Автор: Лойко Алена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонёк"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Лойко Алена Валентиновна
Воспитатель
МАДОУ «ДС «Огонёк» г. Новый Уренгой
«Использование учебно-игровых пособий в развитии
мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Одна
из
важнейших
задач
воспитания
ребенка
–
это
формирование
мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать
новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и
методы
подготовки
развития
мышления
дошкольников
к
школьному
обучению.
Я познакомлю вас с учебно-игровыми пособиями — логическими
блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Воскобовича, а также с
системой
по
развитию
у
дошкольников
логико-математиче ских
представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с
этими пособиями.
В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их
ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают
все большее место.
Определены задачи использования этих игровых пособий в работе с детьми:
-Развивать логическое мышление.
-Развивать
представление
о
множестве,
операций
над
множествами
(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
-Формировать
представления
о
математических
понятиях
(алгоритм,
кодирование
и
декодирование
информации,
кодирование
со
знаком
отрицания).
-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно
обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному,
двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои
рассуждения.
-Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
-Развивать пространственные представления.
-Развивать
знания,
умения,
навыки,
необходимые
для
самостоятельного
решения учебных и практических задач.
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
основами математики и информатики.
Логические блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком
Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала:
объемный
и
плоскостной.
Объемный
логический
материал
именуется
логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у
дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры
мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических
блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии
от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и
четырьмя
свойствами.
В
процессе
различных
действий
с
блоками
дети
сначала
осваивают
умения
выявлять
и
абстрагировать
в
предметах
одно
свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и
обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают
умениями
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру
и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру;
форме,
размеру
и
толщине;
цвету,
размеру
и
толщине)
и
по
четырем
свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень
сложности
задания
с
учетом
возраста
и
возможностей
детей.
Например,
несколько
детей
строят
дорожки
от
избушки
медведя,
чтобы
помочь
Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку
так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование
одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по
форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы
рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование
одновременно тремя свойствами).
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно
приготовить
вспомогательный
материал
—
игрушки-персонажи
(можно
игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.
Поскольку
логические
блоки
представляют
собой
эталоны
форм
—
геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
равносторонний
треугольник,
прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей,
начиная
с
раннего
возраста,
с
формами
предметов
и
геометрическими
фигурами при решении многих других развивающих задач.
Палочки X. Кюизенера
Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X.
Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в
работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера
называют
еще
цветными
палочками,
цветными
числами,
цветными
линеечками, счетными палочками.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с
другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими
блоками),
а
также
и
самостоятельно.
Они
нужны
для
развития
желания
овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения
образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Использование
«чисел
в
цвете»
позволяет
развивать
у
дошкольников
представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на
базе практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию
-соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», научить делить
целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды
зависимости, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших
чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,,
организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее»,
«длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и
того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в
индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности
в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для
выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность
дидактического материала.
Игры Воскобовича
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая
и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы –
интерес, познание, творчество.
Технология В. В. Воскобовича заключается в посторенние такой игровой
деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы:
внимание, память, воображение, мышление, речь.
Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать
детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них,
дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к
обучению в школе.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме"
и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их
творческие возможности и способности.
Важно помнить, что развивая мыслительные способности у детей, они
вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество
этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не
потерял
интерес
к
мыслительным
заданиям,
каждая
игра
и
упражнение
должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно
предложить ребенку.