Автор: Каранова Татьяна Константиновна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО"ДШИ п.Нижнеангарск"
Населённый пункт: пгт.Нижнеангарск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации преподавателям по классу вокала в работе над вокальными упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы голоса в режиме микст с учащимися детских школ искусств
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
"Детская школа искусств п.Нижнеангарск"
МО "Северо-Байкальский район"
Методические рекомендации
преподавателям по классу вокала в работе над вокальными
упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы
голоса в режиме микст с учащимися детских школ искусств
Составитель:
преподаватель по классу вокала
Каранова Т.К.
В момент обучения вокалу в детской школе искусств учащиеся на
протяжении всего срока обучения могут сталкиваться с рядом определенных
проблем, которые касаются технических моментов постановки голоса. Одна
самая распространённая из них - это проблема неумения и не владения
учащегося своим голосом на «переходных нотах» его диапазона.
Решение данной проблемы кроется в том, чтобы вовремя ее определить и
обязательно выяснить причину ее возникновения.
Можно выделить три основных причины возникновения «переходного
порога»:
Первая (и самая основная) причина – это психологическая боязнь верхних
нот. Ученики с данной проблемой, подбираясь к верхним нотам в процессе
распевания, в итоге переходят на чисто головное звучание, а потом и на
фальцетное пение, тем самым маскируя свою боязнь верхних нот.
Если ребенок найдёт в себе силы и сможет расслабить свое сознание, обрести
уверенность в себе, а также убрать мышечные зажимы, то тогда (конечно же,
совместно с грамотными рекомендациями преподавателя) он правильно
будет использовать работу своих резонаторов.
Вторая причина кроется в физиологическом изменении голосового аппарата
(повреждения голосовых связок, либо хронические заболевания лор-
органов). Если же такая причина выявилась - то, к большому сожалению,
дальнейшие уроки над постановкой голоса невозможны до полного
излечения голосовых связок, а при серьёзных повреждениях голосовых
связок ребенок может оказаться профнепригодным для дальнейшей
профессии вокалиста.
Третья причина - это отсутствие информации или дезинформация ребенка
об основных вокальных навыках. Эта причина наиболее развита у детей,
которые не обучались вокалу, или же во время обучения были упущены
моменты в постановке голоса и недостаточно проработана тема резонаторов.
Итак, что же означают эти слова, которые мы используем в своем сленге на
уроке?
«Переходные ноты» или «переходный порог» - это ноты диапазона голоса, на
которых происходит смена грудного резонатора на головной и наоборот.
Резонатор – это часть голосового аппарата, который придает голосу
полётность, легкость, заставляет голос «играть» разными обертонами и
красками, придает природному тембру густоту и плотность, а также делает
голос акустически сильнее.
Микст – это связующее звено между грудным и головным резонатором, с
помощью которого диапазон голоса приобретает монолитность звучания на
всем своем отрезке без явно слышимых переходов.
Фальцет – это такой звук, при котором голосовые связки смыкаются
частично, тем самым вызывая неустойчивое звучание при переходе из
грудного резонатора в головной, что и придает характерный для него
прозрачный и тусклый звук. Соответственно, фальцет не может входить в
разряд основного диапазона ребёнка.
У ребёнка (так же, как и у взрослого) имеются два резонатора: грудной и
головной. У детей, в связи с их физиологической особенностью, а также в
силу их возраста, больше развит головной резонатор, а грудной они
практически не задействуют. Но зато смешивают они хорошо резонаторы во
время плача, потому что в этот момент становится активным мягкое нёбо и
формируется зевок.
Чем же чревато неумение использования смешивания резонаторов или
злоупотребление каким – то одним из них? Если делать упор в работе только
над грудным резонатором, то возможен риск утяжеления звука, и от этого
голос станет менее подвижным и глухим. А увлечение только головным
резонатором приведет к постоянным срывам («петухам», «киксам») и
переходом звука в зону фальцета. И также для «переходного порога » голоса
характерно чрезмерное форсирование звука (крик), тем самым существует
огромный риск быстрой утомляемости голосовых связок и, что хуже – их
повреждения.
К данной методической рекомендации я специально добавила фразу
«Основные вокальные упражнения», т.к. именно в работе над упражнениями
мы лепим, как скульптор, модель будущего певца или певицы. А песня уже
является закреплением результата проделанной работы на уроках.
Пересмотрев множество вокальных методик, я увидела, как многие
преподаватели пытаются найти пути преодоления «переходного порога» или
конкретно микст, и вот здесь практически всегда есть сложности:
упражнений предлагается много, а эффективность от них сводится
практически к нулю, т. к. подобные упражнения неприменимы к детскому
голосу.
Для работы с «переходными нотами», я отобрала совсем малую, но
эффективную часть упражнений, которые помогут справиться с данной
проблемой.
На занятиях вокалом с учащимися настоятельно рекомендую основные
правила ведения урока:
Правило №1
Обязательное условие перед началом каждого занятия вокалом - убедится в
том, что голосовой аппарат ребенка абсолютно здоров.
Правило №2
Для успешного освоения материала постановки голоса в целом важна
последовательность предлагаемых упражнений на уроке ученику, а также
разъяснения необходимости той или иной распевки.
