Напоминание

Учебная программа "Логопедическая мозаика"


Автор: Пронина Анастасия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО Реальная школа
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: учебная программа
Тема: Учебная программа "Логопедическая мозаика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Реальная школа»

(МБУ ДО ЦДО «Реальная школа»)

РАССМОТРЕНА

научно-методическим советом

(протокол от 28.08.2023г. №1)

ПРИНЯТА

педагогическим советом

(протокол от 29.08.2023г. №1)

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБУДО ЦДО «Реальная школа»

от 31.08.2023г. № 176/ОСД

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Логопедическая мозаика»

Возраст обучающихся: 5-10 лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 144 часа

Автор-составитель:

Пронина Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

Воронеж 2023

Пояснительная записка

Традиционно

речь

рассматривается

как

необходимый

компонент

гармонично

развивающейся

личности.

Ни

одна

форма

психической

деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.

Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие

и

мышление,

позволяя

совершенствовать

мыслительные

операции.

В

непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций,

характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между

эмоциональным, когнитивным и речевым развитием, на которую указывали

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание,

воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым

участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все достижения

и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой

определяется

рядом

факторов.

К

ним

относятся:

сохранность

нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение,

организованная

соответствующим

образом

предметная

среда,

а

также

выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. На фоне этого в

большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения

звукопроизношения, которые вызывают трудности в общении с окружающими,

закомплексованность, мешают детям осваивать школьную программу, т.к.

нарушения устной речи, как правило, переносятся на письмо.

В последние годы увеличилось количество обращений родителей детей, у

которых не сформирована фразовая речь, имеется недоразвитие лексики,

грамматики,

нарушены

фонематические

процессы,

а

также

в

речи

присутствуют различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена

простыми предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект.

Данное недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного

речевого развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует

формированию их полноценной учебной деятельности.

Это

и

определило

необходимость

составления

программы

логопедических

коррекционно-развивающих

занятий

для

детей.

Данная

программа направлена на оказание помощи дошкольникам и учащимся

начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими

общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с

учётом

рекомендаций

и

методических

разработок

логопедов-практиков

А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с

рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе.

Актуальность

программы

определяется

распространенностью

нарушений устной и письменной речи, необходимостью своевременного

2

оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи, позволяющей

предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и

свести к минимуму сложности в освоении общеобразовательных программ по

родному русскому языку.

Программа относится к базовому

уровню

и

имеет

социально-

гуманитарную направленность

.

Тип

программы

: данная программа является модифицированной

дополнительной

образовательной

общеразвивающей

программой

для

обучающихся

с

нарушениями

речи.

Программа

составляется с учетом

индивидуальных

образовательных

потребностей

и

психофизических

особенностей обучающихся.

Новизна

программы

заключается

в

том,

что

позволяет

через

совокупность методов и приемов, используемых в программе, учитывать

реальные возможности каждого ребенка.

В данной программе использованы разнообразные виды занятий по

развитию речи и других высших психических функций: внимания, памяти,

мышления.

Предусмотрено

использование

специальных

логопедических

интерактивных

игр

портала

«Мерсибо»,

что

обеспечивает

личностно-

ориентированный подход к ребёнку, повышение мотивации к процессу

обучения.

Таким образом, владея современными образовательными технологиями и

методиками, осуществляется целостная логопедическая работа по развитию

речи.

Педагогическая целесообразность

программы видится в создании

благоприятных условий, обеспечивающих овладение обучающимися фонетико-

фонематическими и лексико-грамматическими категориями языка, развитие

связной речи, формирование словарного запаса.

Данная программа разработана с учетом современных образовательных

технологий, которые находят свое отражение в:

– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение

выполняемых

заданий);

посильность

заданий

для

детей;

системность

проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития

современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

– формах и методах обучения:

словесные:

объяснение,

беседа,

речевой

образец,

заучивание

наизусть, звукоподражание, повторение, чтение и др;

наглядные:

непосредственное наблюдение и его разновидности,

опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их

действий;

практические:

дидактические

игры,

игры-драматизации,

инсценировки, дидактические упражнения, артикуляционные и дыхательные

упражнения и др.

3

Нормативная база программы

Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в

следующих документах:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от

29.12.2012 N 273 (ред. от 31.07.2020г. №304-ФЗ).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года

N 678).

