Напоминание

Программа организации индивидуального обучения учащейся ДПП в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету «Специальность. Аккордеон»


Автор: Радостева Валентина Геннадьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Г. Кукуевицкого"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Разработка программы
Тема: Программа организации индивидуального обучения учащейся ДПП в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету «Специальность. Аккордеон»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого

Программа организации индивидуального обучения

учащейся ДПП в области музыкального искусства

«Народные инструменты» Сагадеевой Камилы

по учебному предмету «Специальность. Аккордеон»

Выполнила:

Радостева Валентина Геннадьевна

преподаватель по классу баяна (аккордеона)

МБУ ДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

г. Сургут

Пояснительная записка

Проблема развития детской одаренности в настоящее время становится все более

актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В

Концепции

общенациональной

системы

выявления

и

развития

молодых

талантов

говорится: «Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих

глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию

молодых талантов, … - необходимый элемент модернизации экономики России».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет

одну их главных задач совершенствования системы образования.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при

прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие

проявления. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в

постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со

временем

теряется,

так

как

человек

перестает

ею

пользоваться».

Характерными

особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память,

необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более

высокая скорость мышления.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с

общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образует

музыкальную одаренность.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в детской школе

искусств позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования —

выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

В рамках данной работы автор попытался выделить некоторые концептуальные

подходы к построению работы с одаренными детьми:

1. Системный подход в развитии способностей ребёнка;

2. Поддержка и развитие самостоятельности в обучении;

3. Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения

содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими

детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных

способов деятельности;

4. Наличие и свободное использование разнообразных источников и способов

получения информации (в том числе через компьютерные сети);

5. Обучение детей умению оценивать результаты своей работы с помощью

содержательных критериев, формирование у них навыков публичного обсуждения и

отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

6. Создание условий для развития самопознания, понимания индивидуальных

особенностей других людей;

7. Включение элементов индивидуализированной психологической поддержки и

помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

В работе с этой категорией учащихся необходимо руководствоваться важнейшим

принципом индивидуализации обучения, с учетом которого и построена данная программа.

В

рамках

индивидуальной

работы

с

одаренным

учащимся

составляется

индивидуальный план и подбирается индивидуальная программа обучения. Одаренный

учащийся получает дополнительный учебный материал, который предоставляет ему

большие возможности развития, более сложное содержание, направленное на увеличение

знаний в конкретной области и на развитие определенных навыков и умений.

Данная программа направлена на индивидуальное обучение учащегося с высоким

уровнем музыкальных способностей, по учебному предмету «Специальность» (аккордеон).

Программа ориентирована на:

развитие

творческих

способностей

учащегося

в

условиях

индивидуального

обучения;

обновление и обогащение репертуара;

интенсификацию педагогического процесса;

подготовку учащегося к профессиональному обучению в сфере искусства.

Необходимо также отметить, что наряду с урочной деятельностью, развитию

одаренного учащегося способствует его участие в различных внеурочных мероприятиях:

творческих

отчетах,

концертно-просветительских

мероприятиях,

отделенческих

и

школьных концертах, конкурсах и фестивалях разного уровня.

Основная часть

Содержание программы

1.

Цели и задачи программы.

2.

Срок реализации и объем учебного времени.

3.

Формы и методы организации учебного процесса.

4.

Содержание учебного предмета. Годовые требования по классам

5.

Требования к уровню подготовки обучающегося.

6.

Формы и методы контроля, система оценок.

7.

Методическое обеспечение учебного процесса.

8.

Списки рекомендуемой литературы

Программа организации индивидуального обучения учащегося ДПП в области

музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность.

Аккордеон» (далее по тексту – программа) разработана на основе Примерной программы

по учебному

предмету ПО.01.УП.01. «Специальность. Аккордеон», рекомендованной

Министерством культуры РФ, разработчик - М.В. Власова, преподаватель Колледжа им.

Гнесиных Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат

искусствоведения.

