Автор: Прошкина Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Раздел: дошкольное образование
«Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие»
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари
и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом,
вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей". В. А. Сухомлинский
Эстетическое восприятие как
эмоциональное
познание
мира,
начинается
с
чувства, а в дальнейшем опирается на мыслительную деятельность человека.
В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный
в о з р а с т н ы м и
о с о б е н н о с т я м и
и
о т л и ч а е т с я
э м о ц и о н а л ь н о й
непосредственностью,
повышенным
интересом
к
окружающему,
живым
о т к л и к о м
п р и
в с т р е ч е
с
п р е к р а с н ы м
и
у д и в и т е л ь н ы м .
Ребёнок воспринимает природу
не
только
созерцательно,
но
и
действенно,
оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом
он
очень активен:
всё
увиденное
стремится
потрогать,
рассмотреть,
обследовать
со
всех
сторон
и,
конечно,
по-своему,
ярко
и образно
охарактеризовать.
Иногда бывает так, что дети относятся к живым объектам природы как к
неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка,
бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке
муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и
безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются
примером экологического
бескультурья:
ломают
ветки
и
отмахиваются
от
комаров;
видят,
что
дети
ломают
ветки
и
рвут
цветы,
и
равнодушно
отворачиваются.
Активная
позиция
педагогов
способна
изменить
эту
ситуацию.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения
сочувствовать,
удивляться,
сопереживать,
заботиться
о
живых
организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту
окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и
маленького паучка).
Занятия художественным творчеством могут играть исключительно важную
роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их
особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок
и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает
возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он
увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
Связь восприятия д е й с т в и т е л ь н о с т и
и
собственной изобразительной деятельности
особенно
важна
как
средство
активизации
эстетического восприятия
детьми
природы.
Без
эстетически
направленного восприятия практически
невозможно
существенное
познание
природных явлений и целостное их освоение.
Дошкольный
возраст
–
это
период,
когда
актуальными
являются
эмоциональные
переживания,
связанные
с процессом
общения
детей
с
объектами
природы.
Для
дошкольного
возраста
характерны
особенности,
позволяющие развить
экологическую
культуру:
это
и
эмоционально-
положительное восприятие
природы,
проявляющее ся
в
интере с е
к
прекрасному
и
воплощению воспринятого
в
творчестве;
и
эстетическое
бескорыстие
в процессе
общения
детей
с
природой,
и
готовность
к
элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в
природной и социальной среде.
В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания,
без
которого
немыслимо
полноценное
формирование
личности
ребёнка
и
которое
предполагает развитие внутреннего
эмоционального
состояния
под
воздействием окружающей его действительности.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-
то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы
красоты».
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство
гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения
искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях
красок,
форм,
звуков,
ароматов,
служат
важным
средством
познания
окружающего
мира,
источником
знаний
о
природном
окружении
и
н р а в с т в е н н о - э с т е т и ч е с к и х
ч у в с т в .
П о э т о м у занятия
изобразительной д е я т е л ь н о с т ь ю
я в л я ю т с я
в а ж н о й
составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен
не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за
окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по
максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой,
аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи –
ф о р м и р о в а н и я
ц е л о с т н о г о восприятия р е б е н к о м
о к р у ж а ю щ е й
действительности.
Рисуя,
ребенок
пытается
выразить
свое
понимание
окружающего
его
предметного
и
пространственного,
природного
и
социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект
заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании
происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с
миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение
за
природой
может
многому
научить
юного художника,
делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. На основе
интереса появляется эстетическая избирательность, эстетическое чувство и
эстетический вкус. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем
богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая
деятельно сть
Организованное восприятие,
о с м ы с л е н и е
и
прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства,
результатов
детского
творчества
помогает
ребёнку
ощутить
себя
творцом,
способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с
ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального
мира, в о с п р и я т и е
и
с р а в н е н и е
м н о г о о б р а з н ы х
ф о р м
художественного воплощения
разных
культур (пейзажей,
портретов,
архитектурных
ансамблей
и
т.
п.) являются
составляющими
каждого
проводимого мною занятия по изодеятельности.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию и формированию в детях
следующих способностей и умений:
• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
•
стремление
заботиться
о
тех,
кто
зависит
от
человека,
препятствовать
насилию над природой;
• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном
–
значительное,
в
неказистом
–
выразительное,
любоваться
уголками родной и экзотической культуры;
•
способность
чувствовать
характер
и
изменчивость
природных
явлений,
выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные
средства художественного
выражения (цвет,
линию,
объём
и
т.
