Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО


Автор: Крыгина Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр "ППСС" отделение ТРиОД "На Староникитской"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО центр «ППСС» Отделение ТРиОД «На Староникитской»

Педагог дополнительного образоания: Крыгина Ольга Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО

«Здоровье дороже золота» - вряд ли найдётся человек, который не согласится

с этим высказыванием. Здоровье человека – это самое ценное, что у него

есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому важно

сохранять и укреплять здоровье, прививать навыки здорового образа жизни с

детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования.

В современной педагогике существуют технологии, методики и приемы,

которыми может и обязан, пользоваться каждый учитель, который заботится о

воспитании здорового образа жизни своих учеников.

Как же построить современные занятия изобразительного искусства, чтобы

добиться поставленной задачи здоровьесберегающей педагогики?

Здоровьесберегающее занятие изо должено воспитывать и стимулировать у

детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от

каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать

у них позитивную самооценку. На занятии необходимо

соблюдать здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность занятия;

- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа,

творческие задания и т.п);

- оздоровительные моменты на занятии: физкультминутки, динамические

паузы;

- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж

активных точек.

Рассмотрим несколько составляющих здоровья человека формирующихся на

занятии изобразительным искусством.

Физическое здоровье. Каждый педагог на своём занятии обязан следить за

посадкой детей, т.к. осанка важна не только с эстетических позиций, но, в

первую очередь, для полного здоровья ребенка.

Развитие мелкой моторики реализуется через лепку, рисование, вырезание.

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. На занятиях

используются физкультминутки и динамические игры, которые хорошо

развивают физическое здоровье детей, повышают функциональную

деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Духовное здоровье. Духовное здоровье обучающихся на занятиях изо

заключается в восприятии произведений искусства, развитии способности

чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей

действительности. Это осуществляется через рассматривание произведений

искусства, видео экскурсии по известным музеям и галереям мира, анализ и

описание произведений искусства, изображение красоты окружающего

мира: рисование с натуры, по представлению, памяти.

Психологическое здоровье - общее состояние и функционирование

здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных

процессов, в эмоциональных реакциях, в поведении. Возможности развития

психологического здоровья на уроках изобразительного искусства:

– Выражение своего личностного отношения к произведениям художников;

- Определение композиции и материалов для выражения своей творческой

мысли;

- Вечные темы искусства: подвиг, материнство, Родина красота и др.;

- Изучение биографии художников;

- Задания типа: «Интерьер комнаты младшей сестренки», «Молодое

поколение – за мир!», «Планета Земля – наш общий дом» и др.

На занятиях ИЗО педагогу необходимо обращать внимание детей на

соблюдение правил техники безопасности, создавать микроклимат

доброжелательности, условия успеха, использовать карточки рефлексии и

т.д. Занятия изобразительным искусством дают возможность переключения

учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более

активную и эмоциональную.

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

1. Санитарно-гигиенических:

А) - свежий воздух;

- проветренное помещение;

- соответствующее освещение;

- влажная уборка;

- озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на занятиях ИЗО – столы и

Мольберты по возрасту. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время занятия.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

2. Психологических:

-создание эмоционального положительного фона в обучении,

общении;

- учет психического и физического здоровья ребенка;

психологических особенностей группы;

- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенку;

- использование чередования интенсивности в обучении и

релаксации.

3. Здоровьесберегающие компоненты:

- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

- применение игровых моментов с движениями учащихся;

- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,

руки и т.д.);

- ранжирование учебного материала занятия по степени сложности,

новизны, актуальности;

- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

- плотность занятия: количество времени затраченного на учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

- темп завершения Занятия спокойный, учащиеся должны иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов

национального богатства любого государства. Правильно

организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно

проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии

учащихся, в формировании их мировоззрения.

Литература:

1.

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в

Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты /

И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, No1.

2.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/

Воспитание школьников. 1999,No1.

3.

Дополнительное образование как система технологий сохранения и

укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, –

Оренбург, 2001.

4.

Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии

в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003



В раздел образования