Программа разработана с учетом федеральных государственных требований к минимуму

содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной

программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Новизна программы заключается в адаптации ее целей и задач к процессу работы с

конкретным учащимся, имеющим особые (повышенные) образовательные потребности и

возможности, в значительном усложнении ее репертуара, годовых требований и

содержания промежуточной и итоговой аттестации.

1. Цели и задачи программы

Цели программы:

1.

Создание

оптимальных

условий

для

развития

одаренного

учащегося,

его

самореализации, профессионального самоопределения,

приобретения опыта творческой

деятельности;

2. Создание условий для приобретения учащимся знаний, умений игры на аккордеоне,

позволяющих

творчески

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым уровнем музыкальной грамотности;

3. Подготовка одаренного учащегося к поступлению в образовательное учреждение,

реализующее

основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства.

Задачи программы:

1. Воспитание художественного вкуса, учащего на лучших образцах классической,

современной музыки.

2. Развитие интереса к музыке разных направлений, стилей, жанров, к самостоятельному

музицированию, как способу самовыражения.

3. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем

осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального

искусства.

4. Формирование навыков собственной исполнительской практики и коллективной

творческой деятельности, их практическое применение;

2. Срок реализации и объем учебного времени на реализацию предмета

Срок реализации учебного предмета составляет 8 (9) лет.

Объём

учебного

времени

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета составляет: максимальная учебная нагрузка

– 1316 часов в год, из них на аудиторные занятия – 559 часов, на внеурочную

(самостоятельную) работу – 757 часов.

На консультацию предусмотрено 40 часов (индивидуальные занятия).

Самостоятельная

работа

обучающегося

включает

в

себя

следующие

виды

внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение учреждений

культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев), участие обучающихся в

творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

3. Формы и методы организации учебного процесса

Основная форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальные занятия.

Основным методом при реализации программы является метод интенсивного обучения.

При использовании данного метода учащемуся практически сразу дается весь блок

необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства

ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными

образами – все это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и

обеспечивает целостный системный поход к обучению.

Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения

всего блока знаний, умений и навыков, т.е. идет развитие по спирали целого комплекса

составляющих элементов искусства игры на инструментах.

Методика интенсивного обучения

предполагает активизацию всех возможностей

учащегося: он ставится перед необходимостью играть сразу на инструменте, решать

технические и художественные исполнительские задачи.

4. Содержание учебного предмета.

Годовые требования

1 класс

Задачи: Знакомство с инструментом. Индивидуальная «настройка» ремней (правый, два

левых и поперечный). Основы посадки, постановки рук. Принципы звукоизвлечения.

Основы меховедения. Освоение правой клавиатуры на основе художественного материала

при помощи упражнений «от целого к частному», формирование слуховых представлений

при игре упражнений. Игра упражнений, песенок-прибауток на одной-двух нотах.

Освоение основных штрихов: staccato, legato, non legato. Подбор по слуху небольших

попевок, народных песен и мелодий. Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с

иллюстрацией на баяне ритма слов. Игра ритмических рисунков на одной-двух нотах.

Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам. Воспитание элементарных

правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных

выступлениях. В течение первого года обучения ученик должен пройти: гаммы C-dur, G-

dur, F-dur, арпеджио короткие и длинные на готовой клавиатуре каждой рукой отдельно в

одну октаву тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным

количеством на одно движение меха; 5-10 песен-прибауток; 3-4 этюда или пьесы живого,

подвижного характера; 10-15 небольших пьес различного характера.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.1. А. Холминов. Колыбельная

2.2. Д. Шостакович. Марш

3. 3. Белорусский народный танец

« Крыжачок»

1. 1. А. Гедике. Ригодон

2. 2. Р.н.п. «Полянка»

3. 3. А. Холминов. «Дождик»

1. Д. Кабалевский. №39 Пьеса

2. 2. Р.н.п. «Заинька»

3. 3. Р. Леденев. «Тихо все кругом»

2 класс

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского

аппарата, координацией рук. Освоение меховых приемов: тремоло, деташе. Освоение более

сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого

художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными

музыкальными терминами. Знакомство с принципами исполнения двойных нот. В течение

второго года обучения ученик должен пройти: гаммы C-dur, G-dur, F-dur в одну октаву

двумя руками основными и смешанными штрихами; гаммы a-moll каждой рукой отдельно,

e-moll, d-moll правой рукой, хроматическая гамма. Арпеджио короткие и длинные на

выборной и готовой клавиатуре; упражнения на двойные ноты; 3-4 этюда или подвижные

пьесы; 10-12 пьес, различных по характеру, стилю, жанру; чтение нот с листа.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. Г. Гендель. Менуэт

2. Русская народная песня, обр. В.

