Автор: Петухова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Ключевской детский сад "Родничок"
Населённый пункт: село Ключи, Пермский край, Суксунский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Нас в любое время года учит мудрая природа"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Нас в любое время
года учит мудрая
природа»
Воспитатель Петухова Е.М.
2016 год
Тип (вид) проекта: педагогический (культурно – ценностный).
Участники проекта: Петухова Е.М - воспитатель, Сюзева Л.Г. – помощник
воспитателя, родители.
Целевая группа: дети младшей группы в количестве 20 человек (12 девочек
и 8 мальчиков).
Масштаб: по количеству участников – 37 человек,
по времени реализации – 1 год.
Основание для разработки. Проблема.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, когда
экологические
проблемы
носят
глобальный
характер
и
затрагивают
все
человечество,
вопрос
экологического
воспитания
приобретает
особую
о ст роту.
Главная
причина
этого
–
тот а льная
э ко л о г и ч е с к а я
безответственность.
В
связи
с
этим
необходимо
больше
уделять
внимания
экологическому
воспитанию детей уже с первых лет жизни. Чтобы сохранить природу на
планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Первые
знания экологической культуры закладываются в раннем возрасте. Ведь все
начинается
с
детства.
Ребенок
открывает
для
себя
разнообразный
и
увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя,
снежинки,
пестрые
бабочки
–
все
это
интересует
и
удивляет
его,
будят
воображение
и
фантазию.
Ребенок
воспринимает
природу
ярче,
острее
взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать
наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. А этого можно
добиться,
прежде
всего,
через
прямое,
непосредственное
общение
с
природой, ее богатством и разнообразием.
Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления младших
дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность, можно предложить,
что
одним
из
оптимальных
средств
экологического
образования
детей
являются прогулку и экскурсии в природу.
Наш проект направлен на познание окружающего мира природы, воспитание
экологической культуры через экскурсии и прогулки в природу.
Ц е л ь : Формирование
первых
экологических
представлений
у
детей
младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Развивать у детей устойчивый познавательный интерес к объектам, и
являем природы.
2.
Формировать первые умения правильного взаимодействия с объектами
природы.
3.
Организовать
систематическое
посезонное
проведение
экскурсий
и
целевых прогулок.
4.
Привлечь родителей к сотрудничеству в решении задач экологического
воспитания и образования детей.
Методы реализации проекта.
На первом (подготовительном) этапе организуется наблюдение за детьми с
целью выявления интересе детей к явлениям, объектам природы и поведения
в природе.
На втором этапе составляется план предстоящих экскурсий, предварительных
бесед, выбираются формы и методы работы, используемые во время прогулок
и экскурсий (наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, игры –
т р е н и н г и ) .
С
п л а н о м
м е р о п р и я т и й
з н а ко м я т с я
р о д и т е л и .
На следующем, основном, этапе проводятся экскурсии, целевые прогулки,
обобщаются, уточняются, систематизируются представления об объектах и
явлениях природы, определяются ритуалы экскурсий. Во время данного этапа
происходит общение детей с природой вживую.
На
заключительном
этапе
подводятся
итоги
экскурсионной
работы,
выявляется уровень познавательной активности детей.
Во время реализации проекта ведется информационно – агитационная работа
через экологический вестник.
Ожидаемые результаты:
1.
Будет разработан перспективный план экскурсий и прогулок
2.
Возрастет интерес детей к окружающему миру природы
3.
Будет воспитываться осознанно – бережное отношение к природе
4.
Расширяется знание детей о природе
5.
Будут оформлены альбомы, выставки рисунков и фотовыставки, папки
– передвижки, презентация, картотека подвижных и дидактических игр.
Трансляция проекта:
О ходе проекта и его результатах будут информированы родители через
наглядный
материал,
педагоги
на
педсовещаниях
и
через
презентацию
проекта.
План реализации проекта.
Тема
Задачи
Время проведения
ОСЕНЬ
1.Прогулка «В гости к
осени».
Показать детям
многообразие красок
золотой осени.
Воспитывать интерес к
явлениям,
происходящим в
природе.