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ

Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629.

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4.3648-20

от 28.09.2020 г. №28.

Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

СанПин 1.2.3685-21 (Постановление Главного государственного санитарного

врача РФ от 28.01.2021 №2.

Примерные

требования

к

программам

дополнительного

образования детей для использования в практической работе.

(Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06

- 1844.).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №

09-3242. «О направлении методических рекомендаций по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Основной целью программы является коррекция и развитии всех сторон

речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а

также связной устной и письменной речи у детей с учётом их речевых,

возрастных и индивидуальных особенностей.

В результате обучения по данной программе решаются

следующие

задачи:

Обучающие:

- сформировать условия для реализации личностно-ориентированного

учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем

образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся

устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- сформировать комплексную коррекционную логопедическую работу по

преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных

навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом;

4

- сформировать личностные, познавательные и регулятивные действия,

логические действия, анализ, сравнения, синтез, установление причинно-след-

ственных связей;

- сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,

отсутствующих/дефектно произносимых;

- сформировать правильное звукопроизношение, умение регулировать

силу голоса;

- сформировать слуховое внимание, восприятие.

Развивающие:

- развить ориентацию в морфологической и синтаксической структуре

языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, раз-

витие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преоб-

разование модели;

- подготовить

речеслуховой

и

речедвигательный

анализаторы

к

правильному восприятию и воспроизведению звуков;

- стимулировать речевое дыхание и артикуляционный аппарат;

- развить фонематическое восприятие;

- стимулировать творческие способности, фантазию и воображение;

- развить слуховое и зрительное внимание, память;

- развить общую и тонкую моторику, кинестетические ощущения;

- развить умение применять полученные знания и умения в собственной

речевой практике.

Воспитательные:

- воспитать интерес к изучению различных языковых явлений;

- воспитать нравственно-эстетические и этические чувства;

-

воспитать у детей внимательность, целеустремленность, усидчивость;

- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Условия реализации программы

1.Возрастная группа учащихся. Программа рассчитана на учащихся 5-

10 лет. Количество учащихся в группе до 10 человек, в группах могут обучаться

старшие дошкольники и дети младшего школьного возраста.

Краткая характеристика возрастных, психологических и индивидуальных

особенностей детей, занимающихся в объединении: обучающиеся с речевыми

нарушениями дошкольники и младшие школьники – это определенные группы

детей, требующие особого внимания и подхода к воспитанию и обучению.

Старший дошкольный возраст: 5-7 лет.

5

В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы

высшей нервной деятельности. Гармоничное развитие физиологических и

психических

процессов

очень

важно

для

последующего

формирования

личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей

дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности.

Развитие таких высших мыслительных процессов, как:

восприятие и анализ окружающего мира;

наглядное мышление;

логическое мышление;

произвольное внимание;

смысловая память.

С точки зрения социальной ситуации развития для этого периода

характерна большая самостоятельность ребёнка, который постепенно начинает

выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи

игры, нередко подражая родителям.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая

не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие

понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в

социуме в целом.

С точки зрения формирования психики дошкольный возраст особенно

важен, поскольку именно в этот период происходит развитие наглядно-

образного мышления. Усложняется и развивается память, речь.

Младшие школьники.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит

педагогу, который является для него непререкаемым авторитетом. Дети этого

возраста с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и

навыками. Их больше увлекает сам процесс учения, и они проявляют в этом

отношении большую активность и старательность. Продолжает проявляться

потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Характерна для

младших

школьников

и

потребность

во

внешних

впечатлениях.

Для

познавательной деятельности характерна прежде всего эмоциональность

восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с детьми является

индивидуальный подход, с учетом индивидуальных особенностей и возраста

каждого ребенка.

2.

Условия набора детей:

принимаются дети с речевыми нарушениями и

сохранным интеллектуальным уровнем развития.

3. Условия формирования групп: одновозрастные.

Формы и режим занятий:

Программа «Логопедическая мозаика» рассчитана на 1 год обучения,

годовая нагрузка составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2

6

часа,

во

время

занятий

предусмотрены 10- минутные перерывы.

Продолжительность группового занятия: для детей 5 лет-25 минут, 6 лет-30

минут, для первоклассников - 35 - 40 минут, для учащихся 2-4 классов - 40-45

минут.