Ефимова «Чижик»

3. 3. В. Моцарт. Аллегро

1. 1. В. Моцарт. №58 Менуэт

2.

В.

Шаинский.

«Вместе

весело шагать»

3. 3. С. Майкапар. «Пастушок»

1. 1. Р. Леденев. «Песенка без слов»

2. 2. Э. Денисов. «Кукольный вальс»

3. 3. Л. Моцарт. «Волынка»

3 класс

Продолжение совершенствования меховых приемов (тремоло, деташе). Освоение

приемов: вибрато (правой и левой рукой), 3-дольный рикошет.

Работа над упражнениями, направленными на развитие мелкой техники: нисходящие и

восходящие большие ломаные терции двумя руками на выборной клавиатуре, «репетиция

терций» (пары пальцев 2-3,1-4), «репетиция терций по второму ряду» (малые терции вверх

по хроматизму с повторением на втором ряду). Работа над крупной техникой (трех-

четырехзвучные аккорды). Закрепление освоенных терминов, изучение новых. Включение

в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Развитие в

ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы

обучения (обозначение аппликатуры, поиск выразительных средств). Освоение мелизмов:

форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. В течение третьего года обучения ученик

должен пройти: гаммы C-dur,

G-dur

F-dur

двумя руками в 2 октавы восьмыми и

шестнадцатыми

длительностями основными и смешанными штрихами, пунктирным

ритмом; a-moll, e-moll, d-moll двумя руками в одну октаву (натуральный, мелодический,

гармонический). Арпеджио короткие и длинные, тонические аккорды с обращениями

двумя руками на выборной и готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с

динамическими оттенками, различными ритмами; 3-4 этюда на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных

композиторов, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. Г. Гендель. Менуэт

2. 2. Б. Барток. Пьеса

3. 3. П. Чайковский. «Марш

д деревянных солдатиков»

1. 1. И.С. Бах. Менуэт (49)

2. 2. Д. Шостакович.

« Сентиментальный вальс»

3. 3. П. Чайковский. «Мужик на

гармонике играет»

1. 1. М. Глинка. Полифоническая

пьеса

2. 2.Й. Гайдн. Менуэт

3. 3. Ж. Ибер. «Маленький

Б беленький ослик»

4 класс

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры,

штрихов. Освоение мехового приема «дубль штрих» или «комбинированные дуоли» (для

начала можно взять правой рукой один звук, в дальнейшем - интервал, аккорд с

использованием двух рук): а) нота берется на разжим и сжим, б) нота снимается и берется,

после чего звучит на сжим и разжим и опять снимается и берется. Освоение мехового

приема «комбинированные триоли». 1-й вид на разжим: а) звук берется на разжим, сжим и

разжим, б) звук снимается и берется, после чего звучит на разжим, сжим и разжим и опять

снимается и берется; 2-й вид на сжим: а) звук берется на сжим, разжим и сжим, б) звук

снимается и берется, после чего звучит на сжим, разжим и сжим и опять снимается и

берется. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием

музыкально-образного

мышления,

творческого

художественного

воображения.

В

программе значительное внимание уделяется работе над крупной формой. Контроль

педагогом самостоятельной работы ученика: разбора нотного текста, расстановки

аппликатуры, смены меха, выбора штрихов, работы над интонацией, мотивом, фразой,

формой. Отработка технически сложных мест, в том числе, путем вычленения технических

эпизодов и превращения их в упражнения для более детальной работы над ними и т.д.

