Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"


Автор: Баймуратова Язиля Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, Когалым
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных математических

представлений через дидактические игры

Приходя

в

детский

садик,

ребенок

подготавливается

к

школе.

Он

учится

вести

правильный

режим

дня,

учится

вести

себя

в

социуме

коллективе, получает новые знания (практические и теоретические), которые

помогут ему в обучении в школе.

В

массовой

практике

ребенок

к

игре

привлекается

очень

рано.

Первичные формы игры появляются уже во втором полугодии первого года

жизни ребенка и связаны с развитием его ориентационного режима. Это

различные манипуляционные игры с многими предметами. В раннем детстве

(1-3

года)

игры

детей

набирают

предметные

формы.

Ребенок

учится

использовать предметы.

Под конец раннего детства, с развитием самостоятельности ребенка,

появляется

ролевая

или

творческая

игра

как

основной

тип

игровой

деятельности детей. Ролевой она называется потому, что дети пытаются в ней

выполнять роль взрослого человека. Ролевые игры есть не что иное, как

подражание серьезных занятий человеческой жизни. В них отражается, как

правило, все то, что придется делать, когда ребенок станет взрослым.

Как известно, в дошкольный период закладываются основы знаний,

умений

и

практических

навыков,

которые

необходимы

для

дальнейшего

обучения,

формируются

нравственные

черты

и

качества,

умение

детей

самостоятельно

овладевать

знаниями,

пробуждается

интерес

к

учебе,

к

творческим поискам.

В

учебном

процессе

воспитатель

предстает,

прежде

всего,

как

организатор

и

руководитель

познавательной

деятельности

учащихся.

Он

создает

такие

условия,

при

которых

дошкольники

могут

наиболее

рационально и продуктивно развивать мышление. Это необходимо делать на

основе начального курса математики, где обучение тесно связано с игрой.

Самый важный секрет игры в том, что она обязательно построена на

интересе и удовольствии. Она дарит радость и восхищение, ведь сам процесс

игры полон неожиданностей, а результат - всегда тайна. Заставить играть

невозможно, увлечь игрой можно.

Дидактическая

игра

это

форма

работы

воспитателя

и

ребенка,

которая проходит в игровой форме. Но тем не менее дает определенные

знания

и

навыки

дошкольнику.

На

мой

взгляд,

эта

форма

работы

занимательна и интереса ребенку.

Когда дошкольник начинает учить математику в школе у себя он

развивает: память, речь, воображение, настойчивость, терпение, понятие о

счете, о величине, о геометрических фигурах. Но без дидактической игры

ребенку будет сложнее овладеть этим предметом. И количество полученных

знаний будет намного ниже, нежели это проходит в игре.

Дидактическая игра дает понятию ребенку о: правилах поведения на

уроке, о статусе учителя и ученика, о использовании наглядного материала.

Дошкольник учится вести себя правильно во время учебного процесса.

Почему стоит использовать дидактические игры во время занятий по

формированию элементарных математических представлений:

1. Игра – это самая понятный вид деятельности для дошкольника;

2. Дидактическая игра формирует личность во время обучения;

3. Ребенок учится проявлять свои психологические особенности в

игрек, пробуя их проявлять и в реальной жизни;

4. Дидактическая игра способствует позитивному изменению психики

ребенка;

5. Математика дается намного легче, доступнее и понятнее.

Какие

же

проводят

воспитатели

игры

на

формирование

математических представлений?

1. Игры, связанные с числами и цифрами.

2. Игры, которые обучают ориентированию во времени.

3. Игры, которые помогают освоить ориентацию в пространстве.

4.

Игры,

которые

формируют

знания

о

ге оме т р и че с к и х

представлениях.

5. Игры, которые формируют логику в мышлении у дошкольника.

На

мой

взгляд

дидактика

в

формировании

математических

представлений

дошкольника

многогранна.

Воспитатель

всегда

может

экспериментировать и находить более успешную модель занятия во благо

дошкольникам. Это не только занятие, но это и удовольствие. Без которого

учебный процесс не сможет нести результативность.

Дидактические

игры

соответствуют

естественным

потребностям

дошкольников, поскольку сочетают в себе элементы обучения, прикладной,

репродуктивной

и

творческой

деятельности,

что

позволяет

развивать

эмоциональную

сферу

ребенка,

его

познавательные

интере сы,

интеллектуальные

и

духовные

потребности,

а

умелое

использование

игр

повышает учебную активность учащихся, интенсивность мышления, памяти,

внимания и воображения.

Дидактические игры или игровые ситуации при изучении математики

в

детском

садике

можно

использовать

на

любом

этапе

урока.

Благодаря

игровому методу к систематическому умственному труду удается привлечь

всех учащихся (даже пассивных), дать им возможность почувствовать успех,

поверить в свои силы.

Однако

всегда

нужно

помнить,

что

любая

дидактическая

игра

эффективна будет только при определенных условиях:

1. Если в ней сочетаются два элемента - познавательный и игровой;

2. Если решает определенное конкретное задание, которое под силу ее

участникам;

3.

Дидактические

игры

должны

образовывать

систему,

которая

предполагает

их

определенную

последовательность

и

постепенное

усложнение.

Для того, чтобы дидактическая игра эффективно влияла на учебную

деятельность

учащихся,

необходимо

придерживаться

соответствующих

методических требований:

- игры должны соответствовать учебной программе;

- игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень

сложными;

-

подбирать

игры

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

учащихся;

- использовать разнообразные игры;

- игры привлекающие всех учащихся класса;

- итог игры должно быть четким и справедливым.

Можно

сделать

вывод,

что

формирование

математических

представлений в дошкольном периоде является залогом обучения в школе. И

использование дидактической игры помогает воспитателю заинтересовать

ребенка к математике. Ведь дети любят играть!

Именно дидактическая игра поможет найти трудности у ребенка, а

также, не выводя из зоны комфорта, убрать их и увеличить объем навыков,

знаний и умений по математике более обширным, более объемным.

Также, на мой взгляд это должны делать не только воспитатели, но и

родители. Ведь время, уделяемое в ДОУ дидактическим играм ограничено.

Плюс

в

группах

много

детей.

Родительское

внимание

и

проведение

дополнительных математических игр, помогут ребенку усовершенствовать

свои математические способности, а также лучше подготовят к обучаемому

процессу в школе.



В раздел образования