Сроки

коррекционной

работы

определяются

степенью

тяжести

нарушения речи. Комплектование групп обуславливается схожестью нарушений

речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.

Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала

и индивидуальных особенностей детей. Как правило, в занятиях сочетаются

игры разной направленности и творческие задания на развитие тонкой

моторики рук. Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать

интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-

следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Формы организации деятельности обучающихся

групповые.

Формы и виды организации и проведения занятий:

- теоретические (объяснение, беседа,

использование мультимедийных

технологий);

-

практические (наблюдение, подражание, игра, практические работы в

учебном помещении).

В практике работы педагог дополнительного образования использует

различные формы занятий: упражнения, игра, мастер-класс, праздник,

презентация, творческий отчет, сказочный сюжет, воображаемое путешествие

или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку

чувствовать

себя

комфортно,

уверенно,

так

как

в

игре

максимально

реализуются потенциальные возможности детей.

Формы контроля результатов освоения программы

:

Программой

предусмотрены

различные

виды

контроля

освоения

программы,

направленные

на

выявление

вводного,

промежуточного

и

итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и

навыков, сформированности компетенцией и их соответствия прогнозируемым

результатам.

Виды контроля:

- вводный контроль (мониторинг) проводится в начале учебного года с

целью определения речевых нарушений, а также индивидуальных особенностей

обучающихся. Форма контроля – используются специальные диагностические

методы и приёмы (выявление состояния устной речи в форме сопряжено-

отраженной и самостоятельной речи ребенка);

- промежуточный контроль, чтобы проследить динамику изменений

состояния речевых функций детей в процессе групповых логопедических

занятий, проводится в форме опрос-беседы и тестирования;

7

- текущий (проводится на каждом занятии) в форме беседы, обучающей

игровой деятельности;

-

итоговый

контроль

проводится

по

итогам

обучения

в

форме

комплексного логопедического мониторинга обучающихся, который помогает

определить результаты обучения после проделанной работы. Результатом

итогового контроля является творческий отчёт в форме выступления детей с

чтением стихотворений.

Документы по результатам обучения:

по окончании обучения по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

документы не выдаются.

Критериями оценки уровня освоения программы являются:

-

соответствие

уровня

теоретических

знаний

и

практической

деятельности

обучающихся

программным

требованиям;

положительные

результаты мониторинга речевых способностей детей в соответствии с

возрастом и индивидуальными особенностями обучающихся;

- разнообразие освоенных технологий (артикуляционных и дыхательных

упражнений, правильного звукопроизношения и фонетического слухового

внимания);

- уровень творческой активности обучающихся (чтение и заучивание

чистоговорок,

скороговорок,

стихотворений,

отчётные

творческие

выступления).

К концу учебного процесса дети должны

Знать:

- начальные представления о нормах русского литературного языка

(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- знать все части артикуляционного аппарата и их функции;

-

основные артикуляционные и дыхательные упражнения;

-

комплекс

гимнастических

упражнений

по

развитию

тонкой

моторики рук;

-

новые слова, чистоговорки, скороговорки, стихотворения;

-

названия гласных и согласных звуков, букв.

Уметь:

- правильно выбирать адекватные языковые средства для успешного

решения

коммуникативных

задач

(диалог,

устные

монологические

высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи,

ситуаций общения;

8

- правильно выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом

(сопряжённо, отражённо, самостоятельно);

- стремиться к более точному выражению собственного мнения и

позиции; умение задавать вопросы;

- выполнять простейшие приёмы логопедического самомассажа;

-

вычленять

отдельные

звуки,

слоги

в

словах,

определять

их

последовательность;

-

правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых

рядах, в словах и предложениях, тексте;

-

проявлять наблюдательность к языковым явлениям;

-

правильно длительно воспроизводить речевой выдох;

-

правильно с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание программы

В течение обучения программой предусмотрено получение учащимися

основных

сведений:

об

правильной

артикуляции,

речевом

дыхании,

фонетической и фонематической стороне речи, а также обучение правильному

артикуляторному

укладу звуков,

отсутствующих/дефектно произносимых,

формирование

правильного

звукопроизношение

и

своевременное

корректирование нарушений произносительной стороны речи, формирование

слухового внимания, восприятия, пополнение

лексического запаса слов и

расширение кругозора обучающихся.