Изучение буквенных обозначений аккордов. В течение четвертого года обучения ученик

должен пройти: гаммы D-dur,B-dur в унисон, C-dur, G-dur, F-dur терциями; a-moll, e-moll,

d-moll двумя руками в 2 октавы. Арпеджио короткие и длинные, ломаные арпеджио,

тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями

двумя руками на выборной и

готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными

ритмами

1-2 пьесы с элементами имитационной полифонии; 1-2 произведения крупной формы; 3-4

этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники; 6-7 пьес различного характера,

включая переложения зарубежных и отечественных композиторов, чтение нот с листа,

подбор по слуху.

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. И.С. Бах. Маленькая

ппрелюдия D-dur

2. 2. Д. Скарлатти. Соната F-dur

3. 3. Д. Кабалевский. «Шуточка»

1. 1. М. Глинка. 2-голосная фуга

2. 2. Д. Чимароза. Соната G-dur

3. 3. Н. Сидельников. «За рекой

поют частушки

1. 1. И.С. Бах. Маленькая прелюдия

c-moll

2. 2. Л. Бетховен. Сонатина G-dur

3. 3. Р.н.п., обр. А. Глазунова «Не

велят Машеньке за реченьку ходить»

Пятый класс

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских

навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения,

формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на

слуховом самоконтроле.

Повторение произведений, исполненных на экзамене в 4-м классе. Подбор по слуху

знакомых мелодий с аккомпанементом, использование различных ритмических вариантов

аккомпанемента. В течение пятого года обучения необходимо пройти: гаммы A-dur, f-moll,

h-moll, C-dur, G-dur, F-dur на выборной клавиатуре. Короткие и длинные арпеджио двумя

руками в прямом и обратном движении

на выборной и готовой клавиатуре тремя

основными

штрихами,

с

динамическими

оттенками,

различными

ритмами;

2-3

полифонических пьесы; 1-2 произведения крупной формы; 2-3 этюда или виртуозные

пьесы на различные виды техники; 8-10 пьес различного характера, включая переложения

зарубежных и отечественных композиторов, чтение нот с листа, подбор по слуху, игра в

ансамбле.

Примерный репертуарный список

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. И.С. Бах. Инвенция 2-голосная

F-dur

2.2. Р. Леденев. Рондо-сонатина

3.3. Р. Шуман. «Дед Мороз»

4. 4. К. Волков. «Танец укушенного

скорпионом»

1.1. А. Холминов. Фуга

2.2. Т. Сергеева. Сонатина

3.3. С. Прокофьев. Пятнашки

4.4. Е. Подгайц. «Рассказ

куклы»

1.1. И.С. Бах. Инвенция 2-голосная a-moll

2.2. М. Броннер. Три пьесы

3.3. П. Чайковский. «Сладкая греза»

4.4. А. Холминов. «Мгновения»,

Три экспромта

Шестой класс

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому

и

художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми

приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Освоение приемов игры: 4-5-

дольный, бесконечный рикошет, глиссандо, нетемперированное глиссандо. В течение 6

года обучения ученик должен пройти: гаммы E-dur, As-dur, c-moll, C-dur,G-dur, F-dur

секстами; a-moll в 2 октавы 3 вида двумя руками на выборной клавиатуре. Короткие и

ломаные

арпеджио в прямом движении,

тонические (четырехзвучные) аккорды с

обращениями во всех тональностях двумя руками;

1-2 полифонических произведений

и крупной формы; 2-3 этюда на различные виды техники, 4-5 пьес различного характера,

чтение нот с листа, подбор по слуху.

