Напоминание

"Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"


Автор: Прошкина Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной

области «Художественно-эстетическое развитие»

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари

и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил

восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом,

вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших

воспитательных возможностей". В. А. Сухомлинский

Эстетическое восприятие как

эмоциональное

познание

мира,

начинается

с

чувства, а в дальнейшем опирается на мыслительную деятельность человека.

В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный

в о з р а с т н ы м и

о с о б е н н о с т я м и

и

о т л и ч а е т с я

э м о ц и о н а л ь н о й

непосредственностью,

повышенным

интересом

к

окружающему,

живым

о т к л и к о м

п р и

в с т р е ч е

с

п р е к р а с н ы м

и

у д и в и т е л ь н ы м .

Ребёнок воспринимает природу

не

только

созерцательно,

но

и

действенно,

оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом

он

очень активен:

всё

увиденное

стремится

потрогать,

рассмотреть,

обследовать

со

всех

сторон

и,

конечно,

по-своему,

ярко

и образно

охарактеризовать.

Иногда бывает так, что дети относятся к живым объектам природы как к

неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка,

бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке

муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и

безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются

примером экологического

бескультурья:

ломают

ветки

и

отмахиваются

от

комаров;

видят,

что

дети

ломают

ветки

и

рвут

цветы,

и

равнодушно

отворачиваются.

Активная

позиция

педагогов

способна

изменить

эту

ситуацию.

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения

сочувствовать,

удивляться,

сопереживать,

заботиться

о

живых

организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту

окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и

маленького паучка).

Занятия художественным творчеством могут играть исключительно важную

роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их

особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок

и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает

возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он

увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Связь восприятия д е й с т в и т е л ь н о с т и

и

собственной изобразительной деятельности

особенно

важна

как

средство

активизации

эстетического восприятия

детьми

природы.

Без

эстетически

направленного восприятия практически

невозможно

существенное

познание

природных явлений и целостное их освоение.

Дошкольный

возраст

это

период,

когда

актуальными

являются

эмоциональные

переживания,

связанные

с процессом

общения

детей

с

объектами

природы.

Для

дошкольного

возраста

характерны

особенности,

позволяющие развить

экологическую

культуру:

это

и

эмоционально-

положительное восприятие

природы,

проявляющее ся

в

интере с е

к

прекрасному

и

воплощению воспринятого

в

творчестве;

и

эстетическое

бескорыстие

в процессе

общения

детей

с

природой,

и

готовность

к

элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в

природной и социальной среде.

В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания,

без

которого

немыслимо

полноценное

формирование

личности

ребёнка

и

которое

предполагает развитие внутреннего

эмоционального

состояния

под

воздействием окружающей его действительности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-

то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы

красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство

гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения

искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях

красок,

форм,

звуков,

ароматов,

служат

важным

средством

познания

окружающего

мира,

источником

знаний

о

природном

окружении

и

н р а в с т в е н н о - э с т е т и ч е с к и х

ч у в с т в .

П о э т о м у занятия

изобразительной д е я т е л ь н о с т ь ю

я в л я ю т с я

в а ж н о й

составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен

не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за

окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по

максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой,

аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи –

ф о р м и р о в а н и я

ц е л о с т н о г о восприятия р е б е н к о м

о к р у ж а ю щ е й

действительности.

Рисуя,

ребенок

пытается

выразить

свое

понимание

окружающего

его

предметного

и

пространственного,

природного

и

социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект

заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании

происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с

миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение

за

природой

может

многому

научить

юного художника,

делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. На основе

интереса появляется эстетическая избирательность, эстетическое чувство и

эстетический вкус. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем

богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая

деятельно сть

Организованное восприятие,

о с м ы с л е н и е

и

прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства,

результатов

детского

творчества

помогает

ребёнку

ощутить

себя

творцом,

способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с

ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального

мира, в о с п р и я т и е

и

с р а в н е н и е

м н о г о о б р а з н ы х

ф о р м

художественного воплощения

разных

культур (пейзажей,

портретов,

архитектурных

ансамблей

и

т.

п.) являются

составляющими

каждого

проводимого мною занятия по изодеятельности.

Занятия изодеятельностью способствуют развитию и формированию в детях

следующих способностей и умений:

• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

стремление

заботиться

о

тех,

кто

зависит

от

человека,

препятствовать

насилию над природой;

• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в

неприметном

значительное,

в

неказистом

выразительное,

любоваться

уголками родной и экзотической культуры;

способность

чувствовать

характер

и

изменчивость

природных

явлений,

выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные

средства художественного

выражения (цвет,

линию,

объём

и

т.