На теоретических занятиях педагог объясняет в главных чертах об

правильном

выполнении

артикуляционных,

дыхательных

упражнений,

упражнений,

направленных

на

развитие

тонкой

и

крупной

моторики,

рассказывает детям о звуках и буквах русского языка и правильном их

произношении, отрабатываются приёмы закрепления и автоматизации звуков.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько

этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или

количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо

для данной группы учащихся.

Перед

началом

логопедической

работы

организуется

проведение

обследования. При обследовании выявляется, какой из компонентов языковой

системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и

оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения

речевого профиля), комплектования групп. Исходя из результатов обследования,

планируется дальнейшая коррекционная работа.

9

Логопедическая диагностика учащихся включает:

1.

Обследование артикуляционного аппарата

и звуковой стороны речи.

2.

Обследование фонематического слуха.

3.

Обследование лексического строя речи.

4.

Обследование грамматического строя.

5.

Обследование процесса письма и чтения.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

1.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

коррекция дефектов произношения;

формирование полноценных фонетических представлений на базе

развития фонематического восприятия;

совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в

звуковом анализе и синтезе.

2.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления но-

вых слов, относящихся к различным частям речи;

формирования представлений о морфологических элементах слова,

навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформ-

ления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструк-

ций;

развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установ-

ления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершен-

ствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Изучаются следующие модули: развитие артикуляционной моторики и

мимики,

развитие речевого дыхания,

развитие общей и тонкой моторики,

развитие

зрительного

и

слухового

внимания,

фонематического

слуха

активизация и развитие речевой деятельности детей, развитие мышления,

памяти, творческого воображения.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с

возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и

письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями

устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного

развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и

успеваемости в общеобразовательной школе.

Календарный

учебный

график.

Реализация

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с 15

сентября года по 31 мая учебного года.

10

Продолжительность учебного периода в течение учебного года - 36

недель, учебная деятельность по программе не осуществляется во время

школьных зимних каникул.

Для каждой учебной группы предусмотрен календарно-тематический

план (график) занятий по данной программе.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

Мониторинг речевого развития.

2

2

4

2

Вопросы техники безопасности и

охраны труда

1

0

1

3

Развитие артикуляционной

моторики и мимики

- артикуляционные упражнения и

гимнастика для развития мимической

мускулатуры.

6

14

20

4

Развитие речевого дыхания

- формирование длительного

плавного выдоха;

- развитие силы голоса;

- развитие глубокого вдоха;

-

развитие

физиологического

дыхания.

6

14

20

11

5

Развитие общей

и

тонкой

моторики

-пальчиковая гимнастика;

-самомассаж (мячи - ёжики,су-

джок), тактильные ощущения;

-упражнения

со

стихами

для

общей моторики, координация речи с

движением;

-развития

первичных

графомоторных навыков;

-творческая

деятельность,

направленная

на

развитие

тонкой

моторики рук.

6

14

20

6

Развитие зрительного и слу-

хового внимания, фонематического

слуха

-

упражнения

на

развитие

фонематического слуха и восприятия,

фонематических

представлений,

слухового и зрительного внимания;

-

формирование

навыков

звукового анализа и синтеза.

6

14

20

7

Активизация

и

развитие

речевой деятельности детей

-развитие

правильного

звукопроизношения

(формирование

кинестетического образа звука);

-

развитие

интонационной

выразительности,

плавности,

чёткости речи;

-развитие диалогической речи;

-развитие

правильного

лексического и

грамматического

построения

фразы,

пополнение

лексического словаря;

- развитие темпа и ритма речи.

7

14

21

12

8

Развитие мышления,

памяти,

творческого воображения

-дидактические игры,

пособия

направленные на развитие мышления,

памяти и творческого воображения.

7

11

18

9

Подведение итогов

6

14

20

ИТОГО

47

97

144

Содержание программы.

Тема. 1.

Вводное занятие.

Организационные вопросы, требования к

воспитанникам, мониторинг речевого развития.

Форма контроля.

Вводный контроль-определение уровня развития

речи учащихся.

Тема. 2. Вопросы техники безопасности и охраны труда. Инструктаж

по технике безопасности и охране труда обучающихся.

Форма контроля. Опрос.

Тема. 3. Развитие артикуляционной моторики и мимики.