Сентябрь
2.Экскурсия «Лесными
тропами»
Расширить у детей
представление о лесе.
Учить любоваться
красотой родной
природы.
Сентябрь
3.Прогулка «Ах, березка
наша, нету тебя краше».
Формировать знание об
основных частях дерева,
их высоте и толщине.
Учить детей
восхищаться красотой
стройной золотой
берёзки.
Сентябрь
4.Экскурсия в
берёзовую рощу.
Продолжить развитие
способности детей
видеть красоту осеннего
пейзажа – березовую
рощу. Учить правилам
поведения в лесу.
Октябрь
5.Прогулка «Кленовый
листопад».
Раскрыть детям новое
понятие –
«листопад».Воспитывать
интерес к явлениям,
происходящим в
природе.
Октябрь
6.Экскурсия «Тёмный
лес, дремучий лес…»
Знакомить детей с
хвойным лесом. Учить
детей находить различия
между лиственным и
хвойным деревом (в
листочках)
Октябрь
7.Прогулка «К нашему
дубочку».
Знакомить детей с
новым деревом – дубом.
Учить видеть красоту
дубового листочка.
Сентябрь
8. Прогулка в осенний
Продолжать знакомить
Октябрь
парк
детей с многообразием
красок золотой осени.
Закрепляем понятие
«листопад».
9.Экскурсия к роднику.
Дать представление
детям о роднике.
Октябрь
10.Прогулка «Птички –
невелички».
Расширять
представление о птицах.
Воспитывать доброе
отношение к пернатым.
Ноябрь
11.Прогулка «Ёлочка –
голубая иголочка».
Показать детям зелёную
и голубую ёлочки,
увидеть отличия.
Ноябрь
12.Прогулка «Во саду
ли, в огороде?»
Закреплять знания детей
об овощах, фруктах и
ягодах.
Октябрь
13.Экскурсия «За
грибочками в лес
пойдём…»
Дать представление о
некоторых лесных
грибах и ягодах.
Знакомить о правилах
поведения с ними.
Октябрь
ЗИМА
1.Прогулка «Зимушка –
зима»
Формировать
представление о зиме, её
признаках. Вызвать
эстетическое
переживание от красоты
зимнего пейзажа,
радость от прогулки.
Декабрь
2.Прогулка в уголок
леса «В лесу родилась
ёлочка…»
Расширить
представление о дерево.
Формировать знания об
особенностях ёлки в
зимнее время года.
Декабрь
3.Экскурсия на опушку
леса.
Формировать
представления детей о
лесе в зимний период
(«лес спит»).
Декабрь
4. Прогулка «Птицы
зимой»
Углублять знания детей
о жизни птиц в зимний
период. Развивать
умение и желание
помогать им.
Январь
5.Прогулка «Белая
берёза под моим
окном…»
Расширить
представление о берёзе в
зимнее время года.
Воспитывать желание
защищать и оберегать
природу.
Январь
6.Экскурсия «Зима в
парке»
Расширять и обобщать
представления детей о
парке в зимний период.
Воспитывать интерес к
явлениям,
происходящим в
природе.
Февраль
7.Прогулка
«Следопыты»
Учить детей находить
следы птиц, зверей,
людей (детей и
взрослых) на снегу,
учить слушать зимние
звуки в уголке леса.
Февраль
8.Экскурсия «Зимой у
родник»
Расширять
представление о роднике
в зимний период.
Развивать потребность
передавать впечатление
в своей речи.
Февраль
ВЕСНА
1.Прогулка «Пришла
весна».
Изучать приметы ранней
весты. Познакомить
детей с весенним
явлением природы –
«капелью».
Март
2.Прогулка «В гости к
рябинке»
Расширять знания о
живой природе.
Закреплять знания о
снегире.
Март
3.Прогулка «Деревья в
морозный день»
Расширять знания о
растительном мире
зимой. Воспитывать
любовь к природе.
Март
4.Прогулка «Птицы
весной»
Познакомить с жизнью
птиц весной.
Воспитывать любовь и
заботливое отношение к
Март
пернатым.
5.Экскурсия в парк
«Весна – красна».
Уточнить представления
детей о парке в весенний
период. Показать
красоту природных
объектов.
