Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Искусство Эмиля Гилельса - одно из феноменальных явлений в мировой пианистической культуре xx века
Раздел: дополнительное образование
Международное СМИ Центра
АРТ – образования
статья
«Искусство Эмиля Гилельса – одно
из феноменальных явлений в
мировой пианистической культуре
XX века»
Исаева Елена Николаевна
преподаватель
МБУДО «Детская музыкальная
школа 40»
г. Нвокузнецк, Кемеровская область
- Кузбасс
1
Искусство Эмиля Гилельса – одно из
феноменальных явлений в мировой
пианистической культуре ХХ века.
(1916 – 1985)
Эмиль Григорьевич Гилельс, - советский пианист, музыкальный педагог,
родился 19 октября 1916 года в Одессе, в семье рабочего. Мать была
домохозяйкой и занималась воспитанием сына, и именно ей удалось
привить мальчику любовь к искусству. В доме стояло фортепиано.
Его первым преподавателем был Яков Ткач, который разглядел масштабы
дарования своего ученика, и с самого начала приучил его к регулярной
самостоятельной работе.
Педагог впоследствии отзывался о том наборе профессиональных задатков,
которыми одарила Гилельса природа: «У него от рождения были руки, по
которым можно распознать будущего гениального пианиста. Так же
сочетание абсолютного слуха и исполнительского чутья позволило
дарованию создать свой неповторимый стиль». И в 8 лет Эмиль поступил в
Одесский музыкальный техникум, а в 13 дал первый сольный концерт.
В 14 лет он был зачислен в класс Берты Михайловны Рейнгбальд в
Одесскую консерваторию. В 16 лет Гилельс принял участие в Первом
всесоюзном конкурсе музыкантов - исполнителей. Один из биографов
Гилельса писал: «Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил, и,
упрямо сжав губы, заиграл. Люди застыли в неподвижности. А оттуда шел
могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их подчиняться
исполнителю. Устоять перед этой силой было невозможно, а после
финальных звуков все ринулись к эстраде. Не по правилам аплодировали
слушатели, жюри. И только один человек стоял невозмутимо и спокойно, –
это был сам исполнитель". Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал
знаменит на всю страну.
После окончания Одесской консерватории пианист поступает в
Московскую консерваторию по классу исполнительства.
2
Его педагогом и наставником был Генрих Нейгауз. Получая образование в
Москве, виртуоз становится лауреатом всех крупных конкурсов страны и за
рубежом. В гастрольный тур входили сотни городов Советского Союза. Он
выступал с самыми прославленными дирижёрами и оркестрами мира, и стал
одним из первых советских музыкантов и первым пианистом страны,
который выступил в Соединенных Штатах Америки.
В 1938 году Эмиль Гилельс начал преподавать в Московской консерватории.
Он прошел по всем ступенькам педагогической лестницы, от ассистента в
классе Генриха Нейгауза до профессора Московской консерватории. Педагог
воспитал немало талантливых пианистов, много лет возглавлял
пианистическое жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Неповторимый музыкальный почерк,
стиль.
Трактовку музыкальных произведений Гилельса можно описать как
энергичную, направленную на создание воодушевляющего и
жизнеутверждающего настроения у слушателей. Так же ему были присущи
сдержанность, точность и напористость. Стиль игры Гилельса
величественный, торжественный являлся отражением его непростой, но
героической эпохи - эпохи грандиозных строек СССР, зарождения крупных
промышленных предприятий. Так же суровость того времени, в том числе и
Великая Отечественная война, в годы которой искусство Гилельса
вдохновляло и звало к победе, где он выступал перед тысячами солдат на
фронте, - всё это отразилось на его специфическом музыкальном почерке.
Его стиль остается современным и в настоящее время, поскольку именно
сейчас не хватает той мощи, грациозности и точности соблюдения всех
нюансов в прочтении шедевров прошлых столетий, которым отличалось его
исполнение.
Незабываемая гилельсовская черта - лиризм. Рояль его всегда мягок,
певуч, всегда дарит теплом "от сердца к сердцу". Потрясающим был звук
пианиста. Эмиль Григорьевич говорил: "Вопросы звучания, градации звука
всегда меня увлекали. Я любил вслушиваться в длящееся звучание. Любил
по-разному брать одновременно извлекаемые звуки. Любил играть аккорды,
освобождая по очереди каждую клавишу и вслушиваясь в угасающие тона...
3
Любил добиваться нужного легато в звуковой линии – самое трудное в
фортепианной игре... Любил искать разные звуковые краски, не
нагромождая звучности, следил за благородством звучания». Но в первую
очередь, когда он начинал разучивать произведение какого-либо
композитора, старался понять, изучить душу этого композитора. А после
первого ознакомления решал, брать это произведение дальше в свой
репертуар или нет. Так же на его стиль исполнения повлияли
индивидуальные черты собственного характера. Известный музыкант
Спиваков как-то спросил Гилельса, отчего его музыка столь строга. На что
пианист ответитил: «Люди не очень добры».
Вся жизнь Гилельса – это работа. Каждая минута ее отдана музыке. Он
хотел изучить всю фортепианную литературу. Гилельс обладал огромным
репертуаром. Он играл музыку разных эпох и стилей, исполнял
произведения как своих современников, таких как Д. Шостаковича, С.
Прокофьева, так и И.С. Баха, и Фредерика Шопена. Наследие артиста
включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи борокко и
до творчества композиторов XX века.
Эмиль Гилельс скончался в конце восьмидесятых годов, не дожив всего
несколько лет до распада Советского Союза - той страны, которая воспитала
его, и которую он прославил своей деятельностью. Он был любимым
исполнителем трёх правителей этой державы: И.В. Сталина, Н.C. Хрущёва и
Л.И. Брежнева. И.В Сталин, например, мог в любое время дня или ночи
вызвать его к себе.
12 сентября 1985 года Эмиль Григорьевич дал в Хельсинки последний
концерт. Через месяц, 14 октября он скоропостижно скончался в Москве.
В 2016 году широко отмечалось столетие со дня рождения пианиста. В
Московской консерватории установлен бюст великого музыканта.
Мемориальная доска установлена на доме на Тверской улице, где с 1950
по 1985 гг. жил Эмиль Гилельс.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат
ленинской премии СССР и Сталинской премии первой степени, почетный
член Королевской академии "Санта - Чечилия", обладатель золотой медали
города Парижа, бельгийского ордена Леопольда I – это лишь часть званий и
наград Э. Г. Гилельса.
4
5