Напоминание

"Определение научного понятия"


Автор: Валентина Владимировна Бурова
Должность: МБОУ "Балахтинская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ф.М. Каткова"
Учебное заведение: МБОУ "Балахтинская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ф.М. Каткова"
Населённый пункт: Красноярский край, пгт Балахта
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка по формированию читательской грамотности
Тема: "Определение научного понятия"
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий урока

1. Фамилия, имя, отчество автора Бурова Валентина Владимировна

2. Место работы МБОУ «Балахтинская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ф.Л.

Каткова, Балахтинский район

3. Должность учитель

4. Класс 6 (шестой)

5. Предмет русский язык

6. Используемый УМК М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

7. Тема урока: Определение научного понятия

8. Место урока в теме и в программе по предмету: это один из уроков развития речи раздела

«Речь. Стили речи». Урок изучения нового материала. Предварительно обучающимися изучены

темы: «Разграничение деловой и научной речи», «Характеристика научного стиля», в рамках

этих уроков работали с готовыми текстами научного стиля и создавали их сами. А также в 5-

ом классе при изучении темы «Тематические группы слов» ребята получили первоначальные

представления о родовых и видовых понятиях.

9. Цель, прописанная через результат

Учащиеся будут знать: алгоритм построения научного определения: термин, родовое понятие,

видовые признаки.

Учащиеся будут уметь (демонстрировать): отличать родовое понятие от видового признака;

используя схему построения логического определения, строить определения научных понятий

из

разных областей школьной программы.

10. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных

результатов: самостоятельно выполненные упражнения из учебника и задание карточки: 1)

подбор к родовым понятиям видовых; 2) подбор к видовым понятиям родовых; 3) обозначение

терминов, родовых понятий и отличительных признаков видовых понятий в выписанных из

толкового словарика учебника примерах определений лексического значения; 4) составление

определений

научных

понятий

по

алгоритму.

Нахождение

и

исправление

ошибок

в

самостоятельно построенных научных определениях.

На уроке используется система накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение

всего урока:

- за каждое правильно подобранное видовое понятие к родовому - 1 б. (максимальное кол-во

баллов - 10);

- за каждое правильно подобранное родовое понятие к видовому - 1 б (максимальное кол-во

баллов – 4);

- за правильное обозначение разными линиями в готовом научном определении термина,

родового понятия и видового признака – за каждое определение по 2 б. (максимальное кол-во

баллов – 6);

- за каждое правильно составленное по схеме определение научного понятия – 2 б.

(максимальное кол-во баллов – 12); за каждую ошибку снимается 1 балл.

- за каждую замеченную и исправленную ошибку в составленных определениях научных

понятий – 2 балла;

- за три правильных ответа с места — 1 балл.

Оценочный лист

«5» - 32 и более б.

«4» - 28 -31 баллов

«3» - 18 – 27 баллов

«2» - 17 и меньше баллов.

11. Описание урока/фрагмента урока

Действия учителя

Действия/предполагаемые

ответы обучающихся

Отведён

ное

время

1.Организа

ционный

этап

Приветствие. Включает в деловой

ритм (меняет тетради, запись даты на

доске).

Приветствие.

Подготовка

учебных

принадлежностей.

Записывают в тетради дату.

1мин.

2.Актуализ

ация

знаний.

Актуализа

ция знаний

(выявлени

е места и

причины

затруднени

я)

Задаёт вопросы:

Какой стиль речи мы с вами изучали

на предыдущем уроке?

В чём заключается задача научного

стиля речи?

Где чаще всего вы, ученики,

встречаетесь с текстами научного

стиля?

Что

вам

приходится

заучивать

наизусть

по

разным

учебным

предметам?

Можете ли вы назвать

понятия,

с

которыми

вы

познакомились на уроках русского

языка,

литературы,

математики,

биологии, географии, истории.

Можете ли вы дать определения этих

понятий, т.е. вам нужно ответить на

вопрос: ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

Слушая

ответы

детей,

по

мере

необходимости

демонстрирует

правильную формулировку понятий.

Задаёт вопросы:

Отличаются

ли

некоторые

мои

определения от данных вами? Чем?

Какие определения построены

правильно? Анализирует, почему

формулировки обучающихся не

всегда соответствуют научным.

Отвечают на вопросы,

высказывают разные точки

зрения.

Перечисляют понятия

Дают определения научных

понятий, зачастую используя

прием сравнения или типа:

……. это то, что ……

……..это когда……….

Отвечают на вопросы,

соглашаются с тем, что часто в

определениях есть ошибки.