Апрель
6.Прогулка «Берёзка
просыпается»
Закреплять умение
понимать зависимость
объектов и явлений, а
природе. Вызывать
радостные чувства при
наблюдении за почками
на деревьях.
Апрель
7.Экскурсия на опушку
леса.
Познакомить с
весенними явлениями
природы в лесу, около
леса. Показать, что лес –
это «многоэтажный
дом», в котором на
разных этажах живут
растения и животные,
нужные друг другу.
Учить правильно вести
себя в лесу.
Сформировать интерес к
природе, умение видеть
её красоту, желание
сохранить живое.
Май
8.Прогулка на огород.
Вести наблюдение за
работой взрослых на
огороде весной. Учить
уважать труд взрослых.
Май
9.Экскурсия в уголок
леса «Зелёный наряд
земли».
Формировать бережное
отношение к растениям.
Закреплять
представления о
растениях, их
многообразие.
Май
10.Прогулка «Во саду, в
садочке, распустились
цветочки».
Формировать
представления о
состоянии природы
весной (цветут деревья и
кустарники). Вызвать
радостные переживания
от общения с природой.
Май
11.Экскурсия на водоём.
Развивать умения
наблюдать за природой
около водоёма.
Знакомить с цветком
мать-и-мачеха.
Воспитывать интерес к
миру природы и
бережное отношение.
Апрель
ЛЕТО
1.Прогулка «Лето
красное пришло – это
очень хорошо»
Формировать
представление о
времени года – лете.
Воспитывать интерес к
объектам, явлениям
живой и неживой
природы.
Июнь
2.Прогулка «Белые и
сиреневые кружева»
Познакомить с
кустарником – сирени,
рассмотреть его
внешний вид. Прививать
любовь к красоте
родного края.
Июнь
3.Экскурсия «Ловись
рыбка, большая
пребольшая!».
Знакомить детей с
рыбками форелевого
хозяйства.
Июнь
4.Прогулка в уголок
леса.
Закрепить знания детей
о дереве и его строении
Июнь
5.Прогулка экскурсия в
летний парк.
Продолжать наблюдения
за зелёным нарядом
земли.
Июнь
6.Эксурсия «Ключик,
ключик озорной – напои
ты нас водой!».
Рассказать об
удивительных свойствах
Ключевской воды.
Июнь
7.Прогулка «Маленькие
труженики»
Познакомить с
весенними тружениками
отряда насекомых –
муравьями с их образом
жизни, условиями для
жизни. Учить заботиться
о братьях наших
меньших.
Июнь
8.Прогулка «Ромашки»
Рассмотреть знания о
цветах родного края.
Июнь
Воспитывать любовь к
родной природе.
9.Прогулка «Божья
коровка, улети на
небко…»
Познакомить с ярким
представлением отряда
насекомых – божьей
коровкой. Обратить
внимание на её внешний
вид.
Июль
10.Экскурсия на опушку
леса «Зеленый шум».
Продолжать знакомить
детей с берёзовой
рощей. Повторить
правила поведения в
лесу.
Июль
11.Прогулка «Наши
цветники»
Знакомить детей с
многообразием
цветочного мира на
участке детского сада.
Учить видеть красоту в
них.
Июль
12.Экскурсия «У
подножия Городища»
Совершить экскурсию к
природному великану –
горе «Городище»
Июль
13.Экскурсия «Речка,
реченька скажи…»
Знакомить со
свойствами воды в р.
Иргина
Июль
14.Прогулки на огород
Учить наблюдать за
ростом растений на
огороде, приучать к
труду. (прополка)
В течении лета
15.Прогулка «Дует
ветер нам в лицо…»
Повторить понятие
«ветер», Что происходит
с деревьями в ветряную
погоду.
Июль
16.Экскурсия на курорт
«Цветы лета»
Продолжить знакомить
детей с летними
цветниками. Развивать
потребность передавать
впечатление об
увиденном в своей речи.
Июль
17.Прогулка «Крапива»
Познакомить с
лекарственными
растениями – крапива, с
её лечебными
свойствами.
Июль
Воспитывать любовь к
родной природе.