Примерный репертуарный список

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.1. И.С. Бах. Инвенция 3-

голосная d-moll

2.2. Дж. Булл. Les Buffons

3.3. К. Дакен. «Кукушка»

4.4. А. Журбин. «Экспромт в

авангардном духе»

1.1. И.С. Бах. Инвенция 3

-голосная F-dur

2.2. Й. Гайдн. Соната G-dur

3.3. А. Лядов. «Музыкальная

табакерка»

4.4. К. Волков. «Взлет птицы»

1.1. Н. Чайкин. Фуга

2. Е. Дербенко Сюита «Лесные

приключения»

3.3. О. Гиббонс. «The Queenes

Command»

4.4. А. Шнитке – Ф. Липс. Полька

Седьмой класс

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских

навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего

культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи

с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно

выученную пьесу средней степени сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная

программа

должна

включать

все

ранее

освоенные

приемы

игры,

штрихи,

их

комбинированные варианты. В течение седьмого года обучения ученик должен пройти:

гаммы H-dur, Des-dur в унисон в 3-4 октавы, C-dur, G-dur, F-dur на выборной клавиатуре

двумя руками,

fis-moll,

cis-moll,

f-moll.

Тонические (четырехзвучные) аккорды и

доминантсептакорд с обращениями во всех тональностях, длинные арпеджио от

заданного звука на основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда,

уменьшенного септаккорда с обращениями двумя руками в непрерывном движении вверх и

вниз в подвижном темпе (используется весь диапазон). Игра гамм должна быть направлена

на закрепление всех ранее освоенных штрихов и приемов; 1-2 полифонических

произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 пьесы кантиленного характера; 2-3

этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники, при этом требования к

исполнению

этюдов

приближаются

к

требованиям

исполнения

художественного

произведения; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и

отечественных композиторов, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Примерный репертуарный список

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. Г.Ф. Гендель Фуга C-Dur

2. 2. Д. Шостакович. Три

фантастических танца

3. 3. Р.н.п. в обр. И. Паницкого

«Ой да ты, калинушка»

4. 4. А. Журбин. Токката

1. Ю. Шишаков. Прелюдия и

фуга e-moll

2. 2. Вл. Золотарев. Детская

сюита №1. Три пьесы

3. А.Тимошенко. Колыбельная

4. 4. М. Мусоргский. «Близ

южного берега Крыма»

1. 1. Д. Шостакович. Прелюдия

и фуга D-dur

2. 2. И.С. Бах. Французская сюита

d-moll

3. 3. Вл. Золотарев. «Ферапонтов

монастырь»

4. 4. А. Репников. Токката

Восьмой класс

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–

исполнительских навыков игры на инструменте.

В течение восьмого года обучения ученик должен продемонстрировать: умение

сыграть любую (минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами,

приемами,

динамикой

и

т.д.

в

максимально

возможном

быстром

темпе;

1-2

полифонических

цикла; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 пьесы кантиленного

характера; 2-3 этюда или виртуозные пьесы, чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. 1. Д. Шостакович. Прелюдия

и фуга e-moll

2. 2. А. Холминов. Сюита

1.1. И.С. Бах Прелюдия и фуга

f-moll, 2 том ХТК

2. 2. А. Ларин Три пьесы

1. 1. Д. Букстехуде Чакона c-moll

2. 2. Вл. Золотарев Камерная сюита

3. 3. Г. Шендерев Русская сюита

3. 3. А. Бородин. Ноктюрн

4. 4. Н. Римский-Корсаков - С.

Рахманинов. «Полет шмеля»

3. 3. Дж. Гершвин Три прелюдии

4. 4. В. Семенов «Донская

рапсодия»

4. 4. П. Лондонов Скерцо-токката

Девятый класс

Подготовка

профессионально

ориентированных

учащихся

к

поступлению

в

профессиональные организации. В связи с этим перед учеником по всем вопросам

музыкального исполнительства ставятся особые требования: к работе над техникой в

целом;

к

работе

над

произведением,

к

качеству

самостоятельной

работы;

к

сформированности музыкального мышления. Выбранная для вступительных экзаменов

программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, на конкурсах выступлениях.

С

целью

воспитания

в

ученике

навыков

участия

в

культурно-просветительской

деятельности рекомендуются выступления учащихся в лекциях-концертах, тематических

концертах в других организациях (детских садах, общеобразовательных организациях и т.

д.). На девятом году обучения ученик должен пройти: 1-2 полифонических цикла; 1-2

пьесы кантиленного характера; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных

произведения; 1-2 виртуозных произведения.