Теория. Объяснение

материала,

использования

наглядных

пособий,

карточек.

Практика. Выполнение артикуляционных упражнений и гимнастики для

развития мимической мускулатуры.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, упражнения.

Тема. 4. Развитие речевого дыхания.

Теория.

Объяснение

материала,

использования

наглядных

пособий,

карточек, специальных логопедических игрушек, направленных на развитие

дыхания.

Практика.

Выполнение упражнений, направленных на формирование

длительного плавного выдоха, развитие силы голоса, развитие глубокого вдоха,

развитие физиологического дыхания.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, упражнения.

13

Тема. 5. Развитие общей и тонкой моторики.

Теория.

Объяснение материала, использования наглядных пособий,

карточек, специальных логопедических тренажёров, мячей, направленных на

развитие общей и тонкой моторики.

Практика. Выполнение пальчиковой гимнастики со стихами, обучение

воспитанников самомассажу при помощи мячей - ёжиков, су-джок, развитие

тактильных ощущений. Выполнение упражнений со стихами для общей

моторики,

координации

речи

с

движением.

Выполнение

упражнений

направленных на развитие первичных графомоторных навыков. Выполнение

творческой деятельности, направленной на развитие тонкой моторики рук,

развитие конструктивного праксиса.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, тестовые задания

по развитию

первичных графомоторных навыков.

Тема.

6.

Развитие

зрительного

и

слухового

внимания,

фонематического слуха.

Теория.

Объяснение материала, использования наглядных пособий,

дидактических игр, карточек, тестовых заданий.

Практика. Выполнение упражнений на развитие фонематического слуха

и восприятия, фонематических представлений, слухового и зрительного

внимания, формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, тестовые задания.

Тема. 7. Активизация и развитие речевой деятельности детей.

Теория. Объяснение материала, использования наглядных пособий,

дидактических

игр,

сюжетно-ролевых

игр,

карточек,

тестовых

заданий.

Пополнение словарного запаса, улучшение разговорной (диалогической) речи,

обучение слоговому чтению.

Практика.

Выполнение

упражнений

на

развитие

правильного

звукопроизношения

(формирование кинестетического образа звука), развитие

интонационной

выразительности,

плавности,

чёткости

речи,

развитие

диалогической речи, развитие правильного лексического и грамматического

построения фразы, пополнение лексического словаря, развитие темпа и ритма

речи.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, тестовые задания.

Тема. 8.

Развитие мышления, памяти, творческого воображения

Теория.

Объяснение

материала,

использования

дидактических

игр,

пособий, тестовых заданий, творческая работа в коллективе.

Установление

временных,

причинно-следственных

связей

и

зависимостей,

рассуждение,

выделение

существенного

и

второстепенного,

объединение предметов по

различным основаниям, относительность границ между отдельными группами

явлений и объектов.

14

Практика.

Выполнение

упражнений,

направленных

на

развитие

мышления, памяти и творческого воображения. Приемы ориентация на листе

бумаги с помощью словесной инструкции, определение времен года и

погоды.

Форма контроля. Беседа, практическая деятельность, тестовые задания.

Тема. 9. Подведение итогов. Итоговый контроль. диагностика речевого

развития на выходе, открытое занятие/праздничное мероприятие.

Методическое обеспечение программы:

Основной метод проведения занятий: практическая игровая деятельность

в виде логопедических упражнений. Именно на практических игровых

логопедических занятиях дети получают больше знаний, умений и приобретают

необходимые навыки. При проведении занятий учитывается разный возраст

обучающихся, разные индивидуальные возможности. Занятия составлены так,

чтобы

происходила

постоянная

смена

разных

видов

деятельности

(методический аппарат): упражнение, игра, беседа, тренинг, творческая

деятельность.

Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме беседы,

рассказа, словесных инструкций.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

- создание эмоционального настроя в группе;

-

создание

у

учащихся

чувства

принадлежности

через

игры,

упражнения, беседы и закрепление положительных эмоций от работы и

общения.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для

организации

эффективного

и

безопасного

проведения

образовательного процесса по данной программе необходимо следующее

оборудование: шкаф для хранения личных вещей педагога, стол для педагога –

1 шт., стул для педагога – 1 шт., столы-10 шт., стулья-20 шт., шкаф для хранения

канцтоваров и инструментов магнитная доска-1шт., компьютер (ноутбук) -1

шт., проектор-1 шт., экран-1 шт., цветной принтер -1 шт., ламинатор - 1 шт.,

песочные часы на разное количество времени: 10 ми, 15 мин, 30 мин.,

небольшие зеркала на подставках по количеству обучающихся в группе.