3 мин.

3.Постанов

ка учебной

задачи

Беседа с использованием проблемных

вопросов:

Что же мы должны узнать, чему

научиться, чтобы давать правильное

определение научного понятия (далее

ОНП)?

А мы это знаем?

Так что же нам необходимо изучить на

сегодняшнем

уроке,

в

чем

наша

задача?

Для чего нам это нужно?

Какой, по-вашему, должна быть тема

сегодняшнего урока?

Запишите тему урока в тетрадь.

Принимают участие в беседе,

отвечая на вопросы

Формулируют

и записывают в тетрадь тему

урока.

2 мин.

4.Первичн

ое

усвоение

новых

знаний

Нам остаётся выяснить, как должно

быть

правильно

построено

ОНП.

Рассмотрим

правильно

построенное

определение.

Возьмем

для

этого

научное определение слова квадрат из

«Словаря

юного

математика»

и

запишем его.

Квадрат

четырёхугольник,

у

Находят

в

словаре

слово

«квадрат»,

читают

его

определение и записывают в

11 мин.

которого все стороны и углы равны.

Задаёт

вопросы:

сколько

частей

включает в себя это определение? Что

это за части? Обозначьте их.

Организует

работу

по

пониманию

теоретического

материала

учебника

(стр.83 -84):

- каждое понятие имеет свое название-

термин. Определяемое понятие входит

в

более

широкое

родовое.

Сообщаются отличительные видовые

признаки, по которым данное понятие

отличается

от

других

подобных

понятий. Сколько может быть видовых

признаков?

При составлении схемы (модели) ОНП

концентрирует

внимание

обучающихся

на

том,

чем

будут

выражены

в

определении

термин,

родовое

понятие,

отличительный

видовой признак.

Обращает

внимание

на

типичные

ошибки,

которые

допускаются

обучающимися при составлении ОНП:

отсутствие родового понятия,

родовое понятие указано неправильно,

указаны

несущественные

видовые

признаки.

Предлагает

для

рассмотрения

несколько примеров ОНП с ошибками.

Например: 1.Стихотворение – это

когда в рифму. 2.Остров – часть

суши. 3.Приставка – это то, что

стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.

тетрадь.

Анализируют

готовое,

правильно

составленное

определение

понятия.

При

возникновении

затруднений

обращаются

к

лингвистическому тексту §23

учебника.

По

окончании

чтения

рассказывают о том, что узнали

нового о научном стиле речи и

о том, как строится логическое

определение.

Отвечают на вопрос (ОДИН).

Совместно с учителем строят

схему

определения

научного

понятия:

ТЕРМИН

(1слово)

=

РОДОВОЕ

ПОНЯТИЕ

(имя

сущ.

в

И.п.

или

словосочетание) + ВИДОВОЙ

ПРИЗНАК

(причастный

оборот,

придаточная

часть

СПП,

определение).

Исправляют с опорой на схему

ошибки

в

ОНП

1-ом

отсутствует родовое понятие.

Во 2-ом не указан видовой

признак. В 3-ем неправильно

указано родовое понятие)

5.Первичн

ая

проверка

понимания

При

необходимости

организует

повторение

родовых

и

видовых

понятий.

Консультирует

обучающихся

по

вопросам (по мере необходимости).

Выполняют задания упр. 218-

219, 221 учебника (стр.83) (см.

Приложение 1)

Задают вопросы для уточнения

12 мин.

6.Первичн

ое

закреплени

е

Создает условия для индивидуальной

и

групповой

работы

с

целью

первичного закрепления.

Самостоятельная работа по тексту

упр.222 и карточке (см. Приложение

2) с взаимопроверкой в малых

группах.

Выполняют

задание

по

составлению

определений

из

разных

областей

школьной

программы. Работают в малых

группах,

проверяя

составленные ОНП по эталону

(см.

Приложение

3)

и

выставляя баллы в соответствии

с критериями, записанными на

доску.

12 мин.

7.Информа

ция

о

домашнем

задании,

инструкта

ж по его

выполнени

ю

Записывает на доску и комментирует,

как выполнить домашнее задание:

- выучить правило §23, знать наизусть

схему

построения

ОНП.

Найти

в

тексте упр. 226 ошибки в построении

определения

понятий.

Записать

примеры в исправленном виде.

Записывают

задание

в

дневники, при возникновении

непонимания, задают вопросы.

1 мин.

8.Рефлекси

я

(подведени

е

итогов

занятия)

Чем мы сегодня занимались? Что

узнали нового? Чему научились? Как

вы думаете, в жизни пригодится вам

тема,

изученная

нами

сегодня?