Примерный репертуарный список

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1. И.С. Бах Прелюдия и

фуга Fis-dur, 1 том ХТК

2.2. Вл. Золотарев Соната №2

3.3. Р. Леденев Хороводы

4.4. М. Мусоргский «Детское

скерцо»

1.1. П. Хиндемит Интерлюдия и

фуга E-dur

2.2. П. Чайковский Баркарола

3.3. Л. Бетховен Рондо G-dur

4.4. Н. Богословский Три русские

пьесы

1. Д. Шостакович.

Прелюдия и фуга F-dur

2. 2. А. Кусяков Соната №1

3. 3. М. Гагнидзе «No comment»

4. 4. Ф. Лист – Ф. Липс

Венгерская рапсодия №11

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

знать основные исторические сведения об инструменте; знать конструктивные

особенности инструмента;

знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при

необходимости;

знать основы музыкальной грамоты;

знать систему игровых навыков и уметь применять её самостоятельно;

знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи,

темп и т.д.);

знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.),

уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального

произведения и находить способы и методы в работе над ними;

уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее

удобную и рациональную;

уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь

на знание законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством

педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом

все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов,

приёмов и других музыкальных средств выразительности;

уметь на базе приобретённых специальных знаний давать грамотную адекватную

оценку многообразным музыкальным событиям;

иметь навык игры по нотам; иметь навык чтения с листа несложных произведений,

необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в

дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных

ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному

музыкальному исполнительству;

комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста, которое включает в

себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также

организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники, а также

техники владения мехом;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий

использовать многообразные возможности аккордеона и баяна для достижения наиболее

убедительной интерпретации авторского текста;

знание художественно – исполнительских возможностей аккордеона;

знание музыкальной терминологии;

знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и

жанров, произведения крупной формы (сонаты, сюиты) в соответствии с программными

требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение класса,

умение самостоятельно выбрать для себя программу;

наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

умение транспонировать и подбирать по слуху;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения

музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально – исполнительских средств выразительности,

выполнению анализа исполняемых произведений, владении. Различными видами

техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических

приёмов;

наличие

творческой

инициативы,

сформированных

представлений

о

методике

разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими

трудностями;

наличие навыков репетиционно – концертной работы в качестве солиста.

6. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества знаний по «Специальности (аккордеон)» охватывает все виды контроля:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточная аттестация учащихся;

- итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на

определённом этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Виды контроляЗ Задачи

Ф Формы

Т Текущий

К контроль

поддержание учебной дисциплины, выявление отношения

учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения

текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности

регулярно с периодичностью не более, чем через два, три урока) в

рамках расписания занятий и предлагает использование различной

системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при

Контрольные уроки, академические

концерты, технические зачёты,

прослушивания к конкурсам,

отчётным концертам

выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

П промежуточная

а аттестация

О определение успешности развития учащегося и усвоения им

программы на определённом этапе обучения

зачёты (показ, части программы,

технический зачёт),

академические концерты,

переводные экзамены

Итоговая

А аттестация

О определяет уровень и качество освоения программы учебного

предмета

Экзамен проводится в выпускных

классах: 8 (9)

При выведении итоговой оценки учитываются следующие параметры:

1.Оценка годовой работы учащегося.

2.Оценка за академические концерты, зачёты или экзамены.

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:

Оценка

Критерии оценивания исполнителя

5 (отлично)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика, текст сыгран безукоризненно.

Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской

техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно – музыкальной трактовкой, но не всё технически проработано.

Определённое количество погрешностей не даёт возможность оценить «отлично».

Интонационная и ритмическая игра может носить неопределённый характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал,

определённые проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя

художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой

программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или

отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки,

интонирования, без личного участия самого ученика в процессе (музицирования.

Зачёт (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

7. Методическое обеспечение учебного процесса

В работе с учащимся необходимо следовать основным принципам дидактики:

последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала,

постоянно отслеживая при этом качество освоения музыкального материала.

Посадка и постановка:

В аккордеонно-баянной педагогике сложились основные

принципы, связанные с посадкой, постановкой рук, меховедением, звукоизвлечением.