Для реализации программы необходимо обеспечение материалами:

карандаши простые: 15 шт., ручки шариковые: 15 шт., стиральная резинка: 15

шт., карандаши цветные: 12 цветов - 15 шт. бумага для печати: белая - 5 пачек,

цветная для принтера -2 пачки, клей- карандаш: 1 шт., ПВА -5 банок, ножницы:

15 шт., гуашь: 6 цветов по 15 шт., кисти для рисования: 15 шт., фломастеры: 12

цветов по 15 шт., мячи-ёжики: 30 шт., су-джок: 15 шт., магниты для доски - 20

шт.

15

Список литературы:

1.

Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и

родителей. – М.: Дрофа, 2012. – С. 52-118.

2.

Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2011. – С. 15-

319.

3.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Наука, 2014. –

С. 10-217.

4.

Брунер Д. Психология познания. – М.: Прогресс, 2016. – С. 212 -

225.

5.

Волкова

Г.А.

Логопедическая

ритмика:

Учебник

для

пед.

институтов. — СПб.: Петербург — XXI век, 1998. – С. 250-300.

6.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников: Книга для логопедов. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – С.

128- 230.

7.

Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: Наука, 2015. – С. 100-156.

8.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической ра-

боты в школе. - М.: «Творческий центр», 2005. – С. 99-148.

9.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов– М.: Просвещение, 1991. – С. 8 - 143.

10.

Дзятковская

Е.Н.

Как

преодолеть

учебные

затруднения

у

ребенка. – Иркутск: Сервико, 2016. – С. 5- 236.

11.

Дункер

К.

Подходы

к

исследованию

продуктивного

мышления.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 2015.

– С. 213- 410.

12.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.:

Литера, 2001. – С. 10- 215.

13.

Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Мысль, 2005. – С. 15- 261.

14.

Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 2019. –

С. 7 - 144.

15.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –

М.: Просвещение, 2001 г. – С. 156-215.

16.

Лалаева

Р.И.,

Венедиктова

Л.В.

Диагностика

и

коррекция

нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2001. – С. 11- 233.

17.

Носов М. Я читаю и понимаю прочитанное. – М.: ООО Клевер-

Медия-Групп, 2023. – С. 4 - 63.

18.

Нищева Н.В. Будем говорить правильно. — СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2002. – С. 15-153.

16

19.

Праведникова

И.И.

Развитие

мышления

и

внимания.

Издательство Феникс, 2023. – С. 1-23.

20.

Праведникова И.И. Развитие фонематического слуха и слухового

восприятия. — Издательство Феникс, 2022. – С. 3-76.

21.

Праведникова И.И. Развитие орфографической грамотности для

учеников 1-2 классов— Издательство Феникс, 2023. – С. 3-91.

22.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекционное

обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – М.2009. – С. 3-

155.

23.

Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи:

Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб.:

Дельта+каро, 2004. – С. 8-280.

24.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.:

Владос, 2000. – С. 15-218.

25.

Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребѐнка говорить и читать.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста. –- М.: Издательство ГНОМ и Д,

2006. – С. 155-170.

26.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеоб-

разовательной школы. – М.: Просвещение, 1984 г. – С. 9-278.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

1.

Житникова Л.А. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 2016.

– С. 12 - 112.

2.

Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать

лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: Гном и Д,

2000. – С. 6- 288.

3.

Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях– М.:

Издательство Гном, 2022. – С. 1- 32.

4.

Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях– М.:

Издательство Гном, 2022. – С. 1- 32.

5.

Нищева Н.В. Занимаемся вместе: Домашняя тетрадь. – СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – С 5-40.

6.

Нищева Н.В. Играйка-собирайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2004. – С 3-40.

7.

Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2005. – С. 2- 45.

8.

Нищева Н.В. Мой букварь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С. 6

– 50.

9.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –

М.: Просвещение, 1984 г. – С. 9-218.

17

10.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.

СПб.: Издательство «Лань», 2002. – С.22- 118.

18



В раздел образования