтерская книга. Все израсходованные суммы должны быть
подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Шаг 10. Обучение членов команды
Разъяснить обязанности каждого участника проекта. Обучить членов
команды, работающих над реализацией проекта. Создание (обсуждение)
памятки участника проекта.
Советы и рекомендации участникам социального проекта:
Не берите работы больше, чем могли бы и хотели бы выполнить;
Работайте
в
тесном
сотрудничестве,
будьте
единым
коллективом,
помогайте друг другу;
Успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не
пренебрегайте им;
Не стремитесь к идеальному и безупречному результату;
Не опускайте руки при неудачах, ошибки и трудности - неизбежные
спутники любой деятельности, в том числе и проектной;
Не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните,
что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;
Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не
словами;
Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения;
Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не
увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;
Предварительно
разработанные
планы
можно
менять,
но
не
злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратится в череду постоянных
изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;
Помните о своих целях и ожидаемых результатах;
Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их;
Установите в своем коллективе атмосферу доброжелательности;
Не
забывайте
о
принципах
демократии,
лидеры
не
должны
превращаться в тиранов.
Шаг 11. Оформление проекта
Оформление проекта в виде словесного описания предполагаемых
действий, подбор наглядного материала, построение и размещение
диаграмм, графиков, таблиц, схем. Отбор и размещение фотографий,
составление каталога публикаций по проблеме, числовых показателей и
расчетов, необходимых для осуществления проекта. Составление слайд-
презентации, создание видеоролика и др.
Шаг 12. Формирование общественного мнения
Познакомить
общественность
с
основными
целями,
идеями
и
содержанием
социального
проекта.
Методы:
оформление
плакатов,
листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными
жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов,
экспертов,
работников
государственных учреждений и
организаций.
Презентация проекта на выставках, конкурсах, фестивалях.
Этап 3. Реализация проекта
Шаг 1. Поиск партнеров по реализации проекта
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в
реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых
партнерах.
Установление
адресов,
телефонов,
предполагаемой
даты
переговоров.
Возможные
деловые
партнеры:
органы
власти,
общественные
объединения,
предприятия,
связанные
с
решаемой
проблемой,
образовательные учреждения, благотворители, спонсоры и грантодатели.
Шаг 2. Проведение официальных переговоров
Составить план предстоящей встречи, определить предмет договора,
подбор аргументов, убеждающих партнёра в важности проекта.
Встреча с деловыми партнёрами. Определение долевого участия
каждого партнера в реализации проекта.
Заключить устный или письменный договор о сотрудничестве.
Шаг 3. Получение необходимых ресурсов
Своевременно получить необходимые ресурсы. Организовать учет
ресурсов.
Шаг 4. Проведение плановых мероприятий
Реализация намеченной программы действий.
Шаг 5. Оценка и контроль выполнения плана
Отчёт участников группы о ходе реализации проекта.
Шаг 6. Корректировка хода реализации проекта
Изменить план по итогам оценки и контроля плановых мероприятий.
Этап 4. Итоги работы над проектом
Шаг 1. Анализ результатов работы над проектом
Подвести
итоги
выполнения
поставленных
задач.
Соотнести
результаты с поставленной целью, оценить степень ее достижения (в
процентах).
Анкета участникам проекта
Цель: Подвести итог выполнения проекта. Соотнести результаты с
поставленной целью
Достигнута ли, на ваш взгляд, цель проекта?
Каковы положительные и отрицательные стороны проекта? (Что
получилось? Что не получилось? Почему?)
Какой была атмосфера проведения социального проекта?
Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат
работы?
Чему научились в ходе реализации проекта?
Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального
проекта была более успешной?
Отметить вклад каждого участника проекта в его реализацию.
Составить отчет команды о работе над социальной проблемой.
Шаг 2. Информирование общественности о результатах работы
Проинформировать
с
помощью
прессы
общественность
и
государственные органы о результатах реализации проекта. Собрать
материалы для средств массовой информации, посвященные проекту
(репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.) Распространение
официального пресс-релиза, посвященного проекту.
Шаг 3. Закрытие проекта
Предоставление финансовой отчетности благотворителям, спонсорам
и грантодателям, а также (если потребуется) государственным органам.
Прекращение действия договоров.
Список литературы
1.
Антонюк
Г.А.
Социальное
проектирование
(некоторые
методологические аспекты). Минск, 1978.
2.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург:
Изд-во Деловая книга, 1996.
3.
Мальковская
Т.Н.
Социальная
активность
старшеклассников:
(педагогическая наука - реформе школы). - М., 1988.
4.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. - М.:
МПА, 1993. - 58
5.
Организация
профильного
обучения.
Учебно-методическое
пособие
/
Авторы-составители
С.В.
Кривых,
Г.Н.Шорникова.
В.М.
Жураковская. Часть 2. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. - 213с.
6.
Прутченков А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и
реализации социального проекта. «Граждановедение» № 41, 1999 г., №№ 4,
5, 6, 49, 2000 г., № 6, 7, 2001.
7.
Симоненко
В.Д.,
Жураковская
В.М.
Творческие
проекты
старшеклассников.- г. Брянск: Издательство БГПУ, 1998. - 232 с.
8.
Ядов
В.А.
Социологическое
исследование:
Методология.
Программа. Методы. - М.: Изд-во Самарский университет, 1995. - 239 с.