Педагог должен на всех уроках обращать внимание на правильную посадку учащегося:

ученик сидит на крае стула, высота стула соответствует росту (бедра параллельны

полу), аккордеон стоит параллельно корпусу учащегося – мех на левом бедре, гриф

упирается во внутреннюю часть правого бедра, ремни настроены так, чтобы спина

ученика не сгибалась при посадке за инструментом, а инструмент не висел на ремнях.

Желательно использовать поперечный ремень, который крепится на левый и правый

ремни. Его использование делает игру на инструменте более удобной (левый и правый

ремни часто спадают с плеч), а занятия - более безопасными в плане здоровья

(поперечный ремень не позволяет спине выгибаться).

Меховедение: Особого внимания заслуживает меховедение. Смена меха должна быть

естественной – без задержек дыхания и мышечных зажатий. При смене меха ученик

должен помогать себе движением корпуса в зависимости от направления меха. При

этом мех меняется не всей шириной левой части корпуса, а внутренним углом на сжим

и внешним - на разжим (цель – достичь «незаметной» смены меха, при которой паузы

во время смены меха между звуками почти нет). При игре тремоло мехом необходимо

распределять мышечную нагрузку: усилие прикладывать только на сильные доли. Это

позволит сэкономить силы и добиться легкости в исполнение этого сложного мехового

приема.

Мелкая и крупная техника: На начальном этапе важной задачей педагога является

формирование правильной работы пальцев. Необходимо разграничить мелкую –

пальцевую технику и крупную - кистевую. Для развития мелкой техники для правой и

левой руки является упражнение «репетиция» (на одну клавишу по очереди нажимают

разные пары пальцев), а также нисходящие и восходящие ломаные терции (на более

позднем этапе). Для развития крупной техники – играть повторяющиеся аккорды, темп

и ритм их исполнения зависит от технических возможностей учащегося.

Звукоизвлечение: Работа над звукоизвлечением должна проходить на всех этапах

обучения. На первых занятиях можно предложить ученику упражнение, в котором

необходимо контролировать изменения динамики от piano

к forte и, наоборот, с

помощью взаимодействия клавиши и меха (piano - клавиша нажимается плавно, на

половину, мех ведется медленно, forte - клавиша нажимается «до дна», движение меха

усиливается). Примерно через полгода возможно пробовать плавное и мягкое туше

при игре мелодии на piano и активное туше при игре на forte в подвижных пьесах.

Выборную клавиатуру необходимо осваивать параллельно с готовой, поскольку

развивать

музыкальный

слух,

полифоническое

мышление

наилучшим

образом

возможно на выборной клавиатуре.

На первых этапах разбора при работе над музыкальными произведениями необходимо

создавать вместе с учеником музыкальные образы и уже, исходя из полученного

результата, детально работать над проставлением аппликатуры, смены меха, динамикой,

цезурами, агогикой, штрихами.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

периодичность занятий – каждый день;

объём самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.

Главной задачей педагога является задача обучения ребенка творческой компетенции,

которая включает в себя: самостоятельные занятия и дальнейший профессиональный рост,

интерес к музыке и искусству в целом.

Вся

творческая

деятельность

педагога-музыканта

должна

иметь

научно

обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

8. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Нотная литература

1. Самоучитель игры на баяне. Сост. О. Агафонов, П. Лондонов, Ю. Соловьев. – М.; «Музыка»,

2004

2. Самоучитель игры на баяне. / Ред.-сост. А. Басурманов –М. «Кифара», 2012

3. Современная школа игры на баяне. / Ред-сост. В. Семенов. – М.; Музыка, 2003

4. Баян. Хрестоматия 1-3 классы. /Ред.-сост. Д. Самойлов. - М.; «Кифара», 2005

5. Баян. Хрестоматия 3-5 классы. /Ред.-сост. Д. Самойлов. - М.; «Кифара», 2005

6. Хрестоматия баяниста 1 класс ДМШ. – М.; «Торглобус», 2001

7. Хрестоматия баяниста 2 класс ДМШ. – М.; «Торглобус», 2002

8. Хрестоматия баяниста 3 класс ДМШ. – М.; «Торглобус», 2006

9. Хрестоматия баяниста 4 класс ДМШ. – М.; «Торглобус», 2006

10. Хрестоматия баяниста 5 класс ДМШ. – М.; «Торглобус», 2008

11. Хрестоматия баяниста. Вып.1. / Сост. А. Крылоусов. –М.; «Музыка», 2005

12. Хрестоматия для баяна. Вып. IV, 3-4классы / Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. – С-П.;

