Напоминание

Методические рекомендации преподавателям по классу вокала в работе над вокальными упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы голоса в режиме микст с учащимися детских школ искусств


Автор: Каранова Татьяна Константиновна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО"ДШИ п.Нижнеангарск"
Населённый пункт: пгт.Нижнеангарск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации преподавателям по классу вокала в работе над вокальными упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы голоса в режиме микст с учащимися детских школ искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств п.Нижнеангарск"

МО "Северо-Байкальский район"

Методические рекомендации

преподавателям по классу вокала в работе над вокальными

упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы

голоса в режиме микст с учащимися детских школ искусств

Составитель:

преподаватель по классу вокала

Каранова Т.К.

В момент обучения вокалу в детской школе искусств учащиеся на

протяжении всего срока обучения могут сталкиваться с рядом определенных

проблем, которые касаются технических моментов постановки голоса. Одна

самая распространённая из них - это проблема неумения и не владения

учащегося своим голосом на «переходных нотах» его диапазона.

Решение данной проблемы кроется в том, чтобы вовремя ее определить и

обязательно выяснить причину ее возникновения.

Можно выделить три основных причины возникновения «переходного

порога»:

Первая (и самая основная) причина – это психологическая боязнь верхних

нот. Ученики с данной проблемой, подбираясь к верхним нотам в процессе

распевания, в итоге переходят на чисто головное звучание, а потом и на

фальцетное пение, тем самым маскируя свою боязнь верхних нот.

Если ребенок найдёт в себе силы и сможет расслабить свое сознание, обрести

уверенность в себе, а также убрать мышечные зажимы, то тогда (конечно же,

совместно с грамотными рекомендациями преподавателя) он правильно

будет использовать работу своих резонаторов.

Вторая причина кроется в физиологическом изменении голосового аппарата

(повреждения голосовых связок, либо хронические заболевания лор-

органов). Если же такая причина выявилась - то, к большому сожалению,

дальнейшие уроки над постановкой голоса невозможны до полного

излечения голосовых связок, а при серьёзных повреждениях голосовых

связок ребенок может оказаться профнепригодным для дальнейшей

профессии вокалиста.

Третья причина - это отсутствие информации или дезинформация ребенка

об основных вокальных навыках. Эта причина наиболее развита у детей,

которые не обучались вокалу, или же во время обучения были упущены

моменты в постановке голоса и недостаточно проработана тема резонаторов.

Итак, что же означают эти слова, которые мы используем в своем сленге на

уроке?

«Переходные ноты» или «переходный порог» - это ноты диапазона голоса, на

которых происходит смена грудного резонатора на головной и наоборот.

Резонатор – это часть голосового аппарата, который придает голосу

полётность, легкость, заставляет голос «играть» разными обертонами и

красками, придает природному тембру густоту и плотность, а также делает

голос акустически сильнее.

Микст – это связующее звено между грудным и головным резонатором, с

помощью которого диапазон голоса приобретает монолитность звучания на

всем своем отрезке без явно слышимых переходов.

Фальцет – это такой звук, при котором голосовые связки смыкаются

частично, тем самым вызывая неустойчивое звучание при переходе из

грудного резонатора в головной, что и придает характерный для него

прозрачный и тусклый звук. Соответственно, фальцет не может входить в

разряд основного диапазона ребёнка.

У ребёнка (так же, как и у взрослого) имеются два резонатора: грудной и

головной. У детей, в связи с их физиологической особенностью, а также в

силу их возраста, больше развит головной резонатор, а грудной они

практически не задействуют. Но зато смешивают они хорошо резонаторы во

время плача, потому что в этот момент становится активным мягкое нёбо и

формируется зевок.

Чем же чревато неумение использования смешивания резонаторов или

злоупотребление каким – то одним из них? Если делать упор в работе только

над грудным резонатором, то возможен риск утяжеления звука, и от этого

голос станет менее подвижным и глухим. А увлечение только головным

резонатором приведет к постоянным срывам («петухам», «киксам») и

переходом звука в зону фальцета. И также для «переходного порога » голоса

характерно чрезмерное форсирование звука (крик), тем самым существует

огромный риск быстрой утомляемости голосовых связок и, что хуже – их

повреждения.

К данной методической рекомендации я специально добавила фразу

«Основные вокальные упражнения», т.к. именно в работе над упражнениями

мы лепим, как скульптор, модель будущего певца или певицы. А песня уже

является закреплением результата проделанной работы на уроках.

Пересмотрев множество вокальных методик, я увидела, как многие

преподаватели пытаются найти пути преодоления «переходного порога» или

конкретно микст, и вот здесь практически всегда есть сложности:

упражнений предлагается много, а эффективность от них сводится

практически к нулю, т. к. подобные упражнения неприменимы к детскому

голосу.

Для работы с «переходными нотами», я отобрала совсем малую, но

эффективную часть упражнений, которые помогут справиться с данной

проблемой.

На занятиях вокалом с учащимися настоятельно рекомендую основные

правила ведения урока:

Правило №1

Обязательное условие перед началом каждого занятия вокалом - убедится в

том, что голосовой аппарат ребенка абсолютно здоров.

Правило №2

Для успешного освоения материала постановки голоса в целом важна

последовательность предлагаемых упражнений на уроке ученику, а также

разъяснения необходимости той или иной распевки.

