Автор: Баймуратова Язиля Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, Когалым
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных математических
представлений через дидактические игры
Приходя
в
детский
садик,
ребенок
подготавливается
к
школе.
Он
учится
вести
правильный
режим
дня,
учится
вести
себя
в
социуме
–
коллективе, получает новые знания (практические и теоретические), которые
помогут ему в обучении в школе.
В
массовой
практике
ребенок
к
игре
привлекается
очень
рано.
Первичные формы игры появляются уже во втором полугодии первого года
жизни ребенка и связаны с развитием его ориентационного режима. Это
различные манипуляционные игры с многими предметами. В раннем детстве
(1-3
года)
игры
детей
набирают
предметные
формы.
Ребенок
учится
использовать предметы.
Под конец раннего детства, с развитием самостоятельности ребенка,
появляется
ролевая
или
творческая
игра
как
основной
тип
игровой
деятельности детей. Ролевой она называется потому, что дети пытаются в ней
выполнять роль взрослого человека. Ролевые игры есть не что иное, как
подражание серьезных занятий человеческой жизни. В них отражается, как
правило, все то, что придется делать, когда ребенок станет взрослым.
Как известно, в дошкольный период закладываются основы знаний,
умений
и
практических
навыков,
которые
необходимы
для
дальнейшего
обучения,
формируются
нравственные
черты
и
качества,
умение
детей
самостоятельно
овладевать
знаниями,
пробуждается
интерес
к
учебе,
к
творческим поискам.
В
учебном
процессе
воспитатель
предстает,
прежде
всего,
как
организатор
и
руководитель
познавательной
деятельности
учащихся.
Он
создает
такие
условия,
при
которых
дошкольники
могут
наиболее
рационально и продуктивно развивать мышление. Это необходимо делать на
основе начального курса математики, где обучение тесно связано с игрой.
Самый важный секрет игры в том, что она обязательно построена на
интересе и удовольствии. Она дарит радость и восхищение, ведь сам процесс
игры полон неожиданностей, а результат - всегда тайна. Заставить играть
невозможно, увлечь игрой можно.
Дидактическая
игра
–
это
форма
работы
воспитателя
и
ребенка,
которая проходит в игровой форме. Но тем не менее дает определенные
знания
и
навыки
дошкольнику.
На
мой
взгляд,
эта
форма
работы
занимательна и интереса ребенку.
Когда дошкольник начинает учить математику в школе у себя он
развивает: память, речь, воображение, настойчивость, терпение, понятие о
счете, о величине, о геометрических фигурах. Но без дидактической игры
ребенку будет сложнее овладеть этим предметом. И количество полученных
знаний будет намного ниже, нежели это проходит в игре.
Дидактическая игра дает понятию ребенку о: правилах поведения на
уроке, о статусе учителя и ученика, о использовании наглядного материала.
Дошкольник учится вести себя правильно во время учебного процесса.
Почему стоит использовать дидактические игры во время занятий по
формированию элементарных математических представлений:
1. Игра – это самая понятный вид деятельности для дошкольника;
2. Дидактическая игра формирует личность во время обучения;
3. Ребенок учится проявлять свои психологические особенности в
игрек, пробуя их проявлять и в реальной жизни;
4. Дидактическая игра способствует позитивному изменению психики
ребенка;
5. Математика дается намного легче, доступнее и понятнее.
Какие
же
проводят
воспитатели
игры
на
формирование
математических представлений?
1. Игры, связанные с числами и цифрами.
2. Игры, которые обучают ориентированию во времени.
3. Игры, которые помогают освоить ориентацию в пространстве.
4.
Игры,
которые
формируют
знания
о
ге оме т р и че с к и х
представлениях.
5. Игры, которые формируют логику в мышлении у дошкольника.
На
мой
взгляд
дидактика
в
формировании
математических
представлений
дошкольника
многогранна.
Воспитатель
всегда
может
экспериментировать и находить более успешную модель занятия во благо
дошкольникам. Это не только занятие, но это и удовольствие. Без которого
учебный процесс не сможет нести результативность.
Дидактические
игры
соответствуют
естественным
потребностям
дошкольников, поскольку сочетают в себе элементы обучения, прикладной,
репродуктивной
и
творческой
деятельности,
что
позволяет
развивать
эмоциональную
сферу
ребенка,
его
познавательные
интере сы,
интеллектуальные
и
духовные
потребности,
а
умелое
использование
игр
повышает учебную активность учащихся, интенсивность мышления, памяти,
внимания и воображения.
Дидактические игры или игровые ситуации при изучении математики
в
детском
садике
можно
использовать
на
любом
этапе
урока.
Благодаря
игровому методу к систематическому умственному труду удается привлечь
всех учащихся (даже пассивных), дать им возможность почувствовать успех,
поверить в свои силы.
Однако
всегда
нужно
помнить,
что
любая
дидактическая
игра
эффективна будет только при определенных условиях:
1. Если в ней сочетаются два элемента - познавательный и игровой;
2. Если решает определенное конкретное задание, которое под силу ее
участникам;
3.
Дидактические
игры
должны
образовывать
систему,
которая
предполагает
их
определенную
последовательность
и
постепенное
усложнение.
Для того, чтобы дидактическая игра эффективно влияла на учебную
деятельность
учащихся,
необходимо
придерживаться
соответствующих
методических требований:
- игры должны соответствовать учебной программе;
- игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень
сложными;
-
подбирать
игры
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
учащихся;
- использовать разнообразные игры;
- игры привлекающие всех учащихся класса;
- итог игры должно быть четким и справедливым.
Можно
сделать
вывод,
что
формирование
математических
представлений в дошкольном периоде является залогом обучения в школе. И
использование дидактической игры помогает воспитателю заинтересовать
ребенка к математике. Ведь дети любят играть!
Именно дидактическая игра поможет найти трудности у ребенка, а
также, не выводя из зоны комфорта, убрать их и увеличить объем навыков,
знаний и умений по математике более обширным, более объемным.
Также, на мой взгляд это должны делать не только воспитатели, но и
родители. Ведь время, уделяемое в ДОУ дидактическим играм ограничено.
Плюс
в
группах
много
детей.
Родительское
внимание
и
проведение
дополнительных математических игр, помогут ребенку усовершенствовать
свои математические способности, а также лучше подготовят к обучаемому
процессу в школе.