«Композитор», 2007

13. Юному баянисту-аккордеонисту. 4 класс ДМШ. / Ред.-сост. В. Ушенин, Р. Бажилин, Г.

Беляев, А. Доренский – Р-н-Д.; «Феникс», 2010

14. Юному баянисту-аккордеонисту. 2 класс ДМШ. / Ред.-сост. В. Ушенин, Р. Бажилин, Г.

Беляев, А. Доренский – Р-н-Д.; «Феникс», 2010

15. КалейДоскоп. Пьесы композиторов России и Украины для баяна-аккордеона. Тетрадь 1.

Музыкальная школа. Средние и старшие классы. /Сост. В. Бесфамильнов, В. Бразгалин –

Курган: «МирНот», 2001

16. КалейДоскоп. Пьесы композиторов России и Украины для баяна-аккордеона. Тетрадь 2.

Музыкальная школа. Средние и старшие классы. /Сост. В. Бесфамильнов, В. Бразгалин –

Курган: «МирНот», 2001

17. Лёгкие пьесы для баяна. Вып.3/Ред. О. Денисова – М. «Советский композитор»,1963

18. Баян. Пьесы 3-5 классы ДМШ. /Ред.-сост. Д. Самойлова. – М.; Кифара, 2005

19. Пьесы для выборного баяна «Солнечные зайчики». / Сост. К. Мясков,

В. Бесфамильнов. Курган: «Мир нот», 1999

20. О. Мунтян. Пьесы для выборного баяна «Дюймовочка». /Сост.

В Бесфамильнов. /Ред. Брызгалин. Курган: «Мир нот», 2000

21. Баян 3 – 5 классы ДМШ. /Сост. Д. Самойлов. М.: «Кифара», 2003

22. Эстрадные миниатюры. Вып. 2/ Сост. С. Лихачев. С-П.: «Композитор», 2004

23. Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста 1 класс. / Сост. М.: «Торглобус», 2001

24. Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста 2 класс./Сост.М.: «Торглобус», 2001

25. Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста 3 класс./Сост.М.: «Торглобус», 2004

26. Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста 4 класс./Сост.М.: «Торглобус», 2004

27. Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста 5 класс./Сост.М.: «Торглобус», 2004

Методическая литература

1.

Брызгалин В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов.

Тетрадь 1. - Курган: «МирНот», 2001. – 82с.

2.

Брызгалин В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов.

Тетрадь 2. - Курган: «МирНот», 2001. – 76с.

3.

Брызгалин В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов.

Тетрадь 3. - Курган: «МирНот», 2001. – 97с.

4.

Судариков. А. Основы начального обучения на баяне. Методическое пособие. Ч.1. –

М.: «Сов. композитор», 1978. – 103с.

5.

Судариков. А. Основы начального обучения на баяне. Методическое пособие. Ч.2. –

М.: «Сов. композитор», 1978. – 134с.

6.

Аккордеонно – баянное исполнительство. Вопросы методики, теории и истории.

/Составитель – профессор О.М. Шаров/ - С.-Пб: «Композитор», 2006. – 136с.

7. Беляев С.Е. Музыкальная дидактика. – Екатеринбург, 2008.

10. Дмитриев А. Позиционная аппликатура на баяне. – С.-Пб, 1998.

11. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. – М.,1997.

12. Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М.: «Музыка», 1985. – 155с.

13. Потеряев Б.В. Формирование художественной техники баяниста (аккордеониста) –

исполнителя. - Челябинск, 2004. – 156с.

Преподаватель МБУДО ДШИ им. Г. Кукуевицкого Радостева В. Г



В раздел образования