п.) для
осуществления своего замысла;
• умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
•
умение
работать
с
гуашью,
акварелью,
пастелью,
восковыми
мелками,
сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными
материалами и т. п.
•
готовность
быть
активными
на занятиях,
не
стесняться
спрашивать
у
педагога о том, что непонятно и пр.
В
с о д е р ж а н и е з а н я т и й
п о
и з о б р а з и т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
целесообразно включать
знакомство
с
временами
года,
их
спецификой
и
сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и
растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных
в с е г д а
в с т р е ч а е т
у детей положительный
отклик.
Создаваемые
детьми изображения на
темы
природы
способствуют
закреплению
и
уточнению
знаний
об
её
объектах
и
обогащают
детское
творчество
новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение
к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей
развиваются
психические
процессы: восприятие,
мыслительные
операции
(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная
координация и речь.
Часть занятий можно
проводить
на
открытом
воздухе,
и
тогда
любование
природой
связывается
в
сознании детей
с
пройденным
на
занятиях,
а
впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в
детском
творчестве.
На
территории
нашего
детского
сада
растут
клёны,
тополя,
рябины, детей радуют
своей
неповторимой
красой
белоснежные
стволы
берёзок.
Живое
наблюдение
природы, восприятие
её
поэтического
образа в стихах, рассматривание иллюстраций, картин о природе делают более
осмысленным
и
понятным процесс
изображения предметов
и
объектов
природы.
Гуляя
с
детьми
на
улице,
можно собрать коллекции
природных
материалов (листья, веточки, камушки и т. п., сделать наброски и зарисовки,
наблюдать
за
поведением
птиц
и
т.
д.
Такой «диалог
с
живой
природой» способствует активизации эстетического восприятия. С интересом
дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории
детского
сада.
При
рассматривании
бабочек,
стрекоз,
пчёл,
пауков
и
др.
уточняются знания детей о строении насекомых. Одним из самых красивых
насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить
ребёнка восхищаться красотой сочетания красок. При изображении насекомых
часто используются нетрадиционные методы рисования - монотипия, метод
тычка
и
т.
д.
Дети
собирают
веточки
деревьев,
кустарников,
листики
и
мастерят
Дюймовочек,
принцесс,
богатырей,
обыгрывая
знакомый,
либо
вымышленный сюжет сказки. Мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева
кораблики и пускают в ручей, наблюдают за его движением, комментируют
ситуацию.
После
дождя
дети
палкой
измеряют
глубину
луж.
Или
с
удовольствием прячут в землю красивые камушки, листики, пёрышки, а через
некоторое время делятся своими "секретиками"с друзьями.
При
проведении
индивидуальной
работы
с
детьми,
имеющими
слабое художественное
развитие,
не
исключается
возможность
оказания
педагогом
практической
помощи.
Когда
ребёнок
испытывает
затруднения,
нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто
необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка осуществляется не
назидательно. Педагог говорит: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты
продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты
всё остальное» и т. п. Нужно стремиться, чтобы показ приёмов работы был
вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Большое
значение
для
активизации
творчества детей имеет
создание
соответствующей «образовательной
среды»,
ведь
учебно-воспитательный
процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-
предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние
на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.
Для
полноценного проце сса
экологиче ского
во спитания
в
ход е
изобразительной деятельности
групповое
помещение
оформляет ся
растительными композициями (флористика, размещаются папки с детскими
работами
на
природные
темы,
коллекции разнообразных природных
м а т е р и а л о в
и
д р .
То л ь к о образовательная
среда,
н а с ы щ е н н а я
соответствующими
стимулами,
создает
уникальное
настроение,
благодаря
которому
каждое
слово
педагога
становится
более
значимым
и
убедительным (В. А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир
природы,
сам
по
себе
оказывает
на
личность
сильное
психолого-
педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием
для изобразительной деятельности.
Таким образом, изобразительная д е я т е л ь н о с т ь
я в л я е т с я
с п о с о б о м
эстетического
освоения
природных
объектов,
соответствует
эстетическому
компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной
потребности
в
непрагматическом
взаимодействии
с
миром
природы
и
разностороннем
познании
этого
мира. Воспитатель должен
найти
такие
педагогические
методы
и
приемы,
которые
способны
возбудить
у детей
интерес,
вызвать
эмоциональное
отношение
к изображаемому,
желание
оценить
свои
работы,
заметить
в
них разнообразие
форм,
яркость
цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д.,
которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ
живой
природы,
и,
следовательно,
на
бережное
отношение
к
нему.
Своё
сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!