Автор: Якубенко Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Терехинский детский сад"
Населённый пункт: п.Терехино, Новокузнецкого района, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Становление осознанного правильного отношения к природе детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
УДК 373.
2
О.В Якубенко
воспитатель
МБДОУ «Терёхинский детский сад»
Новокузнецкий муниципальный район
O.V. Yakubenko
educator
MBPEI Tereshinski kindergarten
Novokuznetsk municipal district
E-mail: olesyayakubenko@ yandex
Становление осознанного правильного отношения к природе детей
дошкольного возраста
Becoming conscious of the correct attitude to nature in children of preschool
age
Статья посвящена актуальной проблеме интеграции в дошкольном возрасте
усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш
воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
The article is devoted to an actual problem of integration of preschool age
assimilation of basic environmental knowledge most productively, as the baby
perceives the nature very emotional, like something alive.
Ключевые
слова:
экология,
экспериментирование,
экологическая
тропа,
экологическое воспитание дошкольников.
Keywords:
ecology,
experimentation,
trail,
ecological
education
of
preschool
children.
Мир, окружающий ребёнка-
это, прежде всего Мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического
воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к
природе?
Именно
в
дошкольном
возрасте
усвоение
основ
экологических
знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу
очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка
огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и
загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы
определили
приоритетное
направление
работы
– экологическое
воспитание дошкольников.
Для этого в ДОУ был создан экологический центр, который состоит
из экологической тропы и экологического уголка, а так же разработаны
дополнительные
общеразвивающие
программы
«Экология
и
дети»,
«Экспериментирование
при
ознакомлении
дошкольников
с
окружающим
миром».
К
организации
экологического
центра
были
привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться
вне семьи, безе поддержки и положительного примера.
Экологическая
тропа
выполняет
познавательную,
развивающую,
эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая ее, мы старались
использовать как можно больше интересных объектов. Маршрут этой
тропы предусматривает следующие объекты:
1.
Участок
леса
с
хвойными
и
лиственными
деревьями;
кустарниками разных видов – для наблюдения за деревьями в разное
время года, сравнения их между собой.
2.
Цветник с однолетними и многолетними цветами различных
семейств
и
сортов
–
для наблюдение
за
цветами:
биологические
особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам
ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
3.
Огород,
на
котором
воспитанники
вместе
с
педагогами
выращивают различные овощи, пряные травы – дать понятие о том, что
необходимо обрабатывать почву (рыхлить, копать), о правилах посадки
семян, наблюдении за ростом растений.
4.
Сад, в котором растут плодово-ягодные кустарники.
5.
Луг с полевыми цветами – для знакомства и наблюдения за
дикорастущими цветами.
6.
Ягодная
полянка
-
это
ограниченная
территория,
где
посажена клубника и земляника. Эта зона знакомит детей с правилами
посадки и ухода за ягодами (полив, рыхление, мульчирование, обрезка
усов, размножение).
7.
Участок с лекарственными растениями необходим для того,
чтобы
показать
детям
разнообразие
лекарственных
растений. Их
биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей
создания аптекарских огородов в России, также знакомятся с этапами
роста
и
созревания
растений-целителей,
закрепляют
знания
о
их
ценности для здоровья.
8.
«Альпийская
горка»
- дать детям знания о составляющих
частях «альпийской горки»
где сочетаются объекты живой и неживой
природы.
9.
Метеостанция
- площадка для организации, наблюдений и
изучения явлений природы (осадки, направление ветра, температура).
10.
«Птичья столовая» - для знакомства и наблюдения детей за
повадками,
условиями
жизни,
пользе
птиц
на
Земле;
развивать
познавательную способность дошкольников.
Недалеко от ДОУ протекает р. Томь, которая используется при
изучении экосистемы «Река». Проводятся наблюдения за рекой в разные
временные
отрезки
(весна,
лето,
осень,
зима).
Слушаем
шум
воды,
пение птиц. Очищаем берег от мусора, собираем природный материал
для экспериментирования и поделок.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют,
экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть
то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.
Экологический уголок организован в отдельном помещении ДОУ.
Для
организации
продуктивной
деятельности экологического
содержания созданы
картотеки
моделей
для
изодеятельности,
собран
природный
материал
для
конструирования,
атрибуты
д ля
нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов. На
полочках
для
детского
исследования
размещаются
самые
разные
природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так
далее.
Для
организации
игровой
и
коммуникативной
деятельности
в уголке подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников
с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые, дидактические игры
экологической направленности.
Познавательно-исследовательская
деятельность
играет
большую
роль
для
развития
познавательного
интереса
дошкольников
и
их
творческой
активности.
Для
организации
детской
исследовательской
деятельности в природе, создан уголок Ученого Кота. Даже дети первой
младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты.
Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все
это вызывает у детей особый интерес.
Детское
экспериментирование
обеспечивает
детям
не
только
осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и
дает
возможность
практически
освоить
элементарные
навыки,
необходимые
для
организации экологически грамотного
ухода
за
выращиваемыми растениями.
Музыкально-художе ственная
деятельно сть экологического
содержания наиболее
полно
отражается
в
детских
праздниках и
тематических выставках. Проведение таких мероприятий способствует
формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на
планете, воспитывает бережное отношение к природе.
Условия, которые были созданы нами, способствовали тому, что у
детей повысился интерес к природе. Знания детей природоведческого
характера
достигли
того
уровня,
при
котором
они
могут
сравнить,
обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у
них
сформирован
свой
стиль
поведения
и
деятельности
в
природе,
значительно
повысился
уровень
их
экологической
воспитанности,
который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к
природе.
По итогам мониторинга на конец года выявления отношений детей
к
природе
у
70%
воспитанников
был
выявлен
первый
уровень
(высокий).
По
методике
выявления
экологической
воспитанности
в
дошкольном
возрасте
первый
уровень
(высокий)
выявлен
у
75%
воспитанников,
у
25%
второй
уровень
(средний).
Что
дает
право
работать в данном направлении до полного достижения положительных
ожидаемых
результатов
у
всех
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения.
Цель экологического образования - это формирование человека с
экологическим
сознанием,
способным
осознавать
последствия
своих
действий по отношению к окружающему миру и умеющего жить в
гармонии с природой. И предлагаемая нами концепция экологического
воспитания детей дошкольного возраста направлена на формирование
научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-
нравственного отношения к окружающему миру. Что и соответствует
Федеральным
Государственным
Образовательным
Стандартам
Дошкольного
Образования,
а
так
же
диктует
организацию
педагогического
процесса
в
ДОУ.
И
не
противоречит
воспитанию
экологически
грамотного
поколения
без
ущерба
для
здоровья
дошкольника.
А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается
любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Литературы
1.
Куликовская,
И.
Э.
Детское
экспериментирование
[Текст]
/
И.
Э.
Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России,
2011.- 79 с.
2.
Маханева,
М.
Д.
Экология
в
детском
саду
и
начальной
школе.
Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 171
с.
3.
Николаева,
С.
Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников
[Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
4.
Токарев
А.
А.
Обучение
и
воспитание
экологической
культуре
детей
дошкольного
возраста
в
ДОУ
[Текст]
/
А.
А.
Токарев
//
Проблемы
и
перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г.
Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 53-61.