Напоминание

"Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста"


Автор: Лойко Алена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонёк"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лойко Алена Валентиновна

Воспитатель

МАДОУ «ДС «Огонёк» г. Новый Уренгой

«Использование учебно-игровых пособий в развитии

мыслительных способностей детей дошкольного возраста»

Одна

из

важнейших

задач

воспитания

ребенка

это

формирование

мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать

новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и

методы

подготовки

развития

мышления

дошкольников

к

школьному

обучению.

Я познакомлю вас с учебно-игровыми пособиями — логическими

блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Воскобовича, а также с

системой

по

развитию

у

дошкольников

логико-математиче ских

представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с

этими пособиями.

В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их

ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают

все большее место.

Определены задачи использования этих игровых пособий в работе с детьми:

-Развивать логическое мышление.

-Развивать

представление

о

множестве,

операций

над

множествами

(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

-Формировать

представления

о

математических

понятиях

(алгоритм,

кодирование

и

декодирование

информации,

кодирование

со

знаком

отрицания).

-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному,

двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои

рассуждения.

-Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

-Развивать пространственные представления.

-Развивать

знания,

умения,

навыки,

необходимые

для

самостоятельного

решения учебных и практических задач.

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть

основами математики и информатики.

Логические блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком

Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала:

объемный

и

плоскостной.

Объемный

логический

материал

именуется

логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у

дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры

мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических

блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии

от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и

четырьмя

свойствами.

В

процессе

различных

действий

с

блоками

дети

сначала

осваивают

умения

выявлять

и

абстрагировать

в

предметах

одно

свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и

обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают

умениями

анализировать,

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру

и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру;

форме,

размеру

и

толщине;

цвету,

размеру

и

толщине)

и

по

четырем

свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень

сложности

задания

с

учетом

возраста

и

возможностей

детей.

Например,

несколько

детей

строят

дорожки

от

избушки

медведя,

чтобы

помочь

Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку

так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование

одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по

форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы

рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование

одновременно тремя свойствами).

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно

приготовить

вспомогательный

материал

игрушки-персонажи

(можно

игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.

Поскольку

логические

блоки

представляют

собой

эталоны

форм

геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей,

начиная

с

раннего

возраста,

с

формами

предметов

и

геометрическими

фигурами при решении многих других развивающих задач.

Палочки X. Кюизенера

Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X.

Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в

работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера

называют

еще

цветными

палочками,

цветными

числами,

цветными

линеечками, счетными палочками.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с

другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими

блоками),

а

также

и

самостоятельно.

Они

нужны

для

развития

желания

овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения

образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Использование

«чисел

в

цвете»

позволяет

развивать

у

дошкольников

представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на

базе практической деятельности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию

-соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», научить делить

целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды

зависимости, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших

чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,,

организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее»,

«длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и

того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в

индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности

в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для

выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность

дидактического материала.

Игры Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая

и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы –

интерес, познание, творчество.

Технология В. В. Воскобовича заключается в посторенние такой игровой

деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы:

внимание, память, воображение, мышление, речь.

Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать

детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них,

дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к

обучению в школе.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме"

и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их

творческие возможности и способности.

Важно помнить, что развивая мыслительные способности у детей, они

вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество

этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не

потерял

интерес

к

мыслительным

заданиям,

каждая

игра

и

упражнение

должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно

предложить ребенку.



В раздел образования