Исходя

из

ситуации,

предлагает

ситуацию:

- Вы на уроке географии. Нужно

рассказать об Эвересте. С чего вы

начнёте ответ? Подводит к мысли, что

начать нужно с определения научного

понятия, т.е. ответить на вопрос, что

такое

Эверест.

Чтобы

получить

хорошую

оценку,

нужно

уметь

правильно давать определение любому

понятию.

Следовательно,

наша

сегодняшняя тема нужна на каждом

уроке.

Следующая

ситуация.

Вы

поступили

на

работу

продавцом-

консультантом в салон сотовой связи.

К вам пришли покупатели, которые не

знают, что такое MMS. Чтобы точно

объяснить,

вы

должны

правильно

построить свою речь. А это возможно

лишь в том случае, если вы дадите

определение, что такое MMS.

А теперь, как вы ответите на тот

самый вопрос?

Закончите высказывания (на доске)

Я вспомнила, что…

Я узнала…

Я поняла…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…

Благодарит обучающихся за работу на

уроке.

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос, возможно,

придут к мысли, что нужно

рассказать прежде всего, что

такое Эверест.

Отвечают повторно на вопрос,

возможно, внеся коррективы.

Учащиеся

произносят

законченные высказывания.

3 мин.

12. Перечень дидактических материалов:

Приложение 1. (из учебника «Русский язык. 6 класс» Под ред. М.М. Разумовской [и др.])

Упр. 218

К данным родовым понятиям подберите видовые. Запишите термины.

1) Значимые части слова:

2) Типы речи:

3) Стили речи:

4) Геометрические фигуры:

5) Числа:

(Критерии оценивания: за все правильно подобранные видовые понятия к каждому из родовых -

2б., т.е. за задание – 10 б.).

Упр. 219

К данным видовым понятиям подберите родовые.

1) Словообразование, морфология, синтаксис — это ... .

2) Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство — это ... .

3) Гласные и согласные — это ... .

4) Точка, запятая, тире, двоеточие — это ... .

(Критерии оценивания: за каждое правильно подобранное родовое понятие – 1б., т.е. за задание –

4б.).

Упр. 221

Спишите определения понятий. Подчеркните термин одной прямой чертой, родовое понятие —

двумя, отличительный признак — волнистой линией.

1) Прямая речь — это (что?) речь какого-либо лица, (какая?) передаваемая без изменений.

2) Экватор — это (что?) географическая параллель, (какая?) которая находится на одинаковом

расстоянии от обоих полюсов.

3) Барометр — (что?) прибор (какой?) для измерения атмосферного давления.

(Критерии оценивания: за правильное указание в готовом ОНП термина, родового понятия и

видового признака – за каждое определение по 2 б., т.е за задание – 6.).

Приложение 2.

Упр. 222 (из учебника «Русский язык. 6 класс» Под ред. М.М. Разумовской [и др.])

Постройте определения следующих лингвистических понятий:

фонетика, подлежащее,

суффикс.

Подберите к каждому из них родовое понятие; для выражения отличительного признака

используйте предложение со словом который; подчеркните, как указано в предыдущем

упражнении, части определения понятий.

Карточка №1

Распределите по порядку части логического определения, чтобы получилось ОНП, составленное

по схеме.

Подчеркните термин одной прямой чертой, родовое понятие — двумя, видовой

отличительный признак — волнистой линией.

1. Который был лишен всех прав; являлся собственностью господина; человек в

рабовладельческом обществе; раб.

2. Лес; растущих на большом пространстве; множество деревьев

.

3. Крупное хищное млекопитающее; с длинной шерстью и толстыми ногами; медведь.

(Критерии оценивания: за каждое правильно составленное по схеме ОНП – 2 б. (максимальное

кол-во баллов – 12); за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.

Приложение 3.

Эталон

Упр. 222

1.

Фонетика

- раздел языкознания (лингвистики), в котором изучаются звуки речи.

2.

Подлежащее

– главный член предложения,

который обозначает, о ком или о чём

говорится в предложении.

3.

Суффикс –

значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования

новых слов.

Карточка №1.

1. Раб -

человек в рабовладельческом обществе, который был лишен всех прав.

2. Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве.

3. Медведь – крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

13. Оснащение урока:

-лингвистические тексты и упражнения учебника «Русский язык.6 класс» под редакцией М.М.

Разумовской;

- энциклопедический словарь юного математика под редакцией А.П. Савина;

- карточка для выполнения самостоятельного задания.



В раздел образования