п.) для

осуществления своего замысла;

• умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях

стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

умение

работать

с

гуашью,

акварелью,

пастелью,

восковыми

мелками,

сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными

материалами и т. п.

готовность

быть

активными

на занятиях,

не

стесняться

спрашивать

у

педагога о том, что непонятно и пр.

В

с о д е р ж а н и е з а н я т и й

п о

и з о б р а з и т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

целесообразно включать

знакомство

с

временами

года,

их

спецификой

и

сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и

растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных

в с е г д а

в с т р е ч а е т

у детей положительный

отклик.

Создаваемые

детьми изображения на

темы

природы

способствуют

закреплению

и

уточнению

знаний

об

её

объектах

и

обогащают

детское

творчество

новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение

к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей

развиваются

психические

процессы: восприятие,

мыслительные

операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная

координация и речь.

Часть занятий можно

проводить

на

открытом

воздухе,

и

тогда

любование

природой

связывается

в

сознании детей

с

пройденным

на

занятиях,

а

впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в

детском

творчестве.

На

территории

нашего

детского

сада

растут

клёны,

тополя,

рябины, детей радуют

своей

неповторимой

красой

белоснежные

стволы

берёзок.

Живое

наблюдение

природы, восприятие

её

поэтического

образа в стихах, рассматривание иллюстраций, картин о природе делают более

осмысленным

и

понятным процесс

изображения предметов

и

объектов

природы.

Гуляя

с

детьми

на

улице,

можно собрать коллекции

природных

материалов (листья, веточки, камушки и т. п., сделать наброски и зарисовки,

наблюдать

за

поведением

птиц

и

т.

д.

Такой «диалог

с

живой

природой» способствует активизации эстетического восприятия. С интересом

дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории

детского

сада.

При

рассматривании

бабочек,

стрекоз,

пчёл,

пауков

и

др.

уточняются знания детей о строении насекомых. Одним из самых красивых

насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить

ребёнка восхищаться красотой сочетания красок. При изображении насекомых

часто используются нетрадиционные методы рисования - монотипия, метод

тычка

и

т.

д.

Дети

собирают

веточки

деревьев,

кустарников,

листики

и

мастерят

Дюймовочек,

принцесс,

богатырей,

обыгрывая

знакомый,

либо

вымышленный сюжет сказки. Мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева

кораблики и пускают в ручей, наблюдают за его движением, комментируют

ситуацию.

После

дождя

дети

палкой

измеряют

глубину

луж.

Или

с

удовольствием прячут в землю красивые камушки, листики, пёрышки, а через

некоторое время делятся своими "секретиками"с друзьями.

При

проведении

индивидуальной

работы

с

детьми,

имеющими

слабое художественное

развитие,

не

исключается

возможность

оказания

педагогом

практической

помощи.

Когда

ребёнок

испытывает

затруднения,

нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто

необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка осуществляется не

назидательно. Педагог говорит: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты

продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты

всё остальное» и т. п. Нужно стремиться, чтобы показ приёмов работы был

вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Большое

значение

для

активизации

творчества детей имеет

создание

соответствующей «образовательной

среды»,

ведь

учебно-воспитательный

процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-

предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние

на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для

полноценного проце сса

экологиче ского

во спитания

в

ход е

изобразительной деятельности

групповое

помещение

оформляет ся

растительными композициями (флористика, размещаются папки с детскими

работами

на

природные

темы,

коллекции разнообразных природных

м а т е р и а л о в

и

д р .

То л ь к о образовательная

среда,

н а с ы щ е н н а я

соответствующими

стимулами,

создает

уникальное

настроение,

благодаря

которому

каждое

слово

педагога

становится

более

значимым

и

убедительным (В. А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир

природы,

сам

по

себе

оказывает

на

личность

сильное

психолого-

педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием

для изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная д е я т е л ь н о с т ь

я в л я е т с я

с п о с о б о м

эстетического

освоения

природных

объектов,

соответствует

эстетическому

компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной

потребности

в

непрагматическом

взаимодействии

с

миром

природы

и

разностороннем

познании

этого

мира. Воспитатель должен

найти

такие

педагогические

методы

и

приемы,

которые

способны

возбудить

у детей

интерес,

вызвать

эмоциональное

отношение

к изображаемому,

желание

оценить

свои

работы,

заметить

в

них разнообразие

форм,

яркость

цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д.,

которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ

живой

природы,

и,

следовательно,

на

бережное

отношение

к

нему.

Своё

сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!



В раздел образования