Правило № 3
При последующих вокальных упражнениях преподаватель должен
придерживаться принципа «от лёгких вокальных упражнений к более
сложным». Объем охватываемого диапазона рассматривается по
индивидуальным возможностям каждого ребенка.
Самое главное в решении вокальной проблемы - это необходимость чёткого
понимания правильной схемы механизма голосового аппарата, который
отвечает за успешный конечный результат в борьбе с проблемой. Вне
зависимости от сложности вокальных упражнений необходим строгий
контроль за:
-правильным вокальным дыханием (диафрагмальным);
-правильной постановкой корпуса и певческого аппарата (диафрагма,
расслабленная гортань, расслабленная челюсть)
-определённой направленностью звукового потока к корням верхних зубов.
В работе над упражнениями необходимо следить за тем, чтобы ученик перед
каждой распевкой брал достаточно объемный вдох с применением позиции
«зевка», а также умел удерживать позицию и на выдохе, в момент чего
гортань будет мягко расслабляться и сохранять свободное звукоизвлечение
на всём диапазоне.
Итак, приступим к рассмотрению эффективных вокальных упражнений.
Упражнение №1
Универсальное упражнение абсолютно для любого вида работы с вокальной
проблемой - пропевание на звук «ХМ…», оно проводится для разогрева
голосового аппарата и подготовки его к работе. Можно петь его как
самостоятельный звук на протяжении всей распевки, а можно с переходом на
звук «А». Также на звуке «ХМ» гортань легко сохраняет расслабленную
форму во время распевки.
Мелодия распевки звучит либо на одной ноте, либо последовательно до трех
нот верх и вниз, а если добавляем переход на звук «А», то мелодия
приобретает репризную форму.
Упражнение №2
Следующее упражнение поем на одной ноте на слоги:
«ДИ-ДИ-ДИ –ДИ» - « ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ» - « ДА-ДА-ДА-ДА» - « ДО-ДО-ДО-
ДО» - «ДУ»
Это упражнение направлено на ощущение речевой позиции и активного
резонирования у корней верхних зубов, что позволит звуку быть чистым и не
западать в затылочную часть и верхнюю черепную область головы. А также
на данные слоги хорошо разогревается артикуляционный аппарат.
Следует обращать внимание на то, чтобы во время исполнения данной
распевки ученик не поджимал челюсть, а достаточно свободно мог владеть
ею.
Для работы над переходными нотами очень эффективным методом являются
интервальные распевки с использованием музыкального штриха
«глиссандо», «стакатто» и пение звуков по хроматизму.
Упражнение № 3
На звук «А» с плавным переходом на зубной слог «ДИ» на средний интервал
(кварта, квинта), музыкальным штрихом «глиссандо», как можно плотнее
протягиваем нотку к нотке и обратно возвращаемся на тонику.
На звук «А» добавляем чуть-чуть придыхательной атаки, тем самым связки
сомкнутся мягко , а слышится будет слог «Х….А» .
В случае, если на звуке «И» начинает западать корень языка, то тогда поем
вместо слога «ДИ» просто звук «И», и используем прием «чайная ложка»:
перед началом упражнения слегка придавливаем чайной ложкой середину
языка - это делается для того, чтобы язык не поднимался, а лежал в полости
рта и упирался кончиком в нижние зубы.
Упражнение № 4
Следующее упражнение на зубной слог «ЗИ»: мы «раскачиваемся» на кварте
или квинте (I –IV,V ст.) в режиме «глиссандо» 2 раза вверх и вниз (можно
больше), после чего делаем скользящий переход на октаву вверх и на слоги
«ЙА-ХА-ХА-ХА» спускаемся по трезвучию уже вниз на стакатто.
Упражнение № 5
Данное упражнение выполняется движением по хроматизму вверх и вниз на
гласные звуки. Если ученику трудно овладеть данной распевкой с
пропеванием звуков на октаву, то возможно исполнение сначала по
хроматизму вверх и вниз на кварту, а уже потом - на октаву, придерживаясь
такой последовательности звуков:
I вариант вверх: «И» - «Э» - «А» - «О» - «У» - «Ы» и вниз в таком же
порядке.
II вариант вверх : «И» - «Э» - «А»- «О»- «У» - «Ы» - «И» - «Э» - «А» - «О»-
«У»- «Ы» - «И» и вниз в таком же порядке.
Упражнение № 6
Завершающим упражнением в работе над переходными нотами является
пропевание слога «ДА» на «стакатто» с атакой на кварту или квинту и
октаву. Самая главная задача данной распевки - зафиксировать в более
быстром темпе и на резкие скачки звука отработанные ранее (на глиссандо и
хроматизм) навыки правильной позиции дыхания и гортани на переходных
нотах.
Педагог должен быть не только грамотным теоретиком в своей
специальности, но и сильным практиком - это необходимо для того, чтобы
брать на себя ответственность работать с детскими голосами.
Все вокальные упражнения, представленные здесь, проработаны на практике с
учениками моего класса, что дало отличные результаты при систематических
занятиях, а до этого они были исследованы лично мною (необходимо было
убедиться в эффективности и результативности данного комплекса упражнений,
прежде чем внедрять их непосредственно в процесс обучения).