Правило № 3

При последующих вокальных упражнениях преподаватель должен

придерживаться принципа «от лёгких вокальных упражнений к более

сложным». Объем охватываемого диапазона рассматривается по

индивидуальным возможностям каждого ребенка.

Самое главное в решении вокальной проблемы - это необходимость чёткого

понимания правильной схемы механизма голосового аппарата, который

отвечает за успешный конечный результат в борьбе с проблемой. Вне

зависимости от сложности вокальных упражнений необходим строгий

контроль за:

-правильным вокальным дыханием (диафрагмальным);

-правильной постановкой корпуса и певческого аппарата (диафрагма,

расслабленная гортань, расслабленная челюсть)

-определённой направленностью звукового потока к корням верхних зубов.

В работе над упражнениями необходимо следить за тем, чтобы ученик перед

каждой распевкой брал достаточно объемный вдох с применением позиции

«зевка», а также умел удерживать позицию и на выдохе, в момент чего

гортань будет мягко расслабляться и сохранять свободное звукоизвлечение

на всём диапазоне.

Итак, приступим к рассмотрению эффективных вокальных упражнений.

Упражнение №1

Универсальное упражнение абсолютно для любого вида работы с вокальной

проблемой - пропевание на звук «ХМ…», оно проводится для разогрева

голосового аппарата и подготовки его к работе. Можно петь его как

самостоятельный звук на протяжении всей распевки, а можно с переходом на

звук «А». Также на звуке «ХМ» гортань легко сохраняет расслабленную

форму во время распевки.

Мелодия распевки звучит либо на одной ноте, либо последовательно до трех

нот верх и вниз, а если добавляем переход на звук «А», то мелодия

приобретает репризную форму.

Упражнение №2

Следующее упражнение поем на одной ноте на слоги:

«ДИ-ДИ-ДИ –ДИ» - « ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ» - « ДА-ДА-ДА-ДА» - « ДО-ДО-ДО-

ДО» - «ДУ»

Это упражнение направлено на ощущение речевой позиции и активного

резонирования у корней верхних зубов, что позволит звуку быть чистым и не

западать в затылочную часть и верхнюю черепную область головы. А также

на данные слоги хорошо разогревается артикуляционный аппарат.

Следует обращать внимание на то, чтобы во время исполнения данной

распевки ученик не поджимал челюсть, а достаточно свободно мог владеть

ею.

Для работы над переходными нотами очень эффективным методом являются

интервальные распевки с использованием музыкального штриха

«глиссандо», «стакатто» и пение звуков по хроматизму.

Упражнение № 3

На звук «А» с плавным переходом на зубной слог «ДИ» на средний интервал

(кварта, квинта), музыкальным штрихом «глиссандо», как можно плотнее

протягиваем нотку к нотке и обратно возвращаемся на тонику.

На звук «А» добавляем чуть-чуть придыхательной атаки, тем самым связки

сомкнутся мягко , а слышится будет слог «Х….А» .

В случае, если на звуке «И» начинает западать корень языка, то тогда поем

вместо слога «ДИ» просто звук «И», и используем прием «чайная ложка»:

перед началом упражнения слегка придавливаем чайной ложкой середину

языка - это делается для того, чтобы язык не поднимался, а лежал в полости

рта и упирался кончиком в нижние зубы.

Упражнение № 4

Следующее упражнение на зубной слог «ЗИ»: мы «раскачиваемся» на кварте

или квинте (I –IV,V ст.) в режиме «глиссандо» 2 раза вверх и вниз (можно

больше), после чего делаем скользящий переход на октаву вверх и на слоги

«ЙА-ХА-ХА-ХА» спускаемся по трезвучию уже вниз на стакатто.

Упражнение № 5

Данное упражнение выполняется движением по хроматизму вверх и вниз на

гласные звуки. Если ученику трудно овладеть данной распевкой с

пропеванием звуков на октаву, то возможно исполнение сначала по

хроматизму вверх и вниз на кварту, а уже потом - на октаву, придерживаясь

такой последовательности звуков:

I вариант вверх: «И» - «Э» - «А» - «О» - «У» - «Ы» и вниз в таком же

порядке.

II вариант вверх : «И» - «Э» - «А»- «О»- «У» - «Ы» - «И» - «Э» - «А» - «О»-

«У»- «Ы» - «И» и вниз в таком же порядке.

Упражнение № 6

Завершающим упражнением в работе над переходными нотами является

пропевание слога «ДА» на «стакатто» с атакой на кварту или квинту и

октаву. Самая главная задача данной распевки - зафиксировать в более

быстром темпе и на резкие скачки звука отработанные ранее (на глиссандо и

хроматизм) навыки правильной позиции дыхания и гортани на переходных

нотах.

Педагог должен быть не только грамотным теоретиком в своей

специальности, но и сильным практиком - это необходимо для того, чтобы

брать на себя ответственность работать с детскими голосами.

Все вокальные упражнения, представленные здесь, проработаны на практике с

учениками моего класса, что дало отличные результаты при систематических

занятиях, а до этого они были исследованы лично мною (необходимо было

убедиться в эффективности и результативности данного комплекса упражнений,

прежде чем внедрять их непосредственно в процесс обучения).



В раздел образования